АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
САММИТ «ГРУППЫ ВОСЬМИ» В ХАЙЛИГЕНДАММЕ*
Пятый саммит «Группы восьми» под председательством Германии стал наиболее успешным в истории германского председательства в «Восьмерке», за исключением 1978 г., когда ФРГ впервые принимала в Бонне глав государств и правительств стран «Группы семи». Интересно, что в приоритетных темах обоих саммитов много общего. Боннское Коммюнике 1978 г. зафиксировало 33 обязательства стран-членов «Группы семи», направленных на обеспечение экономического роста и занятости, снижение зависимости от импорта нефти и эффективное использование энергии, развитие альтернативных источников энергии, поддержку развивающихся стран1.
Общая высокая оценка участниками саммита 2007 г. его результатов не является политической риторикой. В рамках встречи глав государств и правительств, завершившейся 8 июня 2007 г., удалось согласовать и принять 13 документов, включая Заявление Председателя, и рекордное количество обязательств (330) за весь период деятельности «Группы восьми». Структура программы саммита позволила провести многочисленные двусторонние встречи лидеров стран «Группы восьми», а также двусторонние переговоры с лидерами приглашенных на саммит Китая и Индии. На пресс-конференциях по завершении саммита президент США Джордж Буш, премьер-министр Великобритании Тони Блэр, премьер-министр Японии Синдзе Абе, президент Франции Николя Саркози, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметили наиболее значимые решения саммита в области изменения климата: выражение приверженности и принятие принципа определения конкретной цели сокращения глобальных выбросов, консенсус относительно необходимости достижения глобального соглашения к 2009 г. и опоры на механизмы ООН.
Два ключевых документа — декларация «Рост и ответственность в мировой экономике» и декларация «Рост и ответственность в Африке». Декларация «Рост и ответственность в мировой экономике» фиксирует договоренности по ряду вопросов «политической повестки дня в интересах содействия мягкой корректировке глобальных дисбалансов, которая должна проходить в контексте устойчивого поступательного экономического роста»2. Важной составляющей программы стали решения по проблемам климата, энергоэффективности и энергобезопасности. В соответствующем разделе Декларации3 подчеркивается, что «энергетика является одним из основных направлений деятельности "Группы восьми", в том числе в последние годы. ...После саммитов в Эвиане и Си-Айленде особое внимание уделялось эффективности ресурсов в широком смысле, тогда как в принятом в Гле-ниглсе Плане действий "Группы восьми" были тщательно проработаны вопросы экологически чистой энергетики. На саммите в Санкт-Петербурге мы приняли новаторские решения в области энергетической безопасности и взяли на себя обязательство разработать ряд согласованных принципов, в том числе в целях повышения транспарентности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков, улучшения инвестиционного климата в энергетическом секторе, повышения энергоэффективности, диверсификации видов энергии, защиты жизненно важной энергетической инфраструктуры, сокращения масштабов энергетической бедности и решения проблем изменения климата. Стремясь закрепить эти достижения, мы решительно подтверждаем нашу приверженность принципам глобальной энергетической безопасности, включая наше обязательство расширять диалог соответствующих заинтересованных сто-
* Материал подготовлен директором Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ, доктором политических наук М.В. Ларионовой.
1 Declaration. July 17. 1978, Bonn // http://www.g8.utoronto.ca/summit/1978bonn/communique/index.html
2 Декларация «Группы восьми» «Рост и ответственность в мировой экономике» // http://www.kremlin.ru/ images/Darfu.doc (офиц. вариант на англ. языке: «Growth and responsibility in the World Economy». G8 Summit in
Heiligendamm//http://www. g-8.de/nsc_true/Content/EN/Artikel/_g8-summit/anlagen/2007-06-07-gipfeldokument-
wirtschaft-eng,templateId=raw,property=publicationFile.pdf/2007-06-07-gipfeldokument-wirtschaft-eng).
3 Там же. § 44.
рон по вопросам растущей взаимозависимости, обеспечения безопасности поставок и спроса, диверсификации различных видов контрактов, включая долгосрочные рыночные контракты и контракты с немедленной оплатой и поставкой, содействовать инвестициям в добывающие и перерабатывающие мощности во всем мире, поддерживать принципы Энергетической хартии и усилия участвующих стран, направленные на улучшение международного сотрудничества в области энергетики»4.
Таким образом, Хайлигендамм успешно развивает ключевые проблемы энергобезопасности, хотя они не стали основными приоритетами для председательства Германии, в отличие от вопросов энергоэффективности и борьбы с изменением климата. В процессе подготовки и накануне саммита довольно остро стояла задача согласования решений по проблемам изменения климата, учитывая особую позицию США. Страны-члены ЕС, имеющие согласованные позиции по вопросам сокращения выбросов парниковых газов, внедрения энергосберегающих технологий и механизмов координации и реализации мер в области изменения климата5, а также Канада и Япония приняли решения, «которые включают сокращение, по меньшей мере, вдвое глобальных выбросов к 2050 г.»6, подчеркнув, что глобальные стратегические механизмы решения климатических проблем должны опираться на созданные ООН инструменты, прежде всего, Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК).
Для США, не являющихся участником Ки-отского протокола, определение конкретных целей снижения объемов выбросов и обязательства по использованию механизмов ООН и принципа совместной, но дифференцированной ответственности, были неприемлемы, и казалось, что по данному приоритету председательства не удастся выработать согласованной позиции. Однако в значительной степени благодаря посредничеству премьер-министра Великобритании Тони Блэра, инициативе «Прохладная Земля 50» и объявлению премьер-министра Синдзе Абе о том, что проблема изменения климата станет цент-
ральной для председательства Японии, способности канцлера Ангелы Меркель к поиску инновационных решений, общему желанию найти приемлемые для всех стран-членов «Группы восьми», а также для стран с развивающейся экономикой решения, в итоговой Декларации удалось зафиксировать ряд вполне конкретных обязательств. Причем инициатива президента США Джорджа Буша, с которой он выступил накануне саммита, о начале диалога с крупнейшими развивающимися экономиками — основными эмитентами парниковых газов за рамками Киотского протокола была воспринята не как альтернативное предложение, а как возможность выхода из переговорного тупика. Декларация подчеркивает значение взаимодействия с этими странами (Бразилией, Китаем, Индией, Мексикой и ЮАР) в рамках долгосрочных стратегий, приветствует предложение США организовать совместную встречу в 2007 г., однако твердо придерживается принципа, что диалог будет поддерживать переговорный процесс по климату в рамках ООН и представит доклад РКИК ООН.
Несомненным успехом является то, что по большинству решений по изменению климата и энергоэффективности, включая устойчивое строительство, производство электроэнергии, диверсификацию источников энергии, а также ответственность за сырьевые ресурсы, обеспечена преемственность с решениями предшествующих саммитов (Эвиан, Глениглс, Санкт-Петербург), определены конкретные механизмы реализации, предложены сроки мониторинга реализации принятых обязательств.
Второй значимый документ саммита — Декларация «Рост и ответственность в Африке» — определяет ряд согласованных мер, направленных на содействие устойчивому развитию Африки: стимулирование роста и инвестиций в целях борьбы с нищетой и голодом, содействие упрочению мира и безопасности, надлежащему управлению и укреплению систем здравоохранения, а также оказание помощи в борьбе с инфекционными заболеваниями. При этом в качестве основного
4 Декларация «Группы восьми» «Рост и ответственность в мировой экономике». § 44.
5 Presidency Conclusions. Brussels European Council. Brussels, 8/9 March 2007. Council of the European Union. 2 May 2007. 7224/1/07. Rev 1. CONCL 1. ANNEX 1. European Council Action Plan (2007—2009) Energy Policy for Europe (EPE).
6 Декларация «Группы восьми» «Рост и ответственность в мировой экономике». § 49 // http://www.kremlin. ru/images/Darfu.doc (офиц. вариант на англ. языке: «Growth and responsibility in the World Economy». G8 Summit in
Heiligendamm//http://www. g-8.de/nsc_true/Content/EN/Artikel/_g8-summit/anlagen/2007-06-07-gipfeldokument-
wirtschaft-eng,templateId=raw,property=publicationFile.pdf/2007-06-07-gipfeldokument-wirtschaft-eng).
фактора успеха мер, направленных на обеспечение мира, стабильности, устойчивого развития и роста, выделяется качество управления в Африке, без которого все остальные реформы в плане их воздействия будут носить лишь ограниченный характер. В качестве основных конкретных механизмов содействия надлежащему управлению выделены укрепление механизма независимого взаимного контроля, План действий по эффективному управлению финансами в Африке, поддержка осуществления Инициативы по развитию потенциала региональных экономических организаций. Помимо принципа содействия надлежащему управлению, страны-члены «Группы восьми» определили еще два принципа партнерства с Африкой: улучшение деятельности по решению проблем нестабильных государств и содействие развитию экономических возможностей.
Содействие инвестициям и устойчивому экономическому росту, содействие наращиванию торгового потенциала стран Африки и помощь в их усилиях по включению вопросов торговли в стратегии обеспечения роста и сокращения масштабов нищеты, поддержка предпринимаемых на национальном и региональном уровне усилий по улучшению инвестиционного климата путем проведения нормативно-правовой и административной реформы, укрепление финансовых рынков (партнерство в интересах финансового содействия Африке, формирование регионального фонда финансирования микро-, малых и средних предприятий, развитие инструментов долгосрочного финансирования и страхования), а также меры по реализации целей инициативы «Образование для всех», укреплению системы здравоохранения и борьбы с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, должны внести комплексный вклад в реализацию задачи обеспечения устойчивого совместного роста африканских стран в соответствии с Целями развития тысячелетия.
Текст Декларации высокоинформативный, насыщенный конкретными программами, механизмами их реализации, привязанными к уже действующим региональным инициативам. Так же как по проблемам изменения климата и энергоэффективности, очевидна пре-
емственность с решениями предшествующих саммитов (Эвиан, Глениглс, Санкт-Петербург), определены сроки реализации и (или) даты промежуточного мониторинга реализации принятых обязательств.
Безусловным достижением председательства и саммита стал так называемый Хай-лигендаммский процесс7, благодаря которому диалог «Группы восьми» с крупнейшими странами с формирующейся рыночной экономикой (Бразилией, Китаем, Индией, Мексикой и ЮАР) приобретает новое качество. Основополагающими для этого диалога избраны ключевые вопросы председательства:
• поощрение и защита инноваций;
• обеспечение свободы капиталовложений и сопоставимых инвестиционных условий в государствах-членах «Восьмерки» и крупнейших странах с формирующейся рыночной экономикой, а также наращивание социальной ответственности бизнеса;
• определение сферы совместной ответственности в вопросах развития, особенно применительно к Африке;
• обмен опытом в вопросе повышения энергоэффективности и техническое сотрудничество, направленное на снижение выбросов СО2, в соответствии с глениглскими договоренностями по изменению климата, чистой энергетике и устойчивому развитию и санкт-петербургским Планом действий по глобальной энергетической безопасности.
Платформу для нового этапа диалога, который начнется во второй половине 2007 г., будет обеспечивать ОЭСР при поддержке Международного энергетического агентства. В 2008 г. на саммите «Группы восьми» в Японии будет представлен промежуточный доклад о достигнутых результатах, а на саммите 2009 г. — заключительный доклад по итогам диалога. Можно ожидать, что по итогам нового партнерства будут выработаны решения о возможных форматах дальнейшего расширения «Группы восьми».
По вопросам внешней политики и проблемам безопасности важные заявления были сделаны по ближневосточному мирному процессу и кризисной ситуации в Ливане. Стра-
7 Joint Statement by the German G8 Presidency and the Heads of State and/or Government of Brazil, China, India, Mexico and South Africa on the occasion of the G8 Summit in Heiligendamm, Germany, 8 June 2007 // http://www.g-
8.de/nsc_true/Content/EN/Artikel/_g8-summit/anlagen/o5-erklaerung-en,templateId=raw,property=publicationFile.
pdf/o5-erklaerung-en
ны-члены «Группы восьми» вновь подтвердили приверженность всеобъемлющему, справедливому и окончательному урегулированию положения на Ближнем Востоке путем переговоров8. Однако маловероятно, что «на переговорах между премьер-министром Ольмертом и президентом Аббасом будут обсуждаться элементы политических перспектив и что они заложат основу для проведения переговоров о создании палестинского государства в соответствии с «Дорожной картой» и на основе резолюций № 242, 338, 1397 и 1515 Совета безопасности ООН», учитывая раскол в правительстве Палестинской автономии и конфликт между сторонниками Хамас и Фатх. Призыв к правительству Палестинской автономии «в полной мере придерживаться принципа ненасилия, признать право Израиля на существование и прежние израильско-палестинские соглашения, сообразующиеся с заявлениями "квартета" от 9 и 21 февраля и 21 марта 2007 г.» теперь уже обращен к новому чрезвычайному правительству Палестинской автономии, сформированному главой ПНА Махмудом Аббасом. Страны-члены «Группы восьми» продемонстрировали высокий уровень солидарности по данному вопросу, поддержав действия главы ПНА Махмуда Аббаса и признав приведенное им к присяге правительство.
Особое значение приобретают обращение к палестинским лидерам прекратить насилие на территориях и возобновить диалог и обращение к Египту и Саудовской Аравии, Лиге арабских государств о продолжении усилий по примирению палестинских группировок.
«Группа восьми» вновь подтвердила свою поддержку законного и демократического правительства Ливана и призвала как можно скорее выработать решение для выхода из нынешнего политического тупика и продвижения к национальному примирению, призвав все стороны, прежде всего всех региональных игроков, и в особенности Сирию, полностью выполнить резолюции СБ ООН № 1559, 1636, 1680 и 1701 и воздержаться от вмешательства во внутренние дела Ливана.
В отличие от ближневосточного мирного процесса, по Косово не удалось выработать единой позиции, по-прежнему сохраняются
различия во мнениях в отношении предложения специального представителя ООН Мар-ти Ахтисаари. Российская позиция по Косову основана на принципе необходимости соблюдения территориальной целостности государств и резолюции Совета безопасности ООН, согласно которой Косово является неотъемлемой частью Сербии. Россия исходит из того, что проблему можно решить при условии соответствующего согласия всех вовлеченных в этот конфликт сторон, в данном случае — сербской стороны. В случае принятия решения о том, что в сегодняшней международной обстановке принцип права нации на самоопределение важнее, чем принцип территориальной целостности государства, этот принцип должен распространяться на все регионы мира, и правом нации на самоопределение должны воспользоваться как народы, проживающие на территории бывшей Югославии, так и малые народы, в том числе народы Кавказа, проживающие на постсоветском пространстве9.
К другим важным документам саммита по проблемам безопасности можно отнести Заявление о нераспространении, Заявление о противодействии терроризму, Отчет Группы по ядерной и физической безопасности, Доклад по глобальному партнерству, Обзор глобального партнерства.
В Заявлении «Группы восьми» по Судану (Дарфуру) вновь подчеркивается, что не существует военного решения конфликта в Дар-фуре. Приветствуя согласие правительства Судана с «тяжелым пакетом» мер поддержки Миссии Африканского союза в Судане (МАСС) со стороны Организации Объединенных Наций, страны-члены «Группы восьми» призвали ООН, АС и правительство Судана обеспечить его скорейшую реализацию. Президент Франции Саркози предложил созвать международную конференцию по Дарфуру в Париже и направить министра иностранных дел Франции Кушнера для анализа и выработки мер по разрешению ситуации. Начало действий по реализации пакета мер менее чем через неделю после саммита подтверждает приверженность участников саммита обязательствам по разрешению гуманитарной катастрофы в Дар-фуре.
8 Chair's Summary. Heiligendamm, 8 June 2007 // http://www.g-8.de/Content/EN/Artikel/_g8-summit/anlagen/
chairs-summary,templateId=raw,property=publicationFile.pdf/chairs-summary
9 Пресс-конференция В.В. Путина по завершении встречи глав государств и правительств «Группы восьми». 8 июня 2007 г. Хайлигендамм // http://www.kremlin.ru/appears/2007/06/08/2309_type63377type63380type82634_ 133358.shtml
Заявление по торговле направлено на содействие реализации связанных с развитием аспектов Дохийской повестки дня, которые содействуют интеграции развивающихся стран в международную систему торговли и оказывают поддержку беднейшим странам, с тем чтобы они могли пользоваться возможностями, которые открывает глобализация. Отмечая принципиально важную роль инициативы «Помощь для торговли» в процессе создания торгового потенциала, а также основополагающее значение расширения объемов и повышения эффективности финансирования, страны-члены «Восьмерки» призвали всех доноров повысить качество и количество выделяемых средств к 2010 г. и включить мероприятия программы «Помощь для торговли» в свои стратегии по борьбе с бедностью. Будущее покажет, насколько эффективными и прочными окажутся принятые решения. Генеральный директор ВТО Паскаль Лами на расширенном обсуждении этих вопросов с участием международных организаций (ООН, ОЭСР, ВБ, МВФ, МЭА), Бразилии, Китая, Индии, Мексики и ЮАР подчеркнул, что сохраняется целый ряд значительных разногласий в позициях по снижению сельскохозяйственных субсидий и тарифов, а также по промышленным тарифам. В связи с этим потребуются дополнительные политические усилия со стороны всех участников: по субсидиям — со стороны США, по открытию сельскохозяйственных рынков — со стороны Японии и ЕС, по промышленным товарам — со стороны развивающихся стран10.
Итоговую оценку председательства Германии и саммита в Хайлигендамме, а также приверженности лидеров принятым обязательствам еще предстоит сформировать на основе анализа реализации странами-членами принятых в его рамках решений. По итогам саммита представляется возможным предложить предварительную оценку результатов встречи в Хайлигендамме на основе методологии, разработанной Робертом Пут-маном и Николасом Бейном11.
Методология основана на шести критериях анализа коллективных достижений встреч
на высшем уровне: лидерство, эффективность, солидарность, устойчивость, приемлемость и последовательность. Результаты саммитов оцениваются в шкале от А (самая высокая оценка) до E (наиболее низкий показатель) (ABCDE). Представленная ниже таблица оценок сформирована на основе табл. 2.1; табл. 14.1; табл. 14.2 книги Н. Бейна12, а также табл. 8.1 книги П. Хайнала13. Под циклом (cycle) понимается вся история саммитов с 1975 г. до настоящего времени. Ряд (sequence) означает последовательность из 7 (8) саммитов. Серия саммитов (series) включает группу встреч на высшем уровне с общим кругом проблем. Ряд и серия не обязательно совпадают.
Лидерство. Изложенный выше анализ показывает, что встреча в Хайлигендамме подтвердила способность «Группы восьми» использовать свое политическое влияние для разрешения критических или тупиковых вопросов, согласование которых оказалось невозможно на других уровнях. В этом смысле решения по изменению климата, хотя и являются компромиссом, стали важным шагом в преодолении национальных разногласий для формирования программы общих действий по изменению климата14.
Эффективность. Оценивая способность участников встречи устранять разногласия, возникающие в результате различий в векторах давления на правительства на национальном уровне; а также урегулировать противоречия между национальными и международными вызовами; интегрировать политические и экономические измерения международной политики, необходимо вспомнить, что еще накануне встречи согласование позиций по разделам Декларации, посвященным изменению климата и энергоэффективности, казалось невозможным. Тем не менее, несмотря на сложность дискуссии, удалось выработать принципиальные решения, представленные выше. Менее эффективными, как и на саммите в Санкт-Петербурге, стали решения, направленные на урегулирование вопросов международной торговли.
10 Lamy asks G8 for «added political effort» to spur Doha agreement. 8 June 2007. WTO NEWS: SPEECHES — DG PASCAL LAMY // http://www.wto.org/english/news_e/sppl_e/sppl63_e.htm
11 Bayne N. Staying Together: The g8 Summit Confronts the 21st century. GGS Ashgate Publishing, 2005.
12 Ibid.
13 Hajnal P. The G7/G8 system and the G20. Evolution, Role and the Documentation. Ashgate, 2007.
14 Secretary-General's opening statement at the G8 Press Conference and Q & A Heiligendamm, Germany, 8 June 2007 // http://www.un.org/apps/sg/offthecuff.asp?nid=1035
Солидарность как степень согласия и приверженности всех глав государств и правительств принятым решениям является необходимым условием для осуществления цели саммита коллективного управления. В этом смысле принципиальное значение имеет общность позиций стран-членов «Группы восьми» по мерам, направленным на обеспечение экономического роста, мира и безопасности в Африке, укрепление усилий по реализации Целей развития тысячелетия. Высокая степень солидарности также была продемонстрирована по вопросам и механизмам решения проблем внешней политики и безопасности, за исключением вопроса по статусу Косово.
Устойчивость является показателем долгосрочности решения и учитывает, что саммит не представляет собой изолированного события, поэтому приоритетные вопросы могут требовать возвращения к их обсуждению в рамках нескольких встреч на высшем уровне. Очевидна преемственность повестки дня председательства по приоритетным вопросам, таким, как Африка и Цели развития тысячелетия, изменение климата и энергоэффективность, проблемы глобального роста, задача включения в диалог крупнейших стран с формирующейся рыночной экономикой. Одновременно документы саммита заложили прочную основу для дальнейшего развития сотрудничества по этим вопросам в рамках последующих председательств, включив в качестве контрольных точек конкретные даты выработки будущих решений и (или) оценки достигнутого по принятым обязательствам. Важным фактором устойчивости стало решение премьер-министра Синдзо Абе сделать проблему изменения климата центральной для председательства Японии и саммита 2008 г. в Хоккайдо.
Приемлемость решений, принятых на саммите, отражает растущее количество и влияние участников международных процессов как следствие глобализации. Решения «Группы восьми» должны быть приемлемы не только для их национальных правительств, но и для международных институтов, негосударственных организаций,бизнеса, гражданского
общества. Решения саммита вырабатывались в рамках консультаций с международными организациями, странами-партнерами, прежде всего Бразилией, Индией, Китаем, Мексикой, ЮАР, представителями бизнеса и профессиональных сообществ. Хайлигендаммский процесс, заложивший основу нового формата сотрудничества «Восьмерки» с крупнейшими странами с формирующейся рыночной экономикой, стал важным фактором повышения эффективности и легитимности решений «Восьмерки». Участие основных международных организаций в дискуссиях саммита по ключевым вопросам, использование рекомендаций международных организаций при выработке решений (например, рекомендаций Международной энергетической ассоциации по повышению энергоэффективности15), позитивная оценка результатов саммита Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, Генеральным секретарем ВТО Паскалем Лами свидетельствует о высокой степени приемлемости решений саммита для мирового сообщества. Косвенным подтверждением этому также стала высокая степень включения ключевых международных многосторонних институтов в механизмы исполнения принятых обязательств, зафиксированных в документах саммита. Для реализации 330 обязательств, сформулированных в документах саммита, в 451 случае предусмотрены совместные согласованные действия с многосторонними международными организациями.
Последовательность, т.е. совместимость решений, принятых в рамках саммита по вопросам, относящимся к различным сферам, например, изменения климата и энергоэффективности, торговли и формирования глобального инвестиционного климата, развития и здравоохранения, очевидна не столько в связках между решениям по этим проблемам, сколько по их будущему совокупному вкладу в реализацию повестки дня «Группы восьми» по глобальному росту, стабильности и глобальной безопасности.
Итак, представляется, что предварительные итоги саммита дают все основания для высокой оценки А-.
15 IEA Energy Efficiency Policy Recommendations to the G8 2007 Summit, Heligendamm, International Energy Agency. June 2007 // http://www.iea.org/Textbase/press/pressdetail.asp?PRESS_REL_ID=229
Результаты саммитов 1998—2007 гг.*
Годы Ряд / серия Основные вопросы Количество Количество Оценка Средний
серий и достижения документов обязательств16 саммита уровень
саммитов исполнения17
Шестая серия Глобализация и развитие
Начало
1-го цикла
и ряда «Группы
восьми»
1998 Бирмингем (первый саммит «Группы восьми») Новый формат, борьба с преступностью 7 73 B+ 0,45
1999 Кёльн Долги беднейших стран, Косово, финансы 5 46 B+ 0,39
2000 Окинава Расширенный диалог, информационные технологии 10 105 B 0,78
2001 Генуя Седьмая серия Инфекционные заболевания, Африка Борьба с терроризмом и его причинами 8 58 B 0,53
2002 Кананаскис Седьмой ряд «Группы семи» Африка, партнерство по уничтожению ОМП 8 187 B+ 0,33
2003 Эвиан Расширенный диалог, примирение 15 206 C+ 0,51
2004 Си-Айленд Второй ряд «Группы восьми» Ближний восток 15 253 C+ 0,54
2005 Глениглс Изменение климата, Африка 15 212 **А- 0,65
2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, инфекционные заболевания, образование 15 317 ***в 0,47
2007 Хайлигендамм Условия для глобального роста, изменение климата и энергоэффективность, Африка, развитие и ответственность 12 330 * * * *A
2008 Хоккайдо Изменение климата и устойчивое развитие, энергетика, Африка
* На основе методологии Н. Бейна (Bayne N. Staying Together. G8 in the 21st century. GGS).
** Оценка Дж. Киртона на основе методологии Н. Бейна.
*** Оценка Дж. Киртона и М. Ларионовой на основе методологии Н. Бейна.
**** Предварительная оценка М. Ларионовой на основе методологии Н. Бейна.
16 Обязательство представляет собой «отдельное, специфичное, выраженное публично и на основании общего согласия заявление намерения, "обещание" или "обязательство" членов саммита, что они будут предпринимать действия для достижения или движения к определенной позитивной цели» // 1пНр://шшш.д7.^ого^о. са/еуа1иа^оп8/те^оСо1оду/д7с2.Мт. Подробнее о методологии оценки обязательств стран «Группы восьми» см.: Выполнение Россией обязательств, принятых на саммите 2005 г в Глениглсе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 6.
17 Исполнение обязательства оценивается с соответствии с целенаправленными действиями национального правительства по изменению существующих юридических и административных механизмов для достижения заявленного обязательства.