Научная статья на тему 'Самореализация и организация жизненных планов личности: модель «Оркестр»'

Самореализация и организация жизненных планов личности: модель «Оркестр» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / МУЗИЦИРОВАНИЕ / КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АУФТАКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников К.Ю.

Автор предлагает список принципов, позволяющих достаточно полно раскрыть основные условия самореализации (в том числе, и организации) человека в творчестве и, в целом, в жизни. Каждый пункт списка сопоставлен: на уровне методологии научного познания общими методологическими принципами науки; на уровне методологии общей педагогики краткими описаниями конкретных условий самореализации личности; на уровне методики преподавания музыки (в конкретике данной статьи) заданиями по музицированию на тему «Колокольные звоны». Используемая автором терминология православной педагогики обусловлена предложенной темой практической реализации при освоении модели «оркестр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самореализация и организация жизненных планов личности: модель «Оркестр»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

правонарушителей сотрудникам полиции, а также от складывающейся ситуации и обстоятельств. При этом полицейскому важно помнить, что в любом случае он должен преследовать только одну цель - задержание правонарушителя с меньшим причинением ему вреда.

Данное противоречие отрицательно влияет на качество и результативность педагогического процесса по обучению полицейских боевым приемам борьбы в образовательных организациях МВД России, снижает профессиональную подготовленность полицейских и уменьшает их авторитет среди гражданского населения.

Методика обучения технике боевых приемов борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на основе типологии противодействия правонарушителей сотрудникам полиции будет эффективной и педагогически целесообразной, а также позволит повысить эффективность профессионально-прикладной физической подготовки, если при ее разработке и научном обосновании учитывать:

- соотношение объема учебных часов при изучении техники тех или иных боевых приемов борьбы в зависимости от эффективности их использования в профессиональной деятельности;

- последовательность обучения боевым приемам борьбы в зависимости от степени противодействия правонарушителей: пассивное неповиновение - активное неповиновение - активное сопротивление -нападение на сотрудников ОВД;

- необходимость моделирования условий и обстоятельств различных видов противодействия правонарушителей сотрудникам полиции на практических занятиях по учебной дисциплине «Физическая подготовка».

Список использованной литературы:

1. Кузнецов С.В. Задержание правонарушителей, особенности ситуации и действий / С.В. Кузнецов, Н.Н. Устюжанин // Современная концепция преподавания боевой и физической подготовки в учебных заведениях МВД России. - Н. Новгород : Нижегород. ин-т МВД России, 1996. - С. 40-42.

2. Овчинников В.А. Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : учеб.-метод. пособие / В.А. Овчинников. - Волгоград : ВА МВД России, 2006. - 232 с.

3. Овчинников В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Овчинников. - М. : ВА МВД России, 2012. - 48 с.

4. Славко А.Л., Клименко Б.А., Войнов П.Н. Физическая подготовка спортсменов, занимающихся единоборствами / Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов Сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции 30 июня 2011г. В 2-х частях. Орловский юридический институт МВД России. 2011. С. 19-21.

© Плешивцев А.Ю., Камнев Р.В., 2016

УДК 005 + 374 + 372.878

К.Ю.Плотников

кандидат педагогических наук, учитель музыки, МАОУ Центр образования №47, г. Иркутска, Российская Федерация

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ЛИЧНОСТИ: МОДЕЛЬ «ОРКЕСТР»

Аннотация

Автор предлагает список принципов, позволяющих достаточно полно раскрыть основные условия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

самореализации (в том числе, - и организации) человека в творчестве и, в целом, - в жизни. Каждый пункт списка сопоставлен: на уровне методологии научного познания - общими методологическими принципами науки; на уровне методологии общей педагогики - краткими описаниями конкретных условий самореализации личности; на уровне методики преподавания музыки (в конкретике данной статьи) -заданиями по музицированию на тему «Колокольные звоны». Используемая автором терминология православной педагогики обусловлена предложенной темой практической реализации при освоении модели «оркестр».

Ключевые слова

Методологические принципы, самореализация, личность, музицирование, колокольный звон, педагогический ауфтакт.

Введение

Ни у кого не вызывает сомнений непреходящая актуальность и значение, которое имеет в жизни человека вопрос личностной самореализации. Полем самореализации могут быть наука во всём спектре её областей (включая смежные), различные виды и направления в искусстве, техники и пр.

Непременной данностью всех (изучаемых с точки зрения психологии, педагогики, социологии и др. наук) процессов, связанных с феноменом самореализации (включая самоидентификацию и её обусловленности [1, с. 77-81], самоактуализацию [10]) личности, является их социальная природа. Именно поэтому позволительно рассматривать комплекс условий как собственно самореализации отдельного индивидуума, так и организации этого процесса, с позиций модели «оркестр».

Представляемый нами список принципов обозначен через терминологию русского Православия, при этом каждый из его пунктов соотносится с общенаучными методологическими принципами:

- соборность (I) - контекстность в парадигме конкретной научной школы, (в том числе, более локально - её определённого научного направления);

- ладность (II) - целеполагание частной научной (жизненной) проблемы и его положение в иерархии ценностей;

- представляемость (III) - соблюдение ясности и конкретности научной мысли в убедительности её оформлении (с точки зрения логики, доказательности актуальности, перспективности и пр.);

- умелость (IV) - основательность и достаточность фактологии (в том числе, на основе фактов, полученных самим исследователем);

- сверенность (V) - наличие валидного критериального аппарата;

- ведомость (VI) - спектр качеств, позволяющих работать в команде (возглавляя её либо под чужим началом);

- предусмотрительность (VII) - как одно из важнейших качеств организации (включая самоорганизацию) любой деятельности: соблюдение правил техники безопасности, этических норм, регламента процедур и т. д.

Во время поисков ссылки на используемую в статье идиому «играть в оркестре» автор познакомился с 2-мя работами, посвящёнными метафорическому языку китайской фразеологической единицы, именуемой «чэньюй» [3; 4]. В хронологии указанных работ (принадлежащих одному и тому же авторскому тандему, так что уже по этому факту присутствует соборность, т. е. I) явно можно обнаружить развитие качества научного текста (принципы с III по VI). Остаётся пожелать авторам предусмотрительно (VII) обозначать в названии статьи тему (идею, I) работы.

«Играть в оркестре»

Одна из китайских идиом имеет следующее описание. Однажды, в Древнем Китае, в императорский оркестр, состоящий из музыкантов, играющих на юйе (флейта) и получающих за это щедрую плату, пристроился один проныра. Не умея играть, он это ловко имитировал, пока, после смерти правителя, того не сменил сын - тоже любитель юйя, но только в сольном, а не оркестровом звучании. Испугавшись разоблачения, обманщик сбежал. С тех пор в китайском языке выражение «играть в оркестре» означает «делать вид, что что-то умеешь» (ffi^^^ - lan yü chong shü / «лань» - притворяться, «юй» - название

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

инструмента, «чун» - заполнить, «шу» - число). Сказанная же о себе, эта фраза является проявлением скромности [2].

Все мы «играем» в оркестре, имя которому семья, дружеский круг, учебная группа, трудовой коллектив и т. п. Играем (ведь «весь Мир - театр», в чём признался Шекспир), иногда превращая [х]орхестру («площадку, где поёт хор»; др.греч.) в арену битвы. Рассмотрим на модели оркестра семь (I-VII) принципов, составляющих условия самореализации личности, реализации какой-либо идеи.

Исходя из проведённых автором статьи исследований в педагогике (методика обучения информатике, методика обучения музыке [6, сс. 86, 90, 91; 7, с. 107]), в качестве примеров для рассматриваемых принципов приведены практические задания по музицированию (тема «Колокольные звоны»). Экстраполяция обозначенных принципов в поле личных интересов конкретного читателя поможет ему строить и осуществлять собственные планы (составить план реализации своей мечты, способа творческого самовыражения в каком-то хобби, в спорте; приступить к осуществлению шагов их реализации).

I. Соборность. Итак, представим под оркестром (хором, ансамблем и пр. - всем, что в музыке является моделью социума) своё окружение - родственников, друзей, коллег, одноклассников...

Предварительно подготовьте 3 музыкальные тарелки (другие звонкие предметы - отрезки металлических труб, кастрюли, крышки от них...), отличающиеся по высоте звучания; дополните набор предметом, которым можно вызывать звон (деревянная палочка, карандаш и т.п.); можно предусмотреть подвес для звенящего предмета. Соберите группу людей от 3-х человек (более 3-х - делим на 3 группы; нет проблем, и если в одной из них на одного участника больше), дав каждому из трио по подготовленному музыкальному инструменту для выполнения задания «Играть сообща».

II. Ладность. СкЛАДное (от имени Лада - славянской богини весны, покровительницы любви и брака) звучание «оркестра» устанавливается камертоном, дающим эталонный тон каждому «инструменту». Этот камертон - определённая идея какого-то сообщества: «русский Мир» - для России, еврейская традиция и пр.; семейный род таких-то (Ваша, моя, его фамилия) и их мечта (построить дом, съездить в отпуск, выучить ребёнка и т. д.); пройти аккредитацию своего учреждения, «раскрутить» фирму и пр. При отсутствии объединяющей идеи малы и эффективность, результативность потраченных усилий (сил, времени, денег), что оборачивается скорым разочарованием.

Если у трио (первого, когда собрались более 3-х человек, или единственного) вышло стройно - пусть назовут идею прозвучавшей импровизированной музыки. При отсутствии через 1 минуту какого-либо эстетически удовлетворительного результата - переходите к п. III.

III. Представляемость. То, что в музыке можно назвать оркестровкой (аранжировкой, переложением), в реальной жизни также весьма важно для успеха и принятия вашей пьесы (идеи) публикой (и Вашими союзниками, и оппонентами, и спонсорами, и партнёрами). Чем более ярко, убедительно представлено - тем больше шансов на поддержку, согласие, а значит, - на реализацию (под которой каждый понимает её успех). Какая-либо Ваша идея не нашла понимания с первой попытки - будьте чётче, понятнее, эмоциональнее, внятно покажите людям их преимущества.

Расскажите о смысле и особенностях звучания 5-ти (от А до Д; рис. 1-5) основных разновидностях колокольного звона:

А) благовест (рис. 1) - начинаемый 2-мя ударами полного затухания, мерный, приглашающий на церковную службу звон одного (благовестник) колокола;

Б) набат (рис. 2) - сигнал тревоги (пожар, другая опасность) - беспрерывные (прерывные - для метели, тумана), частые удары в один (набатный) колокол;

Рисунок 1 - Благовест (ритмическая схема)

Рисунок 2 - Благовест (ритмическая схема)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

В) перебор (рис. 3) - поминальное (при отпевании умершего и выносе гроба) поочерёдное звучание от наименьшего к большему всех колоколов, для мирян каждая серия заканчивается одним совместным ударов во все колокола (при погребении священника звон начинается с 12-ти ударов в большой колокол, без последнего совместного удара);

Рисунок 3 - Перебор (ритмическая схема) Рисунок 4 - Перезвон (ритмическая схема)

Г) перезвон (рис. 4) - от 1-го до 7-ми ударов в каждый колокол, начиная от большего к наименьшему, что свидетельствует об особой важности данной церковной службы (посвящение в епископы, вынос плащаницы и пр.);

Д) трезвон (рис. 5) - праздничное одновременное звучании нескольких колоколов.

Хорошо будет дополнить объяснение показом карточек с надписью звона и раскрывающей его суть картинкой (рис. 1-5). После объяснения участники трио должны договориться и сыграть один из перечисленных звонов.

Рисунок 5 - Трезвон (ритмическая схема)

IV. Умелость (путь от имитации, через подражание, к творчеству!). Так младенец осваивает язык, взрослея, человек постигает искусство общения, технику пловца, танцора, совершенствует технику (как собственно технику, так и свои технические умения обращаться с музыкальными, слесарными и др. инструментами).

Освойте несколько уровней техники колокольного трезвона, при этом переходите к последующему только в случае безошибочного исполнения 3- 4-х серий (тактов) уровня предыдущего; чтобы начать врабатывать новый уровень, можно замедлить темп упражнения, затем ускоряя:

1) ритмичные воображаемые удары по тарелке одной (ведущей) рукой (при этом можно вслух отсчитывать серии-циклы «1 - 2 - 3 - 4» и т. д.;

2) ведущая рука продолжает ритм 1-го уровня, а другая рука - ударяет одновременно, через раз (на «1, 3, 1, 3» и т. д.);

3) ведущая рука - те же ритмичные удары на каждый счёт, а другая - как на 2-м уровне, одновременно с той, в два раза реже, но при этом, попеременно - то перед собой, то около себя;

4) задание 1-го уровня, но с реальным звучанием;

5) задание 2-го уровня, но с реальным звучанием;

6) задание 3-го уровня, но с реальным звучанием;

7-А) освоивший уровни 1-6 показывает тем, кто ещё учится, касаясь плеч (рук) обучаемого, стоя за его спиной; при несовпадении {правша + левша} - стоит зеркально, лицом к лицу.

7-Б) освоивший уровни 1-6 показывает не одному, а трём, играющим наразновысотных тарелках (или их заменителях), ученикам (одному - играющему наибольшим инструментом на «1» целые длительности;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

другому - отбивающему четвертные «1 - 2 - 3 -4, 1 и т. д.» на самом маленьком; третьему -исполняющему половинками, на «1 - 3, 1 - 3 и т. д.» партию среднего инструмента);

8) импровизация солиста (на 3-х тарелках) или трио по принципу ритмического разнообразия партий: пунктир - вместо ровного деления длительности; дробление на более мелкие длительности - в партии малой и средней тарелки.

V. Сверенность (от слова «вера», также - проверить, выверить, при необходимости - исправить). Устранение (возникающих по разным - но сейчас не о них - причинам) отклонений от правильного пути -единственная возможность достичь любой цели, поэтому без решения данной проблемы никак не обойтись.

В решении проблемы - не менее двух этапов:

б) собственно нахождение и использование способа устранения препятствия;

а) осознание возникшей преграды, в том числе - понимания её как преодолимой или непреодолимой.

Так, можно проанализировать: что является причиной возможного нежелания ребёнка продолжать занятия (музыкой, спортом и др. делом) - его лень / потеря творческого удовлетворения от процесса и результатов / проблемы со здоровьем / появление более важного занятия или общества и пр.; развивают ли Вас или ограничивают Ваши интересы и т. д.

В музыке отклонения от условного эталона можно заметить:

i) в темпоритмических неточностях (а в свинге джаза - необходимый атрибут);

ii) в звуковысотных непопаданиях (фальшь);

iii) в несовпадении художественной идеи сочинения с реализацией в звучании.

На данном этапе исполнения колокольных звонов:

- сообщите музицирующим об этих (i-iii) возможных, подстерегающих их ошибках (условной звуковысотной фальшью на колоколах можно считать превращение в более подвижную партии более низкозвучащего инструмента);

- предоставьте играющим возможность на ходу (более предпочтительно) или с остановкой звона добиваться наилучшего результата, комментируя их успехи и неудачи в выполнении данной задачи.

VI. Ведомость. Работа без руководителя (головы) - это, скорее, исключение из правил. В музыке такой лидер (эмоциональный), хранитель эталона (темпа, звуковысотности, динамического ансамбля и пр.) -дирижёр. К примеру, «Персимфанс» - Первый симфонический оркестр, созданный на заре Советской власти, с огромным напряжением сил и воли игравших в нём без дирижёра музыкантов просуществовал очень недолго.

В восприятии роли руководителя надо отметить две грани.

С одной стороны, неплохо бы возродить во многих организациях некогда существовавшую в симфонических оркестрах традицию, когда дирижёром становилась 1 -ая скрипка (то есть, руководящий пост занимает тот, кто знает и умеет то, что ждёт от подчинённых).

С другой стороны, в определённой мере, иногда воспринимаемые подчинёнными (оркестром) как ошибочные, действия начальника (дирижёра) можно сравнить с трактовкой пьесы дирижёром (помните, у Пушкина: «и случай - Бог изобретатель»; кстати, посмотрите, сколько попыток поэт потратил на поиск этой фразы [5]).

Предоставьте желающим (в первую очередь, - показавшим своё умение в игре) возможность быть дирижёром одного из ансамблей (с указанием вида исполняемого звона).

VII. Предупреждённость. Вынося в отдельный раздел нашего рассмотрения жизни (воспитания, образования, саморазвития и т. п.) как оркестра этот термин дирижёрской техники - ауфтакт, - хотелось бы привлечь внимание учителей, родителей к его сути - подготовке исполнителя к тому, что ему предстоит сыграть (создать, реализовать).

В педагогику позволительно ввести термин «педагогический ауфтакт», под которым подразумевается такое предупреждение (приготовление) субьекта о планируемых действиях и возможных связи с этим проблемах, которое позволит ему избежать или минимизировать ошибки, неправильные действия, позволит наиболее эффективно использовать собственные качества для самореализации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Перед каждым действием взрослых по отношению к детям («не покажи дневник», а «давай сравним оценки с курсом рубля и придумаем, что «Центробанк»-папа может сделать для повышения твоей успеваемости», «давай по секрету расскажем друг другу, за что бы мы себе поставили «5», а за что «2»...) - педагогический ауфтакт! Выводы

1. Оптимальная организация жизненных планов и самореализация человека в творчестве (куда мы причисляем учёбу, труд, искусства, ремёсла), согласно экзистенциальной психологии, взаимно коррелируема со здоровой и позитивной атмосферой социума, в котором человек находится.

2. Модель «оркестр» является примером конструктивного общественного сотрудничества. Её использование констатируется позитивными изменениями как на социальном, так и на личностном уровне.

3. В числе принципов организации и самореализации по модели «оркестр» (по терминологии русского православия): соборность, ладность, представляемость, умелость, сверенность, ведомость и предусмотрительность.

4. Перечисленные в предыдущем пункте принципы согласуются с общедидактическими научными принципами: контекстность (научное направление), целеполагание в иерархии ценностей, нормативность научного языка, фактология, критериальная база, этика и прочие регламенты.

5. Учебная и самообразовательная деятельность, выстраиваемая на перечисленных принципах (по модели «оркестр»), даёт субъекту образования возможность реализовывать собственный индивидуальный потенциал в режиме мульти дисциплинарного учебного проекта [9].

6. Частным случаем применения представленных принципов, по результатам исследования автора данной статьи, можно считать использование музыкально-компьютерных технологий (МКТ) при педагогической поддержке в режимах урочной и внеурочной деятельности. Совокупный эффект применения указанных принципов позволяет органично сочетать реализацию обоих векторов данной образовательной программы - «Освоения программно-аппаратной части МКТ» и «Постижения художественного образа музыкального произведения» [9, с. 156].

Список использованной литературы:

1. Дубянский, С. И. Самоидентификация - безначальный поиск (самоидентификация и обусловленность, самоидентификация в структурировании «я») / С. И. Дубянский // Мир психологии. - 2012. - № 1. - С. 76-84.

2. Китайские пословицы и поговорки // Сайт «Китайский язык онлайн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studychinese.ru/proverbs/113/ (Дата обращения: 11.11.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Леонтович, О. А., Мухтарова, О. В. Китайская музыкальная метафора / О. А. Леонтович, О. В. Мухтарова // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - № 8 (42). Ноябрь. - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.grani.vspu.ru (Дата обращения: 01.02.2016).

4. Мухтарова, О.В., Леонтович, О.А. Музыкальная метафора в китайском языке / О. В. Мухтарова, О. А. Леонтович // Научный периодический электронный рецензируемый журнал «Sci-article.ru». - №24 (август). - 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1436373899 (Дата обращения: 01.02.2016).

5. О сколько нам открытий чудных // Викитека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/О_сколько. (Дата обращения: 11.01.2016).

6. Плотников, К. Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. I: Инновационная образовательная программа. / К. Ю. Плотников - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 229 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.

7. Плотников, К. Ю. Информационные технологии в образовании: уроки информатики и музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. II: Инновационный учебно-методический комплекс. / К. Ю. Плотников - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 116 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24840533.

8. Плотников К.Ю. Мультидисциплинарность учебного проекта как реализация индивидуального образовательного маршрута школьника / К. Ю. Плотников // Magister Dixit: электронный научно-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

педагогический журнал Восточной Сибири. - 2015. - №3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/1_plotnikov_sayt_3_2015.pdf (Дата обращения; 19.01.2016).

9. Плотников, К. Ю. Освоение молодёжью музыкально-компьютерных технологий (musical and computer technologies) как отражение основных тенденций развития современного образования / К. Ю. Плотников // Научно-практический журнал «Вестник ИрГСХА», 2015, вып. 70, октябрь. - С. 152-158. DOI: 10.17238/issn1999-3765.2014.70.

10. Плотников К.Ю. Потенциал пения в развитии подростком уверенности в себе / К. Ю. Плотников // «Наука о человеке: гуманитарные исследования». - №24 - 2016. с. 216-222.

© Плотников К.Ю., 2016

УДК 337

Е.В. Помазанова

преподаватель Ессентукского филиала ГБОУ ВПО СтГМУ г.Ессентуки, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлена структура развития профессиональной компетентности в подготовке специалистов среднего звена в области здравоохранения, позволяющая оценивать уровни владения обучаемыми компонентами профессиональной компетентности и способствовать формированию индивидуального образовательного маршрута студента.

Ключевые слова

Профессиональная компетентность, специалист среднего звена системы здравоохранения, профессиональная деятельность, среднее профессиональное образование.

Здравоохранение на сегодняшний день является одной из самых значимых и высокотехнологичных сфер человеческой деятельности. В связи с динамичным развитием системы здравоохранения появляются новые требования к качеству подготовки медицинских работников со средним образованием.

Национальная концепция образования в Российской Федерации до 2025 года, обращает внимание на острую нуждаемость в поддержке среднего профессионального медицинского образования, подготовке высококвалифицированных специалистов, которые способны к манёвренности и профессиональному росту в условиях развития современного общества и новых технологий.

Изучая проблемы становления профессиональной компетентности студентов СПО, необходимо отметить, что сегодня в области образования наиболее часто проявляется мировоззрение о субъективной значимости индивида, которая состоит в раскрытии личностного внутреннего потенциала, личного опыта.

Компетентность специалиста системы здравоохранения - сочетание компонентов, которые объединяют основные понятия учения (т.е. результативные характеристики его уровня образования), физиологические и психологические параметры личности, способности, мотивационные и ценностные установки, ответственность и ожидание потенциальных результатов своих действий [4,163].

Также следует отметить, что в настоящее время система объективной оценки уровня профессиональной компетентности специалистов среднего звена системы здравоохранения отсутствует. Данные, полученные несколько лет назад, практически не используются для построения моделей формирования рекомендаций в процессе принятия педагогических решений [1,135-139], отсутствуют общие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.