Научная статья на тему 'Самопрезентация как ресурс современного молодого специалиста'

Самопрезентация как ресурс современного молодого специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION / ВИДЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / KINDS OF SELF-PRESENTATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / НАВЫКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / SELF-PRESENTATIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хороших Валерия Викторовна

В статье рассмотрены проблемы формирования навыков эффективной самопрезетации в процессе профессионального обучения современных специалистов. Изложены основные принципы, на которых базируется программа тренинга навыков самопрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-presentation as resource of modern specialist

The problems of effective self-presentational skills formation during professional learning are discussed in this paper. The basic principles of successful self-presentation training are also stated.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация как ресурс современного молодого специалиста»

. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1' 2013

УДК 159.923.2

В.В. Хороших

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Ситуация, существующая на современном рынке труда, в сфере отечественного профессионального образования не только предъявляет особые требования к объему и глубине специальных знаний, уровню профессиональных навыков специалиста, но и формирует запрос на умение раскрыть свои конкурентные преимущества, возможности, представить себя в различных ситуациях профессионального взаимодействия.

В процессе решения значимых для выпускника любого вуза задач, связанных с поиском работы, адаптацией к организации, трудовой деятельности, трудовому коллективу, навыки самораскрытия, самопрезентации играют важную роль. Реализация профессиональных планов, возможность эффективной организации профессиональных действий, решение широкого круга профессиональных задач, связанных прежде всего с коммуникацией, межличностным взаимодействием, в значительной степени опосредуются способностью молодого специалиста сформировать благоприятное впечатление о себе. Таким образом, задача формирования навыков эффективной самопрезентации в процессе профессионального обучения современного молодого специалиста становится чрезвычайно актуальной.

В психологических исследованиях накоплен и осмыслен значительный эмпирический материал, связанный с изучением феномена самопрезентации, определением содержания понятия «самопрезентация».

Анализируя определения феномена самопрезентации, представленные в психологической литературе, можно выделить следующие категории, используемые для раскрытия сущности этого понятия:

• деятельность /активность (Э. Гофман [8], Б. Шленкер [9], М. Вейголд, О.А. Герасимова и др.). Авторы, использующие данную категорию, стремятся подчеркнуть «субъектную» принадлежность самопрезентации, раскрыть истоки любого действия, направленного на

формирование благоприятного впечатления. Эти истоки скрыты в индивидуальности, в «Я» субъекта. При этом человек может представлять себя, свое «Я» не только другим людям, но и самому себе, в некотором роде экспериментируя с различными компонентами образа «Я»;

• процесс (Р. Аркин [6], М. Лири и Р. Коваль-ски, Ю.Н. Емельянов, В.П. Филатов, В.Н. Куни-цына, Н.В. Казаринова, В.И. Погольша, О.А. Пи-кулева [2], И.С. Шевченко [5] и др.). Данная категория подчеркивает динамические характеристики, структурную сложность феномена самопрезентации;

• поведение (Д. Майерс, Р. Баумейстер [7], Е.А. Соколова-Бауш и др.). Использование данной категории помогает авторам подчеркнуть значение самопрезентации как феномена, раскрывающего взаимосвязь субъекта с социумом;

• способность (Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков, Е.П. Никитин и Н.Е. Харламенкова и др.). Использование данной категории позволяет трактовать самопрезентацию как проявление индивидуально-психологических особенностей человека, еще одно основание для дифференциации людей;

• способ (Д. Пирсон, П. Нелсон, С. Титс-ворф, И. Петрова и др.). Использование этой категории при определении феномена самопрезентации подчеркивает прикладное значение самопрезентации в процессе социального взаимодействия.

На основании анализа различных представлений о сути самопрезентации мы придерживаемся следующего понимания рассматриваемого феномена: самопрезентация — это процесс регуляции производимого субъектом впечатления, с учетом специфики социальных ситуаций, и (или) выражения системы представлений о самом себе.

Данное определение акцентирует внимание на существовании двух базовых целей процесса самопрезентации. Первая из них — изменение представления других о «Я», личности человека, имеющее конечной целью изменение от-

4

Проблемы XXI века

ношения к себе, формирование определенного (чаще социально одобряемого, привлекательного) образа. Вторая — стремление выразить, раскрыть себя, представить другим свою внутреннюю сущность.

Большинство исследователей феномена самопрезентации, отмечая его динамичность, выделяют несколько базовых компонентов, присутствующих в самопрезентационном поведении.

К компонентам самопрезентации в ходе межличностного взаимодействия относят прежде всего субъекта самопрезентации (человека, стремящегося сформировать определенное впечатление о себе), а также объект самопрезентации (целевую аудиторию). Причем в качестве объекта самопрезентации может выступать как один человек, так и группа индивидов. Третьим компонентом, в значительной степени определяющим особенности самопрезентации, является социальная ситуация.

Субъект самопрезентации располагает достаточным арсеналом средств, позволяющих ему (осознанно или неосознанно) формировать определенное впечатление о себе. Это особенности внешнего вида (в их ряду особое значение имеют элементы оформления внешности: одежда, прическа, макияж, аксессуары), вербальные и невербальные характеристики поведения, социальные символы (например, обозначающие социальный статус, материальное положение субъекта самопрезентации или отражающие его увлечения, ценности).

В наших работах выделены и описаны основные виды самопрезентации [3, 4]. С точки зрения решения практических задач обучения навыкам эффективной самопрезентации наиболее продуктивным представляется выделение двух видов самопрезентации: непосредственной и опосредованной. Непосредственная самопрезентация характеризуется субъект-субъектным взаимодействием (например, самопрезентация в ситуации собеседования при приеме на работу), тогда как опосредованная самопрезентация характеризуется субъект-объект-субъектным взаимодействием (примером такой самопрезентации может служить резюме, посылаемое соискателем работодателю).

Следует отметить, что в случае непосредственной самопрезентации ее объектом выступает отдельный человек или группа лиц, при-

чем это взаимодействие «лицом к лицу», все участники его находятся в едином пространственно-временном поле. Данная ситуация расширяет возможности корректировки самопрезентации субъектом непосредственно в момент взаимодействия. Учет реальных (вербальных и невербальных) реакций аудитории позволяет субъекту самопрезентации гибко менять свои коммуникативные действия.

В случае опосредованной самопрезентации носителем ее является не сам человек, а некий заменяющий его объект. В данном случае речь идет о материальном объекте — чаще о бумажном или электронном носителе информации. Очевидно, что следствием данного факта будет ограничение самопрезентации по объему, а также по форме представляемой о субъекте информации.

Раскрывая специфику опосредованной самопрезентации, необходимо отметить в качестве ее отличительных особенностей следующее: самопрезентация носит преимущественно вербальный характер; самопрезентация индивида и ее восприятие аудиторией часто разведены во времени; затрудненность проверки достоверности представленной информации; возможность полного управления впечатлением о себе.

Обучение навыкам эффективного самораскрытия и самопрезентации предполагает не только освоение системы теоретических знаний о природе и сущности самопрезентации, но и прежде всего практическое освоение технологий формирования благоприятного впечатления о себе. Эти задачи оптимально реализуются в процессе психологического тренинга, представляющего собой одну из популярных и одновременно одну из сложнейших форм интерактивного обучения.

Технология обучения навыкам эффективной самопрезентации представляет собой авторский вариант психологического тренинга и реализует идеи активного подхода к обучению. В процессе формирования навыков эффективной самопрезентации можно выделить следующие этапы: 1) этап формирования групповой атмосферы, 2) этап формирования мотивации к обучению, 3) этап развития и формирования отдельных навыков самопрезентационного поведения, 4) этап интеграции полученных знаний и навыков в целостном действии, 5) этап

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки

St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1' 2013

рефлексии опыта работы, приобретенных компетенций.

Обучение навыкам эффективной самопрезентации базируется на представлении о том, что успешное самопрезентационное поведение подчинено принципам целесообразности, целостности формируемого образа [1], релевантности средств формирования впечатления о себе, особенностям коммуникативной ситуации и целевой аудитории.

В содержание тренинговой программы включены упражнения и процедуры, позволяющие отрефлексировать индивидуальные особенности самопрезентационного поведения участников группы, направленные на формирование навыка знакового кодирования целевой (работающей на планируемое впечатление) информации, а также навыков социальной

перцепции, установления контакта, развитие гибкости самопрезентационного поведения, акцентирующие внимание на специфике навыков, актуализирующихся в процессе решения задач непосредственной и опосредованной самопрезентации.

Самопрезентация, являясь сложным психологическим феноменом, в котором выражаются различные особенности личности, представляет собой своеобразный механизм интеграции человека в общность. Можно сказать, что эффективная самопрезентация — это своеобразный ресурс, позволяющий человеку реализовать свои возможности. Овладение навыками эффективной самопрезентации на этапе профессионального обучения дает современному молодому специалисту определенные конкурентные преимущества.

СПИСОК ЛИТЕРАТуРЫ

1. Михайлова, Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг [Текст] / Е.В. Михайлова. — СПб.: Речь, 2007.

2. Пикулева, О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Пикулева. - СПб., 2004.

3. Хороших, В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / В.В. Хороших. — СПб., 2001.

4. Она же. Виды и основные формы самопрезентации [Текст] / В.В. Хороших // К 10-летию кафедры методов психологического познания: лица, годы, рубежи. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. — С. 90—103.

5. Шевченко, И.С. Вариативность самопрезентации в интернет-общении [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук I И.С. Шевченко. — Казань, 2002.

6. Arkin, R.M. Self-presentation [Text] I R.M. Arkin II The self in social psychology I ed. by R.R. Vallacher, D.M. Wegner. - L.; N. Y: Oxford Univ. Press, 198б.

7. Baumeister, R.F. A self-presentational view of social phenomena [Text] I R.F Baumeister II Psycological Bulletin. - 1982. - Nr. 91. - P. 3-2б.

8. Goffman, E. The presentation of self in everyday life [Text] I E. Goffman. - N. Y.: Ancchor Books, 1959.

9. Schlenker, B. Interpersonal processes involving regulation and management [Text] I B. Schlenker, M. Weigold II Annual reviue of Psycology. - 1992. -Nr. 43. - P. 133-1б9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.