Научная статья на тему 'Самарская Лука как крупный центр праславянской языческой культуры'

Самарская Лука как крупный центр праславянской языческой культуры Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
788
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМАРСКАЯ ЛУКА / КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Виноградов А. В.

На основе анализа топонимики Самарской луки делается вывод о формировании здесь крупного центра праславянской языческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самарская Лука как крупный центр праславянской языческой культуры»

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

Самарская Лука. 2009. - Т. 18, № 3. - С. 15-19.

УДК 908

САМАРСКАЯ ЛУКА КАК КРУПНЫЙ ЦЕНТР ПРАСЛАВЯНСКОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

О 2009 А.В. Виноградов

Университет Российской Академии образования г. Самара (Россия)

443086, Самарская область, г. Самара, ул. Брошевского, д. За Поступила 12 декабря 2008 г.

На основе анализа топонимики Самарской луки делается вывод о формировании здесь крупного центра праславянской языческой культуры.

Ключевые слова: Самарская Лука, культура, фольклор.

Исследования автора в сфере топонимики и фольклора показали, что Самарская Лука является крупным центром древнейшей, дохристианской, праславянской языческой культуры. Это подтверждают также палеонтологические (особенно, по медведям), археологические и антропологические исследования на Самарской Луке, в Самарском регионе и на соседних территориях. Понятие «языческий» - условное, но оно принято в науке для обозначения близких форм древнейших религий.

До второй половины 18-го века Жигули назывались Девьими горами, что было отражено на итальянской карте космографа Фра-Мауро 1459 г. как «Амазония». Это географическое название явно ассоциировалось у итальянца с древнегреческим мифом о воинственных женщинах амазонках. В «Казанской истории», написанной во времена Ивана Г розного, эти горы указаны как Девичьи. И французский картограф Г.Делиль на карте Московии 1706 г. назвал средневолжские горы Montagne devi - Гора девья.

В преданиях поволжских аборигенов есть и отважная дева Манчиха (и гора Манчиха в Жигулях, у с.Подгоры, есть), и двенадцать сестёр-богатырок (они жили на Усинском кургане, она же - гора Лепёшка, в устье р.Усы), и богатырка Усолка из с.Усолье. В Жигулях до настоящего времени есть Девья гора (более поздние названия - Девичья гора, Девичий курган), про которую сложены легенды. Выдающийся немецкий поэт Пауль Флеминг в 1634 г. опубликовал о ней сонет «Девья гора». Девья гора стоит около Молодецкого кургана. Легенда объединяет Девью гору и Молодецкий курган: будто бы жила в лесу девица-отшельница, которая полюбила парня-охотника, а он - её (сюжет не оригинальный, явно языческий и распространённый у других народов). Все эти девы, молодые и старые, - отражение древнейших языческих воззрений и совсем не то, что интерпретируется в осовремененных легендах, это не люди, не представители вида человек разумный. Но это другая проблема.

Важно отметить, что Девья гора с Молодецким курганом, Усинский курган (гора Лепёшка), с.Усолье, а также Леший овраг (Лешев буерак) находятся

* Анатолий Валентинович Виноградов, доцент.

совсем недалеко друг от друга, в низовьях р.Усы, практически в одном небольшом районе. Недалеко, на восточной стороне Отважинской долины, есть Чирикова гора (название от Чур - леший славян), и рядом, в глубине долины, овраг Тёмный. В верховьях той же р.Усы находится пос.Суринск (название от Арсури - леший чувашей). Гора Манчиха находится на удалении от них, у с.Подгоры, и здесь же, между с.Подгоры, пос.Гаврилова Поляна и Ширяевским оврагом растёт Ведьмин лес. Между Подгорским и Жигулёвским участками располагаются Чёртов овраг у горы Стрельной, Чёртовы мосты на Стрельной и Большой Бахиловой горе. Видимо, сакральным местом были Чирикова гора с Тёмным оврагом в Отважинской долине Жигулей. На Самарской Луке известен топоним Чуракайка - обратите внимание на правильность написания топонима! (того же смысла).

В районе Стрельной горы скрывается Чёртов овраг. Есть ещё Чёртов мост на Большой Бахиловой горе - узкий и крутой скалистый гребень, с которого можно легко сорваться в пропасть. Аналогичный скалистый хребет есть и на соседней Стрельной горе - высшей точке Жигулей, его тоже иногда называют Чёртовым мостом.

Есть на Самарской Луке старинное с.Шелехметь. Рядом проходят Ше-лехметские (Шелехметьевские) горы. Название Шелехметь напоминает слово Кереметь (леший финно-угров). В Кузнецком районе Пензенской области слева в Суру впадает р. Ржав ка, ранее называвшаяся Шелемис. Название могло быть образовано от булгарско-чувашского мужского имени Шалим, ис -вода, река. В окрестностях Пензы был Шелим-бор (Шилим-бор, Шипин-бор). Название «Шелехметь» могло иметь гибридное, смешанное происхождение: Шелемис + Кереметь, учитывая, что здесь жили разные народы - мордва и чуваши. В соседней Пензенской области встречаются и другие аналогичные топонимы.

В Жигулях, у Стрельной горы и недалеко от Чёртова оврага, находится Молебный овраг. Он среди десятка других оврагов: Старо-Отважинский, отрог Малинового оврага, Осиновый, Малый, Зольный, Скалистый малый, Воровской, Молебный, Колоды и Соляной. Кроме Молебного, привлекают внимание Зольный, Воровской и Колоды. Происхождение их названий до сих пор точно не было установлено, у краеведов были только предположительные версии: что, мол, в одном жгли золу для производства поташа; в другом - воры-разбойники собирались; в третьем, где находится единственный на Жигулёвском плато источник Каменная Чаша, деревянные колоды для воды лежали. Точнее их названия объясняются древними языческими корнями. Древнее финно-угорское слово «вор, вур» означает «лес», от чего, собственно, слова «вор» и «вурдалак» происходят. Слово Колоды сохранилось, видимо, с тех древнейших времён, когда здесь стояли деревянные идолы; возможна также связь этих понятий с языческим антропоморфным божеством Колядой. С Зольным - не менее интересно. Для восточной части праславянского мира характерны интересные языческие археологические святилища - зольники 3 -11-го веков до нашей эры. Это были места деревенского общинного культа. Самые древние до сих пор были отмечены в правобережье Днепра и Ворсклы. Весной на зольниках жгли «хлам» (от «слам» - солома), проводились ритуа-

лы, делались жертвы. Ритуальные костры, особенно первомайские, зажигались с целью отпугнуть нечистую силу - ведьм. Возможно, пещеры у с.Ширяево в Жигулях с находками большого количества медвежьих костей тоже имеют культовое языческое значение, как свидетельство медвежьего культа, связанного с культом Волоса (Велеса). Всё в целом свидетельствует о наличии древнейшего крупного языческого комплекса в районе Жигулей.

Нужно добавить, что название с.Новодевичье к языческой тематике Жигулей отношения не имеет, оно более позднее и пришло из Москвы.

В Сызранском районе есть скала Чёртов палец из причудливых скал естественного происхождения. В верховьях р.Усы, в Старорачейском лесу, встречаются многочисленные скалы-останцы, которые напоминают то коня, то лягушку, то человека. Так их иногда и называют. Среди них выявлен культовый объект чувашей - Камень Иубейде-Тяуле, священное место «людей-филинов», «мохнатых обезьян», упате, упете (то есть, леших).

Название «Девьи» прослеживается по всему Поволжью. В Нижнем Поволжье, Саратовской области, районе Актарска, есть с.Дивовка; располагается оно в долине р.Медведицы, где есть ещё с.Красный Яр и Лысые Горы, и все по правобережью Волги. А напротив г.Балаково, стоящего на левом берегу, по правобережью, Хвалынские горы сменяются Девичьими; там же, в Саратовской области, по правому берегу Волги, ниже г.Вольск тянутся Змеевы (Змиевы) горы. Они упомянуты в «Книге Большому Чертежу» 1627 г.: «А по нагорной стороне по Волге от усть реки Свияги и до усть реки Самары, и до Царицына берегом горы Юрьевы, и Девичьи, и Змеовые». Иногда краеведы путают их с Жигулёвскими. Но в более общем смысле они, возможно, правы: судя по всему, все горы по правому берегу Волги, по крайней мере, от Жигулей до Хвалынских гор назывались Девичьими.

Обратимся теперь к р. Дон, соседу Нижней Волги. В Воронежской области впадает в него небольшая р.Тихая Сосна. Ниже этого места, по берегу Дона, располагается Дивногорье. Это меловые берега Дона. Есть горы Дивы -Большие и Малые Дивы. А выше, по тому же берегу, невдалеке, впадает в Дон р. Девица. А ещё подальше - другая р. Девица, впадающая в р.Воронеж, и на ней есть два села - Девица и Нижнедевицк.

Рассмотрим Верхнее Поволжье. В южной части Нижегородской области, почти на границе с Мордовским заповедником и Мордовией, близ г.Саров, есть с.Дивеево (корни «сар» и «див» означают «леший»), В 10 км от г.Углич в Ярославской области находится с.Дивная Гора, а в Угличе стоит Успенская церковь, имеющая ещё и второе название - Дивная (церкви захватывали места древнейших языческих святилищ). Выше г.Ярославля, на берегу Волги, расположено с.Диево-Городище. В Тверской области, широко известны Девьи камни - древнейшие языческие капища, а на правом берегу Волги (Иваньковского водохранилища) стоит с.Юрьево-Девичье.

Историки и этнографы полагают, что до середины 17-го века в районе Самарской Луки была окраина России. Первые, наиболее древние, селения русских находились на правом берегу Волги, на Самарской Луке, где расположены Жигулёвские горы. Там же и наиболее древние русские топонимика и мифология, если точнее, то русскоязычная и русскокультурная, поскольку

там жили не только русские, но и чуваши, и мордва, и другие народности. Не случайно в 16-м веке на левом берегу, в Заволжье была построена город-крепость Самара для укрепления рубежей России, поскольку левобережные земли были в распоряжении башкир, и они платили за них оброк. Самыми ранними русскими переселенцами в Самарский край были представители северорусской группы с Волго-Камья, Верхней Волги - из-под Казани, Нижнего Новгорода, Симбирска. Их влияние ощущается в этнографии и фольклоре. Было бы логично, если бы следы их влияния сохранились и в топонимике. Они, действительно, есть.

Священные горы с названием Девичья и Девин распространены по всему славянскому миру и нередко с ними связаны древние ритуальные традиции. Древнее славянское городище-святилище Девичья гора на Днепре у с.Триполье - точная копия Молодецкого кургана в Жигулях. А ведь совсем рядом с Молодецким курганом находится, как мы знаем, Девья гора. Горы, которые назывались Девьими, выбирались по определённым признакам: они должны были быть достаточно дикими, в меру высокими, желательно с оврагами и лесом и обязательно с крупными камнями, из которых можно было бы сложить языческие культовые сооружения.

То есть, Девьи (в данном случае, Жигулёвские) горы - это Лешьи горы (или Лешачьи, Лешачихины, Русалочьи). Близкие по смыслу и звучанию топонимы прослеживаются также до стран Западной Европы, Прибалтики, побережья Северного Ледовитого океана, Урала и Сибири.

Близко к Девьим и Дивьим горам понятие Лысых гор. В Жигулях, вблизи устья Морквашинского оврага, возвышается Лысая гора. На ней есть просторная пещера и древнее городище в виде остатков укреплений. По преданию, в 1722 г. на эту гору поднимался царь Петр Первый; бывали тут также художник И.Е.Репин и краевед Д.Н.Садовников. Рядом с Девьей горой там же располагается гора Плешка (то есть плешивая, лысая); сравните с известным языческим урочищем «Ярилова Плешь». Здесь же, в устье Усы, находится гора Лепёшка (Усинский курган), на которой, по преданию, жили двенадцать сестёр-богатырок. Названия близрасположенных гор Лепёшка и Плешка не только созвучны, они монофункциональны, то есть использовались в язычестве в одних и тех же целях. Название Лепёшка, вероятно, вторичное и производное от Плешки, то есть, Лысой горы. И ещё рядом находится г.Печора (от слова «пещера»). Внешний вид у неё тот же, что у Лысой горы, Молодецкого кургана и Лепёшки, только с пещерами. Очень популярна у жителей Самары другая Лысая гора, которая находится напротив Жигулей, на другом, левом берегу Волги, в устье Студёного оврага, в окрестностях города.

В Шелехметско-Новинской пойме на Самарской Луке есть оз.Марец (с ответвлением Малый Марец). Название это может быть произведено как от "морцо" - маленькое море, так и от "марь" - болото, и от "мор", "замор". Ранее предполагалось, что наиболее вероятно последнее объяснение ("мор", "замор"). Топонимы "Морцо" известны на севере и северо-западе России, ближе к морям; то есть, было с чем сравнивать - с большим морем. Название карстового озера Японморе на Самарской Луке местные жители объясняют тем, что в этом водоёме якобы утонул мордвин Япон; название ироническое, так как

озеро мелкое. Но мы знаем, что у славян существовало название лешачихи -мара (маруха, мора, морока, полуночница). От этого корня происходят слова «кошмар» и «морок» (обман глаз, иллюзия), морочить, а также, возможно, и марь, марево - болото и иллюзия. В Самарском регионе встречается фамилия Марухин.

В Пензенской области есть р.Марарайка, урочище Марлар, с.Маровка, овраг Моралейка; эти названия пытаются объяснить финно-угорским (мордовским) и тюркским происхождением. На территории Татарии, по левому берегу р.Малый Черемшан, находятся р.Мараса и с.Кульбаево-Мараса, названия до сих пор не были расшифрованы. Река Маруха есть в бассейне р.Кубань, из её долины начинается Марухский перевал через Главный хребет в западной части Большого Кавказа. Мара (мора), так же, как див и дива, не только славянские, но и европейские мифологические персонажи, в значительной мере интернациональные. Болото по-французски звучит аналогично - марэ (marais). В Париже существует богатый район Марэ, возникший на болоте. И фамилии во Франции есть соответствующие.

Период языческой культуры в Самарском регионе - «белое пятно» исторического краеведения. Он является как бы промежуточным между археологическим и историческим (по письменным источникам) и до сих пор был практически неизвестным в регионе. Тем не менее, именно знание о древнейшей, так называемой языческой, культуре может значительно помочь сохранению природно-культурного комплекса Самарской Луки как аборигенная форма культуры, в значительно большей степени экологизированная, природная и мудрая, чем насильственно интродуцированное и коряво адаптированное в Среднее Поволжье, как и по всей Руси, христианство, которое в настоящее время осуществляет новую насильственную экспансию как на территорию Самарской Луки (например, в урочище Каменная Чаша) в Правобережье Волги, так и в Левобережье - территории древней тюркской культуры. Культура древнейших аборигенных народов Среднего Поволжья, прежде всего, финно-угорских (мордвы, марийцев) и частично тюркских (татар, чувашей, казахов, башкир) лежит в основе славянской культуры. Насильственное внедрение христианской культуры в Среднее Поволжье и уничтожение древнейшей языческой культуры ничем не отличимы от аналогичного христианского вторжения и уничтожения культуры и народов древних индейских цивилизаций в Южной и Центральной Америке.

Важно подчеркнуть, что основным языческим божеством многих народов считалось реальное биологическое живое существо, которое христианская церковь объявила своим основным идеологическим противником. Древние люди, в отличие от современных, это хорошо понимали.

SAMARA LUKA AS THE LARGE CENTER ARCHSLOVENLY PAGAN CULTURE

© 2009 A.V.Vinogradov

On the basis of the analysis of toponymies Samara Luka the conclusion about formation here the large center archslovenly pagan culture is done.

Keywords'. Samara Luka, culture, folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.