Научная статья на тему 'Мотивы детского труда в отрядах «Милосердие»'

Мотивы детского труда в отрядах «Милосердие» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонова Е.П.

Формы организованной занятости детей складываются на пересечении государственной политики и социально одобряемых видов деятельности. Одной из таких форм является социальная работа несовершеннолетних в отрядах «Милосердие». Мотивы участия подростков в отрядах «Милосердие» связаны с потребностями в трудовой активности, в самореализации, с желанием материально помочь своей семье. Библиогр. 8 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's reasons to participate in «Miloserdiye» (Charity) groups

Forms of child employment are shaped at the cross-roads of state social policy and socially approved activities. Children's reasons to participate in «Miloserdiye» (Charity) groups are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Мотивы детского труда в отрядах «Милосердие»»

МОТИВЫ ДЕТСКОГО ТРУДА В ОТРЯДАХ

«МИЛОСЕРДИЕ»

Е .П. Антонова*

Новое поколение россиян проходит этапы своей социализации, приобщаясь к труду в изменяющихся структурных условиях, характеризующих современные процессы в сфере семьи, образования, занятости. Трудоустройство подростков, с одной стороны, стало актуально и востребовано для многих семей, для которых главным итогом реформ последнего десятилетия явилось резкое снижение их уровня жизни вплоть до обнищания. Напряжённый ритм жизни, высокий уровень бедности домохозяйств с несовершеннолетними детьми, трудности с поиском работы для взрослых, новые формы социального исключения в сфере образования, расширение сегмента теневой занятости, рост эксплуатации и дискриминации в трудовой сфере относятся к группе факторов, выталкивающих несовершеннолетних на рынок труда и нарушению их прав. С другой стороны, изменение системы ценностей молодого поколения россиян обусловливает способы самовыражения посредством демонстративного престижного потребления. Оплачиваемая занятость становится средством повышения статуса и материальной состоятельности несовершеннолетних из разных социальных групп.

В сложившихся условиях занятость несовершеннолетних из социально уязвимых групп - это не только отвлечение их от улицы, но и приобщение к труду, форма социальной защиты подростков и подспорье для семейного бюджета. Не менее актуальна проблема трудоустройства подростков из благополучных семей, которые не менее уязвимы в отношении их вовлечения в наихудшие формы труда. Переходное и во многом кризисное состояние социальных отношений в России обусловило пестроту форм подросткового труда: от легальных, организуемых при содействии образовательных учреждений, социальных служб и органов занятости, до маргинальных, в частности, связанных с вовле-

* Антонова Екатерина Петровна - сотрудник Центра социальной политики и гендерных исследований Саратовского государственного технического университета. Электронная почта: arnadia_e@mail.ru.

чением детей в криминальный бизнес. Государству и обществу не следует пассивно ожидать самонастройки подросткового рынка труда: требуется научно обоснованная политика регулирования подростковой занятости.

Реакция государства и правозащитных организаций на резкий рост различных форм занятости подростков в 1990-е гг. нашла своё выражение в более либеральной редакции Трудового кодекса, в котором тем не менее остались черты патерналистского отношения к несовершеннолетним работникам (см. [6]). На современном рынке труда наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, многообразие форм занятости и мест приложения энергии и умений, рост возможностей самореализации человека. С другой стороны, обнищание основной части населения и как следствие - подверженность отдельных категорий граждан уязвимости перед дискриминацией, массовыми нарушениями основных прав и свобод человека в сфере занятости. По-прежнему в наиболее неблагоприятной ситуации остаются семьи с детьми, семьи социального риска, семьи безработных и незанятых. Особенно актуально это для сельской местности, отличающейся неблагоприятными, по сравнению с городскими, условиями жизни, более напряжённой ситуацией на рынке труда.

В Саратовской области разработана система квотирования рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних, суть которой заключается в том, что предприятия выделяют определённое количество рабочих мест, получая взамен налоговые льготы [7, с. 9], но и эта система не способна поддержать семьи, которые нуждаются в значительном материальном подспорье. Места, выделяемые предприятиями, рассчитаны главным образом на подростков, которые «имеют хоть какие-то профессиональные навыки токаря или слесаря» (директор предприятия, дающего квоты, м, 45 лет)1, это создает преграды на пути тех несовершеннолетних, которые хотят работать, но не имеют полного среднего образования.

Второй минус подобной системы - несогласованность позиций работодателя и государства, которое, распределив квоты по предприятиям, снимает с себя ответственность хотя бы за часть малообеспеченных семей, якобы обеспечив занятость несовершеннолетних: «Квоты выделяются в начале года, и никто не просчитывает хотя бы примерную прибыль, у нас никто не спрашивает бизнес-планы и никто не отслеживает динамику роста прибыли или её спад, т. е. тебя обязывают взять и всё, плохо или хорошо работает предприятие - это неважно, ты обязан взять установленное число несовершеннолетних работников» (директор предприятия, дающего квоты, м, 45 лет). Поставленная перед правительством приоритетная задача по улучшению жиз-

1 В описаниях информантов буквами «ж» и «м» указывается их пол. В статье цитируются 14 интервью с подростками, работающими в городских и сельских отрядах «Милосердие», и 8 интервью с экспертами администрации социальной сферы и работодателями. Интервью были взяты в течение 2005 г.

ни населения фактически не решается, так как информация, поступающая из регионов, представляет собой формальную отписку, «в итоге в отчёты управления занятости попадают так называемые „мёртвые" рабочие места, на которые заведомо никто не будет принят» (директор предприятия, дающего квоты, м, 45 лет). И работодатели всячески стремятся уйти от трудоустройства несовершеннолетних как от коммерчески невыгодного: «Даже налоговые льготы себя не оправдывают, когда речь заходит о работающих детях; льготы, предоставляемые детям, с лихвой перекрывают твои льготы по налогам - это и сокращённый рабочий день и увеличенный отпуск, а работать кто будет?» (менеджер компании, ж, 30 лет). Очевидно, что подростки 14-15 лет, желающие поработать после занятий в школе, не могут претендовать на свободные вакансии по квотам.

Возможен ещё один выход из сложившейся ситуации - программы, которые ориентированы на трудоустройство несовершеннолетних на время летних каникул. Во многих субъектах РФ органами исполнительной власти и местного самоуправления принята и реализуется программа (подпрограмма) «Временная занятость несовершеннолетних» [1, с. 31], предусматривающая трудоустройство несовершеннолетних на вакантные рабочие места при непосредственном участии органов местного самоуправления. В 2004 г. на условиях временной занятости (в период каникул и свободное от учёбы время) трудилось свыше 1,4 млн подростков, в том числе 52 тыс. ребят в Свердловской области, 51,9 тыс. - в Московской и Челябинской; 47,2 тыс. - в Иркутской; 46,9 тыс. - в Кировской области, 44,5 тыс. - в Краснодарском крае; 41,9 тыс. ребят - в Москве [3, с. 137] и 16 946 чел. - в Саратове [5, с. 2]. Основными видами занятости для подростков на рынке труда стали ремонтно-строительные работы в учебных заведениях, благоустройство территорий и парков, мемориалов, улиц (экологические отряды), сельскохозяйственные работы, подсобные работы на предприятиях, отряды «Милосердие» при центрах социального обслуживания, школьные лесничества.

В Саратовской области такие отряды были сформированы в начале 2000-х гг., в них вошли дети из низкодоходных домохозяйств. Именно такая категория семей должна в первую очередь иметь подспорье, в том числе и выражающееся в предоставлении рабочих мест несовершеннолетним с посильной и легитимной трудовой нагрузкой.

В ходе реализации совместного проекта центров занятости населения и центров социального обслуживания населения «Трудовая занятость подростков из малообеспеченных семей в сфере социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов» в 2001 г. в Министерстве труда и социального развития Саратовской области было разработано положение об организации временного трудоустройства подростков и созданы отряды «Милосердие» из подростков 12-14 лет. Дети, привлекаемые к работе в этих отрядах, в основном из

малообеспеченных семей, проживающих в сельских районах. Это была первоначальная цель отрядов «Милосердие», которая с течением времени изменились. Об этом свидетельствует то, что принцип отбора несовершеннолетних по степени материальной обеспеченности практически не соблюдается.

Первый отряд «Милосердие» был создан в 2001 г. на базе центра социального обслуживания населения Саратовского района, а затем этот опыт распространился и на другие районы области. С тех пор благодаря деятельности отрядов помощь была оказана более 2 500 пожилым гражданам области. В настоящее время в 30 районах Саратовской области работает более 1 300 подростков [5, с. 3]. Наиболее востребованными видами помощи являются доставка воды, прополка грядок, ремонт заборов, сбор овощей, очистка дорожек от снега.

Помощники социальных работников из отрядов «Милосердие» (такое название впервые упоминается в Соглашении между Министерством здравоохранения и социального развития Саратовской области и Департаментом Федеральной государственной службы занятости по Саратовской области об организации трудоустройства подростков) - это группа подростков, мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 14 лет, которая специализируется на помощи пожилым людям в устройстве их быта.

Приглашая школьников в помощники социального работника, их мотивировали монетарными аргументами: «Мы сразу знали, что за это деньги заплатят, фактически поэтому и пошли, для меня это был самый главный мотив» (Светлана, 15 лет, Саратов). Исследователи говорят о двух наиболее распространённых мотивах работающих детей: во-первых, это «помощь родителям, находящихся в стеснённых материальных условиях, а во-вторых, это стремление к ранней экономической состоятельности» [4, с. 77]. В нашем исследовании выбор первого типа мотивации соответствовал информантам из наиболее бедных семей: «помочь маме, которая и так нас с сестрой еле тащит» (Андрей, 12 лет, Саратовская область).

В интервью с работниками отрядов «Милосердие» у всех подростков открылись и внеэкономические мотивы: потребность в активности: «Вот мы с друзьями там пошли бабушкам помогли - и им приятно, и нам интересно всё» (Андрей, 13 лет, Саратовская область), стремление к самоорганизации, желание быть нужным и полезным: «А здесь мне нравится очень, деньги - это не главное, главное, чтоб работа нравилась» (Анастасия, 15 лет, Саратов); стремление помочь одиноким пожилым односельчанам, соседям, которым нередко помогают и просто так, без всякой оплаты: «Так, если надо там, например, хлеба занести или ещё что-то там, тогда им соцработник приносит, или я иду в школу - так баба Полина всё время делает - крикнет меня, и скажет, пойдёшь из школы, занеси мне хлеба и песка с кило, ну вот, идёшь со школы и занесёшь по дороге, не сложно ведь...» (Дарья, 14 лет, Саратовская область).

Сегодня отряды «Милосердие» насчитывают 1 300 чел., и только 30 % от численности отрядов составляют мальчики. Подростки, говоря о своей занятости, склонны классифицировать её как исключительно «бабье дело» (Денис, 12 лет, Саратов). Мальчики идут работать с большой неохотой, стыдясь своей работы: «Мне не нравится название отряды «Милосердие», мне кажется, это звучит как-то унизительно, по типу милостыня, просить, у церкви, нищие, это стыдно, я предпочитаю, помощник социального работника, я работаю, и мне за это платят, и в школе у меня никто не знает, мыть полы у бабулек мне кажется, как-то не для пацана». Этот подросток работает, потому что возникла острая необходимость в деньгах для приобретения необходимых вещей, так как родители от решения сложившейся ситуации отстранились, негласно возложив ответственность на более старшего ребёнка: «А деньги мне нужны, и не только мне, у меня сестрёнка, а родители пьют, зимой она мёрзнет, я вот накопил, купил ей курточку на зиму и куплю проездной на трамвай, зимой холодно ей ходить, она маленькая, во второй класс ходит, зимой холодно, в школу ходить пешком с Пролетарки, а родители пьют, им ничего не надо, я не для себя работаю, для неё, ты мне веришь?» (Денис, 12 лет, Саратов).

У подростка нет цели обеспечить себя всем, он зарабатывает на конкретные вещи: проездной билет для сестрёнки, на покупку для неё каких-то необходимых вещей, например, курточки, для него важно почувствовать себя взрослым и «независимым, готовым заботиться о младшем, более слабом, стремясь подчеркнуть свою мужскую идентичность. Такой „мужчина" противостоит несправедливому устройству жизни» [2, с. 445], пусть даже на микроуровне, в семье своих родителей. Формальное наличие всех перечисленных признаков «мужчины» способствует «правильному» конструированию маскулинности, которое было преломлено выбором «женского» дела: «Дорожки подметать, полы мыть, да и всякое такое, у меня этим только мать занимается, когда не бухает» (Денис, 12 лет, Саратов). По словам специалиста Министерства здравоохранения и социальной поддержки, такие дети, обеспечивающие себя и свою семью всем необходимым, напоминают «маленьких взрослых, которые отличаются самостоятельностью и рассудительностью, ответственностью и склонностью к денежным сбережениям, что отличает их от сверстников» (эксперт Министерства здравоохранения и социальной поддержки, ж, 54 года), которые увлечены «тусовками» и «всякими такими приятными и пошлыми вещами» (эксперт Департамента занятости, ж, 32 года). Работа нужна прежде всего им самим, а не их родителям или учителям.

Даже городские девочки, подчас имея более обеспеченных родственников, неожиданно для себя вдруг обретают мотив пусть небольшого, но самостоятельного заработка: «Я вот хотела ведь сначала из-за денег сюда идти работать, потом сестра - раз, и дала мне тысячу рублей, - и я сразу так подумала, вот я буду целый месяц там работать, и получу в несколько раз меньше, а

здесь, вот - раз и сестра дала, я знала, что она ещё получит деньги и может снова дать. А потом так подумала и всё-таки решила сама заработать эти деньги» (Анастасия, 15 лет, Саратов).

Подростки, проживающие и работающие в сельской местности, как и городские, воспроизводят гендерные стереотипы, говоря о своей занятости: «Я так, бабскую работу не выполняю, мама приходит полы помыть, а я в основном огород покопать, заборчик подправить, да, не то, чтоб стыдно, просто деревня, все друг друга знают, нехорошо получится, если я тут с тряпкой или с её трикотинами буду у всех на виду рысачить, а тут ведь ничего не утаишь, деревня ведь...» (Виктор, 13 лет, пос. Лысые Горы). Рассказывая о своей работе, мальчик подчёркивает острую необходимость в деньгах: «хоть какие-то деньги и маме здорово помогаю, у нас отец повесился, и нас у неё осталось четверо» (Виктор, 13 лет, пос. Лысые Горы). Мальчики, работающие в отрядах «Милосердие», воспринимают свою занятость как данность только потому, что в деревне возможность найти работу у сельских подростков ничтожно мала. При предоставлении им альтернативы смены работы они ею непременно воспользуются, но только перейдя на стабильное предприятие, с жёстко фиксированной заработной платой.

Легальная организованная занятость детей, спонсируемая государством, имеет важную профилактическую функцию отвлечения детей из малообеспеченных семей от потенциально опасного криминального бизнеса: «Мне кажется, что это спокойно, за то, что тебе обязательно заплатят и что с тобой ничего не случится, никакой ужасный случай, потому что за это никто не несёт ответственность, если ты нелегально работаешь» (Светлана, 15 лет, Саратов), «опасно и не факт, что заплатят» (Николай, 12 лет, Саратовская область).

Подчеркивая свою мужскую идентичность, сельские подростки стремятся завоевать авторитет в среде сверстников: «Я вот хочу, как бы это сказать, я вот уже практически накопил, хочу купить гермошлем, Гермак, мы его так ещё называем, классная штука на мопеде кататься, знаешь, сразу тут у нас все пацаны станут твоими друзьями, у нас так в селе» (Андрей, 13 лет, Саратовская область).

Если мальчики дают резко негативную оценку труду, считая выполняемую работу женской, унизительной, то девочки ничего зазорного в данной занятости не видят: «Почему бы ни выполнить работу, которую мы каждый день выполняем дома, не сделать лишний раз, только за деньги?!» (Анна, 13 лет, Саратов). Для девочки материальная независимость в её собственных желаниях становится основным мотивом для того, чтобы устроиться на работу: «У нас, тут в деревне, все девчонки очень работящие, они и по дому работу выполняют, и по двору, ко всему привыкшие.не то, что девчонки в городе, хотя полы мыть и пыль гонять девчонки умеют, но вот... поэтому я и пошла,

подзаработать, не то, чтоб сказать, мне эти деньги очень нужны, но не помешают, хоть так на колготки, косметику какую-никакую...всё не у мамки просить» (Дарья, 12 лет, Саратовская обл., пос. Лысые Горы). Из интервью видно, как поддерживаются гендерные мифы «женской» работы. Негласное описание женского труда следует из патриархатной логики: осуществлять заботу и уход за престарелыми - это естественное и традиционное занятие для женщин [8, с. 75].

В среде городских подростков преобладающим мотивом может выступать желание зарабатывать для того, чтобы иметь карманные деньги на приобретения атрибутов, распространённых в среде сверстников. Здесь можно говорить о стремлении самовыразиться, приобретая вещи, которые «будут круче», чем у сверстников: «Я хочу накопить и купить мобильный телефон какой-нибудь последний, с видеокамерой и всякими такими наворотами, такой у нас в классе только один, а я хочу быть круче... а родители денег не дают... и интересно пообщаться, да и ещё зарплата в конце месяца, мало, конечно, но всё равно мои деньги, это очень радует» (Мария, 12 лет, Саратов).

Специалисты, занимающиеся трудоустройством подростков, говорят о том, что дети, работающие в отрядах «Милосердие», «реальней по сравнению со своими сверстниками оценивают свои возможности» (специалист Инспекции по труду, м, 29 лет) и чётко представляют себе, на какую работу и какую заработную плату они могут рассчитывать. Их основной внутренний мотив - это заработать, и они используют данный этап жизни как старт в большую жизнь.

Картина не была бы полной без представления точки зрения родителей о занятости несовершеннолетних. Отличия есть, они зависят от размеров населённого пункта: город или сельская местность. В городе временная работа подростка одобряется, а к постоянной работе имеется негативное отношение, которое объясняется заинтересованностью родителей в образовании детей и получении ими специальности. Несмотря на это принципиальных преград на пути трудоустройства родители свои детям не строят, всё ограничивается убедительными беседами: «Родители вначале были очень против, потому что я погулять люблю, а тут ещё уроки надо было делать, но потом мы с мамой поговорили и решили, что когда придёт время экзаменов, я сразу брошу и буду учиться, для мамы главное, чтоб я училась, хотя это, конечно, ничего сейчас не даёт...» (Анна, 14 лет, Саратов).

Противоположно мнение родителей, чьи дети работают в сельской местности. В связи с упадком инфраструктуры села родители вынуждены пользоваться любыми возможностями в пополнении семейного бюджета, зачастую они сами ищут для своих детей работу и при необходимости даже подменяют их: «Мама не была против, а папы у нас нет, когда я маме сказала, она не была против, она, мне кажется, даже обрадовалась, хоть какие-то деньги, она мне даже помогает, когда у меня контрольные или что-то, она за меня ходит, у

нас такой подряд (смеётся) семейный, некоторые из ребят смеются, но я очень медленно всё делаю, а мама иногда помогает, мне кажется, что в этом нет ничего такого» (Анна, 13 лет, Саратовская область). Замены устраиваются для совмещения работы и образования: «Вот был у меня, конечно, такой случай, контрошу написала на пару и мне нужно было остаться переписать, а я уже с Филипповной договорилась - я не пошла. ...Я маме сказала, что так и так, и она меня заменила. Вот так иногда выкручиваюсь, такие случаи, конечно, редко бывают, но всё же иногда...да, приходится что-то пропускать, но мама меня на работе всегда подменяет» (Дарья, 14 лет, Саратовская область).

Пожилые люди, характеризуя свои отношения с подростками, критикуют своих помощников за формализм: «Мы с Дениской не сошлись, не то, чтобы он плохой, просто я люблю поговорить, в чём-то совет дать, а он придёт - шир-пыр и пошёл, не посидит не поговорит...» (Мария Филипповна, пенсионерка, 76 лет, пос. Красный Кут). Женщина, высказывая своё недовольство, не предполагала, что её желание общаться станет причиной увольнения юного соцра-ботника. В отличие от официальных социальных работников, их несовершеннолетние помощники более управляемы со стороны клиентов: «Эта девчонка, я не помню, как её зовут даже, она какая-то вахруля была, вечно с немытой головой, я её говорю, посуду надо мыть сначала жидкостью, а потом водой-водой, а она вечно огрызалась, я попросила, и мне её заменили» (Екатерина Андреевна, пенсионерка, 68 лет, Саратов).

Есть и прямо противоположное мнение пожилого человека, выразившееся в благодарности к организаторам детской занятости и детям, которые помогают во всём: вскопать огород, навести порядок, справиться с одиночеством. Пенсионерка даже обратилась в газету: «Я так и написала, какие ребята молодцы, и придут, и поговорят, и огород вскопают, и всё, что нужно, для нас ведь в этом возрасте очень важно» (Галина Антоновна, пенсионерка, 78 лет, пос. Лысые Горы). Женщина, общаясь с подростками, как и все наши пожилые респонденты, реализует свою потребность быть кому-то нужной, необходимой. К ней ходят, о ней заботятся - это означает, что она нужна, именно это и становится определяющим фактором вознаграждения для подростков и соответствует ожиданиям пожилых клиентов.

Иногда складывается так, что подобное общение оказывается нужным и детям, которые испытывают дефицит внимания со стороны взрослых в собственной семье: «Мы с ними часто общаемся, мы с ними как разговариваем: они спрашивают, как там дела в школе, вот рассказываешь им, они иногда какие-нибудь советы дают или просят привет передать, они слушают, мне всегда вот кажется, что им интересно, я сначала не очень хотела рассказывать, потому что вот дома очень редко мы говорим про школу, и то иногда мама после собрания что-нибудь узнает и вот начинает меня ругать, уроки

проверять, и то несколько только дней, а потом опять забывает...» (Дарья, 14 лет, Саратовская область).

Детский отряд «Милосердие» представляет собой одну из противоречивых форм занятости несовершеннолетних, с позиции и детей, и взрослых, которые, с одной стороны, воспринимают «детскую занятость» как «головную боль», а с другой стороны, как жизненную необходимость, подобно ситуации с пожилыми клиентами. Несоответствие прослеживается и в «прописных истинах», например, установки положения «Об отрядах "Милосердие"»: «Наши дети не соприкасаются с бабушками, они в основном работают на приусадебных участках, затем дети не должны мыть окна выше второго этажа, это, разумеется, прописано в положении и, конечно же, выполняется, мы за этим следим чётко» (эксперт Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, ж, 54 года) не согласуются с реальной деятельностью подростков: «Ну, мы выполняем любую работу, вот у нас бабушка одна, мы ей к Пасхе окна мыли, правда, только с одной стороны, потому что там такое старое всё, вывалишься ещё, а как-никак девятый этаж, мало не покажется....» (Анна, 13 лет, Саратов).

Следующим несоответствием является признание важности данной формы занятости и невозможность её отстоять. Эксперты говорят: «Наши отряды „Милосердие" - это хорошо. Так поддерживается связь поколения, труд, который выполняют дети можно назвать лёгким, они в квартире помогут прибраться и так, что по мелочи, в основном эмоциональная поддержка пожилых - это ведь здорово, и какие-никакие деньги, для тех детей, которые работают у нас - это серьёзное подспорье, но сейчас есть некоторые сложности с продлением этой деятельности...» (эксперт Министерства здравоохранения и социальной поддержки, ж, 54 года). Вместе с тем данная форма занятости как наиболее приемлемая для несовершеннолетних является неустойчивой практикой: «Это дело, безусловно, хорошее, развивает в детях хорошие качества, но мы, к сожалению, не смогли их отстоять при формировании бюджета Саратовской области, в связи с чем количество работников отряда „Милосердие" снизилось практически в три с половиной раза» (эксперт Департамента занятости, ж, 32 года).

Таким образом, период глубоких социальных и экономических трансформаций, переживаемых Россией в последние десять лет, стимулировал в стране распространение такого явления, как детская занятость. Растёт число детей, которые по разным причинам вынуждены самостоятельно обеспечивать своё существование. На рынке труда это самая дешёвая и незащищённая рабочая сила, причём, по данным Международной организации труда, значительная часть детей втягивается в противоправные сферы деятельности.

Что заставляет ребенка выбирать между дальнейшим образованием и трудовой деятельностью в пользу последней, какие факторы могут предотвратить

вовлечение детей и подростков в наихудшие виды труда, а какие стимулировать и развивать адекватные формы занятости несовершеннолетних? На эти вопросы призвана ответить социальная политика современной России, которая нуждается в комплексной стратегии обеспечения занятости несовершеннолетних и создания возможностей для их самореализации. Государство делегирует значительную часть ответственности за решение проблем занятости подростков работодателям, одновременно ограничивая ресурсы поддержки для осуществления данной деятельности. Незаинтересованность работодателей в приеме на работу несовершеннолетних во многом является следствием трансформации отношений в сфере труда и занятости, которая выражается в переходе России к рыночной экономике, сокращении численности государственных предприятий и росте коммерческих организаций, стремящихся уйти от материально невыгодных обязательств по трудоустройству подростков.

Организованная занятость детей имеет ряд форм, одобренных и стимулируемых государством. Трудовая деятельность несовершеннолетних может осуществляться в форме социальной работы, подразумевающей позитивную мотивацию детей, потребность пожилых клиентов в помощи и реализуемую в регионе политику занятости несовершеннолетних. Мотивы деятельности подростков в отрядах «Милосердие» формируются на основе потребности в трудовой активности, самореализации, желания помочь своей семье и различаются в зависимости от типа населённого пункта и пола работника. Если для городских девочек преобладающим мотивом может выступать желание зарабатывать с целью демонстративного потребления, то среди девочек, проживающих в сельской местности, доминирует мотив материальной помощи семье. По сравнению с городскими родителями, в большей степени заинтересованными в образовании, нежели в трудовой занятости детей, на селе родители всячески поддерживают занятость несовершеннолетних. Система детской занятости в городе отличается от сельской местности в первую очередь мотивацией и отношением к труду, к своему новому статусу, хотя и в городе существует дифференциация детей по отношению к труду на тех, кто хочет трудиться, и на тех, кто хочет зарабатывать.

Отряды «Милосердие» действуют лишь в некоторых районах Саратовской области, и даже там они постоянно находятся под угрозой ликвидации из-за отсутствия должного финансирования. Регулирование детской занятости должно стать сегодня приоритетным направлением в области занятости. С нашей точки зрения, необходимо разрабатывать программы трудоустройства несовершеннолетних с учётом разной мотивации детей, а также внедрять новые виды занятости, которые будут интересны детям и позволят им не останавливаться на уровне малоквалифицированной и рутинной работы.

Феномен детского отряда «Милосердие» - форма социального обмена, суть которого заключается в реализации социальных отношений через вознаграж-

дение за услугу. С одной стороны, этот феномен является продолжением тимуровского движения, но с другой стороны, моделирует контрактные отношения рыночного характера. С позиции руководителей государственных социальных служб, основной целью таких отрядов становится трудоустройство несовершеннолетних с посильной и легитимной нагрузкой, чтобы максимально снизить порог вовлечённости таких детей в теневую экономику, дать возможность зарабатывать деньги на самые необходимые вещи: одежду, продукты, питания.

Библиографический список

1. Герасимова Т. Подростковая занятость в России // Социальная работа. 2005. № 2.

2. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О муже(Ы)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

3. Кресик М. Трудовая занятость // Трудовые ресурсы. 2004. № 3.

4. Меркулова Н.Б. Детский труд // Социологические исследования. 1997. № 5.

5. О волонтёрских отрядах «Милосердие»: Отчёт / Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской обл. Саратов, 2004.

6. Оберемко О.А. Эволюция правового режима подростковой занятости в России: контуры социологической экспертизы // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2.

7. Полякова М. Молодые кадры. Выгодно ли это предприятию? // Двойная запись. 2003. № 6.

8. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. «Не мужское это дело...»: гендерный анализ занятости в социальной сфере // Социологические исследования. 2002. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.