Научная статья на тему '«Самочувствие-активность-настроение» студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию'

«Самочувствие-активность-настроение» студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВУЗ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / САМОЧУВСТВИЕ / АКТИВНОСТЬ / НАСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабачкова А.В.

Установлено, что психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию в течение учебного семестра соответствует благоприятному. Результаты опросника САН по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение» на всех этапах измерения до и после занятий (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября) превышают 4 балла. При этом статистически значимый прирост (р≤0,05) отмечен по показателям «Самочувствие» и «Активность» к концу семестра на 1 и 1,1 балла, соответственно. «Настроение» после занятий по физической культурена всех этапах измерения статистически значимо улучшается (р≤0,05) на 0,4-0,5-0,6-1,1 балла (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября соответственно). При субъективной оценке своего настроения после занятий физической культурой по пятибалльной шкале студенты-первокурсники характеризуют его как отличное и хорошее (5 и 4 балла соответственно), только 24 % (108/467) отметили уровень усталости выше среднего, а 2 % (9/467) снижение работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабачкова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Самочувствие-активность-настроение» студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию»

«САМОЧУВСТВИЕ-АКТИВНОСТЬ-НАСТРОЕНИЕ» СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 20.03.2015 г.

Кандидат биологических наук А.В. Кабачкова1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

"WELLBEING - ACTIVITY - MOOD" OF FIRST-YEAR STUDENTS WHEN ATTENDING PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Ph.D. A.V. Kabachkova1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: kapil@yandex.ru

Аннотация

Установлено, что психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию в течение учебного семестра соответствует благоприятному. Результаты опросника САН по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение» на всех этапах измерения до и после занятий (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября) превышают 4 балла. При этом статистически значимый прирост (р<0,05) отмечен по показателям «Самочувствие» и «Активность» к концу семестра на 1 и 1,1 балла, соответственно. «Настроение» после занятий по физической культурена всех этапах измерения статистически значимо улучшается (р<0,05) на 0,4-0,5-0,6-1,1 балла (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября соответственно). При субъективной оценке своего настроения после занятий физической культурой по пятибалльной шкале студенты-первокурсники характеризуют его как отличное и хорошее (5 и 4 балла соответственно), только 24 % (108/467) отметили уровень усталости выше среднего, а 2 % (9/467) - снижение работоспособности.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, вуз, психоэмоциональное состояние, самочувствие, активность, настроение.

Annotation

The psychoemotional state (wellbeing, activity, mood) of first-year students when attending physical education classes during the session was proved to be good. The results of the WAM questionnaire according to the wellbeing, activity and mood scales in all phases of measurement before and after classes (during the first week of classes, at the end of September, at the end of October and at the end of November) exceed 4 points. At the same time, a statistically significant increase (p < 0.05) by 1 and 1.1 points in terms of wellbeing and activity at the end of semester was noted respectively. After physical education classes in all phases of measurement mood improved significantly (p < 0.05) by 0,40,5-0,6-1,1 points (during the first week of classes at the end of September, at the end of October, at the end of November, respectively). Regarding the subjective assessment first-year students describe their mood after physical education classes as excellent and good on the five-grade scale (5 and 4 points respectively), only 24% (108/467) mentioned fatigue on the above average level and 2% (9/467 ) - performance decrement.

Keywords: physical culture, physical education, university, psychoemotional state, wellbeing, activity, mood.

Введение. Правильно организованный процесс физического воспитания студентов - общепризнанный и неоспоримый способ укрепления здоровья [3, 8 и др.]. Регулярные занятия физическими упражнениями адаптируют отдельные системы и организм в целом к возрастающим физическим нагрузкам и оптимизируют функциональное состояние [1, 7, 8]. Помимо этого физическая культура является еще и действенным профилактическим средством по отношению к различным негативным явлениям, таким, как психическая напряженность, стресс, состояние тревоги [4, 10 и др.]. Это обеспечивает целенаправленное становление системы адаптационных способностей организма, психических процессов и их оптимальное протекание (интеллектуальное, эмоциональное, чувственное и сенсорное). В связи с этим особого внимания заслуживают студенты-первокурсники [5, 2, 9]. Большая часть из них испытывает влияние различных стрессорных факторов (например, изменение условий жиз-

ни, пересмотр собственных привычек, изменение рабочих часов или условий, перемена места жительства и пр.) [7]. На фоне постоянно возрастающей интенсификации учебного процесса, значительных умственно-эмоциональных нагрузок при ограниченном двигательном режиме это способствует нервно-психической дезадаптации.

Цель исследования - изучить особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение) студентов-первокурсников, посещающих занятия по физическому воспитанию в течение осеннего семестра 2014/2015 учебного года.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты-первокурсники (п=467, 17-18 лет, юноши) гуманитарных, физико-технических и математических факультетов Томского государственного университета. По состоянию здоровья все опрошенные юноши входили в основную медицинскую группу и посещали занятия физи-

(U

V-□

U

га у

г.

ч—

. О 0J

га

V-

■ -О С

га

^

О (U ■С

Н

ческой культурой 2 раза в неделю. Действие стрессовых факторов, обусловленных сдачей зачетов и экзаменов, исключалось.

Для исследования особенностей психоэмоционального состояния студентов-первокурсников был использован опросник САН (самочувствие, активность, настроение) - разновидность опросников состояний и настроений [6]. Данная методика нашла широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей. Респондентам было предложено заполнить опросник перед занятием по физической культуре и сразу по его окончании (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября).

Статистическая обработка данных была проведена с помощью программы STATISTICA 8.0 и включала расчет описательных выборочных параметров, проверку на нормальность распределения данных (Shapiro-Wilk's test) и сравнительный анализ зависимых (t-test for dependent samples, Wilcoxon matched pairs test). За статистически значимое различие принимали p<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. К занятиям физической культурой в Томском государственном университете ежегодно приступают более 3,5 тыс. студентов 1-3-х курсов (из них около 0,1% не посещают занятий по различным причинам). Перед началом учебно-тренировочных занятий происходит распределение студентов по группам здоровья - основной и специальной медицинским группам, а с 2010 г. существует и группа лечебной физической культуры. В 2014/2015 учебном году 70 % студентов были отнесены к основной медицинской группе.

Процесс физического воспитания в основной медицинской группе осуществляется на основе традиционного подхода (общая физическая подготовка) и с использованием технологий личностно ориентированного содержания избранных видов физкультурно-спортивной деятельности (аэробика, баскетбол, бодибилдинг, волейбол, карате, лыжные гонки, плавание, футбол, фитнес, шахматы). Преимущества использования педагогических технологий личностно ориентированной направленности в процессе физического воспитания студентов убедительно показаны в работах В.Г. Шилько (2004-2014). В 2014/2015 учебном году 20 % студентов, отнесенных к основной медицинской группе, посещают занятия по общей физической подготовке, большинство распределены по группам избранных видов физкультурно-спортивной деятельности.

По результатам опроса было выявлено, что примерно 66 % (308/467) студентов проживают в общежитии, 17 % (79/467) снимают квартиры, 17 % (80/467) живут вместе с родителями. Таким образом, иногородние студенты составили 83 % (387/467) от общей выборки. До поступления в университет занимались спортом 82 % (383/467) юношей. Среди них у 32 % (122/383) имеется юношеский спортивный разряд. Таким образом, в нашей выборке доля юношей, не имеющих спортивного разряда, составила 74 % (345/467). Около 95 % (442/467) отметили, что физическая нагрузка помогает им справиться со стрессом.

К основным составляющим функционального психоэмоционального состояния относят самочувствие, активность и настроение. Самочувствие - это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей, чувств и пр. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/ хорошее самочувствие, бодрость / недомогание), а также может быть локализовано по отношению к определенным

формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела). При субъективной оценке уровня общей усталости после занятий физической культурой только 24 % (108/467) по пятибалльной шкале отметили уровень выше среднего. Результаты опросника САН по шкале «Самочувствие» на всех этапах измерения до и после занятий (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября) превышают 4 балла, что свидетельствует о благоприятном состоянии студентов-первокурсников (см. таблицу). Стоит отметить, что практически на протяжении всего учебного семестра в среднем самочувствие оценивается на 5,0-5,5 балла. Это свидетельствует о нормальном психоэмоциональном состоянии. К концу семестра самочувствие снижается, но не выходит за пределы 4,0 балла. Однако занятие физической культурой оказывает значимое влияние на этот показатель и отмечается его прирост на 1 балл.

Активность - это всеобщая характеристика живых существ и строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма. При субъективной оценке уровня работоспособности после занятий физической культурой по пятибалльной шкале только 2 % (9/467) отметили снижение работоспособности. Результаты опросника САН по шкале «Активность» на всех этапах измерения до и после занятий (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября) аналогично «Самочувствию» превышают 4 балла, что свидетельствует о благоприятном состоянии студентов-первокурсников (см. таблицу). К концу семестра показатель «Активность» снижается, но не выходит за пределы 4,0 балла. Однако занятие физической культурой оказывает значимое влияние на этот показатель и отмечается его прирост на 1,3 балла.

Настроение является сравнительно продолжительным, устойчивым состоянием человека. Оно может быть представлено как эмоциональный фон (приподнятое или подавленное) или четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение, будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера. Настроение всегда направлено на тот или иной объект. При субъективной оценке своего настроения после занятий физической культурой по пятибалльной шкале студенты-первокурсники

Самочувствие, активность, настроение студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию в течение осеннего семестра по данным опросника САН, Me (Q25; Q75)

Этап измерения Физическая культура

перед занятием после занятия

Самочувствие

Первая неделя занятий 5,8 (5,2; 6,4) 5,7 (5,2; 6,1)

В конце сентября 5,5 (4,9; 5,8) 5,5 (5,0; 5,9)

В конце октября 5,6 (5,1; 6,0) 5,6 (4,5; 6,0)

В конце ноября 4,6 (4,3; 5,4) 5,6 (4,9; 6,0)*

Активность

Первая неделя занятий 5,5 (4,5; 5,9) 5,5 (5,2; 6,2)

В конце сентября 4,9 (4,5; 5,7) 4,9 (4,4; 6,1)

В конце октября 4,8 (4,7; 5,4) 5,2 (4,3; 5,7)

В конце ноября 4,1 (4,0; 5,5) 5,4 (4,2; 6,1)*

Настроение

Первая неделя занятий 5,9 (5,4; 6,3) 6,3 (5,8; 6,8)*

В конце сентября 5,6 (4,6; 6,1) 6,1 (5,3; 6,5)*

В конце октября 5,5 (5,0; 6,1) 6,1 (5,1; 6,6)*

В конце ноября 5,0 (4,5; 5,2) 6,1 (4,9; 6,3)*

Примечание. * - статистически значимое различие между показателями до и после занятия по физической культуре (р<0,05).

30

http://www.teoriya.ru

№ 7 • 2015 Июль | July

характеризуют его как отличное и хорошее (5 и 4 балла соответственно). «Настроение» на всех этапах измерения статистически значимо увеличивается (р<0,05) на 0,4-0,5-0,6-1,1 балла (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября соответственно) после занятий по физической культуре. Аналогично предыдущим показателям оценки «Настроение» превышают 4 балла, что свидетельствует о хорошем состоянии студентов-первокурсников (см. таблицу). К концу семестра показатель незначительно снижается, но в среднем не выходит за пределы 5,0 балла.

Вывод. Занятия физической культурой положительно влияют на психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) студентов-первокурсников в течение учебного семестра. По данным опросника САН, отдельные значения показателей и их соотношение соответствуют благоприятному состоянию. Статистически значимый прирост (р<0,05) отмечен по показателям «Самочувствие» и «Активность» к концу семестра, «Настроение» - на протяжении всего семестра.

Литература

1. Ашкинази С.М. Физическая культура и здоровье студентов вузов: анализ, опыт и приоритеты / С.М. Ашкинази, И.В.Соколова // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 5. - С. 104.

2. Бородина М.С. Применение средств физической культуры в процессе регулирования работоспособности студентов в период адаптации к обучению в вузе / М.С. Бородина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - № 3. - С. 266-268.

3. Быков В.С. Эффективность использования физкультурно-оздоровительной деятельности при адаптации студентов к условиям образования в высшей школе / В.С. Быков, Д.В. Викторов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 3 (220). С. 44-48.

4. Гура Э.И. Стойкость к стрессам в процессе адаптации студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта / Э.Н. Гура // Слобожанський науково-спортивний вюник. - 2012. - № 3 (31). - С. 144-148.

5. Дижонова Л.Б. Адаптация студентов первого курса к условиям обучения в вузе средствами физической культуры / Л.Б. Дижо-нова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 9. - С. 127-128.

6. Доскин В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Миро-шников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С. 141-145.

7. Кабачкова А.В. Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности: автореф. дис. ... канд. биол. наук / А.В. Кабачков. - Томск, 2009. - 25 с.

8. Капилевич Л.В. Особенности адаптации студентов к учебной деятельности при занятиях парным коллективным танцем / Л.В. Капилевич, Е.Н. Якунина // Теория и практика физ. культуры. -2012. - № 6. - С. 34-38.

9. Корнилова В.Н. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе через средства физической культуры и спорта / В.Н.

Корнилова, Л.А. Прокопенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-1. - С. 50-51.

10. Соболева Т.С. Нарушения психического здоровья студентов и их восстановление средствами физической культуры / Т.С. Соболева [и др.] // Культура физическая и здоровье. - 2008. - № 4. - С. 77-78.

References

1. Ashkinazi, S.M. Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e studentov vuzov: analiz, opyt i prioritety (Physical culture and health of university students: analysis, experience and priorities) / S.M. Ashkinazi, I.V. Sokolova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2011. - № 5. - P. 104.

2. Borodina, M.S. Primenenie sredstv fizicheskoy kul'tury v protsesse regulirovaniya rabotosposobnosti studentov v period adaptatsii k obucheniyu v vuze (Application of physical culture means in management of physical working capacity of students during adaptation to university training) / M.S. Borodina // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. -2008. - V. 14. - № 3. - P. 266-268.

3. Bykov, V.S., Viktorov, D.V. Effektivnost' ispol'zovaniya fizkul'turno-ozdorovitel'noy deyatel'nosti pri adaptatsii studentov k usloviyam obrazovaniya v vysshey shkole (Effectiveness of use of sports and recreational activities during of adaptation of students to higher education conditions)//VestnikYuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2011. № 3 (220). P. 44-48.

4. Gura, Ye.I. Stoykost' k stressam v protsesse adaptatsii studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy fizicheskoy kul'tury i sporta (Stress resistance during adaptation of students of higher educational institutions of physical culture and sport) /Ye.N. Gura // Slobozhans'kiy naukovo-sportivniy visnik. - 2012. - № 3 (31). - P. 144-148.

5. Dizhonova, L.B. Adaptatsiya studentov pervogo kursa k usloviyam obuchenijya v vuze sredstvami fizicheskoy kul'tury (Adaptation of first-year students to university training by means of physical culture) / L.B. Dizhonova [et al.] // Mezhdunarodny zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy - 2010. - № 9. - P. 127-128.

6. Doskin, V.A. Test differentsirovannoy samootsenki funktsional'nogo sostoyaniya (Test of differentiated self-assessment of functional status) / V.A. Doskin, N.A. Lavrent'eva, M.P. Miroshnikov, V.B. Sharay // Voprosy psikhologii. - 1973. - № 6. - P. 141-145.

7. Kabachkova, A.V. Issledovanie individual'noy adaptatsii studentov k uchebnoy i fizkul'turnoy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk (Study of individual adaptation of students to educational and physical culture activity: abstract of Ph.D. thesis) / Tomskiy gosudarstvenny universitet (Tomsk State University). - Tomsk, 2009. - 25 P.

8. Kapilevich, L.V. Osobennosti adaptatsii studentov k uchebnoy deyatel'nosti pri zanyatiyakh parnym kollektivnym tantsem (Features of adaptation of students to learning when engaged in paired team dance) / L.V. Kapilevich, E.N. Yakunina // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2012. - № 6. - P. 34-38.

9. Kornilova, V.N. Adaptatsiya studentov-pervokursnikov k obucheniyu v vuze cherez sredstva fizicheskoy kul'tury i sporta (Adaptation of first-year students to university training by means of physical culture and sport) / V.N. Kornilova, L.A. Prokopenko // Mezhdunarodny zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2014. - № 7-1. - P. 50-51.

10. Soboleva, T.S. Narusheniya psikhicheskogo zdorov'ya studentov i ikh vosstanovlenie sredstvami fizicheskoy kul'tury (Mental health disorders in students and their recovery by means of physical culture) / T.S. Soboleva [et al.] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2008. - № 4. - P. 77-78.

ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

15 мая 2015 года в Тюменском государственном университете состоялась защита диссертации Мухаевым С. В. на тему: «Многолетняя подготовка юных баскетболисток на основе конверсии технологий спорта высших достижений».

Официальными оппонентами выступили: Бальсевич Вадим Константинович - член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма» (ГЦОЛИФК), советник ректора, Москва;

Козин Вадим Витальевич - кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», кафедра теории, методики и истории физической культуры и спорта, докторант кафедры, Омск.

Научная новизна исследования:

- сформулировано определение конверсии спортивных технологий в теорию и практику физического воспитания и спорта для всех: конверсия спортивных технологий -это непрерывный процесс адаптации технологии на основе сохранения её внутренних механизмов и эволюции применяемых средств и методов на всём протяжении её применения;

- выявлены закономерности конверсии высоких спортивных технологий в теорию и практику тренировки в большинстве спортивных дисциплин;

- предложена единая технико-кондиционная технология подготовки в баскетболе;

- предложен подход к построению многолетней подготовки баскетболисток молодёжных команд Премьер-лиги на основе олимпийских циклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.