Научная статья на тему 'Самообразование как составная часть духовной инвестиции университетского образования'

Самообразование как составная часть духовной инвестиции университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самообразование как составная часть духовной инвестиции университетского образования»

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ ИНВЕСТИЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. Ю. ЛЮБИЦКАЯ, аспирант

Динамичность общественных процессов, быстрое возрастание объема знаний, необходимость готовить будущих специалистов к их самостоятельному обновлению, расширению и творческому применению в новых ситуациях — все это требует дальнейшего совершенствования форм и методов обучения. Поэтому в активном поиске новых путей решения данной проблемы необходимо вооружать выпускников вузов методами сбора, обработки и быстрого применения научных зна-ний в меняющихся социально-экономических условиях.

Для совершенствования духовных и профессиональных качеств в процессе специального обучения в вузе используются различные приемы и способы, влияющие на систему личностного самосовершенствования. Особая роль отводится самообразованию, которое является важнейшим звеном непрерывного образования [4].

Самообразование — это процесс познания, причем оно носит добровольный характер [3]. Для успешных занятий самообразованием одним из основных условий включения в деятельность являются познавательная актива ность и самостоятельность [1]. Личность, занимающаяся самообразованием, сама ставит перед собой познавательные цели, отбирает содержание, формы и методы работы. Роль самостоятельной работы в процессе самообразования огромна. Самостоятельная работа — это напряженная учебная и научно-исследовательская деятельность студента, которая осуществляется под воздействием внешних обстоятельств, педагогической коррекции, внутренних побуждений личности, мо-

тивации ценностных установок и ориентиров.

Вместе с тем, как показывают результаты наших исследований, проведенных на базе Научной библиотеки Мордовского университета имени Н. П. Огарева, значительная часть студентов эпизодически занимаются самообразованием. Так, из 100 проанкетированных студентов около 9 % не представляют систему самообразования вообще; 13 % занимают позицию исполнителя; 73 % не владеют необходимой техникой и методикой работы по самообразованию и лишь 4 % активно занимаются самообразованием. Эти данные свидетельствуют о том, что самообразование, по понятиям студентов, не является продолжением учебной деятельности.

За годы учебы в вузе будущий специалист должен не только приобрести знания, но и научиться работать с книгой, что позволит ему в дальнейшем самосовершенствоваться в избранной профессии. Поэтому в организации самостоятельной работы большое значение имеет самообразовательное чтение, являющееся одним из важнейших компонентов университетского образования.

Из 300 проанкетированных нами студентов инженерных факультетов лишь у 50 человек за один день возникает потребность в книге. За месяц число посещений составило 339, за семестр — 780 [1 ]. Таким образом, можно сделать вывод, что за семестр студент пользуется только 2 — 3 источниками, что крайне неудовлетворительно. Такая ситуация показывает прямую зависимость скорости чтения от потребности поиска научной мысли

© Г. Ю. Любицкая, 1998

[2]. Чтение — процесс творческий и индивидуализированный, оно оказывает разностороннее воздействие на личность, является эффективным средством образования и воспитания, формирования системы ценностных ориен-таций и научного общения [1].

Самообразовательное чтение требует от студента определенного напряжения воли, ума и чувств, необходимых для восприятия информации. Учеными доказано, что норма осмысленного чтения на первом курсе — 350 — 400 слов в минуту, на втором — 400 — 420, на третьем — 420 — 450, на пятом — 450 — 490. Взяв за

основу эти нормативы, мы сделали срез на предмет определения скорости чтения у студентов. По нашим данным, осмысленным чтением (т. е. с полным усвоением научных дефиниций при коэффициенте усвоения знаний 0,7) вла-

деют: на первом курсе — 18 % обследованных, на втором — 22, на третьем — 24, на четвертом — 28, на пятом — 38 %. Коэффициент усвоения текста у обследованных студентов равняется 0,4. Это значит, что они недостаточно полно используют свои возможности при работе с книгой.

Таким образом, опираясь на результаты эксперимента, можно отметить, что, развивая навыки самообразования, необходимо заниматься им систематически. Стремление к самообразованию „... способствует удовлетворению духовных запросов и интересов будущих специалистов, развивает у них творческое отношение к делу и умение понять другого человека, воспитывает внутренний такт и душевную щедрость..." [5, с. 64], что необходимо будущему специалисту и особенно педагогу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высш. шк., 1986. 128 с.

2. Любицкая Г. Ю. Методика и техника чтения студентов инженерных факультетов как составляющий компонент духовной инвестиции // Особенности и тенденции развития инженерного университетского образования: Тез. докл. Всерос. науч.-техн. конф. Саранск, 1997. С. 42.

3. Наумченко И. Л. Самообразование будущего учителя. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1974. 260 с.

4. Наумченко И. Л. Учись, учитель, учиться. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. 39 с.

5. Наумченко И. Л., Присягина 3. Н. Развиваем навыки самообразования в области культуры // Вестн. высш. шк. 1983. № 1. С. 64 — 65.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

МАТЕМАТИКА В ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

С. В. СЫРЦОВА, В. И. ИВЛЕВ, А. Т. ЛЯЛЬКИНА

Естественно-технический лицей при Институте физики и химии МГУ им. Н. П. Огарева — средняя школа, главная задача которой — подготовка школьников к успешному обучению на естественных и технических факультетах вузов с преимущественной ориентацией на последующую работу в научно-исследовательских, про-

ектно-конструкторских и технологических учреждениях и соответствующих подразделениях предприятий [4 ]. Роль математики в системе учебных предметов и ее место в учебном плане лицея определяются тем, что она является языком естественных и технических наук. Язык математики приучает говорящего на нем к строгости, четко-

© С. В. Сырцова, В. И. Ивлев, А. Т. Лялькина, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.