Саморазвитие сотрудников, как один из основных методов развития персонала Self-development of employees as one of the main methods of personnel development
Солдатенков Р.А.,
магистрант кафедры экономической теории и менеджмента, Государственный Университет по землеустройству, г. Москва, [email protected] Soldatenkov R.A.,
graduate student of the department of economic theory and management, State University of Land Management, Moscow
Аннотация: На протяжении многих лет, ученые занимающиеся вопросами управления человеческими ресурсами разделялись между мнениями о том, можно ли выделить саморазвитие как самостоятельный метод обучения персонала организации. В статье представлены отличительные особенности саморазвития в организации, на основании которых, данное понятие можно выделить как самостоятельную категорию.
Ключевые слова: Саморазвитие, управление человеческими ресурсами, персонал организации, менеджмент, обучение, трудовые ресурсы.
Исторически сложилось так, что неотъемлемой частью функционирования любой организации является персонал. То на сколько эффективно будет работать организация, сможет ли она выдержать конкуренцию на рынке , зависит от профессиональных навыков сотрудников. В свою очередь профессионализм и квалификация персонала любой компании зависит от методов обучения , которые используют менеджеры во время работы. Наиболее популярными и важными методами обучения персонала являются:
- Методы обучения и образования, данные методы включают в себя различные тренинги, деловые кейсы, дискуссии и семинары;
- Методы развития в процессе работы, включают в себя: международный обмен опытом, карьерный рост, коучинг, наставничество;
- Саморазвитие, именно данному методу будет уделено основное внимание в нашей статье, ученые в области управления человеческими ресурсами делятся на два лагеря. Первые относят саморазвитие к полноценному методу обучения работников, вторые
скептически относятся , и считают что саморазвитие никак не может повлиять на профессионализм и квалификацию работника.
Саморазвитие подразумевает, что сотрудник целенаправленно качественно меняет себя за счёт получения новых знаний и повышения уровня уже имеющихся.
Согласно опросу ВЦИОМ более 30% опрошенных россиян, связывают своё дальнейшее развитие в компании и карьерный рост, именно с саморазвитием. Кроме этого портал RABOTA.RU также проводил опрос, результаты могут удивить, но более 50% опрошенных тратят собственные средства на саморазвитие, в число которого входят: изучение дополнительного языка; покупка профессиональной литературы; посещение курсов повышения квалификации; и пр. Данные факты в очередной раз подчеркивают важность и актуальность темы нашей статьи.
Если рассматривать саморазвитие как самостоятельную категорию, и метод обучения, то оно имеет ряд уникальных характеристик, которые отличают его от других методов:
Данный метод наименее затратный из всех существующих, организация поддерживает инициативу сотрудника , но в полной мере затраты на саморазвитие на себя не берет, что позволяет ей экономить на обучении персонала;
Саморазвитие в организации рассматривается как добровольный выбор каждого сотрудника. При использовании этого метода в компании отсутствуют конфликты интересов, менеджеры стараются найти решения, которые будут стимулировать данный процесс, в качестве таких решений могут выступать различные поощрения за достижения в области самосовершенствования.
Третьей особенностью является то, что саморазвитие развивает в сотруднике дополнительную заинтересованность в организации, в которой он работает. У сотрудника формируется привязанность к работе и это мотивирует его на использование полученных знаний в работе, открытию чего-то нового.
Саморазвитие предполагает широкое разнообразие направлений для изучения новой информации, результатом этого становится то, что за счёт получения разнообразных знаний работник может брать на себя выполнение более сложных и ответственных заданий. Менеджерам при работе в этих случаях необходимо основываться на доверительных отношениях.
Саморазвитие опирается на личное желание каждого сотрудника, на уже имеющейся мотивации. Данный метод может быть стимулирован флешами факторами, но это не является необходимостью. Данный метод подразумевает развитие и совершенствование каждого конкретного сотрудника.
Для наглядности все перечисленные особенности иллюстрированы на рисунке 1.
Рис.1 Отличительные особенности саморазвития, как метода обучения
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что саморазвитие является полноценным методом обучения персонала той или иной организации, оно имеет свои характеристики и особенности, которые позволяют выделить саморазвитие как самостоятельную категорию.
Список использованной литературы
1. АрмстронгМ. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: Инфра-М, 2002.
2. ЖелнинаЕ.В. Современные принципы разработки системы непрерывного обучения персонала организации // Государственное управление. Электронный вестник. 2008. No 15. URL: http://e-joumal.spa.msu.ru/vestnik/item/15_2008zhelnina.htm (дата обращения: 18.03.2017).
3. Зайцева Т.В. Управление развитием человеческих ресурсов. М.: Инфра-М, 2012.
4. Костыко Г.С. Инновационные подходы к повышению квалификации педагогического персонала // Человек. Спорт. Медицина. 2008. No 13 (113). С. 135-142.
5. ТишинП.Я. Концепция стратегического развития человеческих ресурсов промышленного предприятия // Государственное управление. Электронный вестник. 2006. No 8. URL: http://e-joumal.spa.msu.ru/vestnik/item/8_2006tishin.htm (дата обращения: 18.03.2017).