Научная статья на тему 'Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов'

Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / SELF-EDUCATION / PRINCIPLES / WAYS / RESULTS / КәСіБИ құЗЫРЕТТіЛіК / құЗЫРЕТ / өЗДіГіНЕН БіЛіМ АЛУ / ПРИНЦИПТЕРі / әДіСТЕРі / НәТИЖЕЛЕР / АВТОРДЫң ОЙЫНША / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / СПОСОБЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данильченко Г.И.

Автор считает, что процесс подготовки выпускника педагогического вуза во многом можно усовершенствовать за счет развития профессиональной компетентности преподавателей. Подчёркивает, что одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию. Определены принципы,способы и результаты самообразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-education as one of the ways to improve professional skills of teachers

The author supposes that the training process of a pedagogical university graduate can be mostly improved by developing teachers’ professional competence. Emphasizes that one of the indicators of professional competence of a teacher is his will to self-education. Principles, methods and results of self-education are determined.

Текст научной работы на тему «Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

Педагогическая наука и практика

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37:372.8

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Ацдатпа

Автордын, ойынша, педагогикалык, ЖОО трте-гш даярлау Yрдiсiн окытушылардыц кэсiби ^¥зы-ретилтн арттыру аркылы жeтiлдiругe болады. Педагогтын, кэсiби к¥зыреттшк керсеткштершщ 6ipi онын, eздiгiнeн бтм алуы дeйдi. Эздiгiнeн бiлiм алу эдiс-тэсiлдeрi мен нэтижeлeрi бeлгiлeн-ген.

Аннотация

Автор считает, что процесс подготовки выпускника педагогического вуза во многом можно усовершенствовать за счет развития профессиональной компетентности преподавателей. Подчёркивает, что одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию. Определены принципы,способы и результаты самообразования.

Annotation

The author supposes that the training process of a pedagogical university graduate can be mostly improved by developing teachers' professional competence. Emphasizes that one of the indicators of professional competence of a teacher is his will to self-education. Principles, methods and results of self-education are determined.

Интеграция Казахстана в общемировое образовательное пространство, смена парадигмы образования, формирование его новой национальной модели не оставляют без внимания вопросы качества подготовки педагогических кадров, тех, кто будет решать задачу воспитания молодого поколения с ин-

Данильченко Г.И.,

к.п.н., доцент, Костанайский государственный педагогический университет им. У.М. Султангазина, г. Костанай

Нег1зг1 свздер: кэаби цузы-реттыт, ц^зырет, вздтнен б\л\м алу, принциптер1, эд1-стер1, нэтижелер.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция, самообразование, принципы, способы, результаты.

Keywords: professional competence, competence, self-education, principles, ways, results.

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

S ^

и

W

¡г1 S

[-4

о ч

о «

о н w

S

w

S ^

и ©

о

и

о -

S ©

Педагогическая наука и практика

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

новационным типом мышления, с развитом мировоззренческой культурой и поликультурным сознанием. Для реализации этих задач требуется творческий педагог, способный осуществлять инновационные процессы, развитие системы профессионального образования, формирования педагога новой формации.

Все это означает, что процесс подготовки выпускника вуза во многом можно усовершенствовать за счет развития профессиональной компетентности педагогов.

Компетенция представляет собой комплексный интегрированный показатель, характеризующий профессиональный уровень специалиста, совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых ему для осуществления эффективной трудовой деятельности.

Вопросы профессиональной компетентности отражены и в работах казахстанских ученых: формирование профессиональной компетентности специалистов в системе высшего образования (Б.Т. Кенже-беков); формирование профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (Н.Р. Шаметов); организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности рабочих (Д.Г. Мирошин); педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в вузе (М.В. Семенова); формирование профессиональной компетентности студентов в процессе педагогической практики (Ш.К. Жантлеуова); формирование профессионально-технологической компетентности педагога профессионального обучения (В.В. Готтинг); формирование профессиональной компетентности студентов в условиях производственной практики на основе информационных технологий (Ж.Ж. Турсынова); особенности компетентностного самообразования учителя как главного условия его самореализации (А.К.Садыкова).

Одним из показателей профессиональ-

ной компетентности педагога является его способность к самообразованию, осознанию несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремление к росту, самосовершенствованию. Для того, чтобы постоянно быть в курсе педагогических и методических новинок и использовать их в работе со студентами, преподавателю необходимо постоянно повышать уровень профессиональности: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой, то есть заниматься самообразованием.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, инди-видуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

Как отмечал академик Д.С. Лихачев, «учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Есть несколько способов повышения профессиональной компетентности педагога:

• курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные;

• аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;

• самообразование;

• исследовательская деятельность;

• инновационная деятельность;

• активное участие в работе семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;

• использование современных методик, форм, видов, средств обучения, в т.ч. интерактивных;

• распространение опыта, создание собственных публикаций.

В Костанайском государственном педагогическом университете создаются условия для того, чтобы с помощью специализированной информационно-образовательной среды в рамках образовательных программ (курсов) каждый из нас мог решать проблемы саморазвития.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

В личном индикативном плане преподавателя должны отражаться направления самообразования с обязательным предполагаемым списком результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования педагога:

• повышение качества преподавания дисциплины;

• разработанные учебно-методические комплексы преподаваемых дисциплин с учетом современных достижений психолого-педагогических наук;

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, исследования;

• разработка новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

• организация и проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Педагог должен постоянно работать над собой, чтобы быть интересным для студентов, следуя советам Рубакина Н. А: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА §

к

1.Концепция непрерывного педагоги- < ческого образования педагога новой фор- оо мации Республики Казахстан // [ЭР].Режим ^ доступа: adilet.zan.kz. ^

2.Альмухамбетов Б.А. Тенденции разви- § тия системы повышения квалификации пе- Ц дагогических кадров в Казахстане.— Алма- ^ ты: Еылым, 2010. — 290 с. §

3.Рахметова Н., Сандибаева Ж., Калаба- и

м

ева Д. Педагогические условия формиро- ^ вания компетентности будущих педагогов о профессионального образования // Между- о народный журнал прикладных и фундамен- ^ тальных исследований. - 2016. - № 4-5. - С. ^ 987-990. *

4.Садыкова А.К. Компетентностное са- ^ мообразование учителя - главное условие о его самореализации// Вестник «0рлеу^Ъ>, ^ № 2,2014. §

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.