Научная статья на тему 'Самопрезентация личности в социальных сетях'

Самопрезентация личности в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2488
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / САМОКОНСТРУИРОВАНИЕ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / МОДУСЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / SOCIAL NETWORKING SERVICE / VIRTUAL PERSONALITY / INTERNET-COMMUNICATION / SELF-PRESENTATION / SELF-CONSTRUCTION / SELF-IDENTIFICATION / MODUSES OF REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гримов Олег Александрович

В статье рассматриваются характерные особенности самопрезентации личности в социальных сетях. В их числе автор указывает: динамичность, сводимость к текстуальным практикам, социальный характер, размывание границ публичного и приватного. Также автором выделены пять основных модусов репрезентации личности: модус телесности, модус идентичности, модус интенциональности, модус креативности, модус объектности. Предложено понимание виртуальной личности как целостности отношений к описанным категориям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal self-presentation in social networking services

The article deals with characteristic features of personal self-presentation in social networking services. There are mobility, textual format, social condition and destruction of opposition «private-public». The author singles out five basic moduses of personal representation: modus of corporality, modus of identity, modus of intentionality, modus of creativity, modus of objectivity. It is suggested, that virtual personality is totality of relations to the described categories.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация личности в социальных сетях»

Самопрезентация личности в социальных сетях

Гримов О.А.

В статье рассматриваются характерные особенное™ самопрезентации личности всоциальных сетях. В их числе автор указывает: динамичность, сводимость к текстуальным практикам, социальный характер, размывание границпубличного и приватного. Также автором выделены пять основных модусов репрезентации личности: модус телесности, модус идентичности, мсщус интенциональности, модус креативности, модус объектное™. Предложено понимание виртуальнойлич-ности как целостности отношений к описанным категориям.

Ключевые слова: социальная сеть, виртуальная личность, Интернет-коммуникация, самопрезентация, самоконструирование, самоидентификация, модусы репрезентации.

GrimovQA

Personal self-presentation In social networking services The article deals with characteristic features of personal self-presentation In social networking services. There are mobility, textual format, social condition and destruction of opposition «private-public». Theauthorslnglesout five basic moduses of personal representation: modus of corporailty, modus of Identity, modus of intentlonaiity, modus of creativity, modus of objectivity. It Is suggested, that virtual personality is totality of relations to the described categories.

Keywords: social networking service, virtual personality, Internet-communication, self-presentation, self-construction, self-identification, moduses of representation.

Социальные сети представляют собой уникальную среду, предоставляющую своим пользователям не только возможность коммуникации, но и ресурсы для самоидентификации и самопрезентации, которая рассматривается нами как один из важнейших векторов самоконструирования личности в социальных сетях.

Самопрезентация понимается исследователями как сознательная управляемая передача собеседнику определённой информации о себе [1], или как «поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Я-концепции» [2]. Однако передача определённой информации о себе в рамках коммуникативных практиксамопрезентации может быть как полностью сознательным, так и отчасти бессознательным актом (например, при наделении своего образа чертами желаемого «Я»), что не позволяет нам говорить о самопрезентации како полностью контролируемом личностью процессе. Поэтому мы вслед за В.А. Янчуком будем понимать под самопрезентацией процесс «осознаваемого или неосознаваемого, целенаправленного или стихийного предъявления определённых аспектов своего «Я» окружающим» [3, с.45].

Для самопрезентации личности в социальных сетях существуют разнообразные каналы:

- никнейм (ник) - индивидуальное имя пользователя, идентифицирующее его в Сети. Может отражать как реальное, так и модифицированное имя пользователя; нередко представляет собой прозвище пользователя в «оффлайновой жизни»;

- аватар (или юзерпик) - фотография или картинка, служащая визуальным выражением образа пользователя;

- индикатор текущего состояния (например, статус);

- размещение продуктов собственного творчества;

- размещение фото- и видеоматериалов, как правило, имеющих отношение к пользователю;

- разделы, посвящённые личной информации (интересы, убеждения, пол, возраст, семейное положение и т.д.)

Таким образом, основные каналы самопрезентации в социальных сетях представлены текстуальными и мультимедийными практиками (в первую очередь, визуальными).

Возможность творческого отношения ксамопрезентации обеспечивает не только широкое разнообразие её проявлений, но и потенциальное построение совершенно нового образа, несвойственного пользователю в реальной жизни, служащего для него средством самоидентификации. Подобная играидентичностя-ми, составляющая согласно теории постмодерна сущность идентификации личности, актуализирует противопоставление реального «Я»(или Я-образа), характеризующего пользователя в реальной жизни, и виртуального «Я», то есть репрезентации -образа, воплощённого в виртуальном пространстве Интернет-коммуникации, независимо от реальности наделяющих его характеристик. Для обозначения виртуального образа применяются также понятия «виртуальная личность» и «сетевая личность», которые мы в дальнейшем будем употреблять как синонимы. В свете вышеизложенного одним из ключевых становится вопрос определения степени реальности манифестируемой в социальных сетях идентичности, то есть создаваемого пользователем виртуального Я-образа.

Можно выделить два основных подхода к решению данного вопроса. Первый из них при анализе репрезентируемых в Интернет-пространстве качеств и характеристик пользо-

вателя исходит из постмодернистского понимания виртуального пространства, определяющего данные репрезентации (Е.П. Белинская).

Е.П. Белинская пишет: «Определённое соответствие базовых особенностей виртуальной реальности этосу разворачивающегося проекта постмодерна может быть раскрыто по следующим пунктам»:

- анонимность коммуникации в виртуальности;

- построенное по принципу гипертекста виртуальное пространство; возможность «игры» с ролями и построением множественного «Я» в Интернете;

- единственная реальность личности в виртуальности суть реальность самоп резентаци и;

- виртуальное пространство предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования [4].

Акцент на «постмодернистских» свойствах Интернет-пространства (анонимность, множественность, гипертекстуальность), присущий рассмотренной классификации, вызывает кжизни трактовку самопрезентации личности в сети Интернет как вариативного множественного (во многом - игрового) процесса, направленного, в первую очередь, на создание альтернативного Я-образа; в рамках такого подхода каждый виртуальный Я-образ является своего рода «маской» и имеет мало общего с реальным «Я» пользователя.

Создание виртуальной личности, как полагают приверженцы постмодернистского подхода, может отражать неудовлетворённость определёнными аспектами реальной идентичности, выражать стремление к реализации агрессивных и манипу-лятивных тенденций, фрустрирован-ных сексуальных побуждений, желание власти и контроля, стремление к новому опыту - в таком случае можно говорить о компенсаторном ха-

рактере самопрезентации. При этом, как отмечают исследователи, возможности построения нового образа не просто безграничны, но и позволяют выйти из привычной системы социокультурных координат - заданных рамок самокатегоризации, описываемых набором аскриптив-ныххарактеристик(пол, возраст, национальность и т.д.).

Второй подход к анализу самопрезентации в Интернет-пространстве, напротив, акцентирует внимание на стремлении личности к подлинности и самоутверждению (М.М. Соколов, И.В. Костерина) и отвергает идею построения альтернативной идентичности.

Так, М.М. Соколов отмечает значимость аутентичности личности в Интернет-коммуникации [5]. О неактуальности игры с идентичностью в блогах(персональныхонлайн-днев-никах) пишет И.В. Костерина: «Мифы о конструировании и придумывании себе псевдоличностей в блогосфе-ре, кажется, развенчаны окончательно: люди не хотят пользоваться тем преимуществом, которое воспевали раньше обитатели Сети - анонимностью и возможностью примерить на себя другую социальную маску... Игра с идентичностью в блогах часто приводит к раскрытию и публичному порицанию обманщика» [6].

Мы можем согласиться сданным подходом и отметить, что дискурс анонимности и альтернативной идентичности, в котором рассматриваются вопросы самопрезентации личности в Интернет-пространстве сторонниками первого вышерассмот-ренного подхода, основанного на положениях постмодернизма, вне-малой степени устарел.

Рассмотренные в рамках первого подхода свойства Интернет-пространства и Интернет-коммуникации (анонимность, гипертекстуальность и т.д.) были обозначены в исследованиях периода становления сети

Интернет (конец 1990-х - начало 2000-х гг.), проходившего под знаком идеологии WEB 1.0., трактовавшей Интернет-ресурсы лишь какхра-нилище информации и не предполагавшей сложный, интерактивный характер Интернет-коммуникации, который актуализировался с появлением блогов, социальных сетей и др. (так называемая идеология WEB 2.0., появившаяся в 2000-е гг.). Подобные исследования основывались в основном на материале телеконференций, IRC, многопользовательских ролевыхигр(М1Юз)ит.д., распространённых в 1990-е гг. Поэтому в современных средствах Интернет-коммуникации многие свойства, отмечаемые в прежних веб-сервисах, уже не актуальны. В первую очередь, это касается центрального для Интернета 1990-х гг. свойства анонимности. В настоящее время анонимность имеет определяющее значение лишь в некоторых средствах Интернет-коммуникации, например, чатах или имиджбордах.

В социальных сетях, как мы полагаем, напротив, можно говорить о стремлении личности к репрезентации своих подлинных свойств, что отражает значимость самоутверждения личности в процессе её самоконструирования. Построение виртуального образа, наделённого реальными чертами пользователя, активирует рефлексивность личности и её склонность ксамоанализу и самоизу-чениюдля реализации ею своих сущностных свойств. При этом было бы некорректно утверждать, что рассмотренные свойства Интернет-коммуникации или стратегии самопрезентации в социальных сетях вообще не имеют места. Анонимность, равно как игры идентичностей, в социальных сетях возможны, но неактуальны. Основным трендом является именно самоутверждение личности. Социальные сети, несмотря на виртуальную природу и технологи-

ческое воплощение, служат средством коммуникации и самопрезентации личности как средства её саморазвития в режиме реальных социокультурных практик.

Тем не менее, отдельные положения постмодернизма применимы и при рассмотрении самопрезентации в социальных сетях. Так, в рамках относительно устойчивого репрезентированного образа есть часто закреплённые в различных практиках возможности перманентного экспериментирования (к ним можно отнести смену аватара, различной информации о себе), что отражает гибкость или мобильность самопрезентации, что характерно для непрерывного динамического самоконструирования личности в социальных сетях как практики самоизменения.

Также можно отметить, что статус пользователя, описываемый ас-криптивными категориями, всё же претерпевает в Сети некоторые изменения. «Интернет-культура сделала второй шаг к десемиотизации вещного мира, исключив из свойств своего пользователя природную составляющую. Таким образом, личность в Интернете может пониматься только одним-единственным способом - как субъект культуры» - отмечает Н.В. Чудова [7]. Десемиоти-зация в данном случае сводится, в первую очередь, к отсутствию маркеров телесности в Интернет-коммуникации. Также десемиотизацию можно понимать как обесценивание (приравнение к нулевому) «семиотического статуса социальных достижений человека» [7], из чего следует относительное равенство всех пользователей в Сети. Таким образом, самопрезентация в социальных сетях может отличаться гибкостью и частичным обесцениванием социального статуса личности, но при этом адекватность виртуального образа субъекту коммуникации, как правило, не подвергается сомнению;

не подлежат разрушению сущностные основы субъекта - репрезентированной личности.

Однако, несмотря на частичное обесценивание в Сети социальных достижений личности, одной из характерных особенностей самопрезентации личности в социальных сетях является именно её социальный характер, что отражается в демонстрации пользователем на своей странице (ак-каунте) своего социального статуса, уровня образования, социального окружения. Размещая подобную информацию, пользователь стремится к максимально успешной интеграции в виртуальный социум путём планомерного управления впечатлением Другого о себе. Так, М.М. Соколов отмечает, что популярность Интернет-коммуникации обусловлена, в первую очередь, желанием создания наиболее положительного Я-образа, в котором нивелируются негативные атрибутивные признаки («стигмы» в терминологии И.Гоффмана) и выходят на первый план достоинства коммуниканта. Как пишет М.М. Соколов, в Интернете преодолеваются 5 коммуникативных фильтров:

1) культурные - дефицит моделей выражения определённых идей и чувств, предлагаемых наличной культурой;

2) когнитивные - связаны с ограниченными интеллектуальными ресурсами индивида;

3) моральные - связаны с нормативными ограничениями на передачу определённой информации определённой аудитории;

4) стратегические ограничения, которые возникают, поскольку большинство актов передачи информации о себе помещены в контекст других таких же актов, и все участники взаимодействия вступают в него, подозревая, что другие будут вести с ними игру, целью которой является проекция предпочтительного представления о себе;

5) технические ограничения,заключающиеся в сложностях доставки нужной информации всем желаемым получателям из-за отсутствия физических возможностей достижения цели [5].

Иными словами, социальная сеть служит не средством построения альтернативной идентичности, а условием виртуализации личности, репрезентации её в пространстве информационно-коммуникативной культуры посредством создания максимально благоприятного Я-об-раза в рамках персональной страницы, являясь своего рода экзистенциальным расширением личности.

При этом социальные сети достаточно противоречивы по своей природе. С одной стороны, социальные сети являются средством расширения социокультурного пространства личности, выходом за пределы её наличного бытия - то есть, её «микромиром» или личным виртуальным пространством, что отражает некоторую приватность процессов самопрезентации. Вместе с тем, они (социальные сети) претендуют на публичность, рассчитаны на стороннего читателя (зрителя) - особенно это актуально в отношении социальных сетей, имеющих блоговую природу (Twitter, Livejournal). В этих условиях виртуальная личность сама становится частью открытого информационно-коммуникативного пространства. Поэтому в качестве одной из важнейших характеристик самопрезентации в социальных сетях можно отметить стремительное размывание границ публичного и приватного.

К числу важнейших детерминант самопрезентации личности в социальных сетях относится также текстуальный характер самопрезентации.

Так, E.H. Горный, характеризуя виртуальную личность, отмечает: «Виртуальная личность в узком смысле есть комплекс знаков, существующий в электронной среде, которая

выступает носителем этих знаков» [8]. Таким образом, виртуальная личность сводится автором к семиотической манифестации, то есть самопрезентации с помощью тех или иных символических средств, в первую очередь, посредством осуществления текстуальных практик. В данном случае текст трактуется в широком культурологическом смысле как совокупность связанных между собой знаковых и символических средств или культурных кодов; даже фото- или видеоматериалы, размещаемые входе презентации, являются текстом. Однако в частном случае самопрезентацию посредством текстуальных практик можно свести к словесному самоописанию; данный канал самопрезентации является, наряду с визуальным, одним из ключевых.

Все вышерассмотренные особенности и условия самопрезентации личности в социальных сетях, к которым мы относим социальный характер самопрезентации, стремительное размывание границ публичного и приватного, сводимость её к текстуальным практикам, динамичность, приводят к тому, что в процессе самопрезентации в социальных сетях личность приобретает новые специфические черты и свойства, определяемые информационно-коммуникативной культурой социальных сетей. То есть меняется сама онтология личности.

В статье «Онтология виртуальной личности» E.H. Горный акцентирует внимание на основных свойствах, приобретаемыхличностью в Интернет-пространстве. E.H. Горный выделяет следующие свойства виртуальной личности [8]:

1) бестелесность, редукция личности кее семиотическим манифестациям (т.е. к текстам в самом широком смысле);

2) анонимность, по крайней мере, возможность таковой;

3) расширенные возможности идентификации, свобода наделять

виртуальную личность любым набором характеристик;

4) множественность, возможность иметь ряд различных виртуальных личностей одновременно или последовател ьно;

5) автоматизация, возможность полностью или частично симулировать активность виртуальной личности, используя компьютерные программы.

Обратим внимание, что E.H. Горный обозначил свойства виртуальной личности как неизбежно приобретаемые в Интернет-пространстве. Однако мы считаем, что степень выраженности данных свойств в структуре репрезентации личности в социальных сетях может значительно варьироваться; некоторые свойства, как мы установили ранее, вовсе могут быть неактуальными (например, анонимность). Поэтому описание виртуальной личности, предложенное E.H. Горным, в нашем случае нуждается в уточнении. На наш взгляд, для системного изучения репрезентированного образа личности в социальных сетях его следует рассматривать как совокупность отношений к определённым свойствам, как степень выраженности (к которой можно отнести и полное отсутствие признака) тех или иных переменных в структуре данной репрезентации. На основе анализа ключевых характеристик виртуальной личности, предложенных E.H. Горным, мыможемобо-значить категории самопрезентации личности в социальных сетях, которые в дальнейшем будем называть модусами репрезентации.

Рассмотрим их подробнее:

1) модус телесности. Под ним мы понимаем степень репрезентации телесного в структуре виртуальной личности. Как мы уже видели, E.H. Горный наделяет виртуальную личность свойством бестелесности,сводя ее, таким образом, к совокупности знаков и действий. В Интернет-

пространстве, по мнению A.B. Хит-рова, «заменителями телесности служат, прежде всего, различные визуальные практики: выкладывание собственных фотографий, выбор так называемых «аватаров» или «юзерпи-ков»[9]. Мы полагаем, что значение понятия телесного в дискурсе электронной коммуникации выходит далеко за пределы обыденного понимания. В данном случае мы понимаем под телесностью совокупность реальных (физическая телесность) или символических (виртуальная телесность или квази-телесность) - физиологических и антропометричес-киххарактеристик индивида, а также различных действий, направленных на поддержание его жизненных функций. В информационно-коммуникативном пространстве социальных сетей, на наш взгляд, речь может идти только о виртуальной телесности, представленной различными символическими практиками: уже упомянутый выбор аватара, размещение личных фото- и видеоматериалов. Даже в случае идентичности визуальных практик пользователю можно говорить только о симулированной телесности, опосредованной различными каналами Интернет-коммуникации;

2) модус идентичности. С модусом телесности напрямую сопрягается модус идентичности. Идентичность формируется посредством различных стратегий самопрезентации. Как уже отмечалось, социальные сети предоставляют личности широкие возможности для самоидентификации. Многообразие возможных стратегий самопрезентации, реализуе-мыхличностью в различных коммуникативных ситуациях, а также возможность анонимности определяют сложный и вариативный характер самопрезентации в социальных сетях.

В процессе самопрезентации возникает феномен нетождественности виртуальной личности самой

себе. При этом речь идёт именно о динамичности самопрезентации личности как её перманентном самоконструировании, а не о построении альтернативной идентичности, имеющем, как мы установили, потенциальный, но не актуальный характер;

3) модус интенциональности. Под интенциональностью мы понимаем характер коммуникации, её направленность. Коммуникация в социальных сетях характеризуется потребностью в обратной связи, то есть в собеседнике или, по крайней мере, в читателе. Как отмечают М.М. Лукина и И.Д. Фомичёва, направленность действия коммуникантов может иметь следующие конфигурации:

- от одного к одному: электронная почта;

- от одного к многим: рассылка модератором электронных писем участникам сообщества;

- от многих к одному: различные «прямыелинии», онлайн-конференции;

- от многих ко многим: участие в форумах. [10, с.80]

В социальных сетях мы сталкиваемся с различными конфигурациями коммуникации. В условиях самопрезентации происходит адресование своего персонального профиля множеству других пользователей - участников коммуникации.

Таким образом, одним из ключевых свойств виртуальной личности является принципиальная диалогич-ность. Однако, как утверждает A.B. Хитров, виртуальная личность не просто диалогична, она ещё и автодиалогична. Он пишет: «Сетевая личность невозможна без другой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращается к себе, к Другому и к себе какДругому» [9]. Сознание Другого, по мнению A.B. Хитрова, ценно тем, что «оно делает моё собственное сознание другим по отношению ко мне» [9]. Свойство автодиалогичности определяет рефлексивность виртуальной личности, склонной ксамоанали-

зу и саморазвитию.

Самопрезентация в социальных сетях также является динамичным коммуникативным процессом, который отличается оперативностью и принципиальной интерактивностью, независимо от конфигурации коммуникации;

4) модус креативности. Креативность выступает важнейшим модусом бытия личности в социальных сетях, являясь по отношению к трём вышеперечисленным своего рода «стержнем». Несмотря на то, что во всех своих компонентах (построение идентичности, выбор коммуникативного стиля) репрезентация является творческим (креативным) процессом, степень креативности в самопрезентации может варьироваться. Креативность трактуется нами как степень присутствия творческого начала в самоконструировании. Креативность может выражаться также в различных, относительно неформализованных способах самопрезентации личности, возможности размещения продуктов собственного творчества и т.д. (посты в блоге, записи, статусы в социальных сетях, в меньшей степени - межличностная коммуникация, как правило, не предполагающая публичности). Речь идет, в том числе, о выходе за заданные рамки самокатегоризации, открывающие простор для творчества, но в то же время ограничивающие и формализующие его;

5) модус объектности. Объемность, в отличие от предыдущих модусов, характеризует скорее не дея-тельностный, а онтологический статус виртуальной личности, определяемый её активностью, характером деятельности и местом в системе виртуальной коммуникации - данный статус важен скорее как исследовательская оценка трансформации личности в информационно-коммуникативном пространстве социальных сетей, чем реальная характеристика конкретного пользователя.

В целом объектность описывается нами категориями реальности и виртуальности. Как отмечает E.H. Горный, «виртуальная личность есть объект, которому приписываются качества субъекта, но статус существования которого не определён. «Виртуальное» здесь обозначает нейтрализацию между «реальным» и «нереальным» [8]. Соглашаясь с данной позицией, отметим, однако, что виртуальная личность является репрезентацией реальной, поэтому находится с последней в тесной взаимосвязи. Соотношение субъектного и объектного в структуре виртуальной личности в значении отношения к её создателю может регулироваться применением различных автоматизированных систем, способных поддерживать коммуникацию (например, спам-боты). Субъектный статус виртуальной личности, при котором она воспринимается не просто как репрезентация, а как реальный самостоятельный субъект, возможен при значительном обособлении от её создателя. В остальных случаях виртуальную личность можно рассматривать лишь как объект, точнее как репрезентированный образ реальной личности, служащий средством коммуникации в социальных сетях.

Рассмотренные модусы взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга; они выступают наиболее общими характеристиками, описывающими бытие-личности-в-соци-альных-сетях. Мы рассматриваем их как основные векторы самопрезентации личности, которая, как нами было установлено, характеризуется динамичностью, социальным характером, сводимостью ктекстуальным практикам и стремительным размыванием границ публичного и приватного, определяющими в итоге уникальность пространственно-временного континуума социальных сетей как новой сферы бытия личности.

Литература

1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. - С. 37-74.

2. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. Интернет-ресурс: http:// f log iston. ru/articles/netpsy/strategy Дата обращения: 01.04.2013

3. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. -Минск: АСАР. - 2005. - 768с.

4. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого общества// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС. -2000.- С. 249-251.

5. Соколов М.М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации / Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. - СПб.: Издательство СПбГУ. - 2006. - С. 9-39.

6. Костерина И.В. Публичность приватныхдневников: об идентичности вблогахРунета //«Неприкосновенный запас». - 2008, №3(59). Интернет- ресурс: http://magazi nés. russ. ru/ nz/2008/3/ko17.Мт1Дата обращения: 01.04.2013

7. Чудова H.B. Особенности образа Я «жителя» интернета. Интернет-ресурс: http://www.psychology.ru/ internet/ecology/07.stm Дата обращения: 28.04.2013

8. Горный E.H. Онтология виртуальной личности. Интернет-ресурс: http://www. netslova ru/gorny/selected/ ovl.html Дата обращения: 28.04.2013

9. Хитров A.B. Блог как феномен культуры. Интернет-ресурс: http:// ecsocman.hse.ru/data/518/878/ 1219/05-Hitrov.pdf Дата обращения: 28.04.2013

10. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. -М. - 2005. - 89с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.