Исмагилова Раушания Радиковна
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ
В статье рассматривается проблема самореализации личности в контексте развития социальной субъектности. Детальный анализ данного процесса дает возможность раскрыть его общие закономерности и обосновать идею о том, что самореализация является некой движущей силой исторического процесса и социокультурного развития. В работе акцентируется внимание на том, что сущность самореализации как феномена, проявленного через призму социальной субъектности, состоит в раскрытии человеческой индивидуальности и социального ресурса. То есть через самореализацию субъект приобретает свои конкретные и разнообразные формы бытия, образующие все многообразие реального мира. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/8/24.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 8(70) C. 88-90. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. 336 с.
2. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. С. 17-64.
3. Антология мировой философии: в 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т. 1. 936 с.
4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.
5. Историко-философский ежегодник '88. М.: Наука, 1988. 384 с.
6. Клёцкин М. В. Бытие сущего // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (67). C. 106-108.
7. Клёцкин М. В. Бытийная представленность сущего // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 3 (65): в 2-х ч. Ч. 2.C. 81-83.
8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. Т. 2. Средневековье. 368 с.
BEING AND EXISTENCE OF HUMAN AND DIVINE IN MEDIEVAL PHILOSOPHY
Isaev Andrei Anatol'evich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation andisaev@mail. ru
The article analyzes the attitude of medieval religious philosophy to the problem of the being and existence of a human and the God. The study focuses on the place and role of human in the divine world. The author justifies the thesis that in medieval philosophy the prototype of human existence is a personality - the God embodied in Christ. Consequently, a human created in God's image and likeness is a personality as well.
Key words and phrases: being; existence; space; human being; God; medieval theology; personality.
УДК 101.1:316 Философские науки
В статье рассматривается проблема самореализации личности в контексте развития социальной субъект-ности. Детальный анализ данного процесса дает возможность раскрыть его общие закономерности и обосновать идею о том, что самореализация является некой движущей силой исторического процесса и социокультурного развития. В работе акцентируется внимание на том, что сущность самореализации как феномена, проявленного через призму социальной субъектности, состоит в раскрытии человеческой индивидуальности и социального ресурса. То есть через самореализацию субъект приобретает свои конкретные и разнообразные формы бытия, образующие все многообразие реального мира.
Ключевые слова и фразы: самореализация; бытие; объективное бытие; субъективное бытие; субъект; личность; социальная субъектность.
Исмагилова Раушания Радиковна
Башкирский государственный медицинский университет allergo-vera@mail. гы
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ
Нам, людям, присуще глубоко укоренившееся желание быть: реализовать свои способности, быть активными, общаться с другими людьми, вырваться из тюрьмы своего одиночества и эгоизма [6, с. 302].
Э. Фромм
В условиях современного информационного общества человек как личность растворяется в массе, теряет свою субъектность. Возможно, именно с этим явлением представители таких направлений, как экзистенциализм, философская антропология и другие, обозначили проблему самореализации в центре своих научных исследований. Ее решение они видят не в социальных изменениях, подавляющих субъективность человека, а в реконструкции его внутреннего мира и самосознания. Самореализация как проявление индивидуальной траектории развития социальной субъектности индивидов обладает обособленностью, качественной определенностью, целостностью и неповторимостью бытия, которые, будучи связаны с внутренней структурой индивида, заданы ему уже фактом его наличия. Поэтому вместе с изменением условий существования индивида, его связей с другими социальными субъектами изменяются и его индивидуальные свойства. Самобытность здесь имеет элементарный характер и проявляется в активности как способности индивида к взаимодействию. В качестве философского феномена самореализация касается фундаментальных вопросов бытия субъекта деятельности, то есть имеет онтологический, гносеологический и практический смысл. Можно
ISSN 1997-292X
№ 8 (70) 2016
89
сказать, что данный феномен представляет собой специфическую форму развития, один из его типов. Каждого, кто приступает к изучению проблемы самореализации личности в этом контексте, поражает разнообразие ее различных сторон, тенденций, уровней, типов, форм, что обусловлено, в конечном счете, сложностью и многогранностью самой объективной реальности [5, с. 141]. Это показывает, что развитие общества служит как процесс формирования и совершенствования человеческой субъектности. Социальность, по сути, начинается с выделения человеческой субъектности из первоначального социального единства и в дальнейшем неразрывно связана с процессом самореализации личности. Рассмотрение общественного развития как процесса становления и развития человеческой субъектности имеет важное методологическое значение в определении стратегических целей социального познания, поскольку самореализация не только выражает направленность общественного развития, но и является одним из факторов его формирования. Можно сказать, что данный процесс есть форма социального развития и одновременно показатель и критерий. То есть на более высокой ступени социальности будет находиться такое общество, которое в совокупности с другими характеристиками имеет высокий уровень самореализации своих индивидов. Возможно, именно самореализация может выступить как форма развития человека в онтогенезе.
В процессе социального и психофизического развития индивида идет становление индивидуальной субъектности, которая формируется на основе усвоения им коллективного опыта и разработки собственных форм деятельности [4, с. 140]. Значение концепции субъектности состоит здесь в том, что она обозначает определенный уровень бытия индивида, при достижении которого он развивается как целостное и самобытное существо. Каждый индивид существует как бы в двух измерениях - объективном (общем) и субъективном. То есть общая концепция бытия характеризует существование индивидов как членов определенного сообщества. Соответственно, объективное и субъективное бытие образуют два качественно различных типа, уровня объективной реальности [2, с. 9-11], обладающих своими собственными закономерностями. Если первый аспект выражает базисные свойства индивидов, указывая, что они принадлежат к более общей системе, то в рамках второго - уникальная природа их существования. Далее, если субъективное бытие конечно, то общее бытие есть вечное, которое не прекращается с исчезновением отдельных индивидов. В субъективном бытии осуществляется представление человека и выражаются социальные отношения, с помощью которых они развивают его индивидуальные способности. Именно самореализация выступает в конечном счете как особый способ социальной обусловленности бытия индивида. Субъективное бытие не тождественно объективному (общему) бытию, не совпадает с ним целиком. Наряду с общими моментами жизни человека, обусловленными его положением в системе социальных связей, субъективное бытие включает в свое содержание обстоятельства его собственной жизни. Его становление происходит при активном участии личности и предполагает формирование его индивидуальной микросреды, выступая тем самым как единство объективного и субъективного. Главное заключается не столько в объеме понятий, сколько в том, что субъектное бытие имеет собственный статус и логику развития, отличную от логики объективного бытия. Это объясняет, почему субъектное бытие, с одной стороны, зависит от объективного бытия, с другой - определяет и детерминирует его. Напротив, если считать субъектное бытие лишь формой проявления общих тенденций, то тогда этот термин теряет свой смысл, свою специфику, лишаясь одновременно своего самостоятельного теоретического и методологического значения. Иначе говоря, его невозможно полностью понять в системе категорий «активное - пассивное». Во-первых, по той причине, что субъектность сама является активным образованием и частью общего, при этом в качестве пассивности другой системы она проявляется частично, в той мере, в какой включена в ее структуру. Во-вторых, категории активности и пассивности разделяют субъектное и пассивное бытие чисто формальным образом, механически перенося на отдельного индивида свойства и признаки объективного бытия. Они имеют ограниченное значение для исследования субъектного бытия на органическом и на социальном уровнях действительности.
Исходя из вышеизложенного, можем говорить о том, что объективное бытие неразрывно связано с субъектным бытием и помимо него не существует. Оно не дано изначально, не возникает помимо бытия отдельных индивидов, а складывается на основе их индивидуальной жизни. Далее, объективное бытие не только образуется, но и проявляется, получает свою конкретную реальность через субъективное. С этой точки зрения самореализация рассматривается не как форма бытия отдельной личности, а как форма развертывания родовой сущности в отдельном индивиде. То есть сущностное определение самореализации как феномена, проявленного через призму социальной субъектности, состоит в раскрытии человеческой индивидуальности. Дело в том, что мир как целое не имеет субстанциальной формы выражения и поэтому нуждается в самореализации как способе своего конкретного бытия. Равным образом и человечество в целом реально нигде не выступает как совокупный человек, не имеет своей психологической формы. И именно поэтому оно испытывает потребность в самореализации как форме своего конкретного проявления. То есть это некая форма существования личности. Если субъектное бытие социально по своему содержанию, то социальное общее объективное бытие индивидуально по способу своего выражения. Вместе с тем общее объективное бытие не есть простая совокупность индивидуальных существований, а представляет собой особую реальность, обладающую собственной логикой развития и собственными интегральными закономерностями.
Таким образом, субъектное и объективное бытие - это две формы, два уровня объективной реальности, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены, но при этом имеют различия. Они имеют свое собственное содержание. Это пересекающиеся явления, в чем-то совпадающие, а в чем-то отличающиеся одно от другого. Но и их различие само по себе превращает эти категории в замкнутые в себе и формальные сущности. Лишь в единстве взаимообусловленности и взаиморазличия субъектное и объективное бытие обретают каждое себя. И здесь их различие не менее существенно, чем их тождество. Непонимание этой взаимообусловленности
ведет к искаженному представлению о взаимоотношении индивида и общества. Отсюда вытекают две крайние точки зрения. Первая из них отождествляет закономерности формирования личности с законами развития общества, «растворяя» тем самым личность в обществе. Данный подход связан с непониманием специфики субъективного бытия и развития человека [1, с. 3-6, 15-17, 25-28]. Другая точка зрения «гипертрофирует субъективное бытие личности, представляет его как одностороннее отражение реальных тенденций возрастания роли личности в социальном развитии». Она абсолютизирует относительную обособленность и автономность личности в социальных системах [3, с. 9-15, 51]. Если первая точка зрения ведет к недооценке индивидуальной активности человека, то вторая может стимулировать индивидуалистические ориентации в сознании индивидов.
Таким образом, рассматривая проблему самореализации как бытие, проявленное через социальную субъект-ность, можно утверждать, что самореализация является общим свойством социальности субъекта, пронизывающим все ее структурные уровни. Получается, что феномен самореализации коренится в самом факте существования субъекта. Поэтому способность к образованию индивидуальных систем составляет важнейший признак социальности в процессе самореализации. Самореализация как социальный феномен выступает в качестве определенного философского принципа, раскрывающего один из способов существования объективного мира, один из уровней его организации, представленный человеком, конкретизирует общую картину мира и дает возможность уточнить закономерности его бытия.
Список литературы
1. Гавеля В. Л. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека: автореф. дисс. ... д. филос. н. М., 1998. 48 с.
2. Глущенко Н. С. Индивидуальность как выражение природно-социального в человеке: автореф. дисс. ... к. филос. н. Барнаул, 2006. 18 с.
3. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 315 с.
4. Моросанова В. И. Категория субъекта: методология исследования // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 140-144.
5. Овчаренко Н. В. Сравнительный анализ понятий «самореализация» и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. 3. С. 141-144.
6. Фромм Э. Иметь или быть? // Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: АСТ, 2000. 448 с.
SELF-REALIZATION AS A PROCESS OF SOCIAL SUBJECTNESS DEVELOPMENT
Ismagilova Raushaniya Radikovna
Bashkir State Medical University allergo-vera@mail. ru
The article discusses the problem of a personality's self-realization in the context of social subjectness development. A detailed analysis of this process enables to discover its general tendencies and substantiate an idea that self-realization is a driving force of historical process and sociocultural development. The paper focuses on the fact that the essence of self-realization as a phenomenon developed through the lenses of social subjectness consists in the revelation of human individuality and social resource. Through self-realization the entity acquires its particular and various forms of existence that make up the diversity of the real world.
Key words and phrases: self-realization; existence; objective existence; subjective existence; entity; personality; social subjectness.
УДК 78.021.2 Искусствоведение
Статья посвящена двум шуточным произведениям А. К. Лядова: «Шествию из № 52-го в 50-й» и Фугетте на тему «Ля-до-фа». Написанные в юмористическом ключе с использованием музыкальных монограмм сочинения раскрыли характерные черты лядовской работы: создание произведения в цельном виде и последующая детальная проработка. В статье поднимается проблема лядовских черновиков, выполняющих эту функцию лишь условно, и приводятся редкие для рукописного наследия композитора примеры авторских копий сочинений.
Ключевые слова и фразы: А. К. Лядов; музыкальные монограммы; «Шествие из № 52-го в 50-й»; Фугетта на тему «Ля-до-фа»; рукописное наследие; черновик; беловик; авторская копия.
Казунина Анна Сергеевна
Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова [email protected]
РУКОПИСИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШУТОК-МОНОГРАММ А. К. ЛЯДОВА
«Черновиков его глаз человеческий не видел, их не видела нотная бумага! Только разрешив свой труд до последней ноты, он подходил к ломберному столу, где лежала нотная бумага... и мелким своим изящным подчерком писал ноты начисто», - сообщал о творческой работе А. К. Лядова его приятель, поэт С. М. Городецкий [2, с. 76]. Свидетельства современников, а также некоторые высказывания композитора