И.В.Дубровина
аспирант, Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, преподаватель Киевского областного института
последипломногообразования I.V.Dubrovina
graduate student of state Uman University Paul Tychyny, teacher Kyiv Regional Institute for Postgraduate education teachers,([email protected])
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье проанализована категория "самообразование" как постоянный процесс развития профессионального мастерства, психолого-педагогической и научно-методической подготовки, творческого подхода в педагогической деятельности, которая способствует эффективной подготовке конкурентоспособного учителя. Проведен анализ алгоритма индивидуальной программы самообразования, рассмотрены ее основные этапы. Annotation. In this articlethere have been analyzed the category of "self-education" as a constant processof the professional skills development,psycho-pedagogicaland methodologicaltraining, creativity inteaching activities,which contributes tothe effective preparationof a competitiveteacher.There has been analyzed the algorithm of individual programof self-education and it's been con-sidereditsmain stages.
Ключевые слова: индивидуальность, самообразование, конкурентоспособность, профессиональное развитие, программа самообразования, этапы, алгоритм.
Key words: personality,self-education,competitiveness, professional development, self-educationalprogram, steps, an algorithm.
Научно-технический прогресс и особенности организации труда в рыночных условиях требуют подготовки конкурентоспособного учителя, что является предпосылкой модернизации системы последипломного педагогического образования, которая определяет необходимость формирования качественно нового типа педагога, органично сочетающего функции ученого, организатора, консультанта, наставника, тьютора и др. Проблема совершенствования профессиональной мобильности специалистов требует анализа педагогических исследований в области разностороннего развития человека, в центре которого индивидуальность и ее самообразование.
Теоретической основой концепции профессионального развития конкурентоспособности педагога в контексте самообразования стали исследования вопросов деятельности в работах Б.Ананьева, Е.Климова, Т.Кудрявцева, Б.Ломова, и др. [1]. Суть этой концепции заключается в том, что, профессионально совершенствуясь, специалист изменяется. Выбирая актуальную тему са-
мообразования и совершая ее практическую реализацию, учитель параллельно формирует свой педагогический опыт и компетентность, развивает профессионально важные качества, умения на основе постоянного обновления знаний.
Поэтому актуальной проблемой современной андрагогики является рассмотрение методологии индивидуального самообразования, в частности построение индивидуальной программы самообразования, которая обусловливается различными факторами (индивидуально-психологическими, профессионально-технологическими и социально-экономическими), собственной творческой активностью индивида и средствами труда. Создание компонентов самообразования специалиста - результат активного взаимодействия индивида с социально-профессиональными группами в процессе деятельности. Это не только производство материальных и духовных ценностей, но и саморазвитие индивидуальности. Выполняя ту или иную работу, имея к ней определенное отношение, человек развивает в себе новые свойства и качества, которые составляют творческий потенциал специалиста, а их реализация зависит от многих обстоятельств: биологической организации, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности педагогического работника, его потребности в саморазвитии. Профессионализм конкурентоспособного учителя включает его направленность на постоянное самообразование, развитие компетентностей, социально значимых навыков, их интеграцию, готовность к качественному и творческому выполнению своих обязанностей согласно индивидуально-психологическим особенностям педагога. Профессиональное развитие предполагает использование совокупности развернутых во времени средств социального воздействия на индивидуальность, включения ее в разнообразно значимые виды самообразовательной деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и др.) с целью формирования у человека системы важнейших знаний, форм поведения, практических навыков повседневной работы, которые отображаются в уровнях профессионализма. Поэтому решающее значение в развитии конкурентоспособного специалиста принадлежит его творческой активности.
Ведь сегодня существует общественный запрос на развитие творческой активности человека, способного мыслить, генерировать оригинальные идеи, принимать смелые и нестандартные решения. Поэтому описание педагогической модели современного учителя включает, например, такие характеристики как креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и многие другие, способствующие раскрытию и реализации всех возможностей индивида. Однако в современной образовательной среде существует проблема развития самостоятельности педагогических работников в процессе решения ими конкретных профессионально-педагогических задач, формирования их диалектического системного мышления, умения легко переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другую, стимулирования воображения, инициативы, изобретательности. Эти качества необходимы прежде всего представителям творческих профессий.
Такое состояние проблемы требует качественно-нового подхода в подготовке педагогов нового поколения, когда интеллект и творческий потенциал человека становятся его основной производительной силой. Самообразование выступает доминирующей общественной ценностью, а способность самосовершенствоваться и учиться в течение всей жизни - содержанием и сутью педагогики
информационного общества. Процессы модернизации системы последипломного педагогического образования в Украине формируются на основе личностно-деятельностной парадигмы образования, которая определяет ценность самообразования в новых социальных условиях, подчёркивая важность конкурентоспособности как важнейшего показателя профессионализма. Поэтому основные стратегические направления развития системы профессионального образования находятся в поле решения проблемы развития индивидуальности человека. Противоречия между требованиями общества к индивиду и его реальными качествами обусловливают поиск новых педагогических подходов с применением технологий развивающего обучения.
Современный педагогический ("личностно-деятельностный") подход в образовательном процессе направлен на развитие, в частности на формирование творческой активности педагога, способствуя росту её самостоятельности, творчества, уверенности в своих возможностях [3]. Самообразование имеет индивидуально-личностный характер, что указывает на активную позицию индивида, в центре которой индивидуальность, ее самобытность, субъективный педагогический опыт.
Таким образом, ведущими принципами самообразования становятся активность и осознание процесса самопознания, которые строятся на основе диалогической стратегии межличностных влияний, сотрудничестве андрагогов и педагогов-практиков. Все вышесказанное определяет актуальность подготовки современного конкурентоспособного учителя через решение проблемы изменения позиций преподавателя как информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; создание учебных ситуаций саморазвития человека, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение. Образовательные технологии, в которых имеет место личностно-деятельностный подход, гарантируют достижение каждым специалистом более высоких результатов в самообразовании по сравнению с традиционными системами; создают реальные условия для самоактуализации и самореализации индивидуальности; не допускают психических и физиологических перегрузок. Этим критериям отвечают технологии проблемного интерактивного самообразования на современном этапе развития науки. Учитель становится субъектом своего образования, в результате чего обогащается новыми знаниями и создает индивидуальную программу самообразования як программу действий для решения первоочередных профессионально-педагогических задач [2].
Одним из основных направлений исследований является выявление основных подходов к формированию профессиональной компетентности педагогических кадров в системе последипломного педагогического образования в рыночных условиях и разработка технологии их развития в курсовой и межкурсовой периоды повышения квалификации. С целью формирования (совершенствования) психолого-педагоги-ческой компетентности педагогических работников были внедрены или проектируются для осуществления специальные модульные программы и курсы, такие как основы психологии труда индивидуальности; личностно ориентированная подготовка современных специалистов; психолого-педагогические основы формирования профессионально важных качеств; современные дидактические технологии; педагогическое мастерство (современный опыт; актуальные вопросы воспитательной деятельности в учебном заведении).
Во время освоения психолого-педагогического блока модулей педагоги знакомятся с концептуальными положениями идеи профессионального развития индивидуальности, психолого-педагогическими принципами учебно-воспитательной работы, которые используют собственный творческий опыт в самостоятельной разработке индивидуальных профессиограмм. На курсах повышения квалификации формируется сознательное отношение к приобретению навыков диагностики, дальнейшего развития комплекса необходимых качеств. Доминирующее значение имеют практические занятия по составлению модели индивидуальности педагога, которая способствует пониманию именно тех свойств индивидуальность, которые особенно нуждаются в развитии. В ходе усвоения этой модели слушатели приобретают умения составления конкретной программы формирования индивидуальности конкурентоспособного специалиста. На современном этапе становления и развития системы последипломного образования в Украине возникла насущная потребность в образовательных кадрах с высоким уровнем профессионализма, инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к принятию творческих решений. Поэтому необходимо сформировать их отношение к восприятию образовательных инноваций, способствовать развитию креативного мышления, желания участвовать в обсуждении проблем и моделировании педагогического процесса в контексте актуальных проблем современности. Развитие потребностей учителя в совершенствовании подлинного мастерства начинается с осознания целей и задач, которые ставит перед ним его профессиональная принадлежность, сопоставление и реальное оценивание своей готовности к их выполнению через инновационную деятельность.
В курсовой период педагогические работники имеют возможность усовершенствовать свою подготовку по разработанным образовательным модулям и специальным курсам. Повышение квалификации педагогических кадров в системе последипломного педагогического образования в межкурсовой период может быть реализовано через систему таких мероприятий, как проведение разноуровневых научно-практических и научно-методических конференций; организацию факультативных курсов по повышению уровня владения инновационными образовательными технологиями; оперативное дистанционное консультирование по вопросам выполнения исследовательских и творческих проектов; создание электронных научно-методических комплексов (ЭНМК); создание картотеки передового педагогического опыта для ознакомления с авторскими программами и школами; дайджест новых методических изданий и публикаций с целью получения информации о новейших тенденциях в профессиональном образовании. Приоритетными направлениями поддержки уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов в межкурсовой период являются также WEB-семинары по профессиональной специализации и отраслевые научно-методические конференции. Поэтому самообразовательную деятельность учителя в межкурсовой период следует рассматривать как одну из форм интеллектуального труда, которая способствует общественной направленности индивида, его творческого потенциала, стремлению к профессиональному росту и самореализации. Целеустремленный самообразовательной процесс включает деятельность педагога как на уровне восприятия новой информации, так и на уровне продуктивной творческой модели деятельности по изучению и примене-
нию образовательных инноваций в педагогической практике.
Актуальность проблемы самообразовательной деятельности педагогических кадров вызвана прежде всего тем, что поиск информации становится приоритетной сферой профессиональной деятельности индивида, темпы обновления знаний ускоряются пропорционально самостоятельности и субъектности специалиста в современном мире. Успешным может быть только педагог, обладающий умением мобилизовать собственный личностно-профессиональный потенциал, накапливать собственный оригинальный опыт, что в итоге приводит к эффективной подготовке конкурентоспособного учителя. Готовность педагогического работника к осуществлению самообразовательной деятельности предполагает, в частности, такие особенности, как наличие мотивационно-стиму-лирующих факторов; адекватное представление о самообразовательном педагогическом опыте и умение его оценивать в соотношении с эталонными образцами-требованиями профессии; сформированность механизмов стимулирования самообразования. Соотношение личностного педагогического опыта и деятельности с идеальной моделью индивида (на основе его представлений и требований социума) "Я - концепции" является основой для определения индивидуальной программы самообразования, которая нацелена на саморазвитие человека. Алгоритм индивидуальной программы самообразования имеет определенную структуру, в которой отражаются основные этапы реализации специалиста, осознание потребности в саморазвитии и желание активизировать свой потенциал, чтобы удовлетворить эту потребность. На первом этапе -мотивационно-диагностическом- создается психологический настрой и определяется содержание самообразования. На втором этапе -подготовительно-практическом- для обеспечения целенаправленности и систематичности занятий по самообразованию проектируется соответствующий план, в котором предусматривается объем, сроки и приоритетность изучаемых вопросов, а также целевая установка по каждому виду самостоятельной деятельности. Третий этап -исполнительско-конструктивный- связан с накоплением нужной информации, проверкой новых методов работы, теоретическим осмыслением и обобщением результатов педагогического исследования. Четвертый этап -аналитико-оценочный- направлен на анализ результатов андрагогического сопровождения самообразовательной деятельности педагога в системе последипломного образования. Поэтому профессионализм педагогических кадров зависит от взаимосвязи курсового и межкурсового периодов как единой системы непрерывного образования. Межкурсовой период продолжается около5 лет, на его протяжении обогащается и переосмысливается профессиональный опыт специалиста, то есть происходит развитие самого субъекта педагогической деятельности.Таким образом, самообразование как постоянный процесс развития профессионального мастерства, психолого-педагогической и научно-методической подготовки, творческого подхода в педагогической деятельности способствует эффективной подготовке конкурентоспособного учителя на современном этапе модернизации системы последипломного педагогического образования.
Источники:
1. Непрерывное последипломное образование инженерно-педагогических работников Украины: Монография // под ред. А.Никулиной, В.Олейника. - Донецк: ДИПО, 2000. - 212 с.
2. Верченко,Н. Методика организации та проведения профессионально направленного проблемного урока / Н.Верченко. - Донецк: ДИПО ИПП, 2006. - 48 с.
3. Зязюн,И. Образовательная парадигма - тип культурно-исторического мышления и творческого действия субъектов образования / И.Зязюн // Педагогика и психология профессионального образования: результаты исследований и перспективы: сб. наук. пр. - К. :- 2003. - С. 15-30.