Научная статья на тему 'Саморегулирование предпринимательской деятельности: взгляд с позиции синергетического подхода'

Саморегулирование предпринимательской деятельности: взгляд с позиции синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
142
18
Поделиться
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / ENTREPRENEURSHIP / SYNERGETIC APPROACH / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Рубцова Наталья Васильевна

В статье предпринята попытка анализа особенности саморегулирования предпринимательской деятельности в рамках синергетического подхода. Исследовано понятие саморегулирования, проведен сравнительный анализ правового регулирования, государственного регулирования и саморегулирования.The author of the article tries to analyze specific features of self-regulation of entrepreneurship within synergetic approach. The author studies the concept of self-regulation, conducts comparative analysis of legal regulation, state regulation, and self-regulation.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Рубцова Наталья Васильевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование предпринимательской деятельности: взгляд с позиции синергетического подхода»

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

РУБЦОВА Наталья Васильевна

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа особенности саморегулирования предпринимательской деятельности в рамках синергетического подхода. Исследовано понятие саморегулирования, проведен сравнительный анализ правового регулирования, государственного регулирования и саморегулирования.

Annotation. The author of the article tries to analyze specific features of self-regulation of entrepre-neurship within synergetic approach. The author studies the concept of self-regulation, conducts comparative analysis of legal regulation, state regulation, and self-regulation.

Ключевые слова: саморегулирование, предпринимательская деятельность, синергетический подход, государственное регулирование.

Keywords: self-regulation, entrepreneurship, synergetic approach, state regulation.

В последние годы термин «саморегулирование» получил широкое распространение в общественных науках1, в том числе и в праве. В частности, саморегулирование становится одним из важнейших видов регулирования предпринимательской деятельности. В настоящей статье предпринята попытка проанализировать особенности саморегулирования предпринимательской деятельности через призму синергетического подхода.

В условиях рыночной экономики саморегулирование должно стать приоритетным по отношению к государственному регулированию. Сами по себе рыночные механизмы основаны на саморегулировании. При этом в случае отказа саморегулирующихся механизмов рынка предлагается введение государственного регулирования, но, как отмечает известный экономист Р. Познер, возникает необходимость оптимального соотношения между системой частного обеспечения соблюдения прав и административной системой прямого государственного контроля2.

По словам Д.И. Степанова, частноправовая доктрина упорно не желает замечать того факта, что во многих институтах право выступает как некий алгоритм, механизм, требующий своего выделения, обособления и отладки. Отлаженный механизм становится самовос-

1 См.: Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006. 40 с.

2 Познер Р.А. Экономический анализ права : в 2 т. СПб. : Экономическая школа, 2004. Т. 1. С. 495.

производящим, самоисправляющимся и самоконструирующим образованием3. Особенно ярко данный тезис проявляется в сфере договорного регулирования, поскольку именно договор выступает в качестве самостоятельного регулятора правоотношений.

Саморегулирование связано с общенаучным системным анализом, основанным на си-нергетическом подходе. Самоорганизующиеся комплексные системы являются объектом синергетики (от греч. synergëtik6s - совместный, со тььгласованно действующий), новой научной концепции целостного восприятия мира и отдельных подсистем4.

Теория синергетики, науки, находящейся на стыке ряда естественных, технических и общественных наук, разработанной, в частности, И. Пригожиным, И. Стенгерс5, Г. Хакеном, изучает совместное действие отдельных частей неупорядоченной системы, в результате которого происходит самоорганизация элементов этой структуры6. Синергетика определяется как постнеоклассическое междисциплинарное направление исследований процессов самоор-

3 Степанов Д.И. Вопросы методологии цивилистической доктрины // Актуальные проблемы гражданского права : сб. ст. / под ред. О.Ю. Шилохвоста. М. : НОРМА, 2003. Вып. 6. С. 25.

4 Комментарий к Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации». Часть 2: Нормы современного русского литературного языка как государственного / под общ. ред. Г.Н. Скляревской, Е.Ю. Ваулиной. СПб. : СПГГУ, 2012. Кн. 2. С. 546.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М. : Прогресс, 1986. 432 с.

6 См.: Хакен Г. Синергетика. М. : Мир, 1980. С. 14-15.

ганизации в системах самой разной природы, в том числе и социальных7.

Первоначально синергетический подход использовался для анализа процессов самоорганизации в открытых системах, которые имеют свойство самоорганизации в результате постоянного взаимодействия с иными объектами окружающего мира. Затем теория синергетики стала применяться и по отношению к общественным наукам.

В праве данная теория также нашла воплощение, особенно в современных условиях, когда глобализация заставляет систему правового регулирования изменяться, приспосабливаться к новым условиям общественного развития, идти в направлении унификации8. Использование синергетики для изучения самоорганизации правовых явлений позволяет по-новому взглянуть на проблему соотношения стабильности и неустойчивости в рамках правовых процессов. В.В. Шишкин определяет синергетический подход применительно к правовой науке как систему приемов, способов познания бифуркационных явлений, процессов и состояний научно-правовой деятельности, направленных на вскрытие казусных явлений как в самой правовой науке, так и в юридической практике, на выведение законов, принципов протекания правовых процессов и их саморегулирования. Синергетика в теории права выступает в роли метода, реализуя свои идеи в исследовании ее элементов9. А.К. Черненко отмечает, что синергетика включается в систему диалектического познания. При этом ученый делает вывод о том, что именно диалектический метод есть метод, открытый для всех иных методологических концепций и школ10. Особенно актуальна в современной юриспруденции диалектика правового и экономического начал. Именно диалектический подход определил взаимное влияние энтропийного и антиэнтропийного начал в развитии открытых систем, к которым относится и правовая си-

7 См.: Добрынин Н.М. Синергетика и федерализм: оценка состояния, соотношение, новая методология // Государство и право. 2007. № 7. С. 35 ; Самоорганизация, саморазвитие и саморегулирование субъектов предпринимательской деятельности в строительстве / под ред. А.Н. Асаула. СПб. : ИПЭВ, 2013. С. 183.

8 Пашенцев Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юридическая наука. 2016. № 1. С. 29.

9 Шишкин В.В. Синергетический подход в теории права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 12.

10 Черненко А.К. Теоретико-методологические аспекты фор-

мирования правовой системы общества : автореф. дис. ... д-ра

юрид. наук. М., 2006. С. 16.

стема. Отклонения параметров развития системы от средних значений (флуктуации), являясь следствием открытости этой системы, оказывают существенное влияние на последующее развитие системы, поскольку играют значительную роль в процессе самоорганизации. Так, в праве появление новых договоров (в том числе и предпринимательских) первоначально можно рассматривать как процессы флуктуации в рамках системы, а в дальнейшем именно такие отклонения создают основу формирования новых элементов в системе договоров.

Для того чтобы система начала необратимый процесс самоорганизации, в синергетике применяется термин «аттрактор» - промежуточное состояние, цель развития системы, то предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний11. Для системы предпринимательских договоров таким аттрактором, началом может стать сама предпринимательская деятельность, основанная на существующих и развивающихся экономических реалиях. Новые экономические возможности диктуют те изменения, на которых строится система договоров, появляются новые договоры между участниками данных отношений. По словам Т.Я. Хабриевой, методология должна объединять методы анализа экономической эффективности права с правомерностью получения экономических выгод и правовой квалификацией состояний и политики социально-экономического развития12.

Само по себе понятие саморегулирования многоаспектно и недостаточно исследовано в юридической науке. Как правило, в России саморегулирование связывают непосредственно с саморегулируемыми организациями13. Так, еще в первой редакции Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» появился термин «саморегулируемая орга-

11 См.: Шундиков К.В. Синергетический подход в правоведении. Проблемы методологии и опыт теоретического применения : моногр. М. : Юстицинформ, 2013. С. 29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Хабриева Т.Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права. 2010. № 12 (168). С. 19-20.

13 См.: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация : моногр. / отв. ред. И.В. Ершова. М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2015. С. 13-14.

низация» (ст. 41)14 применительно к профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

В последующем этот термин получил более широкое развитие, в частности, в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»15 и специальном законодательстве, посвященном отдельным видам саморегулируемых организаций16.

В ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование, в соответствии с указанным Федеральным законом, осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации, т. е., по сути, в легальном определении саморегулирования фактически речь идет о самоуправлении. Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования17, основанная, в свою очередь, на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р18, в которой предусматривается взаимодействие государства, частного бизнеса и общества, ориентированное на создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, а также на развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества. При этом целями развития механизмов саморегулирования названы

14 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СПС «КонсультантПлюс».

15 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СПС «КонсультантПлюс».

16 См., напр.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».

17 Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р // СПС «КонсультантПлюс».

18 Концепция долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р //

СПС «КонсультантПлюс».

обеспечение необходимого уровня профессионального представительства рынка в диалоге с властью в вопросах защиты своих интересов и прав, а с потребителями - в вопросах защиты их прав, а также персонифицирование наиболее авторитетных и компетентных, по мнению представителей рынка, участников.

Если понимать саморегулирование только с позиции легального определения, данного в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», то его можно рассматривать как комплексный правовой институт отрасли предпринимательского права, включающий нормы, регулирующие частные и публичные отношения. Тогда верным будет вывод, сделанный И.В. Ершовой о том, что правовое обеспечение саморегулирования строится на сочетании императивных и диспозитивных начал с использованием как частноправовых, так и публично-правовых средств воздействия на поведение хозяйствующих субъектов19. Однако считаем, что основой саморегулирования являются именно частноправовые нормы и этим оно существенно отличается от государственного регулирования предпринимательской деятельности, построенного на публично-правовых началах. По словам В.В. Долинской, частное, в первую очередь гражданское, право дает

формы экономического саморегулирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

практически во всех своих институтах .

При этом саморегулирование следует определять значительно шире, включая в это понятие самостоятельное регулирование самими участниками правоотношений. В таком случае саморегулирование не должно ограничиваться только формой деятельности специально создаваемых саморегулируемых организаций. Такие организации создаются не во всех сферах предпринимательской деятельности, и поскольку на них возлагаются не только функции по самоорганизации своей деятельности, но и фактически происходит перераспределение государственных функций (в частности, функции по контролю за осуществлением конкретных видов предпринимательской деятельности), использование только такой формы саморегулирования не позволяет, на наш взгляд, достигнуть в полной мере задачи осу-

19 Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация. С. 13.

20 Долинская В.В. Частноправовые формы и методы экономического саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. С. 22.

ществления предпринимательской деятельности21. По сути, деятельность саморегулируемых организаций - это инструмент административной реформы22, в осуществлении которой используются прежде всего правовые средства, свойственные публичному праву. Так, согласно ст. 6 Федерального закона ««О саморегулируемых организациях» наряду с организационными функциями саморегулируемая организация применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов; осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

В таких условиях договоры в сфере предпринимательской деятельности, по сути, являются основной формой саморегулирования предпринимательской деятельности.

Л.В. Андреева предлагает выделять два уровня саморегулирования предпринимательской деятельности: осуществляемое саморегулируемыми организациями и договорное само-регулирование23.

Также саморегулирование следует рассматривать в аспекте индивидуального правового регулирования.

Кроме того, необходимо определить, является ли саморегулирование частью правового регулирования или выступает в качестве самостоятельного вида регулирования предпринимательской деятельности.

Правовое регулирование (от лат. regula -правило) имеет основной целью упорядочение общественных отношений с помощью правовых средств. Так, правовое регулирование

21 См.: Рубцова Н.В. О конституционном праве граждан на осуществление предпринимательской деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 12. С. 13.

22 Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, одним из направлений работы в рамках административной реформы является разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти.

23 Андреева Л.В. Перспективы развития саморегулирова-

ния в торговле // Коммерческое право. 2014. № 1 (14). С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обычно определяется как воздействие норм права, других специально-юридических средств на общественные отношения в целях

24

их упорядочения и прогрессивного развития . Если исходить из легального определения саморегулирования, содержанием которого являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил, то становится ясным, что законодатель предлагает использовать ряд правовых средств для осуществления такого регулирования. В таком случае саморегулирование является частью правового регулирования предпринимательской деятельности. Договорное саморегулирование также осуществляется с помощью правовых средств, к которым и относится сам договор, поэтому такое регулирование фактически также является элементом правового регулирования предпринимательской деятельности.

Термин «саморегулирование» лексически сходен с другим термином - «самоорганизация», поскольку в обоих случаях участники отношений по своей инициативе строят взаимные отношения, связи. Однако применительно к предпринимательской деятельности данные термины нельзя считать тождественными. Саморегулирование, как и всякое правовое регулирование, будучи его разновидностью, должно осуществляться с помощью правовых средств, тогда как самоорганизация предполагает использование любых элементов, в том числе неправовых, направленных на достижение целей такой самоорганизации. В связи с этим самоорганизацию можно рассматривать как более широкое понятие, включающее в себя саморегулирование как разновидность самоорганизации.

Процессы самоорганизации тесно связаны с синергетикой, что в первую очередь связано с использованием такого правового средства, как договор.

С.Ю. Морозов связывает синергетические процессы только с самоорганизацией, подчеркивая, что такие процессы возможны только в открытой нелинейной и неравновесной си-

24 См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права : учеб. для высш. учеб. заведений. М. : Финансовый контроль, 2004. С. 261 ; Алексеев С.С. Собр. соч. : в 10 т. [+ Справоч. том]. Т. 3 : Проблемы теории права : курс лекций. М. : Статут, 2010. С. 151.

стеме, к которой относится договор25. Однако для проявления синергетического эффекта не требуется вышеуказанных обязательных условий, поскольку любая система в праве как общественной системе является открытой. Данные процессы свойственны в равной степени и саморегулированию. Синергетический эффект может быть достигнут в процессе самоорганизации и саморегулирования в результате использования любых правовых средств, в том числе и односторонних юридических фактов26.

Представляется, что саморегулирование -более широкое понятие, оно не замыкается лишь на внешнем установлении порядка общественной жизни, а связано также с внутренней регуляцией в рамках синергетических явлений.

В рамках синергетического подхода можно определить саморегулирование как общее понятие, которое характеризует правовую систему через призму сохранения своей целостности и жизнеспособности путем сочетания одновременно элементов устойчивости и изменения (трансформации).

Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности находятся в тесной взаимосвязи, несмотря на разные правовые средства регулирования, поскольку преследуют единую цель - осуще-

ствление эффективного регулирования предпринимательской деятельности. В монографии Ю.Г. Лесковой сделан вывод о двух концептуальных подходах к вопросам соотношения этих видов регулирования, в одном из которых саморегулирование является продолжением государственного регулирования, а в другом саморегулирование противопоставляется государственному регулированию27. Представляется, что ни один из подходов не отражает взаимосвязи саморегулирования и государственного регулирования, тогда как именно взаимное дополнение этих видов регулирования предпринимательства позволит достичь основных целей как самих хозяйствующих субъектов, так и общества в целом. В рамках такого понимания особенностей регулирования предпринимательской деятельности важно найти эффективный баланс этих видов регулирования.

Таким образом, саморегулирование предпринимательской деятельности следует рассматривать через призму синергетического подхода как целостную и жизнеспособную систему, сочетающую в себе одновременно эле-

Библиографический список

1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р // СПС «КонсультантПлюс».

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СПС «Кон сультантПлюс».

6. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р // СПС «КонсультантПлюс».

7. Абдулаев, М.И. Теория государства и права : учеб. для высш. учеб. заведений. - М. : Финансовый контроль, 2004. - 410 с .

8. Алексеев, С.С. Собр. соч. : в 10 т. [+ Справ. том]. - Т. 3 : Проблемы теории права : курс лекций. - М. : Статут, 2010. - "781 с.

са самоорганизации отмечает, в частности, В.В. Залесский (см.: Залесский В.В. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве // Журнал российского права. 2005. № 10 (106). С. 125.

27 Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М. : Статут, 2013. С. 23.

9. Андреева, Л.В. Перспективы развития саморегулирования в торговле // Коммерческое право. - 2014. - № 1 (14).

10. Добрынин, Н.М. Синергетика и федерализм: оценка состояния, соотношение, новая методология // Государство и право. - 2007. - № 7.

11. Долинская, В.В. Частноправовые формы и методы экономического саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009.

12. Залесский, В.В. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве // Журнал российского права. - 2005. - № 10 (106).

13. Комментарий к Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации». Часть 2: Нормы современного русского литературного языка как государственного / под общ. ред. Г.Н. Скляревской, Е.Ю. Ваулиной. - СПб. : СПГГУ, 2012. - Кн. 2. - 1040 с.

14. Крючкова, П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков : дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2006. - 40 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Лескова, Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. - М. : Статут, 2013. - 384 с.

16. Морозов, С.Ю. Роль гражданско-правовых средств в саморегулировании торговых отношений // Коммерческое право. - 2014. - № 1 (14).

17. Пашенцев, Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юридическая наука. - 2016. - № 1.

18. Познер, Р.А. Экономический анализ права : в 2 т. - СПб. : Экономическая школа, 2004. -Т. 1. - 524 с.

19. Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стен-герс. - М. : Прогресс, 1986. - 432 с.

20. Рубцова, Н.В. О конституционном праве граждан на осуществление предпринимательской деятельности // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 12.

21. Самоорганизация, саморазвитие и саморегулирование субъектов предпринимательской деятельности в строительстве / под ред. А.Н. Асаула. - СПб. : ИПЭВ, 2013. - 320 с.

22. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация : моногр. / отв. ред. И.В. Ершова. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2015. - 256 с.

23. Степанов, Д.И. Вопросы методологии цивилистической доктрины // Актуальные проблемы гражданского права : сб. ст. / под ред. О.Ю. Шилохвоста. - М. : НОРМА, 2003. - Вып. 6.

24. Хабриева, Т.Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права. - 2010. - № 12 (168).

25. Хакен, Г. Синергетика. - М. : Мир, 1980. - 406 с.

26. Черненко, А.К. Теоретико-методологические аспекты формирования правовой системы общества : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2006. - 47 с.

27. Шишкин, В.В. Синергетический подход в теории права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Н. Новгород, 2007. - 35 с.

28. Шундиков, К.В. Синергетический подход в правоведении. Проблемы методологии и опыт теоретического применения : моногр. - М. : Юстицинформ, 2013. - 256 с.