разгрузку. [1] Получает удовольствие, не только от видов зелени, но от созерцания прекрасного, созданного человеком - клумб и кустов, живых ограждений, фонтанов и других элементов благоустройства. Но на деле, посетители парков и скверов часто видят совсем другие виды, далекие от идеала.
К примеру, рассмотрим парк имени Белоусова, самый ухоженный и посещаемый, его также называют жемчужиной Тульской области.
На протяжении нескольких лет городские власти усиленно занимались благоустройством одной из главных рекреационных зон города: ремонтировались ограждения, производилась реконструкция конноспортивного центра, зооуголка, спортивного городка, центральной сцены, купально-пляжной территории, устанавливались новые детские площадки, игровые павильоны и много другое. Вся эта колоссальная работа проделана на высоком уровне, но недочеты все-таки имеются.
Масштабное восстановление также затронуло ландшафтную архитектуру: была произведена реконструкция круговой композиции парка, на месте альпинария возвели так называемое «чудо-дерево», вокруг него установили лавочки, клумбы с туями, цветами и можжевельником, а свободное пространство застелили рулонным газоном. Но этот яркий арт-объект рушит эстетику и гармонию окружающего пространства. Как это «произведение искусства» может улучшить вкус подрастающего поколения, привить чувство прекрасного? Ситуация осложняется и тем, что искусственное дерево нравится, и большей части взрослого населению города.
Вместо него стоило бы разместить изящную обтекаемую скульптуру, цветник или же композицию, связанную с водой. За столетия парковое искусство вышло на новый уровень, создавались необыкновенные и поражающие разум вещи, и применение такого рода бутафории, в одной из главных композиций парка определенно неуместно.
Провинциальность также проявляется в приемах, которые используются для благоустройства цветников - это посыпка крошкой или цветными опилками. [2] Малые архитектурные формы, лавочки, цветники и окружение совсем разнятся по стилям, что смотрится весьма провинциально. В городе располагаются фонтаны, которые отделаны не гранитными долговечными плитами, а дешевыми заменителями, которые часто не подходят для уличной облицовки.
Власти стремятся как можно больше сэкономить средств городского бюджета. Применение таких материалов как сталь, латунь, бронза, гранит, мрамор и другие для провинции слишком дорого обходятся, поэтому мало используются в отделочных работах.
В городе Тула достаточное количество проблем, и для их решения нужно затратить немало сил, времени и естественно средств городского бюджета. Но без улучшения окружения и пространства, никогда не искорениться этот дух провинциальности в нашем замечательном и таком родном городе.
Литература
1. ВергуновА. К. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988. 416 с.
2. Пилясов А. Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике
знания. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 544 с.
Самоорганизованность мегаполисов и методы их представления
Миллер Е. М.
Миллер Елена Михайловна /Miller Elena Mihailovna — магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье предлагаются теоретические модели развития застроенных территорий города, рассматривающие этот процесс как составляющую пространственной самоорганизации крупных городов. В данной статье предлагаются модели развития и трансформации застроенных территорий крупных городов.
Abstract: this article offers theoretical models of built-up areas of the city, considering the process as a component of the spatial self-organization of large cities. This paper presents the development of the model and the transformation of residential areas of large cities.
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016 | 100 |
Ключевые слова: инфраструктура, «каркас», «ткань», модель развития, самоорганизация. Keywords: infrastructure, "skeleton", "fabric" of the model, self-organization.
Результаты множества независимых исследований показывают, что возникновению больших самоуправляемых областей в территориальных системах предшествуют появление более незначительных по размеру структурных единиц и подсистем. Самоорганизация мегаполиса как основополагающей единицы подразумевает самоорганизацию входящих в его состав элементов и подсистем - различных групп, институтов, управлений и определенной политической системы. Поэтому можно утверждать, что каждая самоорганизуемая система основывается на механизме самоорганизации уровнем ниже. Из-за этого внутри мегаполисов непрерывный процесс появления новых саморегулируемых систем, таких как социальные и политические институты, религиозные и этнические сообщества, политические партии, социальные движения, группы по интересам и т. д.
В данной статье предлагаются модели развития и трансформации застроенных территорий крупных городов. На «микроуровне» в качестве такой модели выступают устойчивые и повторяющиеся дискретные «пары» исходного и конечного типов застроенных территорий, сменяющихся в результате реализации инвестиционно-строительных проектов. На «макроуровне» - тенденции развития трансформирующейся территории как целого, возникающие и длительное время поддерживающиеся в результате самоорганизации множества дискретных изменений в последовательный процесс обновления.
Согласно А. Э. Гутнову [1], эволюция развития города представляет чередование периодов опережающего развития «каркаса» и «ткани». Однако природа, механизмы и тип роста этих двух составляющих города совершенно различны, если под «каркасом» понимать инфраструктуру. Следовательно, различной может быть и их динамика. «Ткань» растет дискретно, в конечном итоге ее наименьшей единицей является здание или, в некоторых случаях, землевладение, в то время как транспортная инфраструктура развивается исключительно как целое в силу своей сетевой структуры, являющейся единственной для нее функциональной формой. Вектор развития «ткани» определяется формированием описанных выше устойчивых моделей «микроуровня» и последующей самоорганизацией их последовательности в модели «макроуровня» в результате механизмов самоорганизации.
Баланс между ростом ткани и инфраструктуры возможен только в том случае, если рост нагрузки со стороны изменяющейся ткани между «скачками» роста инфраструктуры будет меньшим, чем приращение инфраструктуры за этот же период. Поэтому сбалансированная динамика развития «ткани» и инфраструктуры - лишь частный и, более того, идеальный случай. Его возможность определяется не столько «умным и своевременным» планированием развития инфраструктуры, что в принципе достижимо, сколько трудно контролируемой скоростью роста «ткани», обладающей возможностью продолжаться за пределами «нормативной» емкости инфраструктуры. Рост ткани может происходить быстрее, чем может осуществляться реконструкция инфраструктуры, и тем самым направлять ее развитие.
Наблюдения и выводы, изложенные в статье, основаны на результатах сравнительного анализа процессов роста и перестройки фрагментов урбанизированных территорий Пекина и Москвы, полученных с использованием средств ГИС-анализа.
Литература
1. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 269 с.
| 101 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016