Научная статья на тему 'Самоидентификация личности и некоторые ценностные предпочтения в картине мира жителей Калмыкии'

Самоидентификация личности и некоторые ценностные предпочтения в картине мира жителей Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / КАРТИНА МИРА / КОНЦЕПТЫ / IDENTITY / VALUE / PICTURE OF THE WORLD / CONCEPTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарманджиев Дорджи Адьянович

В статье рассматриваются некоторые ценностные предпочтения жителей Калмыкии. Термин «самоидентификация личности» используется в качестве одной из парадигм ценностной картины мира человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шарманджиев Дорджи Адьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоидентификация личности и некоторые ценностные предпочтения в картине мира жителей Калмыкии»

СОЦИОЛОГИЯ и политология

ББК 60.54

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И НЕКОТОРЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В КАРТИНЕ МИРА ЖИТЕЛЕЙ КАЛМЫКИИ

Д.А. Шарманджиев

В статье рассматриваются некоторые ценностные предпочтения жителей Калмыкии. Термин «самоидентификация личности» используется в качестве одной из парадигм ценностной картины мира человека.

Ключевые слова: идентичность, ценности, картина мира, концепты.

In the article some value preferences of population of the Republic of Kalmykia are considered. The term “self-identification of a person” is used as a paradigm of value picture of the world of the man.

Keywords: identity, value, picture of the world, concepts.

В выявлении ценностной картины мира человека немаловажное значение имеет самоидентификация личности, т.е. значимость имеет не только видение мира, но и определение своего места в этом мире.

В социологии и психологии самоидентификация личности определяется как процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом.

По определению В.А. Ядова, социальная идентификация - это нестрогое обозначение групповых идентификаций личности, т.е. самоопределение индивидов в социально - групповом пространстве относительно многообразных общностей как «своих» и «не своих». В более широком смысле - отношение к этому самоопределению [1].

В июне 2008 г. Центром этносоциальных исследований КИГИ РАН был проведен социологический опрос в рамках проекта «Республика Калмыкия в условиях трансформации российского общества» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям». В семи районах Республики Калмыкия и в г. Элисте было опрошено 700 человек. Одной из целей данного опроса было изучение ценностных ориентаций различных этнических и социальных групп, проживающих на территории Калмыкии, степени и направленности их самоидентификации.

В ходе анкетирования был задан вопрос «Кем Вы себя считаете в первую очередь?» со следующими альтернативами:

1)россиянин,

2) житель Республики Калмыкии,

3) представитель народа,

4) представитель конкретного рода,

5) представитель веры,

6) житель определенной местности.

Наибольшее количество русских жителей

Калмыкии выбрали альтернативу «россиянин»

(17,5%) и лишь 6,2% из них ответили, что считают себя в первую очередь жителями республики. И, напротив, большинство калмыков (31,6%) выбрали ответ «житель республики». Несколько неожиданным явился факт крайне низкой степени этнической идентичности русских респондентов. Всего 1,4% из них считает себя представителями своего народа. Никто из русских не чувствует своей принадлежности к определенной религии. Среди калмыков лишь 6% респондентов признали себя представителями своей веры (табл. 1).

В условиях сложных и противоречивых социально-политических процессов, протекающих в нашей стране, чрезвычайно важно проследить состояние и динамику социокультурных ценностей различных групп населения.

К. Клахкон в работе «Культура и поведение» трактует ценности как «устойчивые во времени обобщенные абстрактные стандарты, определяющие, что является правильным и что должно быть свойственно людям того или иного общества» [2].

С целью изучения фундаментальных жизненных ценностей населения республики в ходе анкетирования был задан вопрос «Что сегодня необходимо, чтобы добиться успеха в жизни?». Респондентам было предложено выбрать из 16 человеческих качеств и понятий-символов не более трех.

В целом, большинство респондентов на первое место поставили такую ценность, как «деньги». На втором месте в иерархии жизненных ценностей опрошенных - «хорошее образование», на третьем - «протекция,связи» (9%). Более всех считают материальную составляющую главной для достижения успеха жители со средним специальным (15%) и высшим (13%) образованием. Вызывает сожаление, что такие качества, как порядочность и интеллигентность, выбрали лишь 1 (!) и 4 респондента соответственно (табл. 2 ).

социология и политология

Таблица 1. Кем Вы себя считаете в первую очередь?

Альтернативы Национальности

калмыки русские казахи даргинцы чеченцы

Россиянином 1 137 122 31 1 0

1% 19,6% 17,5% 4,4% 1% 0%

Жителем Республики Калмыкия 0 221 43 17 0 1

0% 31,6% 6,2% 2,4% 0% 1%

Представителем народа 0 87 10 1 0 0

0% 12,4% 1,4% 1% 0% 0%

Представителем конкретного рода 0 8 0 1 0 0

0% 1,1% 0% 1% 0% 0%

Представителем веры 0 4 0 1 0 0

0% 6% 0% 1% 0% 0%

Жителем определенной местности 0 9 2 1 0 0

0% 1,3% 3% 1% 0% 0%

Таблица 2. Что сегодня необходимо, чтобы добиться успеха в жизни?

Социокультурные ценности Образование респондентов

началь- ное неполное среднее среднее общее среднее специаль- ное незакон- ченное высшее высшее

Деньги 0 13 45 105 32 91 286

0% 1,8% 6,4% 14,9% 4,6% 12,9% 40,7%

Счастливый случай 0 7 6 18 4 21 56

0% 1,0% 9% 2,6% 6% 3,0% 8,0%

Протекция, связи 0 2 4 21 10 25 62

0% 3% 6% 3,0% 1,4% 3,6% 8,8%

Предприимчивость 0 2 4 21 7 21 55

0% 3% 6% 3,0% 1,0% 3,0% 7,8%

Хорошее образование 4 12 15 47 21 45 144

6% 1,7% 2,1% 6,7% 3,0% 6,4% 20,5%

Профессионализм, компетентность 0 1 9 16 7 15 48

0% 1% 1,3% 2,3% 1,0% 2,1% 6,8%

Талант, способности 0 2 3 8 1 2 16

0% 3% 4% 1,1% 1% 3% 2,3%

Интеллигентность 0 0 1 3 0 0 4

0% 0% 1% 4% 0% 0% 6%

Коммуникабель- ность 0 0 3 3 3 4 13

0% 0% 4% 4% 4% 6% 1,8%

Умение рисковать 0 0 1 4 0 2 7

0% 0% 1% 6% 0% 3% 1,0%

Уверенность в своих силах и знаниях 0 1 1 4 0 0 6

0% 1% 1% 6% 0% 0% 9%

Работоспособность 0 0 0 5 0 0 5

0% 0% 0% 7% 0% 0% 7%

Порядочность 0 0 0 1 0 0 1

0% 0% 0% 1% 0% 0% 1%

Всего 4 40 92 256 85 226 703

6% 5,7% 13,1% 36,4% 12,1% 32,1% 100,0%

Если сравнить данные последнего опроса с результатами аналогичного анкетирования проведенного в 2003 г., то можно говорить в целом о совпадении ранжирования респондентами жизненных ценностей. В своеобразном рейтинге жизненных ориентаций в 2003 г. первые три места в такой же последовательности занимали такие ценности, как «деньги», «хорошее образование», «протекция, связи».

Для выявления ценностных предпочтений личности большое значение имеет наличие морального образца или примера, который служил бы для человека определенным ориентиром в жизни. Для большинства респондентов

примером в жизни являются родители (60%). Другие альтернативы: (друг, подруга), (персонаж из литературы), (политик) и др. значительно уступают. Так, например, находящийся на втором месте ответ «друг, подруга» «набрал» 4,7% голосов.

Существенных различий в ответах, связанных с образовательным уровнем респондентов, мы не выявили.

Стоит лишь отметить, что значительное число опрошенных (25%) не имеют никаких образцов или примеров в жизни (табл. 3).

В ходе последнего социологического исследования изучались также некоторые отдельные концепты ценностной картины мира жителей Калмыкии.

Изучение картины мира в виде определенных концептов в российской науке получило распространение лишь в последние годы. В статье И.В. Андреевой «Концепты «свобода», «справедливость», «закон», «родина» в картине мира русских и американцев», опубликованной в

журнале «Вопросы культурологии» (2007 г., № 4), рассматривались несколько наиболее значимых, на взгляд автора, смыслообразующих понятий. Исследователь В.Э. Бойко выделяет подобные концепты в смысложизненную систему ценностей. Об этой системе социолог говорит, что она объединяет ценности человеческой жизни, предопределяющие цели бытия, человеческой сущности, а также ценности свободы, правды, красоты.

В названной статье была приведена методика анкетного опроса, которая частично использовалась в ходе нашего исследования. Одним из вопросов анкеты предполагалось выяснить отношение респондентов к одному из смыс-

лообразующих концептов ценностной картины мира - «свободе». Вопрос был сформулирован следующим образом: «Скажите, что значит для Вас свобода?» Ниже предлагались два вида альтернативных суждения:

1. Свобода - это то, без чего жизнь теряет смысл.

2. Главное - материальное благополучие, а свобода второстепенна.

В случае если респондент не может поддержать ни одно из этих суждений, то он мог высказать свое собственное на третьей свободной графе вопроса.

Большинство из опрошенных выбрали ответ «свобода - это то, без чего жизнь теряет смысл» (57,2 %). В то же время значительное количество респондентов не считают свободу большей ценностью, чем материальное благополучие (31,8 %).

Среди этнических групп наибольшее количество ответивших «свобода - это то, без чего жизнь теряет смысл» наблюдается у

Таблица 3. Кто для Вас является образцом или примером в жизни?

Абсолютное количество %

Родители 418 59,3

Друг, подруга 33 4,7

Литерный персонаж 5 ,7

Политик 18 2,6

Деятель культуры, науки, образовования 9 1,3

Другое 36 5,1

Таких нет 176 25,0

Всего 695 98,6

социология и политология

казахов (69 %). Немногим меньше этот ответ выбрало калмыков (60 %). Среди русских таких оказалось 47 %. Соответственно, в русской этнической группе больше всех респондентов, выбравших ответ «главное - материальное благополучие, а свобода второстепенна» (44 %). У калмыков этот показатель составил 28 %,

казахов - 25 % (табл. 4 ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, результаты социологического опроса показали устойчивость в сознании респондентов наряду с ценностью образования ценностей материального порядка как инструментов для достижения успеха в жизни.

Таблица 4. Скажите, что значит для Вас свобода?

Варианты ответов национальности

калмыки русские казахи

свобода - это то, без чего жизнь теряет смысл 40% 12,2% 5,2%

279 85 36

главное - материальное благополучие, а свобода второстепенна 18,9% 11,3% 1,9%

132 79 13

другое 7,3% 2% 4%

51 14 3

всего 66,6% 25,5% 7,4%

465 178 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. С. 18.

1. Межнациональные и конфессиональные вопро- 2. Ценности и символы национального само-

сы Бурятии в свете общественного мнения / Ц.Б. Бу- сознания в условиях изменяющегося общества. М., даева, Н.Ц. Хантургаева, Д.Ц. Будаева [и др.]. Улан-Удэ: 1994. С. 57.

ББК 60.54

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

(по итогам опроса 2008 г. в Калмыкии)

Л.В. Намруева

В статье на основе данных социологического исследования 2008 г. анализируются малоисследованные проблемы, связанные с определением роли конфессионального фактора в процессе сохранения калмыцкой этничности.

Ключевые слова: буддийская культура, виды социальной идентичности, конфессиональный фактор сохранения калмыцкой этничности.

On the basis of the data of sociological research carried out in 2008 the author analysed problems connected with definition of the role of the religious factor in the process of preservation of the Kalmyk ethnicity.

Keywords: Buddhist culture, kinds of social identity, confessional factor ofpreservation of the Kalmyk ethnicity.

Конфессиональный фактор является важ- действии с народами иных культур и религий,

ным для этнической идентификации российских этнический фактор, безусловно, играет важную

буддистов, особенно для калмыков, территория роль в идентификационном процессе.

расселения которых находится в отдалении от В данной статье анализируются отдельные

традиционных центров буддизма. Для калмы- результаты социологического исследования,

ков, единственного монголоязычного народа проведенного в 2008 году Центром этносоциальна европейской территории, живущего на про- ных исследований Калмыцкого института гума-

тяжении четырех столетий в тесном взаимо- нитарных исследований РАН в рамках проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.