The results of the research can be used in personnel management of
government and private organizations.
Key words: dynamics, conditions, resources, subject, career.
References
1. Tolochek V. A. Problema stiley v psikhologii: istoriko-teoreticheskiy analiz (Style problem in psychology: historical and theoretical analysis). Moscow, 2013. 320 p. (in Russian).
2. Taylor Sh. E. Health Psychology. N. Y., 1995. 342 p.
УДК 159.92
3. Tolochek V. A., Zhuravleva N. I. Dinamika aktualizatsii resursov sub»ekta naprotyazhenii professional 'noy kar 'ery (Dynamics of mainstreaming subject resources during professional career). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal). 2014, vol. 35, no. 6, pp. 87-103 (in Russian).
4. Tolochek V. A. Sopryazhennayaprofessional'naya kar 'era sub»ekta: konteksty i izmereniya (Conjugated subject's professional career: contexts and measurement). Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie (Human. Community. Management). 2011, no. 2, pp. 48-61 (in Russian).
САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
А. В. Зобков
Зобков Александр Валерьевич - кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и педагогической психологии, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Россия
E-mail: [email protected]
Саморегуляция субъектами учебной деятельности составляет одну из психолого-акмеологических проблем современной психологии и акмеологии. В статье раскрываются особенности учебной деятельности как организуемой и регулируемой самим учащимся. Учебная деятельность рассматривается как важнейшее психолого-акмеологическое средство по формированию личностных компонентов саморегуляции деятельности на различных этапах обучения в школе и вузе. Дается определение саморегуляционного типа обучения, ставится задача его формирования и изучения компонентной структуры саморегуляции учебной деятельности на объективно-психологическом, собственно психологическом и интегративно-психологическом уровнях анализа деятельности.
Ключевые слова: субъект, саморегуляция, учебная деятельность.
К постановке проблемы
Цель образования на всех его уровнях заключается не только в том, чтобы передать учащимся знания, умения и навыки, но и в том, чтобы помочь становлению их личности, облегчить процесс социализации, подготовить выпускника школы, вуза к эффективному взаимодействию с реальным миром. В современных условиях в общеобразовательной и в высшей школах невозможно научить «всему и сразу», необходимо менять и сущность, и структуру образования. Среди задач учреждений профессионального образования основной является осознание необходимости создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.
В самосовершенствование личности учащегося входит и процесс саморегуляции субъектом учебной деятельности.
Усвоение школьником, студентом тех или иных знаний в процессе учебной деятельности начинается с творческого преобразования усваиваемого ими материала, что следует связать с их проявлениями самостоятельности и инициативности в деятельности. Можно предположить, что последнее непосредственно связано с целеосу-ществлением деятельности, лежащим в основе саморегуляции субъектом, которое проявляется на объективном уровне деятельности.
Теоретические знания, понимаемые как единство содержательного абстрагирования, обобщения и накопления теоретических понятий, составляющих содержание учебной деятельности, могут возникнуть в сознании учащегося лишь как следствие его собственной деятельности и активности. Однако следует заметить, что сам процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков, а также процесс формирования учащимся саморегуляции деятельности происходит лишь в результате совпадения активности обучающего и обучаемого, т. е. при субъект-субъектной системе обучения. Вероятно, следует утверждать, что именно такая система обеспечивает формирование у учащегося саморегуляционного типа обучения. При саморегуляционном типе обучения оно контролируется и регулируется самим учащимся, позволяя ему осуществлять выход за пределы заданного (самомотивация) преподавателем учебного материала, проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных заданий, оно подразумевает активное целеосуществление в условиях непосредственного взаимодействия с преподавателем и другими учащимися.
В культурно-исторической теории Л. С. Выготского совместная деятельность рассматривается как одно из основополагающих условий
© Зобков А. В., 2014
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
социализации ребёнка [1]. Благодаря взаимодействию с другими людьми развивающийся человек не только более успешно овладевает знаниями, умениями, навыками, но и осознает основания своих действий, поскольку, аргументируя свою точку зрения, уясняет существенные связи в исследуемом объекте, рефлексирует содержание учебной деятельности и, таким образом, постепенно формирует в своём сознании складывающуюся систему психической саморегуляции деятельности. В связи с этим ставится вопрос о включении в диагностический инструментарий саморегуляции учащимся учебной деятельности коммуникативных показателей саморегуляции. Заметим, что коммуникативный компонент саморегуляции субъектом учебной деятельности до сих пор не рассматривался в качестве компонента саморегуляции деятельности.
В исследованиях В. Я. Ляудис [2] отмечено, что совместная продуктивная деятельность активизирует процессы целе- и смыслообразования, являющиеся главным условием успешности учебной деятельности, личностного роста субъектов учебного взаимодействия, что, следует заметить, служит важнейшей предпосылкой формирования саморегуляционного типа обучения.
Характеристики саморегуляционного типа обучения
Мы рассматриваем учебную деятельность как организуемую и регулируемую самим учащимся, в которой можно выделить особенности.
Учебная деятельность направлена «на саму себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата - освоения нового для обучающегося опыта в виде знаний, умений и навыков, развития способностей, формирования компонентов, обеспечивающих потребностное состояние познавательно-творческой активности в течение всей жизни, позволяющих осуществлять саморегуляцию деятельности. Именно в этом состоит основное отличие учебной деятельности от других видов
- практической, научной, художественной и т. д., где итогом является получение «внешнего» по отношению к субъекту результата - материального или духовного. Отметим, что в любой деятельности имеет место определённая совокупность качеств и свойств личности, определяющих саморегуляцию субъектом деятельности. В связи с этим можно говорить о том, что на каждом возрастном этапе психического и личностного развития человека выделяются свои психологические компоненты саморегуляции деятельности, которые позволяют субъекту оптимально адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, достигать акме-результата в деятельности.
Учебная деятельность способствует освоению других видов человеческой деятельности
- практической, познавательной, ценностно-ори-
ентировочной, эстетической. Она должна быть направлена в значительной мере на овладение деятельностями через посредство усваиваемых знаний, овладение основами человеческой культуры. В связи с этим отметим, что умения, определяемые как способности выполнять ту или иную деятельность (и действия), являются высшей, психолого-акмеологической целью учебной деятельности.
Учебная деятельность имеет черты парадоксальности, заключающиеся в том, что, хотя она постоянно инновационна, направлена на освоение нового для обучающегося опыта, цели ее определяются извне - учебным планом, программой, преподавателем и т. д. Инновационность учебной деятельности и в то же время ограниченность свободы выбора учебных дисциплин, отсутствие или ограниченность собственного целеполагания у учащихся создают проблемы в обучении. Однако заметим, что саморегуляционный тип обучения вносит в содержание учебной деятельности инновационную, творческую направленность, собственное целеполагание, что и обусловливает психолого-акмеологическое развитие личности учащегося.
Саморегуляция субъектами учебной деятельности составляет одну из психолого-акмео-логических проблем современной психологии и акмеологии. Обучающийся, привыкший действовать «по указке», в дальнейшем, по окончании той или иной ступени образования, при переходе к профессиональной деятельности, в условиях свободы выбора, зачастую теряется, проявляя несамостоятельность и безынициативность.
Обоснованно можно говорить не о формировании учебной деятельности вообще, а о саморегуляции субъектами этого процесса. Саморегуляционный тип обучения может быть соотнесён в содержательном плане с качественными характеристиками или уровнями сформирован-ности учебной деятельности. В связи с этим перед преподавателями стоит задача сформировать саморегуляционный тип обучения. Заметим, что преподаватель, как правило, ориентирован на внешние, количественные данные и не может конкретизировать свои требования к учащемуся и его родителям по формированию субъектных компонентов саморегуляционного типа обучения. Так, обычно преподаватели говорят о внимательности, усидчивости, старательности, красивом почерке и т. д. Разумеется, эти черты личности способствуют успешности обучения, однако умение учиться является комплексным психолого-акмеологическим показателем уровня сформированности самостоятельности и способности субъекта деятельности к саморегуляции. Оно может соответствовать степени освоенности содержания учебной деятельности, т. е. проявляться и диагностироваться по соответствующим критериям или уровню сформированности саморегуляционного типа обучения, который включает
302 Научный отдел
уровень сформированности связанных с учебной деятельностью психических новообразований [3].
Субъект учебной деятельности, способный к ее эффективной саморегуляции, формируется в процессе возрастного развития. На процесс и результат учебной деятельности влияет возрастная сензитивность: преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может быть недостаточно эффективным. Мы полагаем, что переходный периодом - от среднего к старшему подростковому возрасту - является сензитивным для формирования саморегуляционного типа обучения, когда происходит активное развитие самооценки и в целом самосознания учащегося.
Имеет смысл говорить о разных «наборах», о разных комплексах психолого-акмеологических характеристик, актуально развивающихся и преобладающих у конкретной группы испытуемых на индивидно-деятельностном уровне, в личностной сфере, на субъектном уровне. Возникает вопрос, на какие психолого-акмеологические особенности субъекта учебной деятельности следует опираться в системе саморегуляции учащимися, чтобы добиться эффективного и надёжного результата в учебной деятельности, в жизнедеятельности в целом?
Заключение
Психологическая наука уделяет большое внимание изучению содержания и структуры профессионально-педагогической направленности, а также различных факторов, влияющих на ее формирование, и недостаточно, на наш взгляд, рассматривает вопросы, касающиеся компонентной структуры саморегуляции субъектами учебной деятельности как на объективно-психологическом (индивидно-деятельностном), на собственно-психологическом (личностном) и интегративно-психологическом (субъектном) уровнях регуляции деятельности.
Овладение учебной (учебно-профессиональной) деятельностью представляет собой целостную систему, включающую в себя на объективном уровне черты личности учащегося, условия обучения и социальный заказ, на собственно-психологическом - личностные особенности учащегося, к которым, в первую очередь, стоит отнести мотивацию и самооценку. Соединение объективно-психологического и собственно-психологического уровней носит проблемный характер, так как осуществляется через психологические механизмы интегративно-психологической саморегуляции субъектами учебной деятельности. В этом механизме должны быть выделены доминирующие и подчинённые компоненты, которые способны дать стимул к овладению деятельностью на опре-
делённом этапе возрастного развития и создать условия для перехода на новый личностный и профессиональный уровень - субъектный.
В научной литературе по изучаемой проблеме практически не уделяется внимания психолого-акмеологическим структурным компонентам и показателям саморегуляции субъектом учебной деятельности на различных уровнях развития человека, на разных возрастных этапах психического развития учащейся молодёжи - от подросткового до старшего юношеского возраста, включая студенческий период обучения.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч. : в 6 т. / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. Т. 3. 368 с.
2. Ляудис В. Я. Формирование действия организации жизни. Формирование учебной деятельности студентов / ред. В. Я. Ляудис. М., 1989. С. 180-216.
3. СалминаН. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. 288 с.
Self-Regulation of Learning Activity as a Psychological and Acmeological Problem
Aleksandr V. Zobkov
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs 87, Gorky str., Vladimir, 600005, Russia E-mail: [email protected]
Self-regulation of subjects of educational activity is one of the psychological and acmeological problems of modern psychology and acme-ology. The article reveals the features of learning activity, understood as activities organized and controlled by students. Learning activities are considered as the most important psychological and acmeological tool on the formation of the personality components of self-regulation activities at different stages of learning in school and University. The definition of self-regulation type of training. The objective of its formation and examine the component structure of the self-regulation of learning activities on objectively-psychological, actually-psychological and integrative-psychological levels of analysis activities. Key words: subject, self-regulation, learning activity.
References
1. Vygotskiy L. S. Problemy razvitiyapsikhiki (Problems of psychics development. Vol. 3). Sobr. soch.: v 6 t. (Collected works: in 6 vol.). Moscow, 1983. 368 p. (in Russian).
2. Lyaudis V. Ya. Formirovanie deystviya organizatsii zhizni (Formation of life organisation act). Formirovanie uchebnoy deyatel'nosti studentov (Formation of students' study activity). Ed. by V. Ya. Lyaudis. Moscow, 1989, pp. 180-216 (in Russian).
3. Salmina N. G. Znakisimvol v obuchenii (Sign and symbol in teaching). Moscow, 1988. 288 p. (in Russian).
Акмеология образования
303