знания самостоятельно, креативно подходили к поставленным задачам, могли производить и распространять свои умения. Задача преподавателей высших учебных заведений - уметь быстро адаптироваться к изменениям и пытаться максимально соответствовать ожиданиям студенчества и общества. Преподаватель поставлен в условия, когда все свои педагогические приемы и умения необхидимо переносить в цифровое измерение, где находится молодежь, сочетать формирование профессиональных
компетентностей будущих учителей начальной школы с их цифровой компетентностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Andresen B. Multimedia in education / B. Andresen, K. Van Den Brink. // In Infarmation technologies at school: conference materials. - 2002. -Pp. 5-8.
2. Babiker M. For Effective Use of Multimedia in Education, Teachers Must Develop Their Own Educational Multimedia Applications / M. Babiker, A. Elmagzoub. // Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. - 2015. - №14. - С. 62-68.
3. Deschamps-Potter C. Moving toward multimedia content / Catherine Deschamps-Potter. // Multilingual computing & technology. - 2010. - №22.
- P. 36.
4. Hernández-Ramos P. If not here, where? Understanding teachers' use of technology in Silicon Valley schools / Pedro Hernández-Ramos. // Journal of Research on Technology in education. - 2005. - №38.
- Pp. 39-64.
5. Hewwit C. ORGs for Scalable, Robust, Privacy-Friendly Client Cloud Computing / Carl Hewitt // IEEE Internet Computing, vol. 12, no. 5. -NY, USA, Sep.-Oct. 2008. - Pp. 96-99. -doi: 10.1109/MIC.2008.107
6. Howe N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. / N. Howe, W. Strauss. // New York: William Morrow and Company. - 1991.
7. Nazir M. Skill development in multimedia based learning environment in higher education: An operational model / M. Nazir, A. Rizvi, R. Pujeri. //
International Journal of Information and Communication Technology Research. - 2012. - №2.
8. Sclater N. "eLearning in the Cloud." / Niall Sclater. // International Journal of Virtual and Personal Learning Environments (IJVPLE). - 2010. - №1. - Pp. 10-19.
9. Sclater N. Cloud computing in education. Policy Brief / Niall Sclater. // Unesco Institute for Information Technology in Education. - 2010.
10. Tuovinen J. Multimedia distance education interactions / J. E Tuovinen. // Educational Media International. - 2000. - №37. - Pp. 16-24.
11. Van Lieshout M. Social Learning Technologies: The introduction of multimedia in education / M. Van Lieshout, T. Egyedi, W. Bijker. // Routledge. - 2018.
12. Державний стандарт початково! освгга [Електронний ресурс] - Режим доступу до ресурсу: https://www.kmu.gov.ua/ua/npas/pro-zatverdzhennya-derzhavnogo-standartu-pochatkovoyi-osviti
13. Лаврентьева Г. П. Методичш рекомендаци щодо добору i використання електронних засобiв навчального призначення в загальноосвггшх навчальних закладах [Електрон. ресурс] / Г. П. Лаврентьева // Електронне фахове видання «1нформацшш технологи i засоби навчання». -2011. - № 4 (24). - Режим доступу до журналу: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/issue/view/547 /438
14. Нечипоренко К. П. Шдготовка студенпв спещальносп "Початкова освгга" до проектування мультимедшних освггшх ресурав засобом хмаро орiентованих сервгав / К. П. Нечипоренко, Д. Л. Настас. // Вюник КНУ iменi Тараса Шевченка. серiя: педагопка. - 2018. - С. 49-52. - ISSN 24153699.
15. Роберт И.В., Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт - М. : БИНОМ, 2014. - 398 с. - ISBN 978-59963-2336-4
16. Сойчук Р. Л. 1нформацшно-комушкацшш технологи у виховному процеа та сучасне тдростаюче поколшня: погляд на проблему // 1нноватика у вихованш, Вип. 4, 2016. - C. 220-230.
УДК: 378
SELF-EDUCATION OF A TEACHER AS A FACTOR OF HEALTH CARE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION
Shcherbakova N.
Senior lecturer of the digital education center Nizhny Novgorod Institute of the Education Development,
Nizhny Novgorod
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Щербакова Н.Б.
Старший преподаватель центра цифрового образования ГБОУДПО НИРО,
г. Нижний Новгород
Abstract
The article offers an example of a teacher's self-education program, focused on increasing his competence in matters related to ensuring the health of students in the context of digitalization of education. The main directions of self-education are considered: professional, legal, psychological and pedagogical, health protection, methodological, the use of information and communication technologies. A sample action plan, Internet resources and literature recommended for study are presented.
Аннотация
В статье предлагается пример программы самообразования педагога, ориентированной на повышение его компетентности в вопросах, связанных с обеспечением здоровья обучающихся в условиях цифровиза-ции образования. Рассматриваются основные направления самообразования: профессиональное, правовое, психолого-педагогическое, охрана здоровья, методическое, использование информационно-коммуникационных технологий. Представлены примерный план мероприятий, Интернет-ресурсы и литература, рекомендуемые к изучению.
Keywords: self-education, teacher's self-education program, health care of students, digitalization of education.
Ключевые слова: самообразование, программа самообразования педагога, здоровьесбережение обучающихся, цифровизации образования.
Цифровизация всех уровней образования актуализирует проблему здоровьеобеспечения обучающихся. Известно, что взаимодействие школьников с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) сопровождается воздействием негативных факторов: зрительного напряжения, физического напряжения, связанного с длительной статической нагрузкой на мышцы пользователя и нарушения осанки, психического напряжения. Исследования показали, что учителя не всегда владеют необходимыми в данной области компетенциями на должном уровне. В связи с этим, в апреле 2019 г. на базе ГБОУ ДПО НИРО был реализован онлайн-курс «Здоровьесбережение обучающихся в условиях цифровизации общего образования» (36 ч.). В процессе обучения в курсе слушатели изучали вопросы, связанные с воздействием на здоровье обучающихся вышеуказанных негативных факторов; разрабатывали проект организации физкуль-турно-корригирующей деятельности, включающий комплекс мер, способствующих профилактике и коррекции нарушений в состоянии здоровья обучающихся при использовании ИКТ; разрабатывали программу самообразования по изучаемой проблеме.
Анализ научных публикаций показал, что образование педагога должно быть систематическим. Учитывая это обстоятельство, можно считать, что одним из значимых факторов достижения необходимого уровня компетентности педагога в вопросах здоровьеобеспечения обучающихся становится его самообразование. Самообразование - процесс самостоятельного освоения педагогом здоровьесбе-регающих знаний, овладения необходимыми компетенциями в области безопасного и эффективного использования ИКТ обучающимися, способствующий его профессиональному развитию. Ниже представлена примерная программа самообразования педагога.
Цель программы: повышение компетентности педагогов по вопросам организации физкультурно-корригирующей деятельности при использовании обучающимися ИКТ.
Задачи программы: а) совершенствование знаний по вопросам обеспечения безопасной работы обучающихся с ИКТ, своевременное ознакомление с нормативно-правовыми, гигиеническими документами и научной литературой по исследуемой проблеме; б) усвоение способов действий по планированию и реализации физкультурно-корригирую-щей деятельности, разработка и осуществление проекта физкультурно-корригирующей деятельности при организации работы обучающихся с ИКТ; в) самомотивация на эффективную реализацию физкультурно-корригирующей деятельности.
Предполагаемые результаты: а) формирование здоровьесберегающих знаний, овладение способами здоровьеобеспечивающей деятельности, самомотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ); б) обеспечение сохранения здоровья обучающихся на заданном уровне; в) мотивация обучающихся на организацию безопасной работы с компьютером, формирование у них ответственного отношения к собственному здоровью, информационной культуры, критического мышления, навыков ЗОЖ.
Формы самообразования: а) индивидуальная (на основе разработанной программы); б) групповая (участие в школьных мероприятиях).
Основные направления деятельности самообразования педагога.
1. Профессиональное направление. Изучение нормативных документов, специальной литературы, исследование возможностей преподаваемого предмета для формирования информационной культуры школьников и развития навыков критического мышления.
2. Психолого-педагогическое направление. Изучение психологической и педагогической литературы по проблеме здоровьесбережения обучающихся при работе с компьютером.
3. Охрана здоровья. Изучение публикаций по проблеме здоровьесбережения обучающихся при использовании ИКТ, изучение направлений профилактики и коррекции состояния здоровья школьников при использовании ИКТ, ознакомление с возможностями организации физкультурно-корриги-рующей деятельности в школе.
4. Информационно-коммуникационные технологии. Ознакомление с новыми информационными технологиями и программами, Интернет-сервисами, способствующими обеспечению здоровья обучающихся при использовании ИКТ (сервисы для защиты от информации, приносящей вред их здоровью, программы организации родительского контроля и пр.).
5. Методическое направление. Изучение современных педагогических технологий (проектная, проблемного обучения, исследовательская, обучение в сотрудничестве, работа в малых группах, ТРКМ, ТРИЗ и пр.), форм, методов обучения, способствующих активизации обучающихся в сфере безопасного использования ИКТ.
Примерный план мероприятий.
1. Повышение квалификации. Участие в курсах повышения квалификации по изучаемой проблеме; ознакомление с научной, методической литературой, Интернет-ресурсами; изучение опыта использования инновационных здоровьесберегаю-щих технологий в работе ведущих педагогов образовательной организации (ОО), района, региона, страны.
2. Изучение специфики реализации физкуль-турно-корригирующей деятельности в ОО при организации работы обучающихся с использованием ИКТ.
2.1 Подбор комплексов профилактических упражнений с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей обучающихся.
2.2 Организация работы с обучающимися: проведение комплексов упражнений при использовании ИКТ, анкетирование, реализация проектов, деловых игр, разработка буклетов, презентаций, веб-квестов, онлайн-курсов.
2.3 Организация работы с родителями обучающихся: разработка рекомендаций по соблюдению режима дня, правильной организации рабочего места при работе с компьютером, профилактике Интернет-зависимости, распространение буклетов с комплексами профилактических упражнений; проведение родительских собраний в формате семинаров, круглых столов, тренингов, деловых игр.
2.4 Изучение возможностей педагогических технологий (ТРКМ, ТРИЗ, проектная, проблемная, обучение в сотрудничестве, работа с малых группах) для повышения эффективности физкультурно-корригирующей деятельности при организации работы обучающихся с компьютером.
3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
3.1 Представление на всероссийском уровне методической разработки по проблеме организации безопасной работы обучающихся с компьютером в формате плана-конспекта родительского собрания, внеклассного мероприятия, веб-квестов, игр и пр.
3.2 Представление на районных семинарах, педагогическом совете ОО электронных разработок веб-квестов, игр, тренингов для обучающихся и родителей.
3.3 Интернет-публикации.
Оценка эффективности программы: а) уровень знаний обучающихся в области эффективного и безопасного использования ИКТ (тесты); б) степень удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом (рефлексия, анкетирование); в) результативность участия обучающихся в творческих конкурсах, в проектной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН от 30.05.2003 № 2.2.2/2.4.134003 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garantru/4179328/#friends#ixzz4vfX9teb7
2. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12181695/.
3. Дети России онлайн [Электронный ресурс]. - URL: http://detionline.com/.
4. Онлайн-курс от Google «Понятный Интернет» [Электронный ресурс]. - URL: http://zaprosto-internet.ru/GOOGLE_BOOK_PRINT.pdf
5. Онлайн-проект Google «Разбираем Интернет» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.razbiraeminternet.ru/.
6. Друзин, В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции детей и подростков // Педагогика. 2012. № 8. С. 14-23.
7. Кучма, В.Р. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков / В.Р. Кучма и др.; под. ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2013. 224 с. - (Работаем по новым стандартам).
8. Лихачевская, О. С. Как сохранить зрение при работе с компьютером/ О. С. Лихачевская. - М.: Эксмо, 2010. - 256. с.: ил.
9. Милюкова, И. В., Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей. -М.: Изд-во Эксмо, 2005. -160 с.: ил.
10. Поговорите с ребенком об Интернете: методические пособие // Дети в информационном обществе. 2017. №4 (26). С. 48-60.
11. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. (ч. 1) — М.: Google, 2013. — 165 с.
12. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. (ч. 2)— М.: Google, 2013. — 137 с.
13. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова и др. М.: Фонд Развития Интернет. 2013. 144 с.
14. Subrahmanyam, K., Greenfield, P., Kraut, R., Gross, E. (2000) The Impact of Home Computer Use on Children's Activities and Development. The Future
of Children. Vol. 10, No. 2, Children and Computer Technology, 123-144.
15. Rosenfield M. Computer vision syndrome: a review of ocular causes and potential treatments. (2011) Ophthalmic Physiol Opt, 31, 502-515. doi: 10.1111/j. 1475-1313.2011.00834.x.
16. The Effects of Computer Use on Eye Health and Vision (1997). Available at:
https://www.aoa.org/Documents/optometrists/effects-of-computer-use.pdf (accessed 27 July 2017).
17. Таким образом, самообразование педагогов на основе представленной в данной статье примерной программы будет способствовать повышению их компетентности в вопросах обеспечения здоровья обучающихся при использовании ИКТ.