ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 796+372
САМООЦЕНКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
© А. А. ПАШИН*, А. Н. ЕГОРОВ**, В. А. ИЛЬИН**
*Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра физической культуры **Пензенский государственный университет, кафедра физического воспитания и спорта е-mail: baterfly98.81mail.ru
Пашин А. А., Егоров А. Н., Ильин В. А. - Самооценка здорового образа жизни и социального статуса студенческой молодёжи // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 742-747. - В статье анализируется взаимосвязь самооценки здорового образа жизни студентов и их социального статуса. Студенческая молодёжь представлена несколькими категориями, различающимися по состоянию здоровья: основная группа, специальная медицинская группа, группа студентов, активно занимающихся спортом. Показано, что физическая культура является одним из основных факторов здорового образа жизни, определяющих изменение социального статуса студентов.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; студенческая молодёжь; состояние здоровья; физическая культура и спорт; социальный статус.
Pashm A. A., Egorov A. N., Ilyin V. A. - Self-attitude of healthy way of life and of social status of the student youth // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 742-747. - The article analyzes correlation of self-attitude of healthy way of life of student and their social status. The student youth is produced as some categories which are notable for state of health: basic group, special medical group, group engaged actively. It is shown, that the physical training is one of the major factors of a healthy way of life defining change of the social status of students. Keywords: healthy way of life; student youth; state of health; physical culture and sport; social status.
Высокий уровень состояния здоровья и качества жизни населения Российской Федерации являются стратегической целью нашего общества. Состояние здоровья студенческой молодёжи, на плечи которой в ближайшем будущем ляжет ответственность за судьбу России, можно считать одним из важнейших параметров, определяющих социальное благополучие общества. Не случайно в Послании Президента РФ от 12 ноября 2009 года Федеральному собранию указывается на необходимость создания условий для укрепления здоровья населения РФ и формирования у него здорового образа жизни (ЗОЖ) [6].
Современные реалии диктуют необходимость качественного осмысления места и роли здоровья в системе ценностей, анализа ценностных ориентаций и жизненных практик студенческой молодёжи как фактора социальных изменений [1, 3, 4].
Исследования социальных установок студенческой молодёжи на ЗОЖ требуют учёта неоднородности данной социальной группы. Такой взгляд на проблему открывает возможности для глубокого осмыс-
ления наиболее значимых детерминант ЗОЖ, различий и сходств в повседневном поведении студентов.
Методы исследования
Исследование проводилось в течение 20082009 учебного года в Пензенском государственном университете. В нём приняли участие 600 студентов 1-4 курсов: студенты, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (лица с отклонениями в состоянии здоровья), студенты основной группы (здоровая часть молодёжи), а также студенты, активно занимающиеся спортом. Основным методом исследования явилось анкетирование, в результате которого определялась самооценка соответствия их действий основам ЗОЖ, наиболее предпочитаемые факторы ЗОЖ, основные факторы, негативно влияющие на состояние здоровья, отношение к занятиям физическими упражнениями, изменение состояния здоровья за время обучения в ВУЗе, удовлетворённость состоянием здоровья, а также самооценка социального статуса.
Результаты и их обсуждение
В ходе исследования определялось, как студенческая молодёжь оценивает соответствие своих действий основам ЗОЖ (по пятибалльной системе (рис. 1).
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что большинство студентов, отнесённых по состоянию здоровья к основной и специальной медицинской группе, оценили соответствие своих действий основам ЗОЖ на три и четыре балла, в то время как большинство студентов, активно занимающихся спор-
том, оценили их на четыре и пять баллов. Это говорит о том, что студенты, активно занимающиеся спортом, в большей степени следуют оздоровительным принципам в своей повседневной жизни.
Предпочтение студенческой молодёжью основных средств ЗОЖ является важным фактором, обусловливающим составление оздоровительных педагогических программ. Поэтому студентам предложили выбрать наиболее предпочтительную составляющую ЗОЖ.
Рис. 1. Самооценка действий студенческой молодёжи соответствующих основам ЗОЖ по пятибальной шкале (в процентах от числа опрошенных, п=600)
Результаты, представленные на рис. 2 показывают, что закаливание, как наиболее предпочитаемый фактор ЗОЖ, отметили 5,6 % студентов специальной медицинской, а также 3,4 % основной группы. На со-
блюдение гигиенических правил указала в среднем десятая часть опрошенных: у основной группы показатель равен - 13,3 %, у лиц с отклонениями в состоянии здоровья - 12,3 %, у спортсменов - 5 %.
Рис. 2. Наиболее предпочитаемые факторы ЗОЖ студенческой молодёжью 1 - Закаливание. 2 - Соблюдение гигиенических правил.
3 - Отказ от вредных привычек. 4 - Систематические занятия физическими упражнениями. 5 - Соблюдение режима питания
Отказываются от вредных привычек в среднем группы этот показатель равен 36,7 %, у активно занима-
27,7 % студенческой молодёжи. При этом у основной ющихся спортом - 30,0 % и у отнесённых по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе - 16,4 %. Систематические занятия физическими упражнениями, как наиболее предпочитаемый фактор ЗОЖ, назвали в среднем 37,9 % студентов. В группе спортсменов этот фактор указали больше половины лиц, в специальной и основной медицинских группах - соответственно 34,2 % и 24,4 %. Соблюдение режима питания, как наиболее предпочтительного фактора ЗОЖ, отметили 31,5 % студентов специальной медицинской группы,
22,2 % респондентов основной группы и десятая часть студентов, активно занимающихся спортом.
Анализ полученных результатов показал, что в ответах доминируют «отказ от вредных привычек», «систематические занятия физическими упражнениями», а также «соблюдение режима питания». При этом студенты основной и специальной медицинских групп отдали одинаковое предпочтение всем трём вариантам. Напротив, студенты, активно занимающиеся спортом, в большей степени выделили «систематические занятия физическими упражнениями», в меньшей - «отказ от вредных привычек» и только каждый десятый - «соблюдение режима питания». Можно
Анализируя эти ответы, отметим, что «неправильный режим дня» и «неудовлетворительное питание» - факторы, которые зависят от самих студентов, и поэтому полученные ответы следует рассматривать как неумение рационально организовать свой образ жизни именно студентами основной и специальной медицинских групп. «Постоянное пребывание в состоянии стресса», как наиболее вредный фактор, указали все категории молодёжи, а значит, на этот фактор следует обратить внимание при составлении оздоровительных программ. Отметим, что «спортсмены» в качестве основного негативного фактора отметили «экологическую ситуацию», которая в меньшей степени зависит от них самих.
Как мы установили, физические упражнения являются наиболее значимой составляющей ЗОЖ студенческой молодёжи. Оздоровительный эффект
предположить, что выбор «спортсменами» систематических занятий физическими упражнениями, как основной составляющей ЗОЖ, обусловлен их стремлением улучшить не только состояние своего здоровья, но и спортивные результаты.
Следующей задачей нашего исследования было определение факторов, которые, по мнению студентов, негативно влияют на их здоровье.
Из диаграммы на рис. 3 видно, что неправильный режим дня является основным фактором, негативно влияющим на состояние здоровья для третьей части студентов основной группы и четвёртой части студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Неудовлетворительное питание отмечено половиной респондентов с отклонениями в состоянии здоровья и 11,3 % студентов основной группы. Плохую экологическую ситуацию отметили
66,2 % молодёжи, активно занимающейся спортом и 7 % студентов основной группы. Постоянное пребывание в состоянии стресса назвали 47,9 % студентов основной группы, 33,8 % «спортсменов» и 25 % респондентов специальной медицинской группы.
от занятий физическими упражнениями во многом определяется субъективным отношением к этому виду двигательной активности. Поэтому респондентам был задан следующий вопрос: «Как Вы относитесь к занятиям физическими упражнениями?» Варианты ответов характеризовали деятельностно-практический компонент отношения. Результаты ответов представлены на рис. 4.
Анализ результатов полученных ответов позволяет сделать вывод о том, что большая часть студентов, активно занимающихся спортом, «всегда занимаются с удовольствием». Большинство студентов специальной медицинской и основной групп, занимаются физическими упражнениями «порой охотно, порой нет». Важно отметить, что более 20 % молодёжи основной и специальной медицинских групп занимаются «неохотно», и «не занимаются вовсе».
70 60 50 40 30 20 10 0
1 2 3 4 причины
□ Специальная медицинская группа
□ Основная группа
□ Студенты, активно занимающиеся спортом
Рис. 3. Основные факторы, негативно влияющие на состояние здоровья молодёжи 1 - Неправильный режим дня. 2 - Неудовлетворительное питание.
3 - Плохая экологическая ситуация. 4 - Постоянное пребывание в состоянии стресса
Г 662
Ж
-33г€
/2 /2
И1 3 ^7 /
Рис. 4. Отношение студенческой молодёжи к занятиям физическими упражнениями 1 - Всегда занимаюсь охотно и с удовольствием; 2 - Порой охотно, порой нет, но занимаюсь; 3 - Неохотно, но занимаюсь; 4 - Раньше занимался, сейчас - нет;
5 - Никогда не занимался даже в детстве
Представляет интерес выяснение того, как повлияли изучаемые факторы на состояние здоровья студентов. В связи с этим респондентам был задан следующий вопрос: «Как изменилось состояние Вашего здоровья за время обучения в ВУЗе?» Предлагалось выбрать один из трёх вариантов ответа. Результаты исследования приведены на рис. 5.
Как видно из диаграммы, за время обучения в ВУЗе 40,5 % студентов, активно занимающихся спортом, отметили улучшение состояния своего здоровья, среди основной группы таких оказалось 14,8 %, а у студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, этот показатель равен 7,8 %.
Рис. 5. Оценка изменения состояния здоровья студентов за время обучения в ВУЗе 1 - Произошло улучшение. 2 - Осталось без изменений. 3 - Произошло ухудшение
Без изменений состояние здоровья осталось у 76,6 % молодых людей специальной медицинской группы, 54,1 % студентов основной группы и 52,4 % «спортсменов». За время обучения в ВУЗе ухудшение состояния здоровья отметили 31,1% студентов основной группы, 15,6 % респондентов специальной медицинской группы и только 7,1 % студентов, активно занимающихся спортом.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что улучшение состояния здоровья за время обучения в ВУЗе отмечено большей частью
студентами, активно занимающимися спортом, в то время как на его ухудшение преимущественно указали студенты специальной и основной медицинских групп. Выявляется закономерность, которая связана с улучшением состояния здоровья студентов, использующих двигательную активность как основной фактор ЗОЖ.
С целью определения субъективного отношения студентов к здоровью был задан следующий вопрос: «Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья?» Было предложено четыре варианта ответов. Результаты анкетирования отражены на рис.6.
Как свидетельствуют результаты опроса, «вполне удовлетворены» состоянием своего здоровья 42,1 % студентов, активно занимающихся спортом. У студентов основной и специальной медицинской групп этот показатель равен 26,3 % и 12,1 %. В категории «скорее удовлетворены, чем нет», оказалось 46,5 % респондентов специальной и 36,8 % основной групп. У спортсменов этот показатель оказался равен 42,1 %. «Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены» состоянием своего здоровья 31,6 % молодых людей, относящихся к основной группе, 29,3 % - к специальной, а также
15,8 % - студентов, активно занимающихся спортом. Среди тех, кто «не удовлетворён» состоянием своего здоровья оказались только студенты специальной медицинской и основной групп.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что студенты, активно занимающиеся спор-
том, более удовлетворены состоянием своего здоровья. Причём просматривается осознанная реалистичная позиция данной категории молодых людей по отношению к ЗОЖ. Что касается студентов специальной и основной медицинских групп, то здесь мы наблюдаем, скорее всего неадекватную, несколько завышенную самооценку.
Как состояние здоровья отражается на самооценке социального статуса, то есть жизненной позиции, которую они занимают, выясняется в следующем вопросе: «Насколько Вы оцениваете свой социальный статус?» Результаты опроса представлены на диаграмме (рис. 7).
Полученные данные показывают, что у студентов специальной медицинской группы социальный статус оценён в среднем на 6,7, у основной группы на 7,4 , и у спортсменов на 8 баллов.
Рис. 6. Удовлетворённость студенческой молодёжи состоянием своего здоровья 1 - Вполне удовлетворён(а). 2 - Скорее удовлетворён(а), чем нет.
3 - Скорее не удовлетворён(а), чем удовлетворён(а). 4 - Не удовлетворён(а)
Рис. 7. Самооценка социального статуса по десятибалльной шкале 1 - Специальная медицинская группа. 2 - Основная группа.
3 - Студенты, активно занимающиеся спортом
Специфическая особенность социального статуса студенчества, его устремлённость в будущее обусловливает его особую социальную значимость [2, 5]. Высокая самооценка социального статуса является условием для оптимальной реализации своих способностей.
Заключение
Проведённое исследование свидетельствует о том, что образ жизни, в котором определяющую роль играют систематические занятия физическими упражнениями, сказывается на самооценке социального статуса студенческой молодёжи. Именно их выделили в качестве ведущего фактора ЗОЖ студенты, имеющие более высокую самооценку социального статуса.
Студенты специальной и основной медицинских групп, в большей степени испытывают негативное воздействие на здоровье ряда факторов, зависящих от их образа жизни. Они менее удовлетворены состоянием своего здоровья и ниже оценивают свой социальный статус. Самооценка социального статуса молодых людей, активно занимающихся спортом, выше, чем у лиц, пренебрегающих физическими упражнениями. Таким образом, можно сделать вывод, что социальные позиции, выражающиеся в осознании своего места в обществе, зависят от многих составляющих здравотворческого поведения студенческой молодёжи, в котором решающую роль играют физическая культура и спорт.
Следует отметить, что спортивная молодёжная субкультура, которая помогает «влиться» в социум, обеспечивает эмоциональную устойчивость во взаимоотношениях с людьми, определяет выбор социальной роли, является зеркалом взрослого мира вещей, отношений и ценностей современного общества. Она нацелена на культивирование ценностей института физической культуры и спорта как своеобразной проекции ценностей современной социальной системы. При этом реализуется такая важнейшая функция молодёжной субкультуры, как первичное признание
статуса её членов, в результате чего молодой человек обретает чувство уверенности в себе, общность интересов, ориентаций и получает престиж, в котором в этом случае ему не отказывает и общество взрослых.
Современная ситуация в целом характеризуется определённым перекосом в организации управления физической культурой и спортом, который заключается в преобладающей направленности на профессиональный спорт, спорт высших достижений при недостаточном внимании к так называемому «спорту для всех», прямо связанному с проблемами ЗОЖ. Управление этой системой должно учитывать значимость «спорта для всех» как сферы, формирующей ЗОЖ студенческой молодёжи, определяющей её социальный статус.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. №5. С. 19-24.
2. Игнатова В.В., Шушерина О.А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. 2004. №1. С. 105-113.
3. Кобяков Ю.П. Модель здоровья человека как структурная основа теории здоровья // Теория и практика физической культуры. 2006. № 1. С. 23-25.
4. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. №2. С. 12-15.
5. Николаев Ю.М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 2-9.
6. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12.11.2009 г. // http: // tours. Kremlin.ru