Научная статья на тему 'Самореализация женщин в малом сибирском городе (на примере компаний сетевых продаж)'

Самореализация женщин в малом сибирском городе (на примере компаний сетевых продаж) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
547
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВЫЙ МАРКЕТИНГ (ММ) / МОДЕЛЬ ММ В МАЛОМ СИБИРСКОМ ГОРОДЕ / НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В СЕТЕВОЙ КОМПАНИИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ / "СЕТЕВИК" КАК ПРОФЕССИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самореализация женщин в малом сибирском городе (на примере компаний сетевых продаж)»

ОБЩЕНИЕ

Самореализация женщин в малом сибирском городе (на примере компаний сетевых продаж)*

Евгения Волосова

Ключевые слова: многоуровневый маркетинг (ММ); модель ММ в малом сибирском городе; непрофессиональная самореализация в сетевой компании; самореализация современной российской женщины; «се-тевик» как профессия.

В каждом обществе существуют свои представления о женщине, её функциях, внешнем виде, возможностях самореализации. В современной России образ женщины изменился, как и требования общества к ней. Ценятся активность, деловые качества, личностный рост, способность к творчеству. Многие россиянки реализуют свои интересы в политике, бизнесе, вносят не меньший, а то и больший, чем мужчины, вклад в семейный бюджет. Современная женщина обладает гораздо более широкими возможностями для развития своих жизненных интересов, для того, чтобы иметь работу по душе, менять её чаще, чем в прежние времена, переучиваться, открывать своё дело и т. д. Участие в сетевом маркетинге — одна из распространённых форм деятельности современной женщины.

В нашем исследовании поставлен ряд вопросов, затрагивающих, с одной стороны, деятельность сетевых компаний в современной России (их принципы, особенности, возможности, предоставляемые ра-

Евгения Борисовна Волосова, доцент кафедры истории, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Филиала Иркутского государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске, Усть-Илимск.

* Ср.: Наталья С-имакина «Училась я на повара...» (профессиональная карьера женщины в социологическом агентстве»// «Вестник Евразии», 2007. № 2. С. 22-32.

ботникам, способы создания своего позитивного образа). С другой стороны, нас интересовали женщины, участвующие в многоуровневом маркетинге (далее ММ или Multi-Level Marketing; термин возник в 70-е годы прошлого века для обозначения особого способа распространения товаров и услуг, а также связанной с этим особой системой вознаграждения за работу). Как они понимают возможности самореализации? Чем их привлекает данный вид деятельности? Какие возможности они получают и каким образом реализуют свои потребности? Какой позитивный и негативный опыт приобретают?

Задачи исследования — создание социального портрета участниц ММ, их типологическая характеристика на основе различных критериев: возраста, профессии, мотивации, форм самореализации. Речь пойдёт о жительницах малого сибирского города Усть-Илим-ска и о специфике сетевого маркетинга в поселениях подобного типа.

Работа выполнена в парадигме качественной социологии. Исследование проводилось на материале восьми сетевых компаний, наиболее активно работающих на местном рынке. Другим условием их отбора являлось наличие женского состава продавцов и покупателей продукции. Эмпирическую базу исследования составили 25 интервью с женщинами Усть-Илимска в возрасте от 23 до 75 лет, участвующими в сетевом маркетинге, а по вопросу самореализации в советское время — интервью с женщиной, не имеющей отношения к маркетингу. (В приложениях 1—3 представлены анкетные вопросы и подробные сведения о респондентках: возраст, образование, место работы на момент проведения исследования.) На основе этих интервью, взятых в 2006—2007 годах у продавцов, дистрибьюторов, консультантов, менеджеров и директоров, и включённого наблюдения автора, ставшего возможным благодаря личному участию в работе одной из компаний, и был составлен социальный портрет участницы сетевого маркетинга. Также использовались сайты компаний, активно работающих в Усть - Илиме ке1, материалы интервью с руководителями этих компаний, электронные варианты книг, посвящённых работе женщин в сетевом маркетинге, рекламные сведения об истории той или иной компании, принципах её деятельности и др.

I

Усть-Илимск — молодой город, в 1970-х годах обладавший статусом комсомольской стройки всесоюзного значения. Он располо-

жен в тысяче километров от Иркутска, областного центра Восточной Сибири. Современный Усть-Илимск — это город с населением около 100 тыс. человек, сохраняющий зависимость от градообразующего предприятия — Лесопромышленного комплекса (ЛИК). Учитывая относительную немногочисленность и компактность размещения населения Усть-Илимска, мы определяем его как малый город. Спецификой поселений подобного типа можно считать размеренный ритм жизни, плотность социальных связей, узкий рынок труда. Вместе с тем в Усть-Илимске, как и по всей стране, наблюдается рост социальной активности женщин, поиск новых форм их самоопределения. В том числе востребованной формой деятельности для женщин сибирской провинции становится сетевой маркетинг.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение, что участие женщин в сетевых компаниях — это внешнее проявление существенных изменений российской действительности. Меняется содержание самой жизни, представление о роли и месте женщин в обществе. Можно говорить о формировании новой жизненной философии, которая реализуется в формах, уже давно существующих в мире, но ранее в России непопулярных.

Эта новая философия прежде всего предполагает переосмысление понятий «самореализация» и «самоопределение». В массовом сознании советской эпохи доминировало представление о том, что женщине чуждо стремление к обогащению и карьере. Карьеризм рассматривался как отрицательный признак «буржуазного» человека, а применительно к женщине — вообще как нечто аномальное.

В Усть-Илимске и в советские времена имелись возможности для самореализации женщин, но лишь в формах, одобрявшихся обществом: общественная деятельность, коллективные формы работы и отдыха и т. п. Те, кто хотел жить активно и интересно, находили себе занятия по душе. О своей молодости рассказывает Галина Б., 60 лет:

«Потом Рая с Иваном (сестра с мужем. — Е. В.) уехали в Сибирь. Писали. Мне интересно, молодая была, энергичная. Мне захотелось туда. Меня не отпускали на работе и дома, говорили: “В Сибирь ? Там медведи, ты же у нас такая хрупкая ”. А я поехала (в Усть-Илимск. — Е. В.). Сразу устроилась на работу в геодезию. Освоила всё, легко мне давалось.

В походы ходили. Комсомольская организация была. Все были вместе. Какие-то вечера проводили. Коллективно. В “Гренаду” (клуб. — Е. В.) на танцы ходили. ''Гренаду”мы сами строили по выходным. Не считались, что выходной. Чтобы дома в выходной — никаких. Строили сами стадион. Засыпали гравий. В1968 году образовался район. Начали

подбирать молодых в комсомол, организовывать комсомол, партию. И меня пригласили.

Там активная жизнь пошла. Без продыха. Но привыкла. С Фроловым (первым секретарем горкома комсомола. — Е. В.) ездили в командировки. На лодке, помню, едем в день рождения Ленина, в апреле. Я кричу: ‘‘Куда ты меня везёшь, дурак такой!” А лодка водой наполняется. И лёд ещё. В Подъеланку (деревня около Усть-Илимска. — Е. В.) едем, школу новую принимать. Ну приехали, приняли, сфотографировали. А обратно непогода, мы пешком до Седанова (деревня около Усть-Илимска. — Е. В.). Я иду, ругаю Фролова. Потом машина нас ждёт — “Волга” старая. Где сломается, где меня отправят на попутках. В Братск я ездила за деньгами на попутках. Хорошее время было, не сидели дома.

Сначала в комсомоле работала, потом в горкоме партии. Была председателем комиссии по борьбе с пьянством. Ходила по домам, разбиралась с жёнами, почему пьют. Наказывали, если есть за что».

Как видим, для советской женщины в плане самореализации важна была общественная деятельность, работа для людей, а не для себя. Индивидуальная жизнь рассматривалась как часть жизни коллективной. А какой смысл вкладывают в понятия «самореализация» и «самоопределение» современные женщины? Тут в первую очередь следует отметить, что сегодня наблюдается поляризация населения, особенно молодого , и одним из важных критериев разделения выступает отношение кжизни — пассивное или активное. Говорит Екатерина Т., 35 лет:

«Есть аморфные люди, ничего не хотят делать, но хотят хорошо жить. Ни к чему больше не стремятся, просто ходят на работу. И при этом хотят иметь большие деньги. А есть другие, которые хотят работать на любимой работе, не приходить домой и тупо смотреть телевизор, а вести активный образ жизни — путешествовать, всем интересоваться».

Говоря о самореализации современной женщины, необходимо также выделять внешний и внутренний планы. Респондентки прежде всего рассказывают об изменениях в окружающих их социальных обстоятельствах, которые им приходится учитывать. Это ускорение ритма жизни, мужской инфантилизм, появление новых, вариативных, возможностей для самоопределения, ведения хозяйства, занятий по интересам, путешествий и т. п. Для женщин Усть-Илимска имеет значение и тот факт, что проживают они в малом городе, удалённом от деловых и административных центров не только страны, но и области. Эта ситуация кого-то подталкивает к поиску активной жизненной позиции, кого-то, наоборот, расслабляет:

«Город у нас маленький. Вот в Москве — там все несутся, в своих ячейках, нет единения. У нас темп жизни другой. Больше общения» (Феодосия С., 55 лет).

«Возможностей у женщин меньше, да и время у нас есть на раскачку — ждём, пока пинка родители дадут. А большой город подстёгивает. Москва, Питер уже по-другому живут, даже Новосибирск — там новое веяние среди молодых женщин, называемое ‘‘делать карьеру ”, семьёй они уже не ограничиваются» (Олеся М., 27 лет).

«В малом городе людям многого не хватает, поэтому нужно куда-то выезжать, путешествовать. Когда возвращаешься откуда-нибудь, хочется горы свернуть. Такие силы появляются» (Олеся П., 30 лет).

В то же время большинство респонденток подчеркивают: понятие «самореализация» раскрывает внутренний план бытия человека. Самореализация зависит не столько от времени и места, сколько от самой личности, предполагает концентрацию человека на его внутреннем «я», личных приоритетах, целях, ценностях. Рассказывает Алла С. (50 лет):

«Многие женщины говорят, что в городе нечем заняться. Мне смешно. У каждой есть круг общения, так зарабатывайте. Но не надо плакаться, у нас много таких. Вы молоды, здоровы, работайте. Я им предлагаю продукцию в кредит, чтобы они с продаж заработали хотя бы по 100 рублей. Привожу такие примеры: продавец в киоске работает за 100—200рублей в день, а у нас можно заработать больше за 3 часа. Но все равно не хотят трудиться. Некоторые ведь не умеют даже смеяться и отдыхать».

Дальнейший анализ материалов интервью позволяет выделить ряд признаков, показывающих представления женщин Усть-Илим-ска о состоянии самореализованности. Нужно учитывать, что в исследовании участвовали люди определённого типа, ищущие себя не в хоре или фитнесе, а именно в сетевом маркетинге. Этот вид деятельности подразумевает активность и деловитость. Поэтому портрет современной женщины, составленный по представлениям респонденток, не может считаться универсальным и исчерпывающим. Однако изменения, происходящие в самосознании нашего общества, находят в нём своё выражение. Посмотрим же, какой это портрет.

Начнём с того, что современная женщина должна ощущать себя комфортно, ей нужен комфорт внутри себя: «тебе не скучно жить»; «интересно то, чем ты занимаешься»; твоя жизнь соответствует твоим планам»; «уверенно себя чувствуешь»; «получаешь радость от жизни» (выдержки из интервью). Внешними же составляющими

комфорта являются молодой, ухоженный вид (эта черта — «ухоженность», заметим, особенно часто упоминается в интервью), здоровый образ жизни, материальная состоятельность, повышающая качество жизни.

Во всех интервью отмечается и такой признак современности, как активность, предполагающая динамичность, мобильность, отказ от консервативных догм, стремление к развитию. Далее, важную роль в образе современной женщины играет характеристика «быть независимой», причём не только в материальном плане, но и в плане моральном — как внутреннее самоуважение, выражаемое констатацией «я чего-то в жизни достигла». Соответственно весьма актуальным становится понятие карьеры. Женщины старшего поколения по инерции говорят ещё о работе, молодые — вполне осознанно о карьере. Вот её составляющие по мнению Олеси П., 30 лет:

«Толкателем карьеры выступает, конечно, возможность материальной свободы в осуществлении своих желаний. А потом уже думаешь о том, чтобы не было застоя в движении. Хочется развития, обучения. Потом уже наступает осмысление своей работы. Главное — поверить в себя. Тут есть ещё один момент — нужно вкладывать душу в свою работу. Честолюбие должно быть, но не на пустом месте. В меру честолюбивый человек постоянно растет, добивается поставленных целей, стремится к новому».

Респондентки подчеркивают стремление современной женщины «быть нужной людям», помогать им в решении конкретных проблем. Также ценятся умение общаться, позитивный настрой на жизнь. Достаточно часто в интервью отмечается и умение реализовать себя одновременно в различных формах деятельности. Определим это качество как универсальность: «современная женщина многого хочет от жизни, поэтому она должна успевать везде — работать с интересом и зарабатывать, о семье не забывать, уметь отдыхать, иметь дополнительные увлечения вне семьи» (выдержки из интервью).

При сравнении представлений современных и советских женщин о полноценной самореализации видно, что, в отличие от вторых, первые делают акцент не на коллективном, а на индивидуальном самоопределении. Новая жизненная философия включает понятия здоровья, ухоженности, саморазвития, карьеры, универсальности. Вместе с тем по-прежнему ценятся такие черты, как «нужность людям», «способность к общению», «позитивный настрой». Правда, мы не вправе утверждать, что эта характеристика отражает общероссийскую ситуацию, возможно, дело тут в специфике провинциального города.

II

Реальные вариации обобщённого образа современной женщины, воссозданного нами по интервью, можно встретить в самых различных сферах занятости, в том числе и в сетевом маркетинге.

Слово «сетевик» до сих пор считается почти оскорбительным.

В стране складывается своеобразная ситуация: с одной стороны, происходит бурный рост сетевых компаний и объективно их востребованность возрастает, а с другой — сохраняются закоснелые негативные стереотипы по их поводу.

Остановимся на некоторых моментах практики сетевых компаний, важных для нашего исследования, в частности, для ответа на вопрос, что привлекает современных российских женщин в сетевом маркетинге.

Маркетинговые компании делятся на два типа: собственно сетевые и компании прямых продаж. Все они строятся по типу «из рук в руки», то есть работают без посредничества магазинов, нацелены на непосредственное общение между продавцом и потенциальным покупателем.

Суть ММ раскрывается через описание структуры типа «зонтика». Миллиардер Ренди Гейдж так описывает подобную сеть2:

«Например, у вас найдется 6 друзей, а у них найдутся свои 6 друзей, а у тех ещё по б друзей.... И так далее до бесконечности. С каждого вам идут проценты. Через 2—3 года у вас приличные комиссионные каждый месяц и много свободного времени. Вся система работает на вас. Что лучше: самому заработать 100 долларов или сто человек заработают вам их?»

У каждой уважающей себя компания есть своя «философия дела»3; в ней содержатся принципы деятельности дистрибьюторов, правила, по которым должны строиться отношения между продавцом и покупателем. Например, философия компании «Мэри Кэй» в книге её основательницы М. К. Эш предстаёт в виде триады «Вера — Семья — Карьера». Вера: нужно поверить в себя, тогда в тебя поверят другие люди и придёт успех. Семья: вознаграждение от компании следует тратить именно на семью, чтобы близкие чувствовали рост доходов и помогали. Карьера, бизнес — это то, с помощью чего, собственно, и повышается качество жизни семьи4.

О принципах деятельности отечественной компании «Мирра-М» рассказывает её коммерческий директор5:

«Наше мировоззрение — это отсутствие агрессивности и по отношению к конкурентам, и вообще в жизни. И ещё есть такое понятие, как "не навреди". Наше отношение к разработке продукции настолько серьёзно, что я могу наши кремы просто есть. Я знаю, что всё, что мы производим, — высочайшего качества. Наши дистрибьюторы привыкли к таким принципам работы: не навредить, не быть агрессивными, в их окружении люди чувствуют себя комфортно. Персонал должен любить людей».

Несмотря на обилие доходчивой информации, имеющей целью популяризацию системы, россияне сопротивляются позитивному принятию самого словосочетания «сетевой маркетинг» — у них сразу возникают аналогии с одиозной фирмой «Гербалайф» и с финансовой пирамидой, они подозревают обман, подвох и т. д. Поэтому задача компетентных менеджеров заключается в том, чтобы создать положительный образ сетевых компаний как достойной сферы занятости. На сайте компании «Мирра-М» выделены следующие наиболее существенные факторы формирования у российского обывателя позитивного восприятия ММ6.

Во-первых, ММ помог населению выжить после дефолта:

«В 1990-х годах, когда множество предприятий закрылось и люди оказались просто на улице, было страшно. Сетевому бизнесу просто памятник надо ставить за то, что он позволил многим людям выжить и начать зарабатывать».

Во-вторых, сетевой маркетинг даёт возможность каждому стать кузнецом своего счастья:

«Дистрибьютор — это и призвание, и стиль жизни, и судьба. У дистрибьютора не надо спрашивать, сколько ему лет, — это может быть хоть школьник, хоть пенсионер, и независимо от возраста он может добиться результатов. У дистрибьютора не надо спрашивать диплом — некоторые работают сразу после школы, и ничего им больше не надо, они развиваются, растут, зарабатывают».

В-третьих, сетевой маркетинг — хороший сервис: прямые продажи позволяют клиентам получить совет и разъяснения от людей, которых они знают и которым доверяют:

«Вы только представьте: если дистрибьютор хоть один раз обманет клиента, второй раз тот у него уже ничего не купит! Каждый дистрибьютор бьётся, чтобы сделать клиента постоянным покупателем, в то время как обычный магазин практически не отвечает за качество поставляемого товара. Если

дистрибьютор будет продавать некачественный товар, то у него никогда не появится ни постоянных клиентов, ни структуры, которая будет создавать товарооборот».

Большинство компаний обращаются именно к женщинам, подчеркивая приверженность их интересам. Компания «Мэри Кэй» вообще задумывалась как форма женской самореализации в мужском мире7. Сегодня феминистские идеи вызывают интерес и находят поддержку по крайней мере у части российского населения.

Лозунг сетевых компаний: «У вас есть шанс изменить свою жизнь!». Изменение же жизни по плану сетевого маркетинга предполагает, что человек может: 1) начать собственный бизнес независимо от возраста и образования, без начального вложения денег, даже если он уже работает или учится; 2) получить финансовую независимость или даже сказочно разбогатеть; 3) иметь гибкий рабочий график; 4) расширить круг знакомств и общения; 5) получать за работу знаки признания, подарки и поощрения8.

Возможность реализации шансов, которые даёт подобная работа, нуждается в обосновании, прежде всего психологическом. В обращении к клиентам «Международного кораллового клуба» Л. Мод-залевская пишет9:

«Если Вы решили связать свою жизнь с Сетевым Маркетингом и попробовать силы в этой индустрии, то я уже могу сказать несколько вещей о Вас. Вы не довольствуетесь имеющимся, как все. Сфера сетевого маркетинга привлекает людей широких взглядов, смелых, обладающих хорошими интеллектуальными способностями, лидеров по натуре, обязательно амбициозных. Вы уже добились определённых результатов в какой-то профессии. Но Вы не удовлетворены, так как понимаете, что стоите больше и можете большего достичь! Сейчас Вы хотите найти что-нибудь более прибыльное, более щедро вознаграждающее Ваши усилия. То, что не только сделает Вас богаче в материальном отношении, но и повысит Вашу самооценку в глазах близких, прибавит Вам жизненного опыта, внесёт дух приключений и радость побед в Вашу жизнь».

Когда человек читает такие, будто лично ему адресованные, слова, он невольно поддается их пафосу и желает им соответствовать. Действительно, а почему бы не попробовать? Ведь у многих это получается! Психологическая установка «Вы этого достойны!» оказывается чрезвычайно сильной.

Следующий логический шаг — переход от обоснования самой возможности участия в сетевом маркетинге к совету, как создать свой

бизнес. Примером является модель бизнеса, предлагаемая компанией «Орифлэйм»10. В ней, кстати, нашли выражение основные принципы работы многих ММ, а работник-«сетевик», в соответствии с этой моделью, именуется «консультантом»:

1) компания предоставляет консультанту полную свободу ведения бизнеса, его доход зависит только от него самого;

2) консультант сам планирует свой рабочий день;

3) консультант получает от «Орифлэйм» всевозможную помощь и консультации, так как и компания в целом, и конкретные спонсоры консультанта (люди, вовлекаемые консультантом втотже сетевой маркетинг, которым занятой сам) заинтересованы в процветании его бизнеса;

4) компания всячески поощряет всех своих консультантов посредством различных бонусов и подарков.

Одна из форм привлечения консультантов — демонстрация сценария «Превращение Золушки в принцессу»:

«Мы в нашей компании разыгрываем сценки, когда одна женщина наряжается техничкой, а другая приходит с большим чемоданом (символ бизнес-леди. — Е. В.). И происходит превращение первого образа во второй. Казалось бы, смешно, но кто-то посмотрит и поверит, что я так тоже смогу» (Олеся М., 27 лет).

Вдобавок на встречах и семинарах много внимания уделяется историям о женщинах, добившихся в компании больших успехов. Звучат они очень правдоподобно, поскольку включают описание не только достижений, но и трудностей, и рассказывают их тоже женщины. Подобные истории можно рассматривать как пропаганду новых для россиян ценностей. В то же время они являются своеобразным пособием для современной российской женщины, стремящейся достичь успеха. Все истории имеют общие черты: трудная жизненная ситуация в начале пути — огромное желание изменить жизнь — сетевой бизнес как единственное спасение — огромный энтузиазм, воля — приход успеха — ощущение счастья. Далее мы ещё рассмотрим сценарий Золушки более подробно.

III

Первые сетевые компании появились в Усть-Илимске во второй половине 1990-х годов, когда многие люди оказались без работы в результате кризиса ЛПК. То были широко известные фирмы «Герба-

лайф», «Визион», «Ньювэй», в которых тогда трудилось много энергичных и напористых мужчин.

Сегодня в городе работает более 20 различных компаний, определяемых как сетевые: «Мэри Кэй», «Эйвон», «Арго», «Таппервэа», «Орифлэйм», «Международный Коралловый клуб», «Мирра-Люкс», «Глорион», «Тяныпи», «Инмаркет», «Белый кот», «Гарант Инвест», «Тенториум», «Ялма» и др. В их деятельности участвуют в основном женщины, и распространяют они продукцию нескольких видов: косметическую, в том числе декоративную косметику; лекарственную, в том числе БАДы — биологически активные добавки; товары для дома, гигиены, очистки воды. В последние годы появились страховые сетевые компании, а также фирмы, занимающиеся программным обеспечением и распространением различного оборудования, например медицинского.

Наблюдающийся рост числа ММ отражает процессы, происходящие в нашей стране в целом и в Усть-Илимске в частности, когда становится востребованным персонифицированное обслуживание: личный доктор, личный парикмахер, адвокат, нотариус и т. д. Клиент идёт туда, где комфортнее, приятнее, где лучше обслужат. Мы наблюдаем смену типа отношений между продавцом и покупателем, утверждение индивидуального подхода, который и является сутью сетевого маркетинга.

Материал, полученный при анализе сайтов сетевых компаний, позволил провести корреляцию особенностей ММ и потребностей определенной части российских женщин (см. приложение 4). Практически полное совпадение позиций в двух столбцах, левом и правом, объясняет, как представляется, причины бурного распространения сетевых компаний на российском рынке. Однако этот вид деятельности, как и любой другой, не может быть универсальной формой самоопределения женщины. В ММ находят своё место в первую очередь те, кто ищет активной деятельности и самостоятельности и обладает такими качествами, как коммуникабельность, энергичность, целеустремлённость, либо стремится их обрести.

Какие же тенденции наблюдаются на сетевом рынке Усть-Илим-ска?

Наиболее активные участницы ММ — женщины. Правда, точные статистические данные о численности женщин Усть-Илимска, участвующих в деятельности сетевых компаний, отсутствуют. Возрастной состав участниц очень широк: от 12—13 до 60—75 лет, но преобладают женщины 30—45 лет. Наиболее молодые работают в косметических компаниях («Мэри Кэй», «Орифлэйм» и др.). В компаниях,

занимающихся оздоровлением, напротив, много женщин в возрасте 40 лет и старше. Причину такого различия Алла С., 50 лет, определила следующим образом:

«Молодежь не хочет заниматься. Ей легче продать декоративную косметику, тот же карандаш для век. Ничего не надо рассказывать. А у нас, прежде чем продать одну бутылочку плаценты, надо многое узнать о ней, рассказать людям. Это гораздо труднее».

По мнению участниц сетевого маркетинга, в 1990-е годы для большинства населения Усть-Илимска речь шла о выживании и работа в первых сетевых компаниях отвечала именно этой цели. В настоящее время — иная ситуация, когда в полной мере можно говорить о самореализации женщины:

«Наши женщины интересные, умные, активные. Они, правда, часто не знают своих возможностей, но как только узнают, очень быстро развиваются» (Алёна Л., 28 лет).

В сетевых компаниях сегодня работают люди с богатым внутренним миром, наделенные рефлексией. Многие, особенно те, кто стоял у истоков компаний в Усть- Илимске, — это своего рода подвижники, увлечённые люди, не потерявшие своих душевных качеств. По внутренней атмосфере компании напоминают большие, дружные семьи. Кстати, данный феномен характерен не только для Усть-Илим-ска, он был отмечен американцами, приезжавшими в Россию для знакомства с развитием ММ, и в других городах11. Этот клубный характер компаний, то есть типичность для них ситуации, когда общение занимает не менее важное место, чем заработок, можно считать отличительной чертой «русского варианта» сетевого маркетинга.

Социальное положение участниц сетевых компаний неоднородно (см. приложения 2, 3): домохозяйки, пенсионерки, матери, находящиеся в декретном отпуске, обслуживающий персонал, врачи, преподаватели школ и вузов, воспитатели детских садов, частные предприниматели (хозяйка торгового павильона, директор юридической фирмы, лидер — организатор в сетевом маркетинге) и т. п. Другими словами, здесь представлены все слои женского населения города.

Ранее мы отмечали совпадение особенностей ММ с потребностями определённой части российских женщин (см. приложение 4). Материалы интервью позволяют уточнить, что это совпадение наиболее ярко проявляется в психологической и социальной области.

Женщины в большей мере, чем мужчины обременены комплексами (например, недовольны своей внешностью) и хотели бы их преодолеть. Им нравится общаться, чувствовать командный дух, делиться

впечатлениями, проводить время в приятной беседе, отвлекаться от рутины. Также речь идёт о реализации определенных свойств характера.

«У всех женщин есть одна струнка в душе: как любая женщина, они не уверены в себе, чем-то недовольны в своей внешности. На классе по красоте ей постоянно говорят, как она хороша, что каждая хороша по-своему. И действительно, я вижу, как они меняются, даже крокоди-лицы становятся интереснее» (Оксана Д., 30 лет).

«Женщина более склонна искать в работе не прибыль, а интерес. Она более заинтересована в коммуникациях, в реализации естественных потребностей. Для мужчины важен результат, а у женщины он постольку-по-скольку. У неё в характере непредсказуемость» (Екатерина Т., 35 лет).

«В сетевой компании можно многому научиться. Там есть команда, люди, на которых ты смотришь и думаешь: они это делают — и я тоже хочу. И смогу. Там развит командный дух, который очень помогает. Чувствуешь, что участвуешь в чём-то большом, общем. Можно общаться на приятные темы — о косметике, красоте. Отвлекает от рутинной жизни (Светлана М., 25 лет).

Не все женщины могут заниматься данным видом деятельности. Даже если им нужны деньги, они не могут их здесь заработать. У них не берут продукцию, не делают заказы. У меня подружка такая. Это ещё зависит от характера. Сетевые компании — не для всех, а только для активных женщин, любящих общение. Я, наоборот, считаю, если есть трудности, то ты думаешь, как их преодолеть, что-то изменить, анализируешь ситуацию (Анастасия Б., 35 лет).

Первостепенное значение среди социальных факторов, определяющих привлекательность ММ для современных женщин, имеют, на наш взгляд, три. Это прежде всего возможность совмещения разных форм деятельности:

«Это не мешает семье. Я прихожу туда, когда могу. До фанатизма мы не доходим. И дети не мешают. Наоборот, мы можем работать, не выходя из дома, контролировать по телефону свою группу. Работать во время отпуска, попутно» (Светлана М., 25 лет).

Затем это возможность работать на себя, относительная независимость:

«Не надо бояться трудностей, как и в любой работе. Я думаю, что тяжелее работать на предприятии, где куча начальников и каждый тебя долбит. Я, правда, так не работала, но думаю» (Анастасия Б., 35 лет).

Наконец, это способ самоутверждения:

«Мужчины сегодня инфантильны. И женщины берут жизнь в свои руки» (Ольга С., 37 лет).

Результаты анализа интервью с участницами ММ обобщены в нижеследующей типологизирующей схеме, в которой учтены их возраст, социальное положение, мотивации, а также формы самореализации.

Труднее всего было решить, какой принцип положить в основу схемы. В конечном счёте был использован признак формальный, позволивший распределить всех участниц по двум группам: «сетевой бизнес как профессия» и «сетевой маркетинг как непрофессиональная самореализация». Внутри групп возникла необходимость дополнительной условной категоризации участниц: «бабочки», «бизнес--леди», «для себя и двух подружек», «неустроенные», «подрабатывающие», «пенсионерки». Каждая категория (кроме, пожалуй, последней) выделена по одному или нескольким ярким признакам, характеризующим цели и ценности принадлежащих к ней женщин. При этом мы понимаем, что предложенная типология не является исчерпывающей. Как понимаем и то, что границы между группами и категориями относительны: женщины могут переходить из одной в другую или по некоторым признакам совмещать несколько типов (например, «пенсионерки» могут выступать как «неустроенные», «подрабатывающие» и «бизнес-леди»). Фактически схема отражает только статичную ситуацию, то есть — какое положение в компании занимает работница в данный момент, а не то, что этому предшествовало или что произойдёт в будущем. Приводимые цифры — приблизительные, так как получены не в результате статистических подсчётов, а на основе анализа личного опыта и социальных контактов наших респонденток и указывают лишь на тенденцию, сложившуюся в сетевом маркетинге города.

Группа 1 Сетевой бизнес как профессия (примерно 10 % работающих в компании женщин) Группа 2 Сетевой маркетинг как непрофессиональная самореализация (остальные 90 %)

«Бабочки»: прыгают из компании в компанию, работают одновременно «Неустроенные»', испытывают жизненную неудовлетворённость, в компанию пришли скорее не по коммерческим мотивам, а ради решения жизненных проблем (например, из-за недостатка общения). Коммерческий интерес, даже если

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в нескольких местах, везде зарабатывают деньги. Но большого успеха не достигают. он и появляется впоследствии, не играет для них определяющей роли.

«Прямые клиенты»»: время от времени приобретают в компании продукцию со скидкой. Доход от продаж небольшой, используют его опять для покупки продукции. Неофициально их называют «для себя и двух подружек».

«Бизнес-леди»: женщины, действительно делающие карьеру в рамках одной компании. «Подрабатывающие»: рассматривают работу в компании прежде всего как источник дополнительного дохода.

«Пенсионерки»: особая категория, очень размытая по мотивам и выделенная лишь по формальному признаку.

IV

Рассмотрим теперь более подробно каждую из двух выделенных нами групп.

СЕТЕВОЙ БИЗНЕС КАК ПРОФЕССИЯ

На «бабочках» мы не будем специально останавливаться, так как к сказанному в схеме добавить особенно нечего. Куда интереснее другая категория женщин первой группы — «бизнес-леди», или женщины, профессионально занимающиеся сетевым маркетингом. Для обозначения их статуса в компаниях используется целый спектр названий с большой буквы: «Лидер», «Директор», «Топ-менеджер» и др. Для обывателя образ такой женщины окутан тайной. Остановимся подробнее на характеристике этой категории.

Прежде всего следует отметить, что «бизнес-леди» составляют самый малый процент от общего числа участвующих в работе сетевых компаний. Они нацелены на активную работу по выстраиванию карьеры и бизнеса. Кто-то только начинает свой путь — с большим эн-

тузиазмом, но с относительными шансами на успех. И действительно, лишь немногие из числа недавно стартовавших достигают высоких результатов: зарабатывают на покупку квартиры, получают от компании машины, имеют большие склады продукции, могут похвалиться какими-то другими показателями материального и социального успеха. Чаще других статуса «бизнес-леди» достигают женщины 25—45 лет, хотя встречаются энтузиастки предпенсионного и пенсионного возраста. В данной категории можно встретить представительниц различных социальных слоев и с разным образованием: тут и продавщицы, и преподаватели, с вузовским дипломом и без него. Что объединяет всех этих женщин и сразу же бросается в глаза при знакомстве с ними, так это активная жизненная позиция, целеустремлённость и системный подход к работе. У них есть коммерческая жилка и сильная финансовая заинтересованность. Рыночные отношения — их стихия. Они попали в своё время и, наверное, именно поэтому добились успеха:

«В общем, нужны качества торговки. Насильно их не привьёшь. Если будешь заниматься по нужде, то успеха не добьёшься. Про мою тётю говорят:родилась купчихой. До перестройки лежала на диване. А когда рынок начался, так развернулась. Нам продавала товар дороже, чем на рынке. Говорит: родственные связи не при чём, это мой бизнес» (Ольга А., 36 лет).

«Нужно также желание бросить основную работу, не работать на ‘‘дядю ”, быть самой себе директором» (Анастасия Б., 35 лет).

Что можно сказать о моральных качествах «бизнес-леди»? Анализируя встречи с женщинами данного типа, могу отметить, что их нельзя мерить одним аршином. Для некоторых деньги — всё. Они демонстрируют фанатизм, кажется, что пройдут по головам. Вот мнение на этот счёт Олеси М., 27 лет:

«В бизнес-группе не все Лидеры равноценны. Есть и более прагматичные — главное сделать карьеру. Они не уделяют времени для других форм общения. Конечно, таких немного. У компании философия одна, а толкуют её все по-своему. Например, Наташе нужны были деньги, и она положила все силы, чтобы за один год выполнить лидерскую программу. Увидела цель, поставила задачу и добилась. Как машина. Алёна, например, приносит на мастер-классы много своих материалов. А Наташа никогда, подчеркивает, что у консультанта все материалы должны быть свои. В общем, как в жизни, все люди разные».

Но большинство «бизнес-леди» сохранили привлекательные человеческие качества, которые не мешают, а, наоборот, помогают им

в работе. По-видимому, в этом тоже проявляется особенность сетевого маркетинга в малом городе:

« “Я/гм а ’’—это моё детище, и я буду заниматься только им. Темпы развития у нас невысокие, но мы не однодневки типа “собрали деньги и ушли ”. Мы пришли надолго. Главное для меня и моих единомышленниц — здоровье своё, своих близких, любых людей нашего города. Деньги меня не волнуют. Мой принцип жизни такой — хочу, чтобы продукция приносила радость, а не хочу всучивать продукцию. Нужно о ней рассказывать, передавать информацию, можно оставить реквизиты, распечатки. Но я никогда не уговариваю купить. Я дарю знания бесплатно. У человека есть выбор: хочешь бери, хочешь нет... У меня есть группа единомышленников. Это мои бриллианты. Я хочу видеть своих дистрибьюторов красивыми, улыбающимися, несущими людям свет, а не каких-то фанатиков. У нас хорошие, простые люди, прекрасная атмосфера. А кому нужны были только деньги, сами ушли. Не прижились у нас. Мы здесь не рабы, а вольные люди» (Алла С., 50 лет).

«У нас 11 женщин в городе выполнили Лидерскую программу. Они полностью посвятили себя компании. Но это не такие бизнес-леди, от которых у мужчин скулы сводит. Не только работа и работа. Это обычная женщина — мама, хозяйка. Она много времени посвящает семье. Энергичная, модно одетая, ухоженная. Но у неё идёт карьерный рост и личностный рост. Наши Лидеры — индивидуальные предприниматели, отчисляют налоги. Имеют хороший доход от компании (зарплату) и проценты с продаж консультантов своей группы (Алёна Л., 28 лет).

Из анализа интервью с местными «бизнес-леди», занятыми в ММ, становится ясно, что формула их жизненного успеха соответствует девизу: «всего я добилась сама». Рассмотрим подробнее путь «усть-илим-ской Золушки».

Старт. Работа в компании начиналась для многих в 1990-е годы, во время экономического кризиса и упадка ЛПК, в ситуации безработицы и безденежья; у некоторых на это накладывались ещё и проблемы со здоровьем. Налицо была глубокая неудовлетворённость существующим положением дел, и встреча с компанией и её продукцией воспринималась как чудо, потрясение, как поразительная удача, способная изменить жизнь:

«Всё для меня началось в 1995 году, мне было 17 лет. Я вместе с мамой попала на бесплатную косметическую консультацию. Её проводила женщина — единственный представитель данной компании в Усть-Илимске. У меня была очень проблемная кожа, и я подумала, что вдруг мне это поможет. Потом я уехала в Москву учиться. В это время был дефолт и время было неспокойное, особенно это ощущалось в

Усть-Илимске. А в Москве на встречах в компании я видела спокойных, уверенных, красивых женщин. Это меня потрясло. Я набрала в Москве огромный опыт работы, так как там очень сильная школа по обучению консультантов. Потом приехала в Усть-Илимск и продолжила здесь работу» (Алёна Л., 28 лет).

«Мне 50лет, я инвалид 1 группы, сердечница. В 90-е от меня отказались врачи. Именно тогда я познакомилась с продукцией компании “Я/гм а ”. Тогда появилась плацента в Усть-Илимске. У меня не было идеи бизнеса, я искала только излечения от своего недуга. Когда я взяла флакон с плацентой в руки, то от него пошло тепло, и я поняла, что это мой шанс. Я пошла к истокам жизни. Отказалась от таблеток. Поскольку я 20лет проработала в аптеке, то знакомых у меня было много. И они, когда увидели изменения в моем самочувствии (а произошло это не сразу, только через год), стали спрашивать о продукции, приходить за консультациями» (Алла С.).

Карьера. Сделать карьеру можно быстро, но быстрота и легкость — только видимые. За ними — большая работа, моральная, психологическая, физическая:

«В моей бизнес-группе семь женщин — Звёздные консультанты, то есть будущие Лидеры. Все делают карьеру. Оля — мама трёх детей. Надя работает в аптеке, но собирается уходить. Ирина работает в автомагазине, но тоже собирается полностью переходить в компанию. Я никогда не тороплю, ведь женщина сама должна принять решение делать карьеру, перейти на постоянную работу в компанию. Это возможно тогда, когда доход её приближается к тысяче долларов. Но здесь важна не только внешняя планка (уровень доходов), но и внутренняя — нужно созреть, то есть сказать “да, это моё, мне это нравится, я смогу этим заниматься профессионально, у меня есть знания и навыки ”. Тогда женщина оставляет работу и в короткий срок делает Лидерскую программу» (Алёна Л., 28 лет).

«Людмила работала парикмахером вместе со мной, но и работала в М.К. (в компании «Мэри Кэй». — Е. В.) Потом только в компании. Стала одним из первых Лидеров. Сейчас в Москву уехала, но и там продолжает этим заниматься. Правда, недавно вот звонила, надорвалась на этом деле. Ноги болят. Москва-то ведь большая, какие расстояния. Да и возраст у неё уже немолодой, около 50 лет. Но не бросает. Кто достиг результатов в этом бизнесе, тому жалко бросать» (Оля А., 36 лет).

Личностное развитие, повышение самооценки. Многие женщины рассказывают, что им пришлось пройти через неуверенность, преодолевать комплексы. Например, Алёна Л., 28 лет:

«Яв школе очень стеснялась своей внешности, и внутреннее состояние было не ахти. Сейчас мне уже нетрудно выступать в аудитории. И консультанты тоже преображаются».

Повышение общественного статуса, признание со стороны компании и окружающих. На этот счёт — опять мнение Алёны:

«Очень важно, что компания даёт женщинам социальное признание. Компания постоянно дарит подарки, приглашает на праздники и поездки. Меня, молодого Лидера, принимали в Москве в гостинице “Ре-диссон-Славянской ”. Я не ожидала такого приёма, мне подарили кольцо с бриллиантами. Это мои первые бриллианты. Отношение удивительное и поддержка».

Поворот к лучшему, исполнение желаний. При подведении итогов собственной деятельности этот пункт очень важен. Ведь речь идёт о достижении базовой цели, по отношению к которой карьера и бизнес могут рассматриваться лишь как средства её достижения. Сначала была мечта — обеспечить высокое качество жизни, ощутить себя счастливым человеком, потом она стала воплощаться в реальность. Составляющие данного положения — не только материальный достаток, но и личностное саморазвитие, повышение общественного статуса, возможность путешествовать, заботиться о здоровье близких, передавать знания и т. д. Резюмирует Алла С., 50 лет:

«Лидером я стала потому, что много читала, интересовалась знаниями о продукции, много ездила за свои деньги на семинары. Я всё пропускаю через себя. Сегодня меня приглашают вести обучение в других регионах России. Я считаю себя счастливым человеком».

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ КАК НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Как уже отмечалось выше, вторая группа очень разнообразна по возрасту, потребностям, социальному положению участниц. Единственный объединяющий признак заключается в том, что для всех них сетевой маркетинг является не основным занятием, а побочным, и коммерческие мотивы, даже если они реализуются, не играют решающей роли. Другими словами, за основу при выделении этой группы взят комплекс приоритетных мотиваций, определяющий формы самореализации человека в компании. И поскольку мотивы могут меняться, постольку границы между категориями оказываются размытыми.

1. «Неустроенные». Их более всего отличает какая-то выраженная неудовлетворённость: семьёй (дети выросли, муж сам по себе, домаш-

няя рутина), работой (не даёт удовлетворения, маленький заработок), состоянием здоровья. К этой категории относятся представители самых разных социальных слоёв: жёны «новых русских», служащие бюджетной сферы (например, учителя), женщины-домохозяйки или находящиеся в декретном отпуске, пенсионерки. Возрастные границы отсутствуют. Работа в сетевом бизнесе для большинства носит временный характер, позволяя получить то, чего не хватает в жизни: общение, уважение, знания, финансовую самостоятельность. Некоторые из «неустроенных» даже делают карьеру:

«Семья у меня, конечно, не бедная. Муж работает достаточно успешно. Такой хозяин жизни. Я ему не особо нужна. Дочь взрослая. Я была домохозяйкой. И занялась М. К. не ради денег, а это был выход из домашнего плена. Сейчас вышла на тысячу долларов в месяц. Сделала сама ремонт в квартире. Я молодая в душе» (Надежда, 40 лет).

«В этой компании только единицы делают карьеру. А 90 процентов от скуки этим решили заняться. Хотят развлечься, немного подработать. Замужних мало. Часть приходят те, у которых нет личной жизни: без семьи, детей. Чем-то нужно заняться. Общение. Или дети уже выросли, мужьям не нужны. А здесь жизнь заполнена. Такая, типа клуба» (Ольга А., 36 лет).

«Среди консультантов нашей компании много домохозяек, для которых работа здесь — возможность расширения круга общения. Знаю очень приличную семью, где муж сказал жене: до этого ты была пустой, а сейчас с тобой интересно. Общение дорогого стоит. А также возможность выглядеть лучше. Ухоженней. Духовность появляется. В компании такие женщины находят общение, ощущение нужности. Она заменяет семью в какой-то степени. Да и подзаработать можно, но это не основная цель. Впрочем, впоследствии они достигают неплохого успеха в бизнесе» (Алёна Л., 28 лет).

«Это засасывает постепенно. Сначала я не думала о карьере, работала преподавателем в вузе. Правда, было недовольство низкой зарплатой. А наукой я заниматься не хотела, да и возможностей в нашем городе для этого мало с моей специальностью, по крайней мере. Потом поехала в Новосибирск на дебют Национального Лидера. Там одновременно другие люди рассказывали о своих достижениях. Всё увидела своими глазами. И загорелась — почему не попробовать ? Сейчас я в декретном отпуске. Немного сбавила темп. Но всегда получаю от своей работы в компании удовольствие как моральное, таки эстетическое» (Ольга А., 36 лет).

2. «Прямые клиенты». У этой категории работа, часто не в одной сетевой компании, а в нескольких, сводится к тому, что товар приоб-

ретается в основном для себя и для небольшого числа родных и знакомых (откуда и неофициальное название — «для себя и двух подружек»). При этом возможен некоторый приработок как приятное дополнение к зарплате, не являющийся, однако, самоцелью. При сравнении «прямых клиентов» с «неустроенными» очевидно отсутствие у первой категории исходной проблемной ситуации на старте. Наоборот, обычно имеется постоянная работа, приносящая удовлетворение, и женщина не собирается её менять. Говорит Ольга С., 37 лет:

«Япреподаватель в вузе и уверена, что не должна одновременно заниматься двумя видами деятельности. Для меня гораздо интереснее быть педагогом, учителем, здесь статус выше, как я считаю. Чувствую себя успешной именно здесь. Для кого-то наоборот, быть учителем — считается зазорным, а вот торговцем — это да. А я к торговле отношусь отрицательно».

Среди участниц данной категории — врачи, преподаватели вуза и средней школы, работницы сферы культуры и обслуживания, малые предприниматели и т. д. В ходе интервью выяснилось, что их участие в ММ определяется разными мотивами. Многие вступают в компанию, но дальше не двигаются, не испытывая к тому потребности. Для них важнее забота о здоровье и внешнем виде, скидки на продукцию, расширение круга знакомств — эти и похожие причины и определяют степень их участия:

«Яработаю парикмахером, и мне нравится. Стала консультантом в “Эйвон ”. Беру там для себя, для знакомых. Дело в том, что я не люблю ходить по магазинам, лучше полежу на диване, полистаю каталог, выберу. А потом, когда посылка придёт, куда денешься ? Так работать мне нравится» (Ольга А., 36 лет).

«Мне нравится на всем экономить. Я думаю, почему я должна ко-му-то переплачивать, если мне это хочется иметь. А денег особыхя здесь не вижу. Может, просто не умею их копить. Быстро все трачу» (Екатерина Т., 35 лет).

«Клуб работает в городе недавно, около полугода. Я хожу на лекции, посвящённые различным заболеваниям и их профилактике. Лекции женщины слушают внимательно. Здоровье, причины заболеваний, профилактика — всё это их интересует. Наши лекторы говорят так: становимся грамотными в медицинском смысле, становимся здоровее, поможем другим достичь таких же результатов, несём ответственность перед клиентами. Во время лекций отсутствует серьезный ориентир на бизнес, карьеру. Мне показалось, что это не главное. О набранных очках спрашивают, о программе «5+1», но как-то без энтузиазма, может, и пригодится» (Евгения В., 45 лет).

«Работаю в косметической компании, делаю два заказа в месяц. Это не даёт огромных денег, прибыль несущественная. Но мне нравится общение, новые знакомства. Много молодежи интересуется данной продукцией» (Аня П., 20 лет, студентка).

В одном ключе с предыдущими высказываниями — рассказ об одной из участниц ММ, явно вызывающей восхищение у самой рассказчицы:

«У неё медицинское образование. Работала в роддоме, сейчас директор кухни детского питания. Сегодня работает в нескольких компаниях. При этом в деньгах не нуждается. Она обеспеченная и муж-бизнес-мен. Она никогда не стремилась строить свой бизнес, просто ей всегда нравилось общаться с женщинами, проводить мастер-классы по красоте. Хочет сохранить своё здоровье и молодость. Очень стильная. Считает, что лучше не поесть, но выглядеть нужно прекрасно. Её философия: жизнь одна, надо так жить, чтобы потом не пожалеть (Олеся П., 30 лет).

Некоторые женщины приходят в компанию с желанием сделать карьеру и заработать, но потом понимают, что это не их стезя, и начинают поиски в другой сфере или возвращаются на прежнее место работы. При этом они остаются прямыми клиентами, как, например, Олеся П., 30 лет:

«Я была в декретном отпуске, ребенку уже год исполнился, самый трудный период прошёл. Моя лучшая подруга рассказала о хороших кремах. Я захотела попробовать и за короткое время (у себя на дне рождения, так получилось) заработала достаточную сумму денег. Первоначально я занималась только продажей. Потом приехали представители компании и говорили о том, что продавать — не самое главное. Главное — в построении бизнеса, в построении долговременной структуры общения с клиентами. Я увидела возможность для роста. Например, работая в школе, я не могла себе сделать зарплату. А здесь всё зависело от меня. Мы с подругой активно занялись созданием структуры. Но не получилось. Почему? Может быть, помощи и опыта не хватило, может быть, веры не хватало. Я вышла на основную работу. Времени не стало хватать, чтобы работать в сетевом маркетинге. Там нужно полностью отдавать себя. У таких людей жизнь расписана по месяцам, минутам — что они будут делать. Аунас всех были другие заботы и дела. Но мне нравится моя основная работа, и я не рискнула её оставить. Может быть, не почувствовала, что сетевой маркетинг на сто процентов — моё. Всё-таки для меня он оставался дополнительным заработком (хотя и приятным), но не целью жизни. Не видела себя на месте лидера, не думала, что смогу жить только этим».

Встречаются и такие женщины, для которых участие в сетевой компании — продолжение и углубление основной работы, любимой. Они уже состоялись в своей профессии, имеют большой стаж, однако стремятся к расширению профессиональных горизонтов, а кроме того, хотят помогать людям. Чаще всего это врачи и работники сферы культуры. Возраст, конечно, ближе к 55—60 годам. Работа в сетевой компании способствует их профессиональному и духовному саморазвитию. Они фигурируют среди лидеров сетевых компаний, но женщин такого типа в нашем городе немного. Размышляет Феодосия С., 55 лет:

«Меня привлекла не сетевая компания как таковая, а новые знания, научные разработки в области медицины. Продажами заниматься не буду, ни одной баночки я не продала и не буду. Привлечением людей я специально не занимаюсь. Если кого-то увижу, спросят, то расскажу с удовольствием. Это просто продолжение моей основной деятельности. Это профилактическое направление, которым я никогда не занималась. Впервые вошла в эту позицию. Я рада тому, что расширяю свой кругозор, изучаю совсем новое для меня и для России направление. Миссия — просветить народ. Я уже не могу не рассказывать. Люди ведь неграмотные в медицинском плане. Они не знают о себе, не знают, как себе помочь».

Впоследствии такое миссионерство может дополняться неплохими заработками, но коммерческая сторона никогда не доминирует.

3. «Подрабатывающие». Довольно обширная категория, для которой работа в сетевой компании опять-таки не является основным видом деятельности, а лишь даёт возможность дополнительного заработка. Многие из образующих её женщин, например, Анастасия Б., 35 лет, подчеркивают, что для того, чтобы успешно зарабатывать, нужно вкладывать физические и моральные силы, однако делать это на нескольких работах трудно:

«Я жила одна, с ребёнком, образования не было. В сетевой бизнес нужда заставила прийти. Жить на что-то надо. Устроиться на оплачиваемую работу не могу. А на бесплатную идти не хочется. Сначала занималась продажей БАД, потом — “Мирра ”, потом “Орифлейм ”. Но потом на нашем рынке появился “Эйвон ”. Это более перспективная компания. Прошла собеседование, стала координатором этой компании. Здесь меньше работаешь, больше зарабатываешь. У меня сейчас свой павильон в Доме торговли. Я его хозяйка. Торгую одеждой. Продукцию компании выставляю, но без цены, нелегально. В основном она у меня расходится по знакомым. Я, конечно, не считаю себя совсем успешной, так как не достигла того, чего хотела. Но по крайней мере работаю сама, могу жить самостоятельно, могу платить за своё образование (учусь в вузе на заочном отделении) и ребёнка».

4. «Пенсионерки». Они выделены исключительно по возрастному признаку. Дело в том, что встретить их можно в каждой из рассмотренных выше категорий, даже среди «бизнес-леди». Тем не менее мы посчитали необходимым рассмотреть их в качестве отдельной категории под специфическим углом зрения — как категорию женщин, представляющих собой пример адаптации советского человека к новым социальным условиям.

Наиболее часто женщин пенсионного возраста (старше 55 лет) можно встретить в компаниях, занимающихся продажей оздоровительной продукции и товаров домашнего хозяйства. Приоритетной ценностью для них является забота о здоровье — своём и своих близких:

«Унас много пенсионеров и вообще людей, у кого взрослые дети, внуки есть. Их надо оздоровлять. Мы видим сегодня, что уже молодые люди, дети испытывают истощение организма. Это связано с неправильным питанием, экологией, отсутствием культуры здоровья. Но самое главное — нужно изменить отношение к своему здоровью» (Алла С., 50 лет).

«Яведу здоровый образ жизни: не ем мяса, пью свежевыжатый морковный сок, ем горячую свеклу. Муж работает. Сын взрослый, обеспеченный. Буду помогать больным — им рекомендовать продукцию» (Мария В., 75 лет).

Большинство пенсионерок ходят на лекции, в школы, на собрания, интересуются любой дополнительной информацией медицинского характера. Приобретают что-то из продукции для себя, но считают это достаточно дорогим удовольствием. Некоторые хотели бы подработать, но сделать это, оказывается, непросто:

«Я шла в клуб для того, чтобы оправдать свои покупки лекарственных средств. Думала чуть подработать, чтобы себе покупать дешевле. Но теперь я не очень довольна, так как сначала сказали, что за каждого подписавшегося я буду иметь 10 долларов. Я стала быстро подписывать людей, пенсионеров, конечно. Молодежи это не нужно. Но потом оказалось, что в месяц надо набрать каждому по 50 баллов, то есть купить продукции на две тысячи рублей. Только тогда мне будут идти проценты. А откуда у пенсионеров такие деньги. И у меня их нет. А вот на лекции хожу постоянно. Интересно. Конечно, трудно всё запомнить и использовать на практике. Всё-таки нет медицинского образования. Но всё равно польза есть» (Анна, 60 лет).

«Сначала пошла в “Ньювейс ”, чтобы иметь финансовую независимость. Доросла до Лидера, а потом грянул дефолт. Потом была на собрании в другой компании. Народа собирается много. На сцену вызывают, и женщины рассказывают, сколько они очков заработали на продажах. Я послушала и подумала, я тоже смогу. Даже подписалась. Но у них тяжелые условия для развёртывания бизнеса, стартовый набор доро-

гой и заработать надо 200 очков, чтобы проценты тебе пошли. Мне это трудно» (Наталья К., 66 лет).

Активные пенсионерки, которые занимаются продажами и имеют хорошее дополнение к пенсии, встречаются редко, но их пример доказывает возможность самоопределения в любом возрасте. Во многом это зависит от характера и целеустремлённости женщины. Ольга С., 37 лет, рассказывает историю одной такой пенсионерки, Анны Ивановны:

«Ей 56 лет. Работала заведующей детским садиком, потом социальным педагогом в школе. Сразу после выхода на пенсию ушла из школы, хотя была на своём месте, никто не увольнял. Но, как она говорит, надоело быть цербером, решила сменить вид деятельности, стать свободной, отвечать только за себя. Сейчас является одним из лидеров компании, постоянно проводит учения. Люди идут именно ‘‘на Анну Ивановну ”».

В целом жизненные истории женщин, входящих в «непрофессиональную» группу, дают обширный и разнообразный материал, позволяющий представить потребности и формы их удовлетворения у различных слоёв женского населения провинциального города. Ещё раз заострим внимание на этих моментах применительно к каждой категории участниц ММ и с точки зрения их самореализации.

«Неустроенные»: главная причина участия в компании — поиск путей решения жизненных проблем. Самореализация происходит через раскрытие новых возможностей — в общении, самоутверждении, занятости и т. д.

«Прямые клиенты», напротив, не испытывают выраженной профессиональной или жизненной неустроенности. Работа в сетевом маркетинге привлекает их по другим причинам — помогает удовлетворять такие потребности современной женщины, как потребность выглядеть красивой и «ухоженной», заботиться о здоровье, расширять круг знакомств, делать карьеру, равно как и потребность в саморазвитии и профессиональном совершенствовании. Человек не собирается отдавать сетевой компании все свои силы и интересы, рассматривая работу в ней лишь как средство для улучшения качества жизни.

У «подрабатывающих» выделяется четкая мотивация — укрепление своего материального состояния. Остальные бонусы, получаемые в компании (общение, социальные связи, самореализация) играют второстепенную роль. Реализуют они себя на основной работе.

Самореализация женщин-«пенсионерок» достигается за счёт активного образа жизни — общения, получения новой информации, заботы о своём здоровье, участия в собраниях, помощи другим людям. Всё это даёт им ощущение востребованности.

У

Суммируя результаты деятельности женщин обеих групп, можно сделать вывод, что работа в сетевой компании позволяет формировать капитал трёх типов: финансовый (дополнительный заработок, стабильное вознаграждение от компании и т.п.), социальный (расширение связей, общение с интересными людьми, повышение статуса), интеллектуальный (новые знания и навыки).

Респондентки охотно рассказывают о своих внутренних изменениях — о перевороте в сознании, повышении самооценки, формировании позитивного взгляда на мир, о приобретении новых качеств характера, например, уверенности, напористости, пунктуальности, навыков общения. Кстати сказать, при любом варианте дальнейшего трудоустройства, как правило, человек не боится писать в резюме об опыте работы в сетевом маркетинге. Приобретённые там умения могут пригодиться в любой деятельности. Слово Светлане М., 25 лет:

«Работа в компании повышает самооценку. Я, например, делаю такие вещи, которые в жизни никогда не делала. У нас в ‘‘Орифлейм” проходят так называемые холодные контакты, когда нужно на улице завязать отношения с совершенно незнакомыми людьми во время акции или опроса. Это тяжело. У нас люди очень замкнутые — просто отказываются общаться, кто-то просто отрицательно относится к нашей компании, кто-то думает, что мы относимся к какой-то партии. Ая смогла провести такой опрос».

В ходе интервью мои респондентки, говоря о заработках, приводили мало цифр, зато дружно отмечали, что у них изменилось отношение к деньгам.

«При собеседовании по резюме меня спрашивали об умении продавать. Это очень хорошее качество, которое пригодится в любой работе. Это не обязательно продать вещь. Можно продать художественную выставку, то есть так рассказать о ней, что люди захотят прийти. Можно продавать себя, то есть заинтересовать собой, чтобы тебя пригласили. Хороший менеджер — это ещё и психолог» (Олеся П., 30 лет).

«Япересмотрела педагогическую систему воспитания своего ребёнка. Он спрашивает: ‘‘Для чего учиться ? Вот ты закончила школу, институт и приносишь домой пять тысяч (раньше, когда я работала преподавателем в вузе). Какую мне специальность выбрать, чтобы деньги заработать ?” Они же сейчас дети рынка. Я отвечаю, что зарабатывать можно и нужно, другое дело, как к этим деньгам относиться» (Ольга А., 35 лет).

Существует ли негативный опыт занятости в сетевом бизнесе?

Этот вопрос возникает не случайно, так как может показаться, что женщины, работающие сетевиками, испытывают сплошное удовольствие. В ходе исследования кардинально разочарованные люди нам не встретились, но о проблемах речь, конечно, шла.

Так, респондентки сетовали, что много жизненных сил и энергии уходит на «работу с негативом»:

«Бывают моменты, когда работаешь, работаешь — и не видишь результата нигде. Вдруг услышал негатив из зала. Наступает спад. Хочется всё бросить и уйти. Но это буквально на минуту. Минутная слабость. Был один такой момент. Но я быстро воспрянула духом. В конце концов — не в этом счастье» (Феодосия С., 55 лет).

«Проблемы у меня чисто психологические. Есть такие клиенты, которые говорят о продукции: ‘‘фуфло ”. Сейчас я стала к этому относиться проще, считаю, что у каждого свои вкусы. Пне надо обижаться. Руки иногда опускаются, если клиент не рассчитывается вовремя или до конца. Я ведь работаю по предоплате» (Ольга А., 35 лет).

«Сложность в том, что 20процентов — это негативные ощущения от недовольства клиентов. Я не могла с этим полностью справиться. Какой-то дискомфорт всё равно существует. А я вообще стремлюсь к внутреннему комфорту. Не люблю ругаться» (Олеся П., 30 лет).

Большинство респонденток отмечали, что люди, особенно обеспеченные, на первое место ставят лишь материальные интересы. Многие глухи к призывам развиваться и учиться, равнодушны даже к собственному здоровью:

«Удручает отсутствие культуры здорового образа жизни у населения нашего города. Например, женщина мне говорит: “Я деньги коплю на шторы”. А кто им будет радоваться, если нет здоровья?» (Алла С., 50 лет).

«Наши медработники неохотно откликаются на призыв учиться, меняться. Я своим говорила, провела для них семинар. Но за мной пошли всего два-три человека. Да и то не всеми я довольна... Выучила её, вложила большие деньги, а она видит только рубль в кармане. Мне говорит: “Надо проще относиться к этому, вы чересчур увлеклись, стали фанатиком”. А как проще?Наоборот, нужно изучать в глубину, чтобы людям передавать эти знания» (Феодосия С., 55 лет).

Респондентки с обидой и непониманием рассказывали о предвзятом отношении к ним населения: люди по-прежнему думают, что сетевик хочет обмануть ради корысти:

«Одна весьма обеспеченная дама, у чьей дочери псориаз, гневно ответила мне на предложенную помощь: “Я вас кормить не собираюсь ”. Я никогда не продаю, пока человек сам не спросит: “А можно у вас ку-

пить?”. Я ни одного не обманула. На меня нет обиженных. У нас все просто: деньги — товар» (Алла С., 50 лет).

«В городе народ зажатый, осторожный, люди боятся идти на контакт. Боятся, что обманут. Хотя что они теряют? 10рублей за то, что подпишутся, — есть такая акция у нас на улице. Люди боятся пробовать новое. Может, опыт был негативный, может, довольны жизнью. Считают, что нужно ходить с сумками, предлагать свой товар по домам — и сразу негативно относятся» (Светлана М., 25 лет).

«Я когда была в больнице, вижу сидят люди у кабинета лора и плачут. Больно гайморит лечить. Я говорю им, что можно обойтись без уколов и таблеток, приглашаю на наши школы. Все сразу говорят: это сетевой бизнес, значит, обманут. И ни один человек не приходит. Они не понимают, что сетевик — это труд. К школам нужно готовиться, людей обзванивать. А многие люди не хотят учиться» (Наталья К., 66 лет).

В чём причины предубеждения? Ведь сегодня нет недостатка в объективной информации о принципах работы сетевых компаний. Респондентки считают, что скорее всего виноваты недобросовестные дистрибьюторы:

«Во главе сетевого бизнеса должны стоять порядочные люди, а есть и такие, которые хотят собрать верхушки. Вот они и дискредитируют этот вид деятельности. А ведь некоторые до 20 компаний сменили. И нигде не добились успеха. И сами путаются, и клиентов путают» (Алла С., 50 лет).

«Был неудачный опыт, связанный с продукцией компании “Герба-лайф ”. У меня тогда почки побаливали, и знакомая порекомендовала средство “Гербалайф”. Я купила, выпила. И у меня пошёл песок. Я так заболела, что еле выкарабкалась. Считаю, что в таких компаниях, связанных с лекарствами, должны работать компетентные люди, врачи, а не просто распространители» (Елена К., 33 года).

Кроме того, в дискредитации ММ виноваты сами компании. В малом городе вся их деятельность на виду, и информация, особенно негативная, распространяется быстро. Люди с опаской рассказывают о фанатизме, «зомбировании», подготовке адептов:

«Работа этих компаний напоминает в чём-то зомбирование. Поэтому здесь обязательно проводятся коллективные мероприятия — семинары. Собрания. Там дух коллективизма. Все сидят, хлопают, как зомби. Мой муж всегда говорил, что это секта. Конечно, я так не считаю, но что-то из этой области в сетевых компаниях есть. Помню, что я прониклась идеей, что моя компания самая лучшая в мире косметики, даже обижалась, если женщина пользуется продукцией другой компании. Только моя и всё тут. Такой фанатизм. Мои бывшие учителя увлеклись другой компанией.

Одна учительница, помню, такая строгая была. А тут звонит по телефону, расспрашивает о жизни, я удивилась очень, а когда она заговорила о компании, я всё поняла. Она одинокая, недовольная своей работой школьного учителя. В компании ей нравится, все вместе, кучей. Как рабы. Вообще женщина склонна к клубным вещам, в отличие от мужчины — он больше одиночка по натуре» (Олеся М., 27 лет).

«Меня один раз подруга буквально затащила на собрание. Это нечто. Там собрались фанатики. Я увидела между ними дикую конкуренцию. Не дай бог, если кто-то начнет опережать Лидера. На меня смотрели, как на волка, я даже испугалась. И всё из-за того, что я оказалась не на их стороне, а на другой. Потом со мной долго не здоровались. Эта компания вообще секту напоминает. Они не способны разговаривать больше ни о чём, кроме своей продукции. Особенно в первые один-два месяца большая часть новичков фанатеет. Только через полгода очухива-ются. Потом уже разумно начинают подходить ко всему. Там так строится процесс обучения, что Лидер подспудно учит быть приставучими, чтобы обязательно продать продукцию. Висит большая доска, и на ней пишется каждый раз, как заработать деньги, только примеры меняются. Вот вся их философия: деньги, как заработать, сколько людей вовлечь. Они вообще похожи на иеговистов. У меня когда подруга занялась этим, первое время бегала с круглыми глазами и говорила: “Я уже почти миллионер ”» (Ольга А., 36 лет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Конечно, усталость от сетевых компаний уже чувствуется среди населения города. Даже грусть какая-то. Так их много, некоторые навязчивые. Объективность теряется в оценке продукции. Если бы сетевые компании исчезли из города, то, я думаю, мы немного бы потеряли» (Елена К., 33 года).

VI

Проведенное исследование позволяет следующим образом охарактеризовать модель сетевого маркетинга в малом сибирском городе.

Объективно ситуация на рынке сетевых услуг в Усть-Илимске свидетельствует о востребованности компаний данного типа. С каждым годом растёт их число, они охватывают новые сферы деятельности, вовлекают различные группы населения. В то же время люди демонстрируют негативное отношение к компаниям подобного типа. Появившиеся первыми на местном рынке сомнительные фирмы вроде «Гербалайфа» и «Ньювейса» сводили свою деятельность к прими-

тивным продажам, к навязыванию продукции ради быстрых заработков, что противоречит сути сетевого маркетинга, которая заключается в том, чтобы создавать структуры долговременного общения с клиентами. В настоящее время большинство компаний пытается выстраивать отношения с клиентами на дружеских, доверительных основах. Но проблемы остаются, о чём говорилось выше.

Немалую роль в формировании неблагоприятного образа сетевой деятельности сыграли финансовые пирамиды 1990-х годов. Аналогии с ними непроизвольно проводят многие из тех, кто был обманут тогда или стал свидетелем обмана. Соответственно массовым сознанием ММ не воспринимается как вид деятельности, достойный уважения.

Вместе с тем сравнительно с советской эпохой деньги и поиск способов их заработать уже не считаются постыдным делом. Но, если судить по результатам исследования, деньги и не рассматриваются только как самоцель; не менее важны такие факторы, как общение, помощь людям, приобретение новых личностных качеств. Может быть, поэтому лишь небольшой процент женщин Усть-Илимска строит свой бизнес в ММ сознательно и целенаправленно. Впрочем, и в их случае чаще речь идёт об улучшении качества жизни, своей и близких, чем о «голом» заработке.

Работа «сетевика» становится не просто работой, а содержанием жизни, философией, чему сильно способствует своеобразная атмосфера, существующая в компаниях: тёплая, почти семейная обстановка, дружелюбное, даже дружеское общение, сопровождающееся подарками, самодеятельными представлениями и пр. Здесь много женщин, нацеленных на взаимопомощь и бескорыстную отдачу своих знаний, сил, энергии.

В малом провинциальном городе сетевые компании негативно воспринимаются значительной частью населения. Что важнее, есть реальные негативные моменты в их деятельности, отмечаемые теми, кто знает эту деятельность не по слухам, а по личному опыту. Тем не менее они выполняют в таком городе как минимум две общественно значимых функции: 1) социальную (создают рабочие места и условия для самореализации, облегчают продвижение вверх по социальной лестнице; 2) культурную (просвещают, формирует философию здорового образа жизни, играют роль клубов по интересам и т. д.). Иначе говоря, при всех своих недостатках и проблемах сетевые компании позволяют многим женщинам до известных пределов преодолевать тупики жизни в малом городе, чувствовать себя полноценными и современными, реализовать свои личностные цели.

Приложение 1

Вопросы для интервью

1. Как Вы узнали о компании, её деятельности в Усть-Илимске?

2. Как построена данная деятельность?

3. Как Вы стали действующим членом компании?

4. Расскажите свою историю вхождения в компанию.

5. В чём заключается Ваша работа в компании?

6. Это Ваша основная работа?

7. Если нет, то получаете ли Вы удовлетворение на основной работе?

8. Видите ли Вы в основании данной компании знаменательное событие?

9. Каков социальный состав членов данной компании в Усть-Илимске: половой, возрастной, профессиональный (основная профессия)?

10. Почему здесь больше женщин, чем мужчин?

11. Меняются ли приоритеты женщин в зависимости от возраста?

12. Что привлекает Вас в данном виде деятельности?

13. Что Вы приобретаете благодаря этой работе?

14. Насколько это важно для Вас?

15. Получаете ли удовлетворение?

16. Какие факторы имеют для Вас первостепенное значение?

— возможность бизнеса

— карьера

— самостоятельность и независимость

— дополнительный доход

— другое

17. Какие качества характера нужны в данном виде деятельности? Каждый ли человек сможет этим заниматься?

18. Что изменилось в Вашей жизни после того, как Вы занялись данной работой?

— в мировоззрении (реализация мечты, смена жизненных установок)

— в социальном плане (изменение социального статуса)

— в материальном плане

— другое

19. Расскажите о ярких историях, связанных с женщинами Усть-Илимска, достигшими больших успехов в Вашей компании. Почему их карьера оказалась успешной? Что они приобрели благодаря данной деятельности?

20. Как население нашего города относится к сетевым компаниям, в частности, к Вашей? Встречались ли негативные отзывы?

21. Как много горожан пользуется Вашими услугами? Приносит ли это пользу населению?

22. Существуют ли проблемы, связанные с деятельностью компании в целом или с Вашей деятельностью в компании? Вы целиком разделяете философию компании?

23. Известны ли Вам случаи, когда люди покидали компанию? Почему?

24. Как возможно сочетание бизнеса, карьеры и семьи?

25. Для русского человека сетевые компании — необычное явление. Подходит ли это нам?

26. Ваша работа в компании в большей степени ориентирована на себя (например, на самореализацию) или на других людей?

27. По Вашему мнению, каковы приоритеты современной российской женщины? А женщины Усть-Илимска являются типичными россиянками?

28. Что Вы вкладываете в понятие «жизненный успех»? Многие ли женщины нашего города думают так же, как Вы?

29. Какими путями, по Вашему мнению, можно достичь жизненного успеха в современных условиях?

30. Работа в сетевых компаниях — это реальный путь наверх по жизненной лестнице?

Приложение 2

Список респонденток

ФИО Воз- раст Образование Основная работа Компания

1 2 3 4 5

Ольга А. 35 Высшее Преподаватель вуза, в декретном отпуске «Мэри Кэй»

Ольга А. 36 ? Парикмахер «Эйвон»

Анна 60 ? Пенсионерка «Коралловый клуб»

Галина Б. 60 Среднетех- ническое Пенсионерка Не участвует

Анастасия Б. 35 Студентка, заочно Хозяйка торгового павильона «Эйвон»

Мария В. 75 Высшее Пенсионерка «Коралл овьш клуб»

Евгения В. 45 Высшее Преподаватель вуза «Мэри Кэй», «Коралл овьш Клуб», «Ялма»

Оксана Д. 30 Высшее Преподаватель вуза «Мэри Кэй»

Наталья К. 66 Высшее Пенсионерка «Ялма», «Коралл овьш клуб», «Арго»

Елена К. 33 Высшее Методист вуза «Мирра»

Анна К. 56 Высшее Лидер компании «Амвэй»

Надежда К. 35 Высшее Владелица юридической фирмы «Амвэй»

Алёна К. 25 Высшее Директор «Орифлэйм»

Алёна Л. 28 Высшее Лидер-организатор в компании «Мэри Кэй»

Олеся М. 27 Высшее Офис-менеджер в вузе «Мэри Кэй»

Светлана М. 25 Высшее Сотрудник вуза «Орифлэйм»

Окончание приложения 2

1 2 3 4 5

Надежда 40 ? Лидер компании «Мэри Кэй»

Нина 55 Высшее Бухгалтер в частной фирме «Мэри Кэй»

Анна П. 20 5-й курс вуза Студентка « Эйвон»

Олеся П. 30 Высшее Городская картинная галерея «Глорион»

Феодосия С. 55 Высшее Главврач городской больницы «Коралловый клуб»

Ольга С. 37 Высшее Преподаватель вуза «Амвэй»

Алла С. 50 Высшее Директор «Ялма»

Екатерина Т. 35 Высшее Преподаватель вуза « Эйвон»

Елена Т. 38 Высшее Директор молочной кухни «Мэри Кэй», «Глорион»

Людмила Ш. 60 ? Лидер компании «Мэри Кэй»

Приложение 3

Сводные данные о проведённых интервью

Компания Возраст Образование / профессиональный статус Интервью

«Мэри Кэй» 25-60 Офис-менеджер с в/о, преподаватель вуза с в/о, врач с в/о, бухгалтер с в/о 8

«Орифлэйм» 25 Сотрудник вуза с в/о, директор компании с в/о 2

« Эйвон» 20-35 Преподаватель вуза с в/о, парикмахер, студентка, хозяйка торгового павильона 4

«Коралловый Клуб» 45-75 Главврач с в/о, преподаватель вуза с в/о, пенсионерка 5

«Ялма» 60 Пенсионерка с в/о, лидер компании с в/о 3

«Глорион» 30-38 Сотрудница картинной галереи с в/о, директор молочной кухни с в/о 2

«Мирра» 33 Методист вуза с в/о 1

«Амвэй» 35-60 Преподаватель вуза с в/о, директор юридической фирмы с в/о, пенсионерка 3

Итого: восемь сетевых компаний 20-75 лет Подавляющее большинство — женщины с высшим образованием 28

Приложение 4

Корреляция характеристик компаний и потребностей современных российских женщин

Характеристики Потребности

Сеть работает на её создателя (дистрибьютора) . Создание своего бизнеса Работать на себя, не на «дядю». Желание быть финансово самостоятельной и независимой

Прямые контакты продавца и покупателя, доверительное общение, персонифицированный сервис, ответственность за качество продукции Расширение круга знакомств, общение, командный дух. Развитие моральных качеств

Сочетание семьи и карьеры Совмещение различных форм деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип «Человек сам кузнец своего счастья» Активность, желание изменить жизнь, преодоление комплексов, самоуважение

Обучение профессиональным навыкам сетевого маркетинга Получение новых знаний, умений, навыков. Творческий рост, командный ДУХ

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: www.marykay.ru;www.avon.ru;www.coral-club.com;www.oriflame.ws; www.tupperware.ru;www.gloryon.com.ru;www.mirra-lux.com.

2 Цит. по: Шефер Б. Деньги хорошо влияют на женщину. Постоянный адрес статьи: http: // www.oriflame.ws/ebook.htm. Последнее посещение 30 октября 2007 года.

Термин явно напоминает «философию практики» А. Грамши, то бишь марксизм (см.: Грамши А. Тюремные тетради. Ч. 1. М., 1991. С. 509, прим. 4). Потому и понадобились кавычки — чтобы сходство не воспринималось всерьёз и чтобы показать, что автор пользуется термином в слегка ироническом смысле.

4 Эш М. К. Мечты сбываются. М., 2001. С. 163.

5 Кузнецова К. Сетевому бизнесу надо ставить памятник. Постоянный адрес статьи: http://www.mirra.ru/article319.php3. Последнее посещение 30 октября 2007 года.

6 Там же.

I Эш М. К. Указ. соч. С. 96.

8 Составлено по материалам сайтов, указанных в сноске 1.

9 Модзалевская Л. О компании. Доступно на: http://www.coral-club.com/about. Последнее посещение 2 мая 2007 года.

10 По материалам сайта www.oriflame.ws.

II Дубковский В. Е. Блестящий шанс / Библиотека компании «Ялма». Черкассы, 2006. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.