Научная статья на тему 'Самообразование в сети'

Самообразование в сети Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Наталья Юрьевна

Автор статьи рассматривает роль сетевых педагогических сообществ в самообразовании педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самообразование в сети»

и социальной ситуации в стране и мире, способствует успешной социальной адаптации, что очень важно в наше непростое время.

Учитель не должен останавливаться на достигнутом. Он должен постоянно развиваться, заниматься самообразованием, чтобы знания, полученные обучающимися, соответствовали требованиям современного общества и образования в том числе. Информационно-коммуникативные технологии открывают широкие возможности учителям, которые ищут дополнительные средства для решения своих профессиональных задач.

Литература

1. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием // Иностранные языки в школе. 2008. № 3.

2. Литвинова С.Л. Использование ИКТ для повышения мотивации на уроках английского языка // http://pedsovet.org.

3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.

4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учашдхся // Иностранные языки в школе. 2008. № 6, 8.

Самообразование в сети

Князева Наталья Юрьевна ([email protected])

ГОУРМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»

Аннотация

Автор статьи рассматривает роль сетевых педагогических сообществ в самообразовании педагога.

Сегодня традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность учителя и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Мир стремительно меняется: умножение информации, ускоренная смена все новых и новых технологий приводят к тому, что молодое поколение обгоняет старшее на пути прогресса. 8М8-дети (SаMоSтоятельные дети) уже к десяти годам в жизненном плане знают больше, чем его учитель. Последний при этом более осведомлен по вопросам своего конкретного предмета - по физике, математике или литературе. Во всех остальных вещах современного информационного общества он, с точки зрения рядового школьника, полный профан, а ребенок - эксперт. Следует помнить, чтобы быть активной и творческой личностью, интересным человеком, способным повести за собой учеников, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, используя новые информационные технологии и участвуя в интернет-инициативах. Возможно, культура педагога будет богаче и разнообразнее, диалог с учащимся станет интереснее. Взаимодействие должно осуществляться в атмосфере взаимопонимания и доверия, а его может организовать лишь педагог-мастер, умеющий использовать в практической деятельности современные технологии. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в ней.

В настоящее время перед учителем стоит одна из самых серьезных задач. Это - гибкость в обновлении содержания образования и не освоение учеником определенных знаний, а обучение его мыслить современно, работать с информацией, находя и отбирая только нужное из того информационного разнообразия, которое содержится в сети, анализировать, делать обоснованные выводы, принимать решения.

И, прежде чем научить, необходимо понимать, что, в первую очередь, педагогическая компетентность сегодня должна включать такой элемент, как способность работать с потоком информации, постоянно обновлять ее содержание, быть готовым серьезно перестроиться. Для решения данной задачи все шире используются современные сетевые технологии - сетевые профессиональные педагогические сообщества учителей. Они применяются для поддержки педагогов на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения, не выходя из школы.

Основная цель педагогического сообщества - подготовка учителей для профессиональной деятельности в Интернете. Здесь учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети,

96

ИТО Марий Эл -2010

методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Но на первых порах многим учителям нужен наставник или проводник, который поможет разобраться в организации работы сетевых профессиональных сообществ, так как не каждый из нас готов самостоятельно окунуться в их ритм работы. И такая возможность у педагогов республики имеется - это обучение на курсах МРЦИО по программе «Сетевые педагогические сообщества, как форма профессионального развития». Этот курс - стартовая площадка по самообразованию в сетевых профессиональных сообществах. Приобретя опыт работы в сообществе, педагог готов к возможности получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности.

Сетевое сообщество, если оно функционирует в рамках такой институции, можно рассматривать в качестве специфического образовательного ресурса в повышении квалификации. Кроме того, сетевое сообщество становится средством соорганизации ресурсов повышения квалификации, обеспечивая рост образовательного потенциала сообщества.

В созданных в настоящее время сообществах педагогов отражены все сферы деятельности учителя в реальности - методическая подготовка к урокам, решение педагогических ситуаций, консультации профессионалов, самообразование, участие в интернет-конкурсах, проведение методических семинаров, мастер-классов. Здесь можно получить адекватную оценку своих материалов и своей профессиональной деятельности. А это - очень мощная психологическая поддержка, способствующая профессиональному росту. Ведь не секрет, учителю самому нужна мотивация. И работа в глобальной сети является мощным стимулом для творческого подхода к обучению, самосовершенствованию, повышению квалификации.

Сетевое взаимодействие проявляется в различных формах сетевой активности педагогов: создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, представление и диссеминация инновационного опыта в сети, онлайн-общение и взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах разного уровня. Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода (person-centered) в образовании, в основе которого лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике.

Работая вместе в сети, можно:

- поделиться своим бесценным опытом в организации проектной деятельности детей (опубликовать и распространить его);

- получить консультации по вопросам организации групповой работы детей в Интернете и использованию сетевых сервисов;

- создать копилку профессиональных находок;

- принять участие в семинарах, мастер-классах, дистанционных консультациях и тренингах по проблематике сообщества;

- расширить круг профессионального общения;

- обсудить возникающие профессиональные вопросы и проблемы;

- поделиться своим мнением, интересными новостями, высказать пожелания, что не исключает горячих споров по интересующим собеседников вопросам;

- повысить уровень самообразования, обучаясь в мастер-классах различного направления, в том числе изучить новейшие ИКТ-технологии, для практического применения.

Профессиональные сообщества предполагают не просто пассивный просмотр материалов и ресурсов, а еще и активное общение. Внутри сообщества единомышленников создана плодородная почва для профессионального самосовершенствования и роста педагога, для совместного, а значит, более объективного, обсуждения и решения возникающих ежедневно педагогических проблем. Начинающие педагоги могут получить квалифицированную практическую помощь, а опытные педагоги -поделиться своими наработками, идеями и широко проявить себя в различных проектах и конкурсах, инициированных сообществом.

Здесь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.

Таким образом, сетевые педагогические сообщества помогают обеспечить организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, внедрить новые формы методической работы с педагогами за счет широкого использования средств Интернет, увеличить количество учителей, получающих методическую поддержку для повышения своей квалификации с использованием Интернет. Сетевые сообщества педагогов распространяют педагогический инновационный опыт, привлекают внимание педагогической общественности к использованию потенциала Интернет для решения задач профессионального развития педагогов. Это может служить примером самообразования в течение всей жизни.

Все это позволяет активно внедрять в практику уроки с применением ИКТ-технологий. Процесс обучения становится интересным и понятным детям. Ведь если гармонично сочетаются элементы урока, воздействующие на визуальный, аудио- и кинестетический тип восприятия, то усваивается 90 % материала; достигается лучшая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; уходит проблема профессионального выгорания самого педагога.

Благодаря Интернету есть уникальная возможность для каждого педагога изучать положительный опыт коллег и использовать его в своей практике, изучать новейшие достижения науки и техники, знакомиться с нормативно-правовыми документами, участвовать в интернет-педсоветах, форумах и конференциях, повышать уровень педагогического мастерства без отрыва от производства.

Подводя итог, хочется сказать, что профессиональная деятельность учителя всегда направлена, с одной стороны, на ученика, с другой - на самого себя. Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои знания в педагогике, методике и т. д., повышая тем самым уровень своей профессиональной компетенции. Таким образом, формирование устойчивой среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога - это важнейшая характеристика модернизации образования как системы. И роль данной устойчивой среды принадлежит, на наш взгляд, именно сетевым сообществам.

=10- Литература

1. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие. БИНОМ. М.: Лаборатория знаний, 2008.

2. Шмырева Е.В. Сеть Интернет как один из способов развития личности педагога в современном мире.

Использование информационных технологий в обучении аудированию

Коляго Анна Леонидовна ([email protected])

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

В настоящее время информационные технологии играют все большую роль в обучении иностранным языкам. Использование информационных технологий позволяет решить одну из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем иностранного языка - развитие умения аудирования. В статье описаны преимущества информационных технологий в обучении аудированию по сравнению с традиционными формами обучения.

Современное развитие общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы деятельности человека. Информационные процессы становятся доминирующими в экономике, образовании, культуре, научных исследованиях, финансовой системе, политике, оборонном комплексе. Всесторонняя информатизация страны является одним из важнейших показателей ее развития.

В процессе адаптации человека к этому новому цифровому миру большая роль отводится обучению. К настоящему времени в системе образования России в результате выполнения федеральных и межвузовских научно-технических программ в области информатизации образования сложились объективные условия для дальнейшего развития и широкого практического внедрения новых информационных технологий (НИТ) в учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность высшей и средней школы. Созданная сеть новых информационных технологий - один из основных механизмов разработки и внедрения НИТ, а также подготовки соответствующих специалистов.

Одним из приоритетных направлений в работе высшей школы по развитию НИТ является разработка средств мультимедиа, играющих особо важную роль в области информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.