Научная статья на тему 'Самообразовательная компетентность будущего специалиста как критерий качества его подготовки'

Самообразовательная компетентность будущего специалиста как критерий качества его подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразовательная компетентность / технология развития / критерии развития / проектирование / self-educational competence / development criteria / development techniques / project making

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарева Е. С.

Самообразовательная компетентность выпускника вуза является одним из ведущих факторов его конкурентоспособности, так как позволяет добиваться высоких результатов в непрерывном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-educational competence of an intended specialist as quality factor of his qualification

Self-educational competence of a college graduate is one of the major factors of his competitiveness, as it allows achieving good results in continual professional education.

Текст научной работы на тему «Самообразовательная компетентность будущего специалиста как критерий качества его подготовки»

УДК 378

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ЕГО ПОДГОТОВКИ

© 2009 Е. С. Чеботарева

соискатель каф. непрерывного профессионального образования Курского государственного университета, старший преподаватель каф. высшей и прикладной математики e-mail: [email protected] тел.8-910-211-52-05

Курская государственная сельскохозяйственная академия

Самообразовательная компетентность выпускника вуза является одним из ведущих факторов его конкурентоспособности, так как позволяет добиваться высоких результатов в непрерывном профессиональном образовании.

Ключевые слова: самообразовательная компетентность, технология развития, критерии развития, проектирование.

В настоящее время принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих методологических оснований подготовки специалистов предопределило постановку и реализацию целей образовательного процесса в вузе в контексте формирования и развития ключевых компетентностей.

Актуальность ключевых компетентностей обусловлена теми функциями, которые они выполняют в жизнедеятельности каждого человека. К числу ключевых компетентностей отнесены такие интегративные личностные свойства будущих специалистов, которые характеризуют их

- отношение к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности и профессиональной деятельности;

- отношение к взаимодействию человека с другими людьми, способность работать в команде;

- отношение к деятельности человека, проявляющееся во всех ее типах и формах, в том числе в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Качество сформированности вышеназванных компетентностей обусловлено уровнем развития самообразовательной компетентности, которую следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускника, ибо она позволяет получить качественное высшее образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность. Следует выделить три основных фактора социальной и личностной значимости данной компетентности.

Во-первых, она обеспечивает академическую мобильность студента, его готовность освоить программу высшего профессионального образования.

Во-вторых, названная компетентность обусловливает профессиональную мобильность личности выпускника, способного не только в дальнейшем развивать свои профессиональные навыки, повысить квалификацию, но и готового при необходимости поменять специальность, сферу своей профессиональной деятельности.

В-третьих, способствует повышению качества работы высшего образовательного учреждения, социального института, призванного реализовать программу высшего образования.

Самообразовательная компетентность - интегративное личностное свойство, которое обеспечивается эмоционально-ценностным отношением к саморазвитию и самообразовательной деятельности, системой знаний о планировании и реализации самообразовательной деятельности, о способах самовоспитания; субъектно-личностным опытом продуктивного решения проблем развития, разработки и реализации моделей подготовки студентов к самообразовательной деятельности; готовностью к непрерывному саморазвитию качеств профессионала, самосовершенствованию, самообразованию в области будущей профессии. Данного рода компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности. Современные исследователи рассматривают самообразовательную деятельность как механизм развития личности.

Самообразовательная компетентность является одним из критериев оценки качества выпускника, неотъемлемой и естественной составной частью его образа жизни в любом возрасте, выступает показателем профессиональной готовности.

Одна из задач нашего исследования связана с построением педагогической модели развития самообразовательной компетентности будущего специалиста на основе системно-деятельностного, человеко-ориентированного, компетентностного и рефлексивного подходов. Системно-деятельностностный подход обеспечивает рассмотрение и развитие самообразовательной компетентности субъектов образовательного процесса в вузе как компонента, входящего в структуру профессионального образования, и в то же время как отдельной системы, характеризующейся целостностью, структурностью, иерархичностью, зависимостью от образовательной среды и влиянием на неё. Согласно человеко-ориенти-рованному подходу, в процессе развития самообразовательной компетентности взаимодействие с обучающимися выстраивается на основе общечеловеческих ценностей, субъ-ект-субъектной парадигмы, диалогического общения, сотрудничества, содействующих профессиональному и личностному развитию будущего выпускника вуза. Компетентностей подход требует включения в «технологическую цепочку» шагов, обеспечивающих не только знание содержания компетентности, но и опыт проявления компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях, выражение отношения к содержанию компетентности и объекту её приложения, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата проявления компетентности. Обращение к рефлексивному подходу связано с необходимостью развития у будущего специалиста способности адекватно оценивать свою готовность к самообразовательной деятельности, к её эффективной реализации в профессии и жизнедеятельности.

Технология развития самообразовательной компетентности студентов учитывает нормативно-правовые основания процесса обучения в системе высшего профессионального образования, представляет собой систему педагогических действий и операций, включающих концептуализацию, моделирование, конструирование, программирование, реализацию и рефлексию самообразовательной подготовки, отражает целостность структурных компонентов самообразовательной компетентности, опору на следующие принципы: системности, гуманизма и антропоцентризма, субъектности и креативности, соответствия содержания самообразовательной подготовки требованиям общества, отдельной личности, индивидуализации, развития субъектного опыта обучающихся, сотрудничества.

Освоить самообразовательную компетентность и проявить её можно только в активной деятельности, разновидностью которой является проектная деятельность.

Содержание процесса развития самообразовательной компетентности студента направлено на углубление и систематизацию знаний о самообразовательной деятельности как системе, на совершенствование профессиональных умений (диагностических, аналитических, прогностических, организаторских, рефлексивных, др.) в выполнении вышеназванной деятельности, в том числе на осуществление индивидуального и коллективного проектирования в области будущей профессиональной деятельности.

Проектирование подразумевает специально организованный преподавателем совместно с обучающимися и выполняемый студентами комплекс самообразовательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для будущего специалиста проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике, при создании этого продукта. Следует отметить, что проектирование позволяет студентам эффективно заниматься самообразовательной деятельностью. В процессе работы над проектом обучаемые самостоятельно (индивидуально или, что чаще, в малых группах), без помощи преподавателя или при минимальной его помощи, выделяют из проблемной ситуации проблему, разбивают её на подпроблемы, учитывая связи между ними, выдвигают гипотезы их решения, а затем возвращаются к основной проблеме, предлагают пути её решения. В ходе защиты проекта предусматривается широкое обсуждение предлагаемых решений, оппонирование. Соответственно, от участников проектирования требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам и т. п.

М.А. Холодная отмечает, что «метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у учащихся того набора компетентностей, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий». Проектную деятельность можно отнести к тем немногим образовательным средствам, позволяющим в высшем учебном заведении развивать самообразовательную компетентность. Она как раз и содействует организации деятельности студента по приобретению опыта успешного решения личностно интересной и социально актуальной проблемы.

Эффективность технологии развития самообразовательной компетентности студентов показывают: критерий развития самообразовательной компетентности студентов и критерий социально-педагогической продуктивности самообразовательной компетенции.

Показатели первого критерия определены в соответствии со структурными компонентами: мотивационно-ценностным (осознание смысла самообразовательной деятельности; стремление к личностному и профессиональному росту; мотивация студента на качественное освоение знаний для самообразования, выполнения самообразовательной деятельности); когнитивным (степень овладения знаниями философского, социологического, правового, медико-биологического, экономического аспектов функционирования самообразования, умениями и навыками самообразовательной деятельности; способность к непрерывному личному образованию); операционно-деятельностным (наличие опыта решения практических задач; ориентировка в поле своих жизненных и профессиональных проблем, которые можно решить с помощью самообразования); рефлексивным (адекватная оценка своих достижений в постановке усложняющихся задач; потребность в профессиональной рефлексии самообразовательной деятельности; владение рефлексивными технологиями профессионального развития в области самообразовательной деятельности).

Критерий продуктивности самообразовательной компетенции позволяет исследовать состояние самообразовательной деятельности будущего специалиста и её результаты на основе следующих показателей: качество авторских проектов, выполненных в ре-

зультате самообразования; удовлетворенность выпускников подготовкой к самообразованию; результативность технологий подготовки к самообразовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.