Хроника
хроника
«самого главного глазами не увидишь. зорко одно лишь сердце»
(к дню рождения профессора Е.А. Петровой)
Евгения Андреевна Петрова на сегодняшний день одна из тех, кого можно с полным правом назвать наследницей лучших традиций филологического факультета, воспринятых ею от тех, кто создал, заложил основы филологической школы в Саратове. Талантливая ученица А.П. Скафтымова, Е.А. Покусаева, Ю.Г. Оксмана, М.Н. Бобровой, она - после окончания аспирантуры в МГУ и защиты кандидатской диссертации - в 1982 г. защитила докторскую диссертацию. Ею опубликовано около двухсот научных и учебно-методических работ, в том числе центральные главы учебника зарубежной литературы XIX в. Широкая эрудиция и глубокие знания отличают монографии и научные статьи Е.А. Петровой, в которых осмыслен, проанализирован значительный материал, связанный не только с французской литературой, но и французской историей. Ей принадлежат двухтомное издание, посвященное «Театру Революции» Р. Роллана, монография о Бальзаке, статьи о французских писателях ХХ в.
Как ученый Е.А. Петрова сформировалась в 50-60-е гг. ХХ в. На ее время пришлись и «оттепель», и идеологические споры о литературе сторонников и противников «реализма», и «новая волна» литературы зарубежья и «новая критика» 1960-х гг. И, наверное, неслучайно, что именно в начале 70-80-х гг.
Е.А. Петрова начинает писать о «Театре Революции» Роллана - цикле пьес противоречивых, бунтарских, раскрывающих трагедию революционного романтизма во Франции. Стремление к истине и идеализм при всем драматическом характере их взаимоотношений - черты близкие, понятные не только деятелям Великой французской революции и их «биографу» Роллану, но и самой Е.А. Петровой.
Сейчас стало принятым «отречение» от всех позиций литературоведения 50-80-х гг. В погоне за «новым мышлением» разрушается все, что, собственно, способствовало рождению так называемой новой мысли. Е.А. Петрова ничего не прокламирует, но сохраняет верность «школе», всему лучшему, что было создано филологической наукой, ее учителями.
Важным этапом в жизни Е.А. Петровой стал период, когда она в 1985 г. приняла на себя нелегкий труд заведования кафедрой зарубежных литератур и классической филологии и находилась на этом посту вплоть до 2001 г. Е.А. Петрова сделала все, чтобы кафедра стала одной из ведущих на факультете. Ей удалось создать коллектив преподавателей высокой квалификации. На кафедре разработаны и читаются общие и специальные курсы по самым разным проблемам зарубежной литературы, начиная от античности и вплоть до современности.
Е.А. Петрова очень требовательна к себе, к своим работам. Она пишет, не заботясь о том, чтобы совпасть со «всеобщим энтузиазмом» в погоне за обязательной новацией. Ею руководят верность собственному строю мысли и ответственность перед автором, которому посвящена статья. Четкость, логика изложения, строгая аргументированность - вот качества, отличающие все, что написано Е.А. Петровой. Как много лет назад, так и теперь она сохраняет верность классике, классической культуре, литературе, а в сегодняшней жизни больше всего ценит способность к творчеству и моральность, нравственность поступка.
Е.А. Петрова не только талантливый ученый, но и прекрасный педагог, готовый самую блестящую свою идею подарить прежде всего ученику, студенту, побудив его, таким образом, к творчеству. Она с увлечением читает
Приложения
81
лекции по зарубежной литературе Х1Х-ХХ вв., пытаясь передать аудитории максимум собственных знаний о предмете. В эти минуты, при взгляде на Е.А. Петрову, вообще не приходит в голову говорить о возрасте, настолько азартно, по-молодому звонко звучит ее голос, так заразительны произносимые ею слова, оценки.
Безусловно, Е.А. Петрова - человек, которого отличают не только глубокие знания, но и удивительное чувство такта, деликатность и... ранимость. Впрочем,
подобные черты всегда отличали представителей русской интеллигенции. Рядом с такими людьми нельзя совершать дурных поступков, напротив, нужно становиться лучше. Иначе и быть не может, не должно, ведь в таких людях, как Е.А. Петрова, заключено все лучшее, что оставили, завещали нам основатели нашего филологического факультета.
Н.М. Пьянова
82
Приложение