Научная статья на тему 'Саморегулирование как механизм управления фондового рынка'

Саморегулирование как механизм управления фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / КОРРУПЦИЯ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрист В. Б.

В статье рассматривается понятие «саморегулируемая организация» как объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, анализируются модели развития фондовых рынков. Автор доказывает востре-бованность саморегулируемых организаций в финансовой сфере и эконо-мике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование как механизм управления фондового рынка»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ

ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

Юрист, В. Б.,

аспирант кафедры административного и финансового права Российского государственного торгово-экономического университета,

юрист Ассоциации предприятий «Защита»

e-mail: iourist@rambler.ru Jurist, V. B.,

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

ФОНДОВОГО РЫНКА

Аннотация. В статье рассматривается понятие «саморегулируемая организация» как объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, анализируются модели развития фондовых рынков. Автор доказывает востребованность саморегулируемых организаций в финансовой сфере и экономике России.

SELF AS A MECHANISM FOR CONTROL STOCK MARKET

Summary. The article discusses the concept of "self-regulatory organization" as the union of professional participants of the securities market, analyzes the model of stock markets. The author proves the relevance of self-regulatory organizations in the financial sector and the economy of Russia.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, некоммерческая организация, лицензирование, финансовый кризис, коррупция, фондовый рынок, система регулирования.

Keywords: self-regulatory organization, a nonprofit organization, licensing, financial crisis, corruption, stock market regulation.

Особый статус саморегулируемой организации, наделенной публичными полномочиями, введен в отечественное законодательство в конце 2007 года. Однако идея передачи полномочий государственных органов негосударственной (общественной) организации была воплощена в СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июня 1933 года Народный комиссариат труда

был объединен с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов с передачей последнему всех функций наркомата.

Основным аналогом некоммерческой организации в СССР была общественная организация как добровольное самоуправляемое объединение граждан, основанное на членстве и созданное без целей получения и распределения прибыли, но с целью реализации различных неимущественных интересов ее участников. Незадолго до окончания советского периода развития России, в 1990 году был принят закон «Об общественных объединениях»

[1]. Через пять лет его сменил другой одноименный федеральный закон, предусматривающий шесть возможных форм общественных объединений

[2]. Советский период обуславливал формирование общественных организаций, скорее как административных придатков бюрократической системы управления. В период перестройки Россия продолжила диверсификацию экономики с целью повышения эффективности производства конкурентоспособной продукции.

Именно для либерализации экономики потребовался принятый в 1995 году Федеральный Закон «О некоммерческих организациях», который закрепил основные формы некоммерческих организаций и основные принципы их функционирования [3]. Однако он не содержит специальной регламентаци негосударственных, некоммерческих организаций в области саморегулирования.

В развитых капиталистических странах, таких как Франция, Германия, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, на рынках финансовых услуг действовали саморегулируемые организации ^^-Ред^о^д ОгдагнБс^юпБ, SROs). Очевидно, само понятие по аналогии было принято и в России.

Термин «саморегулируемая организация» (СРО), был впервые определен в положении о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, созданной для регулирования предпринимательской деятельности по оказанию финансовых услуг и привлечению на возмездной основе денежных средств юридических и физических лиц при Правительстве РФ в конце 1994 года. С этого момента понятие «саморегулируемая организация» как объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме союза или ассоциации закрепилось в правовой терминологии российского законодательства [4]. Институт становления и развития фондового рынка непосредственно связан с проблемами обновления банковской системы России. За последнее время банковская сфера в результате нарушений последовательной федеральной политики порождала серьезные конфликты общегосударственного значения - от утраты населением своих денежных средств до прямого обмана отдельными кредитными организациями кредиторов и государственных органов. В России за последние 20 лет прошли несколько банковских и финансовых кризисов: гиперинфляция, резкое обесценение сбережений граждан, возникновение финансовых пирамид федерального уровня, «заказные» банкротства, неправомерная приватизация отдельных предприятий с использованием инсайдерской информации, кризис 1998 года и последний волнообразный мировой финансово-экономический кризис.

До создания саморегулируемых организаций основным инструментом, открывающим доступ на коммерческий рынок выпускаемой продукции или

оказываемых услуг, служили лицензирование и сертификация уполномоченными государственными органами.

В настоящий момент, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым видам деятельности относятся только те, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием [5]. В СССР под «лицензией» понималось разрешение специального государственного органа на перемещение товаров через границу или разрешение на использование изобретений. Тогда же существовали лицензии на право осуществления определенного вида деятельности или на право производства отдельных видов товаров. Новый этап развития лицензионного законодательства начался в период перестройки принятием закона «О кооперации в СССР», по которому отдельными видами хозяйственной деятельности коммерческие, юридические лица вправе были заниматься только при условии наличия определенных лицензий [6]. Определение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, и порядок их получения были отнесены на подзаконный уровень - к компетенциям Совета министров РСФСР, а также уполномоченных органов советов министров республик. По сути, централизованная структура лицензионных органов СССР была отнесена к компетенции ее субъектов. Дальнейшая передача соответствующих полномочий органам на более низкий уровень исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения [7] привела к резкому увеличению количества лицензируемых видов деятельности. Начиная с 1993 года, их число превысило 1400, участились обращения субъектов предпринимательства в надзорные и судебные органы [8, с. 208]. Таким образом, экономически необходимо было проведение административной реформы, результатом которой стало бы сокращение лицензируемых видов деятельности и избыточного государственного регулирования, развитие механизма саморегулирования, с целью совершенствования системы контроля и надзора.

Индикатором здоровья любой рыночной экономики служит развитие фондового рынка, а его состояние определяется моделью его организации. В мировой экономике из всех моделей развития фондовых рынков основное место занимают две: американская (небанковская) и германская (банковская), отличающихся друг от друга допуском на рынок банковских институтов, инфраструктурой, различными типами обращающихся ценных бумаг. Германская модель основана на активном участии в деятельности фондового рынка универсальных коммерческих банков. Основными банковскими бумагами являются акции на предъявителя, а основными регуляторами фондового рынка - центральный банк и министерство финансов. В основании американской модели лежит принцип отделения коммерческих банков от участия в функционировании фондового рынка, где основными операторами выступают инвестиционные банки и крупные брокерские компании. Основным видом акций американского рынка ценных бумаг выступают именные сертификаты, а самостоятельным регулирующим органом - Комиссия по рынку ценных бумаг. Российский фондовый рынок, в результате столкновений полярных позиций Центрального банка РФ и в те времена еще Федеральной

комиссии по рынку ценных бумаг (в недавнем прошлом - Федеральная служба по финансовым рынкам, в настоящее время функции ФСФР отнесены к ведению Центрального банка России), развивался как конгломерат германской и американской моделей. Именно благодаря последней, Россия обязана появлением первых СРО.

Уже после первых бурных лет развития выявилась потребность в выработке единых правил поведения на российском фондовом рынке, и за основу его построения была принята американская модель, предусматривающая управление рынком ценных бумаг с помощью саморегулируемых организаций. В Москве в мае 1994 года представителями пятнадцати ведущих инвестиционных компаний была учреждена Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), в задачи которой входили: формирование правил торговли ценными бумагами, разработка и применение комплекса мер дисциплинарного воздействия на их нарушителей. После непродолжительного времени работы стало очевидно, что объединение всех брокерских ассоциаций в единую общероссийскую организацию позволит более эффективно соблюдать общие интересы. Поэтому представители четырех региональных ассоциаций стали инициаторами официальной регистрации в Москве в середине 1996 года межрегионального объединения участников фондового рынка, которое стало прообразом будущей саморегулируемой всероссийской организации - Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Эта организация успешно совмещала функции СРО участников рынка ценных бумаг и организатора внебиржевых торгов. Однако в 1996 году Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» [9] и временное положение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) «О требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг» [10] потребовали от НАУФОР разграничения этих направлений и раздельного лицензирования этих видов деятельности, что положило начало двойной системе надзора и контроля - государственного и саморегулируемого. А НАУФОР в августе 1997 года получила разрешение ФКЦБ на осуществление деятельности в качестве первой официально признанной саморегулируемой организации брокеров и дилеров на российском фондовом рынке.

Финансовый кризис 1998 года выявил острую потребность создания системы предотвращения рисков и защиты инвесторов от недобросовестных участников и гарантии надежности рынка ценных бумаг. Мероприятия по формированию защиты прав инвесторов были инициированы регистраторами и депозитариями, объединенными в 1994 году в СРО под названием: Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), благодаря именно этой некоммерческой организации в конце прошлого века началось создание рынка страхования профессиональных участников фондового рынка. Необходимость страхования была продиктована гигантской нагрузкой на участников рынка ценных бумаг и большим количеством финансовых преступлений - мошеннических действий с использованием поддельных документов. Профессиональными участниками рынка в качестве компенсационных инструментов, позволяющих возместить возможные убытки от рисков профессиональной деятельности, было предложено использовать клиринг и страхование [11]. ПАРТАД практически одновременно с НАУФОР получила публичный статус и соответствующие полномочия саморегулируемой организации.

В короткий период с 1997 года по 2004 год в Российской Федерации на финансовом рынке были зарегистрированы пять саморегулируемых организаций: НАУФОР, ПАРТАД, Национальная фондовая ассоциация (НФА), Национальная лига управляющих (НЛУ), Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Все некоммерческие организации были созданы в организационно-правовой форме ассоциаций, кроме некоммерческих партнерств НЛУ и НАПФ.

Другим аспектом формирования механизма саморегулирования до настоящего момента остается наличие коррупционной ситуации в России. В контексте Ежегодного послания Федеральному Собранию на 2003 год Президент Российской Федерации В. В. Путин основным препятствием на пути экономических реформ обозначил недостаточную эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти [12]. Реализация административной реформы позволила перераспределить публичные правомочия органов государственной власти и устранить дублирование управленческих функций.

Децентрализация государственного управления позволила наделить ординарные некоммерческие организации при условии получения специального саморегулируемого статуса публичными функциями контроля и надзора. Внедрение механизма саморегулирования в различных областях экономики, начиная с формирования фондового рынка в конце прошлого века и до настоящего времени, подтверждает востребованность саморегулируемых организаций в финансовой сфере и экономике России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об общественных объединениях [Текст] : Закон СССР от 9 октября 1990 года № 1708-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 42. - Ст. 839.

2. Об общественных объединениях [Текст] : Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 22 мая 1995 г. - № 21. -Ст. 1930.

3. О некоммерческих организациях [Текст] : Федеральный закон от 12 декабря 1996 года № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 15 января 1996 г. - № 3. - Ст. 145.

4. О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 // Собрание законодательства РФ. - 07 ноября 1994 г. - № 28. - Ст. 2972.

5. О лицензировании отдельных видов деятельности [Текст] : Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 9 мая 2011 г. - № 19. - Ст. 2716.

6. О кооперации в СССР [Текст] Закон СССР от 26 мая 1988 года № 8998-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1998. - № 22. - Ст. 355.

7. О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности [Текст] : Постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 492 (утратило силу) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 31 мая 1993 г. - № 22 .

8. Субанова, Н. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере лицензирования: вопросы теории и практики [Текст] / Н. В. Субанова. - М. : Юриспруденция, 2010. - С. 208.

9. О рынке ценных бумаг [Текст] : Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 22 апреля 1996. - № 17. - Ст. 1918.

10. Об утверждении Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг [Текст] : Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от 19 декабря 1996 года № 23 (утратило силу) // Вестник ФКЦБ России. - 20 декабря 1996 г. - № 5 .

11. Бекаревич, П. Договорная ответственность - страхование ответственности или безответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг? [Электронный ресурс] : // РЦБ. - 2010. - № 5. - URL: http://www.rcb.ru/rcb/2010-05/48143/. - Дата обращения 7.03.12.

12. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] // Российская газета. - 17 мая 2003 г. - № 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.