Научная статья на тему 'Идентификационные стратегии в пространстве социальных сетей'

Идентификационные стратегии в пространстве социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
376
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / автопроект / социальные сети / виртуальная личность / цифровая идентичность / репрезентация / identity / self-management / social networks / virtual identity / digital identity / representation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анастасия Алексеевна Лисенкова

В статье говорится об изменениях в подходах к конструированию идентичности, проис-ходящих в среде виртуальных социальных сетей, и влияние на данные процессы цифровых технологий. Данные тенденции затрагивают все актуальные практики репрезентации повсе-дневного опыта и конструирования персонального гипервизуализированного нарратива в вир-туальном сетевом пространстве, сращивая индивидуальное и публичное поле в единую цифро-вую идентичность, где виртуальный социальный профиль становится эмоциональным расши-рением и визуальным автопроектом цифровой личности. В данном процессе социальные сети играют значимую роль становясь интерактивной платформой для конструирования различных образов желаемого «Я», принося признание и наращивая паблицитный капитал пользователей, стимулируя новый феномен «профессионального любительства» (ProAm), способствуя форми-рованию нового типа восприятия и мышления, в основе которого кооперация, коммуникация, критичность и креативность. Благодаря особенностям виртуальной среды, выраженным в ги-пертекстуальности, дистантности и демонстративности маркеров телесности социальные сети создают новые возможности для самоопределения и автопроектности, позволяя проявлять и идентифицировать себя в рамках определенных ценностно приемлемых сообществ через взгляд и управление впечатлениями Другого. Ключевыми особенностями современного со-стояния репрезентации идентичности в виртуальной среде социальных сетей становится де-монстрация подлинных свойств личности через различные стратегии самоактуализации и са-мопроектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION STRATEGIES IN THE SPACE OF SOCIAL NETWORKS

The article deals with the changes in approaches to identity construction taking place in the en-vironment of virtual social networks and the impact of digital technologies on these processes. These trends affect all current practices of representation of everyday experience and construction of person-al hypervisualized narrative in the virtual network space, merging the individual and public field into a single digital identity, where the virtual social profile becomes an emotional extension and a visual car project of the digital personality. In this process, social networks play a significant role becoming an interactive platform for the construction of various images of the desired "I", bringing recognition and increasing the public capital of users, stimulating a new phenomenon of "professional Amateur" (ProAm), contributing to the formation of a new type of perception and thinking, which is based on cooperation, communication, criticality and creativity. Due to the peculiarities of the virtual environ-ment, expressed in hypertextuality, remoteness and demonstrativeness of the markers of physicality, social networks create new opportunities for self-determination and auto-design, allowing to manifest and identify themselves within certain value-acceptable communities through the view and manage-ment of the impressions of the Other. The key features of the current state of representation of identity in the virtual environment of social networks is the demonstration of the true properties of the individ-ual through various strategies of self-actualization and self-design.

Текст научной работы на тему «Идентификационные стратегии в пространстве социальных сетей»

УДК 008:004.946

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Анастасия Алексеевна Лисенкова

Кандидат культурологии, доцент, проректор по научной и международной деятельности Пермский государственный институт культуры

В статье говорится об изменениях в подходах к конструированию идентичности, происходящих в среде виртуальных социальных сетей, и влияние на данные процессы цифровых технологий. Данные тенденции затрагивают все актуальные практики репрезентации повседневного опыта и конструирования персонального гипервизуализированного нарратива в виртуальном сетевом пространстве, сращивая индивидуальное и публичное поле в единую цифровую идентичность, где виртуальный социальный профиль становится эмоциональным расширением и визуальным автопроектом цифровой личности. В данном процессе социальные сети играют значимую роль становясь интерактивной платформой для конструирования различных образов желаемого «Я», принося признание и наращивая паблицитный капитал пользователей, стимулируя новый феномен «профессионального любительства» (ProAm), способствуя формированию нового типа восприятия и мышления, в основе которого кооперация, коммуникация, критичность и креативность. Благодаря особенностям виртуальной среды, выраженным в гипертекстуальности, дистантности и демонстративности маркеров телесности социальные сети создают новые возможности для самоопределения и автопроектности, позволяя проявлять и идентифицировать себя в рамках определенных ценностно приемлемых сообществ через взгляд и управление впечатлениями Другого. Ключевыми особенностями современного состояния репрезентации идентичности в виртуальной среде социальных сетей становится демонстрация подлинных свойств личности через различные стратегии самоактуализации и самопроектирования.

Ключевые слова: идентичность, автопроект, социальные сети, виртуальная личность, цифровая идентичность, репрезентация.

IDENTIFICATION STRATEGIES IN THE SPACE OF SOCIAL NETWORKS

Anastasia Alekseevna Lisenkova

PhD in Culturology, Associate Professor, Vice-Rector for Science and International Affairs

Perm State Institute of Culture

The article deals with the changes in approaches to identity construction taking place in the environment of virtual social networks and the impact of digital technologies on these processes. These trends affect all current practices of representation of everyday experience and construction of personal hypervisualized narrative in the virtual network space, merging the individual and public field into a single digital identity, where the virtual social profile becomes an emotional extension and a visual car project of the digital personality. In this process, social networks play a significant role becoming an interactive platform for the construction of various images of the desired "I", bringing recognition and increasing the public capital of users, stimulating a new phenomenon of "professional Amateur" (ProAm), contributing to the formation of a new type of perception and thinking, which is based on cooperation, communication, criticality and creativity. Due to the peculiarities of the virtual environment, expressed in hypertextuality, remoteness and demonstrativeness of the markers of physicality, social networks create new opportunities for self-determination and auto-design, allowing to manifest and identify themselves within certain value-acceptable communities through the view and management of the impressions of the Other. The key features of the current state of representation of identity in the virtual environment of social networks is the demonstration of the true properties of the individual through various strategies of self-actualization and self-design.

Keywords: identity, self-management, social networks, virtual identity, digital identity, representation.

Сегодня с развитием глобальной виртуальной интернет среды существенным образом изменяются способы культурного производства и взаимодействия. Цифровые коммуникации продуцируют все более усложняющуюся креативность и интерактивность нового порядка, порождая новые способы идентификации и самопрезентации, стимулируя новый феномен «профессионального любительства» (ProAm), способствуя формированию нового типа восприятия и мышления, в основе которого кооперация, коммуникация, критичность и креативность. Одновременно с технологическим развитием происходят изменения в представлении о времени и пространстве, приводящие к модификации идентификационных практик. В этой связи сегодня можно говорить не только о появлении новых способов освоения действительности, изменении спо-

собов производства культурных смыслов и языка культуры, но и о трансформации всей ценностно-смысловой парадигмы современного общества.

Мы видим, как цифровые технологии все больше поглощают все сферы жизни, а современное коммуникативное пространство глобальной сети становится значимым полем для демонстрации различных моделей репрезентации идентичности. Наиболее ярко данные тенденции проявляются в среде новых медиа и социальных сетей, ставших «полноценным социальным институтом современного общества, где их основными характеристиками, являются доступные интерактивные коммуникации; непосредственное участие пользователей в генерации и ретрансляции медийного контента; высокая степень вовлеченности пользователей в процесс интерактивной коммуникации; максимальная скорость обратной связи между пользователями; персонализация пользователя» [Шестеркина, 2014, с. 110].

Очевидно, что сегодня социальные сети — это не просто модный и востребованный феномен, расширяющий информационное пространство глобальной сети, но и самостоятельно средство коммуникации со свойственными ему уникальными характеристиками контента, функциональной структурой, иерархии и все возрастающими различиями в форматах взаимодействия и репрезентации повседневного опыта. Ключевыми особенностями социальных сетей становится наличие интерактивного генерируемого самими пользователями контента, позволяющего выстраивать отношения с другими людьми независимо от расстояния и времени.

Я. Маккарти, К. Хермкенс, Я. Кицман, и Б. Сильвестр в статье «Social media? Get serious! Understanding the functional building blocks of social media» [Kietzmann, 2011. с.248] выделили семь основных факторов, характеризующих социальные медиа (и в частности социальные сети): «беседы», «идентичность», «репутация», «присутствие», «отношения», «распространение», «сообщества», таким образом подчеркивая персонификацию всех пользователей и возможность сконструировать и выразить свой образ; находить единомышленников и общаться, создавать сообщества, получать социальный паблицитный капитал; генерировать и распространять информацию; быть постоянно на связи «здесь и сейчас»; выстраивать долговременные социальные связи и заводить новые отношения; создавать и поддерживать репутацию.

Сегодня социальные сети также выступают в качестве источника информации, новостного агрегатора и интерактивной площадки взаимодействия между «живыми» реальными людьми, создавая иллюзию достоверности и формируя доверительное индивидуализированное пространство.

Благодаря характеру размещаемого контента, особенностей программной оболочки социальных сетей создаются максимально благоприятные условия для демонстрации стратегий своих «социальных действий» и, как отмечает Б. Уэллман, подчеркивая значимость социальных сетей в формировании моделей идентификации, «сообщества — это сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность» [Wellman, 2001, с. 246]. Таким образом, социальные сети становятся не только новой платформой для коммуникации, но и пространством конструирования идентичностей, местом создания персонализированного нарратива, опосредованного новыми цифровыми технологиями. В пространстве сети человек удовлетворяет потребности в принадлежности, самовыражении, общении, признании, одобрении, а виртуальное пространство позволяет размывать границы между реальными статусами и социальными ограничениями, позволяя нарабатывать паблицитный капитал с «чистого листа», вне зависимости от социальной принадлежности пользователей в реальном мире.

Очевидно, что современный характер функционирования социальных сетей создает колоссальные возможности для самоконструирования, самопрезентации и реализации стратегий накопления социального капитала, изменяя привычные стратегии коммуникативных практик. Данный ресурс оказывает влияние на все базовые характеристики идентичности современного человека, такие как: телесность, духовность, профессиональный статус и идентичность, социальные роли, художественные, социальные и политические активности и многое другое. Благодаря технологическим особенностям, таким как дистантность, гипертекстуальность, демонтративность маркеров телесности социальные сети в виртуальной среде создают для пользователя также обширные возможности в самоконструировании и в самоопределении, позволяя не только становится участником собственного виртуального мира, но и идентифицировать и проявлять себя в рамках определенных сообществ, создавая вокруг информационный ценностно приемлемый кокон (порождаемый в процессе производства гипертекста), в котором можно постепенно расширять круг своих репрезентаций. Данный процесс одновременно ограничивает и стимулирует формирование идентификационных стратегий в рамках сетевого взаимодействия подтверждая и предъявляя миру образ желаемого «Я».

Как отмечает Г.Л. Тульчинский «Основной персонаж современной культуры - личность как постоянно корректируемый проект, в котором статус и роль становятся не целью, конечным результатом идентификации, а средством реализации проекта в процессе формирования новой персонологии» [Тульчинский, 2011, с. 259]. В этой связи социальные сети сегодня обладают необходимым набором заданных фреймов для трансляции различных аспектов собственного «Я» через различные практики самоименования (аватары), личностные мотиваторы (статусы), возможности создания и трансляции собственного контента (сетевого творчества, ProAm), гипервизуализацию (фото, видео, различные изображения, отражающие предпочтения пользоватлей), самокатегоризацию и производство постоянного присутствия (хэштеги, геолокация и другая собственная верификация), с отличительными характеристиками перформативности и партиципатности.

Таким образом, в современных условиях постоянной информационной и технологической турбулент-

ности идентичность не может быть зафиксированной, она нуждается в постоянной верификации и подтверждении в процессе демонстрации актуальных жизненных стратегий «присвоения» себя через взгляд Другого, в процессе конструирования виртуальной личности, и «подобная открытая многомерность современной личности иногда пугает и настораживает. Однако, как представляется, сегодня можно говорить о серьезном достижении цивилизационного развития в отношении понимания и предвидения процессов идентификации. Дело в том, что каждая идентификация совершенно не отменяет другие, а дает личности новую жизненную компетентность. Личность не фиксируется в жесткой социальной скорлупе, наоборот — перед нею открываются новые «окна возможностей», большая свобода выбора и реализации жизненной стратегии, а также выбора самих стратегий» [Тульчинский, 2010, с.143].

В этой связи в современном научном дискурсе существует различное видение процессов формирования виртуальной личности. С одной стороны, виртуальная личность по мнению ряда исследователей (К.О. Черняева, Е.П. Белинская, У.А. Томас) - это проявление вариантов компенсаторных идентичностей (в том числе через агрессию, фрустрацию, манипуляцию и т.п.), проявляемых через демонстративную нега-цию норм, в попытках изменить четкие нормативные категоризации (пол, социальное положение, статус, религию, этническую принадлежность и т.д.). С другой стороны, виртуальная личность есть отражение реальной идентичности через различные стратегии самоактуализации. Данной точки зрения придерживаются О.Н. Астафьева, И.В. Костерина, М.Д. Бэк, Р.И. Вилсон. Действительно, в современном «прозрачном» цифровом мире игры с идентичностью становятся все менее возможными, так как сам процесс идентификации подвержен тотальной де-анонимизации, а «цифровые следы» формируют реальный цифровой профиль каждого участника цифрового мира, объединяя реальную и виртуальную личности в единой цифровой идентичности. В социальных сетях сегодня преобладают именно стратегии репрезентации подлинных свойств личности, создание ложных виртуальных профилей осталось в прошлом, став бессмысленной стратегией проявлений различных девиаций, так как игры с идентичностью и анонимность утратили актуальность, а социальные сети стали пространством обретения признания, местом выхода из одиночества, местом, в котором происходит самоактуализация, самореализация и самоутверждение личности через управление впечатлениями Другого.

Таким образом, в виртуальных коммуникациях и сетевых сообществах социальных сетей происходит максимальное сращивание интимной и публичных сфер, создающее основания для принудительной всеобъемлющей публичности в постоянном текучем процессе цифровой идентификации, фиксируемой в виде транзитивной цифровой личности в глобальном цифровом мире. И, следовательно, конструирование виртуальной личности в социальных сетях уже не является целью создания альтернативной идентичности, а становится неким способом отражения и очеловечивания цифровой идентичности и ее особым «экзистенциальным расширением».

Литература

1. Тульчинский, 2011 - Тульчинский Г.Л. Личность как проект и бренд // Наука телевидение. 2011. Вып. 8. 2011. С.250-265.

2. Тульчинский, 2010 - Тульчинский Г.Л. Новая антропология (персонология). Самозванство или личность как автопроект? // Нева. 2010. №6. С. 140-163.

3. Шестеркина, Борченко, 2014 - Шестеркина Л.П., Борченко И.Д. Основные характеристики новых социальных медиа. // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. 2014. № 2(55). С. 107-111.

4. Social media? Get serious! Understanding the functional building blocks of social media / J.H. Kietzmann, K. Hermkens, I.P. McCarthy, B.S. Silvestre // Business Horizons. 2011. Vol. 54 (3). P. 241-251

5. Wellman, 2001 - Wellman B. Physical place and cyberplace: The Rise of Personalized Networking // International Journal of Urban and Regional Research. 2001. Vol. 25. Issue 2. Pp. 227-252.

УДК 316.77:304.2

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

Анна Валерьевна Маркеева

Кандидат социологических наук, доцент Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Ольга Владимировна Гавриленко Кандидат социологических наук, доцент Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Необратимое воздействие цифровых технологий на социальные структуры, институты и повседневные практики заставляет заново ставить классический социологический вопрос о социальном контроле, его формах, способах реализации, точках приложения и ставках. В услови-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.