УДК 379.85
Алексушин Глеб Владимирович
доктор исторических наук, доцент paniyakhelena@mail.ru
Сидоренко Артур Владимирович
кафедра коммерции и сервиса, направление торговое дело.
Самарский государственный экономический университет paniyakhelena@mail.ru
Самарский
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ КАК ЭЛЕМЕНТ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА
Gleb V. Aleksushin
doctor of historical Sciences, associate professor paniyakhelena@mail.ru
Artur V. Sidorenko
chair of commerce and service, direction trade business.
Samara State Economic University paniyakhelena@mail.ru
Samara railway
STATION AS A PART OF A TOURIST-RECREATIONAL CLUSTER
Аннотация. Приведена историческая справка происхождения термина «вокзал», а также его изначальной функции - развлечение публики. Рассмотрена история создания, реконструкции и особенностей планировки здания Самарского железнодорожного вокзала. Проведен анализ его показателей пропускной способности и общей площади с момента основания по сегодняшний день. Проанализирован комплекс услуг, оказываемых железнодорожным вокзалом прибывающим туристам. Выявлен ряд ресурсов, способствующих перспективному развитию туристско-рекреационного кластера в регионе и городе. Отмечены ресурсы, которые можно использовать для развития комплекса обслуживания туристов на железнодорожном вокзале.
Ключевые слова: железнодорожный вокзал, туристско-рекреационный кластер, пропускная способность, здание, пассажиры, услуги.
Annotation. The authors show the historical background of origin of the term «station», as well as its original function - public entertainment. The history of the creation, renovation and features of the layout of the building of the Samara train station are considered. The analysis of its performance capacity and the total area since its inception to the present day is done. The complex of services provided by the railway station in tourist arrivals is analyzed. A number of resources that contribute to long-term development of tourist and recreational cluster in the region and the city is identified. Resources that can be used for the development of complex tourist services at the railway station are marked.
Keywords: railway station, tourist and recreational cluster, bandwidth, building, passengers, services
Железнодорожный вокзал обычно воспринимают как элемент транспортной инфраструктуры. Однако железная дорога оказывает разнообразные услуги туристам. И в XXI в., в эпоху постиндустриального общества, необходимо понимание важности сервисной составляющей работы железнодорожного вокзала.
Кстати, изначально вокзалы были созданы не для временного приема пассажиров, а для развлечения публики: воксал (англ. vaux - фамилии первой содержательницы заведения Джейн Воке и hall - зал) - сборная палата, зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка. В 1836 г. проектировщик 1-й в России железной дороги, чех Франц Антон фон-Герстнер в докладной записке императору Николаю I предлагал устроить
на конечном пункте воксал: «...он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого». Так слово «воксал» закрепилось в русском языке за железнодорожными станциями. И в 1838 г. открыли Павловский вокзал (1-е концертное учреждение России - до него симфонические концерты в стране были вообще единичными). Первыми в сентябре 1838 г. там выступили цыгане, в начале следующего года прибыл симфонический оркестр под управлением И. Германа. А с 1856 г. там в течение 10-ти сезонов выступал Иоганн Штраус [4].
В Самаре вокзал был создан в середине XIX в. в Струковском саду [7, с. 608].
71
12 августа 1875 г. в Самару прибыл 1-й поезд. Отсутствие вокзала стало ощущаться очень остро. 30 августа 1875 г. началось строительство
2- х - 3-х этажного симметричного здания в стиле итальянского ренессанса, законченное к концу 1876 г. Его архитектором стал Н.И. де-Рошефор, разработавший и проект вокзала в Оренбурге: они с самарским стали крупнейшими на Самаро-Златоустовской железной дороге [3, с. 66], созданной в рамках развития связей с Оренбургской губернией, начатых еще с Илецкой соляной дороги [5, с. 199]. Уже 1 января 1877 г. вокзал принял первых пассажиров. В том же году тот же архитектор возвел перед вокзалом часовню, украсив привокзальный сквер.
К 1900 г. вокзалу придали боковые пристрои, один из них - ресторан в стиле «модерн». К 1905 г. надстроили 3-й этаж между имевшимися изначально центральной и боковыми 3-х этажными надстройками. К 1910 г. появилось отдельно стоящее здание ж/д касс. К 1920 г. нарастили до
3- го этажа левое и правое крылья здания. В 1930-1935 гг. архитектор П.А. Щербачев основательно реконструировал здание. Фундамент не усиливался, перепланировали 1-й и 2-й этажи, открыли подземный тоннель, заасфальтировали перрон. В 1950 г. он же реконструировал фасад.
В 1994 г. приняли решение о строительстве нового здания в сочетании со старым вокзалом. Группа самарских архитекторов под руководством Ю.В. Храмова разработала проект. В 1995 г. старое здание вокзала снесли. В июле 1996 г. торжественно заложили фундамент с капсулой с обращением к потомкам. 25 мая 1999 г. торжественно открыли 1-ю очередь вокзала: нависающий над путями конкорс с залом ожидания на 550 чел. 14 декабря 1999 г. в эксплуатацию ввели тоннель № 2. 3 июня 2000 г. торжественно открыли 3-ю очередь строительства: блок № 1 (гостиница «Транзит» на 68 мест и вспомогательные помещения) и часть блока № 2 (центрального). 24 декабря 2001 г. 4-ю очередью строительства стала высотная часть блока № 2.
Общая площадь старого вокзала составляла 3380 м2, вместимость - 980 человек, среднесуточная пропускная способность - 1700 человек в сутки. Общая площадь вокзала в 1950-е гг. составляла после реконструкции уже 7416 м2. Полезная норма на 1 человека в то время в куйбышевском вокзале составляла 1,17 м2. при общесоюзном нормативе 5,2 м2.
Сейчас ежедневно 6180 пассажиров дальнего и 3000 ближнего следования проходят через вокзал. Их встречают залы ожидания на 1000 человек, ручная камера хранения на 275 м2, автоматические камеры хранения на 380 ячеек, видеозалы на 28 и 72 места, 13 лифтов и 6 эскалаторов. Пропускная способность современного вокзала выросла до 27000 человек в сутки.
Услуги железнодорожный вокзал оказывает для туристов разные:
- транспортные (через него они отправляются на поездах в свои туры) - основная;
информационные (внутри вокзала работает ТИЦ - туристско-информационный центр, в здании и около него располагается система информационных щитов для туристов);
- торговые (продажа туристского снаряжения, товаров в дорогу и сувениров);
- экскурсионные (постоянные экскурсии на обзорную площадку, этой возможностью пользуются не только транзитные пассажиры, но и жители города - обзорная площадка расположена в «башне» на высоте 77 м на 15-м этаже);
- организация размещения туристов (при вокзале работает гостиница «Транзит» [2, с. 55]);
- организация питания туристов (несколько точек питания на вокзале);
- трансферные (такси, общественный транспорт);
- историко-культурные (на вокзале работает музей Куйбышевской железной дороги, доступный туристам) [1, с. 101].
В рамках областной целевой программы «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области до 2016 года» [6, с. 27] предусмотрен ряд действий по развитию сервиса на транспорте, которые можно использовать в рамках развития туристского обслуживания на железнодорожном вокзале:
- Министерством образования и науки в 20132014 гг. создан единый центр подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере организации и перевозок, управления и технического сервиса на автомобильном транспорте, разработаны программы по обучению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации;
- Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области в 2013 г. проведены научные исследования по планированию транспортного обслуживания матчей чемпионата мира по футболу 2018 г. в Самаре.
Эти и другие ресурсы можно использовать для развития комплекса обслуживания туристов на железнодорожном вокзале.
Т.о., железнодорожный вокзал Самары оказывает значительное воздействие на рынок туристско-рекреационного кластера, являясь и его заметным элементом, и располагая значительным потенциалом для развития туризма в Самаре и Самарской области.
Четкое понимание объемов и перспектив развития туристско-рекреационного пространства региона и города, создавая совместное (железной дороги и специалистов туризма) управление этими услугами, можно добиться эффективиза-ции этих услуг и повышения их доходности.
72
Литература:
1. Алексушин Г В. Использование исторической науки для развития мегаполиса // Вестник Самарского муниципального института управления. 2009. № 10. С. 101-109.
2. Алексушин Г В. Развитие комплекса средних средств размещения как основы современного гостиничного сервиса в Самаре // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 1. С. 54-57.
3. Алексушин Г. Самаро-Златоустовская железная дорога от океана до океана. Самара, 2000. № 5. С. 66-67.
4. Алексушин Г. Стена кирпичная, часы вокзальные ... Свежая газета. Самара, 2008, 4 июля. № 2(35). С. 10.
5. Коршунов А.И. Создание Новоилецкого района Оренбургского казачьего войска и особенности его заселения в первой половине XIX века // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т.15. № 5-1. С. 12-18.
6. Постановление от 29 октября 2010 г. № 560 Об утверждении областной целевой программы «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области до 2016 года».
7. Самара, улица Дворянская: Иллюстрированная энциклопедия. Т.Ф. Алексушина, Г В. Алексушин, АЛ. Буданова. Самара, 2008.
Literature:
1. Aleksashin G. V. The use of historical science for the development of the metropolis // Bulletin of Samara Municipal Institute of Management. 2009. № 10. P.101-109.
2. Aleksashin G.V. The development of the medium accommodation facilities complex as the foundations of modern hotel service in Samara // Bulletin of Samara State University of Economics. 2014. № 1. P. 54-57.
3. Aleksashin G.V. Samara-Zlatoust railway from ocean to ocean. Samara, 2000. № 5. P. 66-67.
4. Aleksashin G.V. Wall of brick, the station clock ... Svezhaya gazeta. Samara. 2008, 4th of July. №2 (35). P.10.
5. Kortanov A.I. Creation of Novoiletsky district of Orenburg Cossack army and peculiarities of its settlement in the first half of the XlX century // Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013 Vol. 15. № 5-1. P. 12-18.
6. Resolution of 29 October 2010 № 560 «On approval of the regional target program «Development of passenger transport in the Samar Region till 2016».
7. Samara, Noble Street: an illustrated Encyclopedia / T.F. Aleksushina, G.V. Aleksushin, A.A. Budanov. Samara, 2008.
73