Научная статья на тему 'Саморазвитие преподавателя вуза - основа его профессиональной деятельности'

Саморазвитие преподавателя вуза - основа его профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SELF-DEVELOPMENT / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVITY / PERSONAL AND HUMANISTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманова Софья Ганизяновна

Автор в статье рассмотрел основные базовые компетентности преподавателя вуза, формирующие его профессиональную педагогическую деятельность. В ходе педагогической деятельности преподаватель становится активным субъектом процесса самосовершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной педагогической деятельности. Следовательно, качество педагогической деятельности имеет большое значение для развития всей системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT OF A UNIVERSITY TEACHER - BASIS OF HIS PROFESSIONAL WORK

The author of the article considers the university teacher’s core competences, that develop his professional teaching work. While teaching a teacher becomes an active participant in the process of self-improvement. This requires an integrated approach to multi-faceted educational activity. Consequently, the quality of teaching activities is of great importance for the development of the whole education system.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие преподавателя вуза - основа его профессиональной деятельности»

УДК 364:316.3

САМОРАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА -ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SELF-DEVELOPMENT OF A UNIVERSITY TEACHER -BASIS OF HIS PROFESSIONAL WORK

© С.Г. Усманова

Башкирский государственный университет (Стерлитамакский филиал) (Россия, Республика Башкортостан, Стерлитамак)

© S.G. Usmanova Bashkir State University (Sterlitamak Branch) (Russia, the Republic of Bashkortostan, Sterlitamak)

Автор в статье рассмотрел основные базовые компетентности преподавателя вуза, формирующие его профессиональную педагогическую деятельность. В ходе педагогической деятельности преподаватель становится активным субъектом процесса самосовершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной педагогической деятельности. Следовательно, качество педагогической деятельности имеет большое значение для развития всей системы образования.

The author of the article considers the university teacher's core competences, that develop his professional teaching work. While teaching a teacher becomes an active participant in the process of self-improvement. This requires an integrated approach to multi-faceted educational activity. Consequently, the quality of teaching activities is of great importance for the development of the whole education system.

Ключевые слова: саморазвитие; компетентность; профессионализм; креативность; личностно-гуманистическая компетентность.

Keywords: self-development; competence; professional competence; creativity; personal and humanistic competence.

В современных условиях, когда в жизни страны происходят кардинальные изменения в экономической, социальной, политической и духовной сферах, обществу нужны люди, способные к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию.

Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только преподаватели, обладающие высоким профессионализмом. Современный преподаватель должен обладать личностными и профессиональными качествами, которые позволят ему решать сложные задачи, стоящие перед обществом. В ходе педагогической деятельности преподаватель становится активным субъектом процесса самосовершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной педагогической деятельности. Следовательно, качество педагогической деятельности имеет большое значение для развития всей системы образования.

Любая педагогическая система может развиваться, только создавая или осваивая новую практику образования, путем организованного в ней и управляемого инновационного процесса, приводящего к достижению качественно новых результатов. По-

иск преподавателями и педагогическими коллективами новых оригинальных путей решения актуальных проблем образовательной практики воплощается в появлении множества инновационных идей, трансляции уникального инновационного педагогического опыта. В этих условиях встает вопрос, какими же профессиональными и личностными качествами должен обладать современный преподаватель, реализующий инновационные идеи в своей работе [1, а 194]?

В нашем понимании профессиональная компетентность современного преподавателя заключается не в передаче знания, а в поддержке возникающих у студента новых видов поведения (деятельности). Следовательно, перед преподавателем встает задача в овладении новыми технологиями. Компетентностный подход в подготовке к педагогической деятельности позволяет обратить внимание на развитие профессиональных и личностных умений, обеспечивающих ситуацию успешности, самоопределения и самореализации студентов. Сегодня в научном мире известны крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного под-

С.Г. Усманова

хода и проблемы формирования ключевых компетентностей [2, с. 47].

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт студентов;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых студентами на определенном этапе обучения.

Профессиональная компетентность любого преподавателя вуза определяется опытом, индивидуальными способностями человека, его стремлением к самообразованию и творческим отношением к делу.

Базовыми компетентностями, формирующими профессиональную деятельность преподавателя, на наш взгляд, являются: научно-исследовательская, творческая, личностно-гуманистическая. Рассмотрим их содержание.

Научно-исследовательскую компетентность преподавателя можно определить как способность и готовность самостоятельно выполнять научно-исследовательские работы в профессиональной деятельности, прогнозировать ее результаты и применять их на практике. Одним из показателей сформированности научно-исследовательской компетентности преподавателя мы считаем его умение проектировать профессиональную деятельность - учебный процесс: составлять учебную про-

грамму предмета, определять траекторию индивидуального развития студента. Важным компонентом научно-исследовательской компетентности является умение анализировать собственную деятельность. Научно-исследовательская компетентность позволяет расширить необходимые умения и навыки, так как является средством развития интеллектуальных умений, обеспечивающих успешность педагогической работы. Мы рассматриваем научно-исследовательскую компетентность как универсальный способ решения любой педагогической задачи.

Творческая компетентность. Инновационный потенциал преподавателя зависит от его творческого потенциала, уровня его креативности. Способность к творческой деятельности присуща каждому педагогу. Педагогическое творчество - основа, определяющая профессиональную компетентность. Существенным фактором, во многом определяющим отношение преподавателя к проблемам совершенствования своего мастерства, является профессиональный опыт, включающий совокупность знаний и умений, сложившиеся способы деятельности и ценностные ориентации [3, с. 278]. В практической деятельности опыт играет разные роли, обусловленные многообразными факторами: характером вузовского образования, особенностями профессиональной адаптации, степенью эмоционально-личностной вовлеченности в профессию и т.д. Он обеспечивает определенное постоянство профессионального поведения, делает его сравнительно независимым от тех или иных ситуативных обстоятельств. Инновационный потенциал преподавателя вуза можно определить как готовность к творчеству, к самостоятельности и оригинальности в профессиональной деятельности. Показателем этой готовности может являться сформированность следующих компонентов:

- мотивационное стремление и потребность осуществлять инновационную деятельность;

- методологическое владение основами исследовательской деятельности, ориентацией в современных подходах и концепциях, наличие собственной педагогической позиции;

- технологическое умение осуществлять выбор инновационной пробле-

Саморазвитие преподавателя вуза - основа его профессиональной деятельности

мы и темы исследования, составлять программу экспериментальной работы;

- умение разбираться в новых образовательных технологиях и строить свою работу на их основе в периоды педагогической практики;

- рефлексивная способность к самоанализу своей деятельности и возникающих педагогических проблем.

Личностно-гуманистическая компетентность. В педагогике высшей школы широко распространено представление о том, что наиболее эффективное воздействие на студентов оказывает личность, обладающая определенным набором «педагогических» черт. Чем больше образовательный процесс рассматривается как искусство, тем больший акцент делается на личностные качества педагога, так как преподаватель передает свои личностно обусловленные ценности студентам; переосмысливает и конкретизирует цели учебно-воспитательного процесса, исходя из особенностей студентов [4, с. 56]. Важно отметить тот факт, что личностные качества определяют стиль педагогической деятельности и оказывают свое специфическое воздействие на студентов. Показателем сформированности личностно-гума-нистического компонента можно считать следующие умения:

- умение создавать особую психологическую атмосферу, основанную на сотрудничестве и уважении личности обучаемого;

- овладение новыми педагогическими технологиями;

- использование воспитательного потенциала учебного предмета для формирования личности учащихся;

- активная гражданская позиция;

- творческое отношение к профессиональной деятельности.

Мы определили комплекс педагогических условий программы саморазвития преподавателя вуза через организацию творческой и инновационной деятельности, развитие профессиональных компетентно-стей. При этом мы учитывали направления реорганизации содержания современного образования, специфику учебно-воспитательного процесса вузов, возможности личностного подхода. Данный комплекс включает: личную заинтересованность преподавателя в творческой и инновационной деятельности; создание эмоционально благоприятной среды для саморазвития преподавателя; прямое и опосредованное взаимовлияние преподавателей вуза [5, с. 127].

Совокупность данных условий мы считаем комплексом, так как, во-первых, они объединены общей целью, во-вторых, взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга.

Таким образом, на сегодняшний день наиболее приоритетными становятся задачи формирования способностей к самоизменению, рефлексии, самоорганизации в различных видах деятельности.

Литература

1. Высшее образование в Российской Федерации / под ред. В.М. Филиппова. М. : Центр сравнительной образовательной политики, 2004.

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М. : АПКиПРО, 2003.

3. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе (Сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса). Ростов н/Д : РГБ, 2003.

4. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе : учеб. пособие. М. : Академия, 2001.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2008.

Сведения об авторе

Софья Ганизяновна Усманова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

Sofya Ganizyanovna Usmanova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Pedagogics and Psychology, Bashkir State University (Sterlitamak Branch)

E-mail: sofochka67@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.