Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 739
САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
Переломова В.Д.
Научный руководитель: ассистент кафедры Хуторянская Ю.В. Кафедра психиатрии и наркологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Актуальность исследования: в последнее время отмечается рост несуицидных самоповреждений (self-harm) среди подростков и молодых людей. Так, в частности, в группе риска пациентов с психическими расстройствами, они выявляются у 33,2% юношей и у 34% девушек. [1,2].
Цель исследования: изучение клинико-психопатологических особенностей девушек-подростков и молодых людей с самоповреждающим поведением.
Материалы и методы: обследовано 15 пациенток 17-23 лет. Критериями отбора послужило наличие самоповреждающих действий в клинике психических нарушений.
Опросник ISAS; опросник ABASI; шкала безнадежности Бека для подростков; шкала FACES-3; шкала Йеля Брауна; шкала импульсивности Баррата; тест «Человек под дождем».
Результаты: 1) чаще всего наносили самоповреждения опрошенные с булимическими расстройствами в анамнезе; 2) в клинической картине на первом плане у 8 пациенток отмечалось компульсивное переедание, на фоне которого присоединялись самоповреждающие действия; 3) 66,6% пациенток используют self-harm как способ наказать себя; 4) у 80% самоповреждения являются способом преодоления негативных эмоций; 5) по данным методики «Человек под дождем»: 100% пациенток испытывают внутреннее напряжение и тревогу, 100% пациенток снижена адаптация в социуме, 80% пациенток импульсивны, 67% пациенток агрессивны и 67% пациенток испытывают потребность в защите, поддержке и общении.
Выводы: несмотря на то, что были представлены различные нозологические группы, у 53,3% пациентов отмечались расстройства пищевого поведения булимического характера в анамнезе, присоединялись самоповреждения, находясь на этапе, когда булимические эпизоды становились компульсивными и приходили на смену регургитационного поведения. Доминирующей мотивацией самоповреждений было переживание чувства вины в связи с телесным несовершенством, переживание неразделенности своих чувств, бесполезности существования. В данном случае self-harm — поведение рассматривалось как неконструктивная патологическая стратегия преодоления переживаний при расстройствах пищевого поведения. Литература
1. Ворсина О.П., Ворсина О.П., Дианов С.В., Чернигова Е.П. Суицидальное поведение детей и подростков. Методические рекомендации. Иркутск, 2014. 60 с.
2. Поздняк В.В., Поздняк В.В., Хуторянская Ю.В. Клиноко-психопатологические особенности аутодеструктивного поведения у подростков. Прикладные информационные аспекты медицины. 2018. Т. 21. № 2. С. 93-99.
FORCIPE
ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019
elSSN 2658-4182