Научная статья на тему 'САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ АВТОРА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАТЕКСТЕ'

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ АВТОРА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАПОТОК / АВТОР / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗ АВТОРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Распопова Светлана Сергеевна, Александрова Алёна Анатольевна

В статье рассматриваются понятия «медиатекста», «автора медиатекста» и факторы формирования его идентичности. Проанализированы основные категории, которые лежат в основе формирования современного образа автора. Определена категория удельного веса автора современного медиатекста. Выделены факторы составления характеристики подходов к самоидентификации автора. На основе теоретических подходов в статье определяются отличия типов автора в современных медиатекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHOR’S SELF-IDENTIFICATION IN MODERN MEDIA TEXTS

The article discusses the concepts of “media text”, “author of a media text” and the factors of the formation of his identity. Analyzed the main categories that underlie the formation of the modern image of the author. The category of the specific weight of the author of a modern media text has been determined. The factors of compiling the characteristics of approaches to the author’s self-identification are highlighted. On the basis of theoretical approaches, the article defines the differences between the types of the author in modern media texts.

Текст научной работы на тему «САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ АВТОРА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАТЕКСТЕ»

УДК 070

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ АВТОРА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАТЕКСТЕ

С. С. Распопова

Московский политехнический университет, Москва

А. А. Александрова

Московский международный университет. Москва

В статье рассматриваются понятия «медиатекста», «автора медиатекста» и факторы формирования его идентичности. Проанализированы основные категории, которые лежат в основе формирования современного образа автора. Определена категория удельного веса автора современного медиатекста. Выделены факторы составления характеристики подходов к самоидентификации автора. На основе теоретических подходов в статье определяются отличия типов автора в современных медиатекстах.

Ключевые слова: текст, медиатекст, медиапоток, автор, идентичность, образ автора.

СМИ, как отмечал Маршал Маклюэн [13. С. 11], все больше «оказывают воздействие не только на аудиторию, но и на журналиста, на глубоком фундаментальном уровне», влияя на поведенческие и ценностные характеристики. Вместе с тем, цифровизация и глобализация ведут к переменам во всех системах массовой коммуникации. Упрощение в создании текстов и обмена сообщениями, легкий доступ к информации приводит к изменению отношений между автором и аудиторией и измененной парадигме определения авторского «Я» в тексте, что сказывается на подходах к самоидентификации автора. Категории «медиатекст» и «автор» основательно исследованы в трудах отечественных и западных исследователей Р. Фаулера [24], М. Монтгомери [22], Т. Ван Дейка [7], М. М. Бахтина [5], Л. Р. Дускаевой [11], Т. В. Шмелевой [21], Я. Н. Засурского [12], Т. Г. Добросклонской [10], С. И. Сметаниной [16], И. В. Рогозиной [15], Т. Ф Шак [20].

Термин «медиатекст» впервые появился в англоязычных трудах 90-х годов ХХ века и получил распространение в связи с его функционированием в сфере массовой информации. Международные исследователи Р. Ф. Фаулер и М. Монтгомери изучали медиатекст с точки зрения социолингвистики, стилистики, теорий дискурса и контент-анализа; определили статус и методы воздействия языка СМИ, типологию медиатекстов. Термин «media texts» фигурирует в работе ученого Н. Фейерклафа [19. С. 116] в контексте анализа печатных СМИ в конце 1980-х. Спустя десять лет Д. Белл дал уже практически современное объяснение термина - «это не просто печатный текст, но и звуковые и визуальные компоненты». Голландский лингвист и исследователь теории текста Т. А. Ван Дейк в своих трудах анализировал явления, ставшие актуальными для современных СМИ. К примеру, популярный сейчас формат сторителлинга уже тогда обсуждался им в категории «повествование истории»; тут же даны прогнозы использования искусственного интеллекта, который применяется сегодня в новых медиа [6. С. 44].

В современных исследованиях медиатекст рассматривают как текст в универсальном, классическом понятии, как особый или уникальный тип текста - отличный от текстов других коммуникативных сфер (научный, художественных и пр.) , как совокупный продукт массовой коммуникации - журналистские тексты, рекламные и PR-тексты, обладающие специфическими свойствами. Г. Я. Солганик назвал медиатекстом «особую разновидность текста, принадлежащую массовой информации, характеризующуюся

особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского «Я», рассчитанную на массовую аудиторию» [17. С. 37].

Современные исследования рассматривая особенности функционирования автора медиатекста, говорят о том, что реальный автор текста и автор-повествователь/рассказчик максимально похожи, но не идентичны. Кроме того, автор может выступать в разных ипостасях: участник события, наблюдатель, активный комментатор, нейтральный повествователь По мнению И. И. Баклановой [3. С. 227], таким образом складывается классификация автор - «повествователь» или «нарратор»; «абстрактный автор» и «конкретный автор».

Список ролей, в которых выступает автор медиатекста, можно продолжить: пропагандист (агитатор), полемист, репортер, летописец, художник, аналитик, исследователь, иронист [3. С. 89]. В современных медиатекстах автор может выступать, кроме того, информатором, наблюдателем, интервьюером, аналитиком и пр.

Исходя из сказанного, отметим, что самоидентификация автора может быть обусловлена типом медиатекста.

Понятие «идентичности» в контексте данной статьи мы использовали для обозначения совокупности установок и ценностей, отражающих некий коллективный эталон и позволяющих индивиду определить свое место в мире и смысл существования через синхронизацию с общественными целями и ценностями. Принятие идентичности задает цель, направление и путь развития. Самоидентификация - процесс выбора и продвижения по избранному пути. Для характеристики подходов к самоиндентификации авторов медиатекста мы выделили следующие основания:

1. Количество авторов текста.

Один автор (индивидуальный) или несколько авторов (коллективный). Хотя в широком смысле автор медиакста всегда носит характер «коллективного» автора, так как он построен на принятых в социуме ценностях и рассчитан на массовую аудиторию. Кроме того, в подтверждение того, что автор медиатекста - «коллективный» автор говорит то, что текст автора всегда включен в гипертекст. По мнению Ю. Д. Артамоновой [1. С. 510-512], медиатексты не всегда содержательно завершены, и внутренние отсылки, цитирование «превращают контент в большое информационное сообщение», в одно из звеньев передачи информации во всем медиапотоке.

2. Параметр «присутствия» автора в медиатексте.

Персонализированный и деперсонализированный контент. Роль профессиональных журналистов на сегодняшний день подверглась изменениям: они все больше не создают, а отбирают и «упаковывают», распространяют информацию, либо занимаются рерайтингом. Ввиду этого объем авторского «Я» в разных текстах существенно отличается. Здесь важно заметить, что по Ролану Барту у текста вообще не может быть конкретного автора, поскольку он, имея прочную связь с культурным контекстом, оказывается сплетенным из многочисленного количества культурных кодов, цитаций, отголосков того, что уже было кем-то создано, написано, пережито [4. С. 24]. Скриптор, который по теории постмодернизма заменяет автора, является, по сути переписчиком, а не творцом. Поэтому работу журналиста в современной конвергентной редакции кардинально отличается от его работы в традиционной редакции.

3. Следование стандартам работы с информацией.

Важные для профессиональной журналистики категории «объективности» и «беспристрастности», которые определяют стилистическую нейтральность и минимализм использования выразительных средств в работе классического автора медиатекста, журналиста, сегодня утрачиваются. Для современных авторов медиатекстов важными становятся рейтинг, наличие персонифицированных блогов и активный контакт с

аудиторией. Маркетологи много говорят о роли личности в формировании бренда, чем больше бренд, тем большая роль в нем отводится личности. Отношения журналиста с медиа Джастин Смит, генеральный директор Bloomberg Меdia, сравнивает с браком: «обе стороны получают преференции и обе подпитывают друг друга» [23. С. 7].

4. Вклад в процесс создания контента.

Авторы, которые создают медиатекст первичный (уникальный) и вторичный. Современное медиапространство характеризуется превалированием вторичного контента. Рерайтеры, как новая категория автора, вносят существенные изменения в подходы к созданию медиатекстов. Традиционные журналистские приоритеты, избегание языковых штампов и клише, стилистическая выверенность и оригинальность, заменяются новыми ориентирами: богатой палитрой синонимов, привлечением «проходных» речевых конструкций. Так, деятельность рерайтера направлена на «уничтожение» личности автора.

Нельзя не упомянуть и о популярной технологии генерации контента путем агрегации. В этом случае роль автора является минимальной. Стремительно растущий массив вторичного контента, преимущественно новостного характера, и его бесконтрольное копирование (как полное, так и фрагментарное) создают совершенно новый тип контента - неавторизованный и безличностный. Он не имеет связи ни с психологическим портретом автора, ни с редакцией или сообществом, исповедующим определенные ценностные и мировоззренческие ориентиры. В то же время аудитория и не нуждается в его принадлежности конкретному лицу. В таких текстах образ автора не только второстепенен, но и обусловлен «манерой потребления новостного контента в сети» [2. С. 151-154].

5. Степень оригинальности контента медиатекста.

Главная определяющая присутствие автора в медиатексте характеристика - это его «удельный вес». Так, в этой категории медиатексты можно разделить на авторские и коллективные. К авторским относятся произведения публицистов, блогеров, видеоблогеров, колумнистов и медиаактивистов, к коллективным - редакционные информационные тексты. В первом случае автор проявляется как реальный человек, во втором - выражается сквозь «теневое присутствие», безлично.

Автор публицистического текста - известный авторитетный человек, который оценивает действительность с позиции собственных установок и убеждений. Это выражается не только в особенностях индивидуального стиля и личностном мировосприятии текущих событий, но и приведении фактов личной биографии. Публицист пишет о реальных людях и конкретных жизненных обстоятельствах. Так, например, публицист Дмитрий Быков всегда работает с особой формой, поэтическим фельетоном, освещает темы политики, власти и их взаимодействия со СМИ, ярко выражая свою гражданскую позицию. Кроме того, дополняет тексты карикатурами - публицистический текст Быкова напоминает точную аргументированную декларацию борьбы за свободу. Автор всегда обращается к читателю, использует весь спектр выразительных средств и повторы, вынося свои же цитаты в подзаголовки.

В блогах автор - человек с реальной биографией, персонифицированными историями и фактами из личной жизни. Тут текст всегда лично окрашен - это порождает особый статус анализа и репрезентации (от частного к общественному). Автор блога лично принимает участие в производстве контента, имеет четкую авторскую позицию и авторский стиль, нетривиальный (особый) подход к созданию медиатекста и активно взаимодействует с аудиторией. Например, популярный автор Виктор Шендерович в своем блоге на платформе Фейсбук выражает свое мнение в особой манере. Чаще всего его онлайн-заметки представляют собой ассоциативную цепочку сатирических рассуждений. Он создает контрастные переходы, эмоциональные переходы (использование личных

местоимений и упоминание собственного «бэкграунда»), резкий, неожиданный финал, обсценную лексику, элементы комического.

В социальных сетях автор проявляется на текстовом уровне, в видеоблогах - выражен максимально. Здесь работают не только особенности индивидуального стиля, но и мимика, жесты, имидж, поведение, интонация и т. п. Видеоблогер даже в условиях коллективного производства контента становится официальным лицом интернет-шоу, представляя его в рекламных кампаниях и пр. Например, автор и создатель интернет-шоу Юрий Дудь стал не только непосредственно нарратором, но и единственным «лицом» передачи. Его манера поведения, стиль общения, тематика интервью, стилистика, более свободный от цензуры канал распространения программы, большее продвижение программы в социальных сетях, а также создание собственного бренда путем яркого образа и активности в интернете - все это делают персону ведущего основополагающей в авторской программе «вДудь».

Авторы-медиаактивисты составляют категорию авторских блогов в Telegram. Медиаактивисты используют Интернет для реализации личностных интенций и установок, демонстрируя отношение к актуальным событиям, их оценку, составляя прогноз, формулируя задачи и проблемы в форме сжатого анализа. Особенным для авторов-медиаактивистов является возможность выражать личную позицию или мнение без угрозы давления со стороны административных или уголовных мер наказания со стороны властных структур. Современные политические Telegram-каналы в корне отличаются от традиционных СМИ, а их авторы создают совершенно новый принцип формирования повестки дня. Для примера обратимся к Телеграм-каналу «Незыгарь». Его прямой автор до сих пор неизвестен. В месяц, по статистике, он публикует около тысячи постов, в которых превалирует оригинальный авторский контент. Остальная часть - репосты сообщений из каналов с похожей авторской позицией. Медиаактивист соблюдает личный график публикаций. Так, наименьшее количество постов публикуется по субботам. В будни «Незыгарь» коротко, в свойственной ему манере, комментирует все громкие события дня во временном промежутке с 10.00 утра до 03.00 ночи.

«Незыгарь» дает широкую информационную картину мира, публикует новости и аналитику. По словам самого автора, он создает повестку дня и насыщает, но не играет роль модератора. Позиция автора и индивидуальность выражаются, в первую очередь, в названии «Незыгарь». Коллектив анонимных авторов идентифицирует себя как одного человека, проводя параллель с Михаилом Зыгарем и его книгой «Вся кремлевская рать», намекая о причастности автора к кремлевским кулуарам.

В текстах колумнистов авторское «я» выражено особенно ярко. Оно проявляется либо в своеобразии осмысления автором интересующих его и аудиторию аспектов действительности. Автор колонки свободен в выборе как общего тематического направления публикаций, так и конкретных тем для каждой из них (при условии, что редакция СМИ признает предложенную тематику и способ ее разработки обладающими ценностью для целевой аудитории). Например, автор «Московского Комсомольца» Александр Мельман в своих текстах выступает в роли некого ментора для читателей, который в свойственном ему стиле доносит свои идеи и идентифицирует себя через авторский стиль письма.

Автор журналистского текста обычно обладает характеристиками профессионального имиджа (специально конструируемого образа, созданного в соответствии с его социальной миссией). Образ автора и его позиция определяются, прежде всего, общественно-значимыми критериями и нормами морали, редактируются законодательством страны, провоцируются ожиданиями аудитории СМИ и пр.

6. Авторская идентичность в контексте жанра.

В публицистике автор является величиной переменной. В заметке, хронике автор обычно обобщен, безлик, объективирован, не выражается через индивидуальные языковые сигналы. Тут активно используются шаблоны, клише, где автор выражает стандартизированную общественную точку зрения. В репортаже и интервью автор становится действующим лицом, комментируя события с пространственно-временной и психологической точек зрения или выступая создателем материала, включающего речь его собеседника. Интервью может быть лишено авторской речи, но оценка проблемы и героя будут прослеживаться в любом случае, поскольку интервьюеру принадлежит выбор темы, проблемы разговора, композиционное и языковое воплощение авторского «Я».

В статье, корреспонденции, рецензии факты комментируются, анализируются, сопоставляются. Функции автора здесь близки к функциям автора в научном тексте -многообразие фактов должно цементироваться единой обоснованной точкой зрения, решающую роль приобретает один из компонентов образа автора - «точка зрения автора». Но если в научном тексте основным является логическое начало, то журналист прибегает к эмоционально-экспрессивным средствам языка для комментирования фактов, обнаруживая не только объективно-логическую, но и эмоциональную оценку явления. Более сложны формы и функции автора в художественно-публицистических жанрах - очерке, фельетоне, памфлете, которым свойственны образность, возможность использования разнообразных изобразительно-выразительных средств. В очерке «я» автора, его оценка героев и событий являются источником обобщений, образного осмысления фактов. В этом очерк близок к художественному произведению. В то же время очеркист обязан сохранить конкретность и подлинность событий и характеров в своем описании. Фантазия писателя ограничена лишь логикой жизни -публицист не может выходить за рамки конкретной человеческой судьбы, социальной ситуации.

Очерковые материалы нередко представляют автора как одного из главных героев публикации с его раздумьями над поступками, судьбой документальных персонажей и т. п. В фельетоне, памфлете публицистическая идея автора камуфлируется иносказанием, сопоставлением различных точек зрения и проявляется через посредство «построения специфических повествовательных структур, создающих «подтекст».

Однако вне зависимости от форм авторской активности, определяемых жанром, автор всегдапредстаетвтекстекаксмыслообразующаякатегория, определяющаявзаимодействие элементов текста на различных его уровнях, включая лингвостилистический.

7. Взаимодействие автора с аудиторией.

На сегодняшний день уже индивидуально-эмоциональная общность, а некое непринужденное речевое общение, которое характеризует, в первую очередь, автора. «Автор может быть представлен в двух образах: человека социального и человека частного. В современных медиатекстах автор - частное лицо» [14. С. 105].

По мнению Г. Я. Солганика, автор современного мультимедийного текста имеет ряд специфичных признаков: «открытость речи, многообразие проявления авторского Я, рассчитанного на массовую аудиторию». Сегодня автор стремится быть ближе к читателю, понятнее ему и соответствовать его потребностям. Это выражается в проявлении автором своей точки зрения, позиции по отношению к происходящим явлениям и событиям [18. С. 17-19].

Основными характерными проявлениями частного характера авторства становятся особенности его речи: письменной разговорной, обладающей характеристикой устной речи. Эта речь когда-то возникла в Интернете - там, где существуют блоги, форумы, чаты, мессенджеры и пр. Несмотря на отсутствие профессионализма, речь таких авторов влияет на речь профессиональных журналистов. Кроме того, автор мультимедийного

текста часто использует язык, подходящий адресанту, нарушая идентичность своей языковой личности.

Следующей особенностью современного автора медиатекста является личностно-ориентированное общение - устранение любых границ между журналистами и читателями. Так проще наладить прочные межличностные связи в коммуникации и выстроить доверительное общение с аудиторией. Так, современные СМИ могут выбирать использование специальной или разговорной лексики как основу своих медиатекстов -для нахождения контакта с читателями.

Автор медиатекста в первую очередь социален. Эта категория выражается в выступлении не от своего имени, а в выражении коллективной позиции. При этом «удельный вес» авторского начала в разного типа текстах СМИ значительно отличается. С одной стороны наблюдается минимальное присутствие автора в тексте - журналистские тексты. Максимально автор выражается в публицистике, блогерстве и колумнистике. Как было упомянуто выше, типология авторов медиатекста может складываться в зависимости от самых разнообразных признаков, что определяет самоидентификацию автора в медиатексте.

Список литературы

1. Артамонова, Ю. Д. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Ю. Д. Артамонова, В. Г. Кузнецов; Под ред. М. Н. Володиной. - М. : Академическиий Проект; Альма Матер, 2008. - 760 с. - Текст : непосредственный.

2. Афанасьева, Е. А. Роль автора в создании медиаконтента: трансформация профессиональных практик / Е. А. Афанасьева (Горская). - Текст : непосредственный // Журналистский ежегодник. - 2015. - № 4. - С. 151-154.

3. Бакланова, И. И. Образ автора и образ адресата нехудожественного текста / И. И. Бакланова. - М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014. -431 с. - Текст : непосредственный.

4. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт; пер. с фр. - М. : Прогресс, 1989. - 616 с. - Текст : непосредственный.

5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - М. : Искусство, 1979. - 423 с. - Текст : непосредственный.

6. Белл, Д. Информационная культура: Учебник для студентов / Д. Белл. - М., 1996. -174 с. - Текст : непосредственный.

7. Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. Ван Дейк. - М. : Прогресс, 1989. - 310 с. - Текст : непосредственный.

8. Ван Дейк, Т. А. Вопросы прагматики текста / Т. Ван Дейк. - Текст : непосредственный // Новое в зарубежной лингвистике: лингвистическая прагматика / Под ред. Е. В. Падучевой. - Вып. XVI. - 500 с.

9. Вомперский, В. П. О стиле очерка / В. П. Вомперский. - Текст : непосредственный // Стилистика газетных жанров. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - 228 с.

10. Добросклонская, Т. Г. Теория и методы медиалингвистики / Т. Г. Добросклонская. -М., 2000. - 368 с. - Текст : непосредственный.

11. Дускаева, Л. Р. Стилистика русского языка / Л. Р. Дускаева. - М. : Флинта : наука, 2008. - 241 с. - Текст : непосредственный.

12. Засурский, Я. Н. К мобильному обществу. Утопии и реальность / Я. Н. Засурский. -М. : Изд-во МГУ, 2009. - 304 с. - Текст : непосредственный.

13. Маклюэн, М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн. -М. : Кучково поле, 2003. - 464 с. - Текст : непосредственный.

14. Распопова, С. С. Автор как реальный человек и образ автора в медиатексте / С. С. Распопова. - Текст : непосредственный // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - Т. 4. - № 2. - С. 149-158.

15. Рогозина, И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект / И. В. Рогозина. - М., 2003. - 429 с. - Текст : непосредственный.

16. Сметанина, С. И. Медиа-текст в системе культуры / С. И. Сметанина. - СПб., Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 176 с. - Текст : непосредственный.

17. Солганик, Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста / Г. Я. Солганик. - Текст : непосредственный // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -2001. - № 3. - С. 74-83.

18. Солганик, Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» / Г. Я. Солганик. -Текст : непосредственный // Вестник МГУ, Сер. 10. Журналистика. - 2005. - № 2. -С. 7-15.

19. Фейерклаф, Н. Язык и культура / Н. Фейерклаф. - Лондон : Лонгман, 1989. -248 с. - Текст : непосредственный.

20. Шак, Т. Ф. Сонатность как принцип построения композиции в медиатексте / Т. Ф. Шак. - Текст : непосредственный // Вестник адыгейского университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2010. - Вып. 1. - С. 217-222.

21. Шмелева, Т. В. Современные медиатексты в лингвостилистическом аспекте / Т. В. Шмелева. - СПб., 2021. - 120 с. - Текст : непосредственный.

22. Montgomery, M. Introduction to Language and Society. - London : Oxford University Press, 1992. - 304 c. - Текст : непосредственный.

23. Piller, F. A Typology of Customer Co-creation in the Innovational / F. Piller, C. Ihl, A. Vossen. - Текст : электронный // New Forms Of Collaborative Production and Innovation on the Internet. - Goltiggen : Universitata'tsvetlag, 2011. - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=1732127 (дата обращения: 21.10.2021).

24. Fowler, R. Language in the News; Idem. Language and Power / R. Fowler. - London : Longman, 1989. - 272 p. - Текст : непосредственный

AUTHOR'S SELF-IDENTIFICATION IN MODERN MEDIA TEXTS

S. S. Raspopova,

Moscow Polytechnic University, Moscow, ccpmiass@mail.ru

A. A. Aleksandrova

Moscow International University, Moscow, aalexxandrova@yandex.ru

The article discusses the concepts of "media text", "author of a media text" and the factors of the formation of his identity. Analyzed the main categories that underlie the formation of the modern image of the author. The category of the specific weight of the author of a modern media text has been determined. The factors of compiling the characteristics of approaches to the author's self-identification are highlighted. On the basis of theoretical approaches, the article defines the differences between the types of the author in modern media texts.

Key words: text, media text, media stream, author, identity, author's image.

References

1. Artamonova, Yu. D. and Kuznetsov, V. G. (2008). Yazyik sredstv massovoi informatsii: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Language of the Mass Media: Textbook for Universities], ed. by M. N. Volodina, Moscow, Academic Project; Alma Mater, 760 p. (In Russ.).

2. Afanasyeva, E. A. (2015). Rol avtora v sozdanii mediakontenta: transformatsiya professionalnyih praktik [The role of the author in the creation of media content: transformation of professional practices]. Zhurnalistskiy ezhegodnik [Journalistic yearbook], 4, pp. 151-154. (In Russ.).

3. Baklanova, I. I. (2014). Obraz avtora i obraz adresata nehudozhestvennogo teksta [The image of the author and the image of the addressee of a non-fiction text]. Moscow, State Institute of the Russian Language named after A. S. Pushkin, 431 p. (In Russ.).

4. Bart, R. (1989). Izbrannyie rabotyi: Semiotika. Poetika [Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow, Progress, 616 p. (In Russ.).

5. Bakhtin, M. M. (1979). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity], comp. S. G. Bocharov, note. S. S. Averintsev and S. G. Bocharov, Moscow, Art, 423 p. (In Russ.).

6. Bell, D. (1996). Informatsionnaya kultura: Uchebnik dlya studentov [Information culture: Textbook for students]. Moscow, 174 p. (In Russ.).

7. Van Dijk, T. A. (1989). Yazyik. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Moscow, Progress, 310 p. (In Russ.).

8. Van Dijk, T. A. (1985). Voprosyi pragmatiki teksta [Questions of the pragmatics of the text]. Novoe v zarubezhnoy lingvistike: lingvisticheskaya pragmatika [New in foreign linguistics: linguistic pragmatics], ed. by E. V. Paducheva, Moscow, Issue XVI, 500 p. (In Russ.).

9. Vompersky, V. P. (1981). O stile ocherka [On the style of the sketch]. Stilistika gazetnyih zhanrov [Stylistics of newspaper genres]. Moscow, 228 p. (In Russ.).

10. Dobrosklonskaya, T. G. (2000). Teoriya i metodyi medialingvistiki [Theory and methods of media linguistics]. Moscow, 368 p. (In Russ.).

11. Duskaeva, L. R. (2008). Stilistika russkogoyazyika [Stylistics of the Russian language]. Moscow, Flinta : nauka, 241 p. (In Russ.).

12. Zasursky, Ya. N. (2009). K mobilnomu obschestvu. Utopii i realnost [Towards a mobile society. Utopias and reality]. Moscow, Publishing house of Moscow State University, 304 p. (In Russ.).

13. McLuhan, M. (2003). Ponimanie media. Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding media. External extensions of a person]. Moscow, Kuchkovo field, 464 p. (In Russ.).

14. Raspopova, S. S. (2015). Avtor kak realnyiy chelovek i obraz avtora v mediatekste [The author as a real person and the image of the author in the media text]. Voprosyi teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice of journalism], 2, Vol. 4, pp. 149-158. (In Russ.).

15. Rogozina, I. V. (2003). Media-kartina mira: kognitivno-semioticheskiy aspekt [Media-picture of the world: cognitive-semiotic aspect]. Moscow, 429 p. (In Russ.).

16. Smetanina, S. I. (2002). Media-tekst v sisteme kulturyi [Media-text in the system of culture]. SPb., 176 p. (In Russ.).

17. Solganik, G. Ya. (2001). Avtor kak stileobrazuyuschaya kategoriya publitsisticheskogo teksta [The author as a style-forming category of journalistic text]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika [Bulletin of Moscow university. Ser. 10. Journalism], 3, pp. 74-83. (In Russ.).

18. Solganik, G. Ya. (2005). K opredeleniyu ponyatiy «tekst» i «mediatekst» [To the definition of the concepts "text" and "media text"]. Vestnik MGU, Ser. 10. Zhurnalistika [Bulletin of MGU, Ser. 10. Journalism], 2, pp. 7-15. (In Russ.).

19. Feyerklaf, N. (1989). Yazyik i kultura [Language and culture]. London, Longman, 248 p. (In Russ.).

20. Shak, T. F. (2010). Sonatnost kak printsip postroeniya kompozitsii v mediatekste [Sonata as a principle of composition in media text]. Vestnik adyigeyskogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Adyghe University. Series 2: Philology and art history], 1, pp. 217-222. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Shmeleva, T. V. (2021). Sovremennyie mediatekstyi v lingvostilisticheskom aspekte [Modern media texts in the linguistic and stylistic aspect]. SPb., 120 p. (In Russ.).

22. Montgomery, M. (1992). Introduction to Language and Society. London, Oxford University Press, 304 p. (In Russ.).

23. Piller, F., Ihl C., Vossen A. (2011). A Typology of Customer Co-creation in the Innovational. New Forms Of Collaborative Production and Innovation on the Internet. Goltiggen, Universitata'tsvetlag, available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=1732127, accessed 21.10.2021.

24. Fowler, R. (1989). Language in the News; Idem. Language and Power. London, Longman, 272 p.

Распопова Светлана Сергеевна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций имени М. Ф. Ненашева, Московский политехнический университет.

ccpmiass@mail.ru

Александрова Алёна Анатольевна - магистр, преподаватель кафедры журналистики, Московский международный университет.

aalexxandrova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.