Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / учебная деятельность / младший школьник / развитие личности.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бичоева Оксана Зуберовна

введение стандартов второго поколения является значимой инновацией для начальной ступени образования, фундаментом которого является достижение качественно новых образовательных результатов, влияющих на развитие гармоничной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование учебной деятельности как ведущей, поэтому в нашем исследовании особое место уделяется самооценке. В статье рассматриваются особенности формирования самооценки младшего школьника. Целью статьи являлось использование анализа психолого-педагогической и методической литературы для проведения исследование самооценки у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Бичоева О.З.

Бичоева Оксана Зуберовна - магистрант, направления подготовки психолого-педагогическое образование, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Аннотация: введение стандартов второго поколения является значимой инновацией для начальной ступени образования, фундаментом которого является достижение качественно новых образовательных результатов, влияющих на развитие гармоничной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование учебной деятельности как ведущей, поэтому в нашем исследовании особое место уделяется самооценке. В статье рассматриваются особенности формирования самооценки младшего школьника. Целью статьи являлось использование анализа психолого-педагогической и методической литературы для проведения исследование самооценки у детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: самооценка, учебная деятельность, младший школьник, развитие личности.

Самооценка как важная личностная инстанция оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности личности. Она регулирует деятельность, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности, а также взаимоотношения с окружающими людьми.

Одной из самых актуальных тем в психологии можно считать проблему самооценки. Самооценку рассматривают как показатель индивидуального уровня развития, и отводят ей ведущую роль.

Благодаря самооценке индивид становится личностью. Она формирует потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.

Самооценка играет основную роль в мотивации ребенка и достижении успехов в школе, спорте и социальных отношениях, а также его устойчивости (способности быстро восстанавливать физические и душевные силы).

Адекватное отношение к себе и к своим возможностям, к результатам собственной деятельности составляет необходимое условие для ориентации человека в своих силах, умениях, способностях, а также для его нормального психического состояния. В свою очередь, самооценка, которая неправильно отражает реальные возможности человека, рождает состояние эмоционального неблагополучия, влечет внутренний разлад с самим собой, конфликты с окружающими, что препятствует гармоничному развитию личности обучающихся.

Формирование учебной самооценки у младших школьников является важным моментом в формировании его личности, превращения его в субъект, способный действовать в соответствии с самостоятельно поставленными целями и принятыми намерениями. Самооценка младшего школьника, формируемая в процессе обучения, оказывает влияние на стиль поведения и жизнедеятельность ребёнка, то есть обуславливает динамику и направленность развития ученика.

В психологической литературе, много внимания уделяется самооценке. О.В. Блохина отмечает, что наиболее устоявшимся в психологии является термин «общая» или «глобальная самооценка». Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», что означает оценку, которую человек делает по отношению к чьему-либо значению [1]. Самооценка, по мнению У.Джеймса - это самоудовлетворение или неудовлетворенность субъекта самим собой, т.е. самореализация [3]. Е. Н. Бондарева считает, что самооценка - это существование критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей [2]. По мнению Н.В. Ивановой, под самооценкой следует понимать отношение человека к самому себе. Самооценка и осознание себя в совокупности являются частью самосознания [6]. Н.Л. Захарина и А.В. Мишина пишут о том, что самооценка представляет собой оценивание личностью самой себя, а также собственных качеств и возможностей, своего места среди других людей [5, 7]. Самооценка, по определению Е.В. Слизковой, представляет собой оценку человеком самого себя, а именно: своих качеств, способностей и возможностей, специфики своей деятельности [8]. По мнению В.В. Давыдова, становление и формирование самооценки начинается в младшем школьном возрасте. По его мнению, самооценка представляет собой внеситуативное и устойчивое дифференцированное отношение обучающегося к самому себе [4]. По мнению Т. И. Сурьяниновой, самооценка является представлением личности о важности собственной личной деятельности среди других индивидов и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков [9].

У ребенка школьного возраста может быть диагностирована самооценка. С этой целью провели исследования в МКОУ СОШ №3, с.п. Н. Куркужин. Выборка исследования представлена учащимися 2 -х классов в количестве 20 человек. Возраст испытуемых - 7 - 8 лет.

Мы использовали методики в качестве диагностического инструментария «Волшебные линеечки» (автор Г. А. Цукерман). Цель: определение у обучающихся начальной школы умения осуществлять самоконтроль, самооценку по однозначному критерию и «Древо успехов» (автор В. С. Юркевич). Цель: выявление умения младших школьников осуществлять учебную самооценку и определение её уровня.

Итоги по результатам анализа методики «Волшебные линеечки» представлены на рисунке 1.

■ Завышенная самооценка

■ Адекватная самооценка

■ Заниженная самооценка

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Волшебные линеечки».

Анализируя результаты диагностики младших школьников по методике «Волшебные линеечки», мы пришли к следующим выводам.

Среди респондентов заниженный уровень учебной самооценки имеют 20% учеников, адекватный уровень развития данного показателя имеют 40% учеников, уровень завышенной учебной самооценки у 40%. Те ученики, которые имею заниженную учебную самооценку относятся к своим работам довольно критично.

Итоги по результатам анализа методики «Древо успехов» представлены на рисунке 2.

Анализируя результаты диагностики младших школьников по методике «Древо успехов», мы пришли к следующим выводам.

Среди респондентов заниженный уровень самооценки в учебной деятельности имеют 25% учеников. Эти дети боятся самой учебной деятельности. И нормальному развитию мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Они очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Адекватный уровень развития данного показателя имеют 45% учеников. Эти дети активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Уровень завышенной учебной самооценки у 30%. Эти дети переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Как показал проведенный нами анализ, большинству младших школьников свойственно неадекватное восприятие своей учебной деятельности, своих способностей и возможностей в ходе учебного процесса.

■ Завышенная самооценка

■ Адекватная самооценка

■ Заниженная самооценка

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Древо успехов».

Второклассники не способны видеть своих недостатков в процессе учения, не готовы критично оценивать свою учебную деятельность. Кроме этого, они стараются быть лучше своих сверстников, стремятся к лидерской позиции в классе. Крайне высок процент и тех детей, которые имеют низкую и заниженную учебную самооценку. Такие дети проявляют робость и нерешительность в учебном процессе, что мешаем им полностью раскрыть свои возможности и способности в учебной деятельности. Такие дети пассивно относятся к классным мероприятиям, делам.

Таким образом, самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

Список литературы

1. Блохина О.В. Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время. - М.: Эксмо, 2018. -71 с.

2. Бондарева Е.Н. Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе. -М.: Просвещение, 2015 - 37 с.

3. Габелия Т.К. Формирование адекватной самооценки у младших школьников // Российская академия естествознания. - 2020. -URL: ttps://scienceforum.ru/2014/article/2014001807 (дата обращения 22.02.2024). (8)

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2020. - 288 с.

5. Захарина Н.Л. Формирование самооценки у младших школьников в условиях внедрения ФГОС. - СПб.: Питер, 2019. - 29 с.

6. Иванова Н.В. Формирование самооценки младших школьников посредством проектной технологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2019. - № 4. - С. 1228 - 1230.

7. Мишина А.В. Особенности самооценки младших школьников младшего школьного возраста // Российская академия естествознания. - 2020. - № 3. - С. 18 - 22.

8. Слизкова Е.В. Семейное воспитание как средство формирования адекватной самооценки у младшего школьника // Концепт. - 2020. - № 6. - С. 7.

9. Сурьянинова Т.И. Особенности совместной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. -2019. - № 2. - С. 58 - 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.