Научная статья на тему 'Использование литературно-краеведческих материалов при изучении жанра преданий в 7 классе'

Использование литературно-краеведческих материалов при изучении жанра преданий в 7 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
846
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Старостина М. Е.

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем в современной методике преподавания литературы: использование литературно-краеведческих материалов при изучении жанров русской несказочной прозы. Автор предлагает уроки внеклассного чтения в форме заочной экскурсии с использованием материала преданий. В работе даётся анализ школьных программ по изучению несказочной прозы, определение преданий как жанра фольклора, их характеристика и основные сборники преданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF LITERARY AND REGIONAL STUDIES MATERIALS TEACHING GENRE OF LEGENDS IN THE SEVENTH GRADE

The article considers one of the urgent problem in present method of teaching Literature: the use of literary and regional studies materials teaching of genres of Russian nonfairy prose. The author proposes lessons of out-of-class reading in an extra-mural excursion form with using legends materials. Analyzing school schemes on studying nonfairy prose, defining legends as a genre of folklore, their characteristics and main collections of legends is presented.

Текст научной работы на тему «Использование литературно-краеведческих материалов при изучении жанра преданий в 7 классе»

УДК82:398 (07)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖАНРА ПРЕДАНИЙ В 7 КЛАССЕ

© 2008 М.Е.Старостина

Самарский государственный педагогический университет

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем в современной методике преподавания литературы: использование литературно-краеведческих материалов при изучении жанров русской несказочной прозы. Автор предлагает уроки внеклассного чтения в форме заочной экскурсии с использованием материала преданий. В работе даётся анализ школьных программ по изучению несказочной прозы, определение преданий как жанра фольклора, их характеристика и основные сборники преданий.

Важное место в школьном курсе литературы занимает фольклор. Устное народное творчество, зародившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев - защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Произведения фольклора дают школьникам возможность постигнуть самобытный нравственный уклад русского народа, его обычаи и традиции, приобщают подрастающего человека к духовной культуре.

В современных школьных программах по литературе изучаются разные фольклорные жанры: сказки, пословицы и поговорки, загадки, былины, исторические песни. Однако, по нашему мнению, незаслуженно мало внимания уделяется несказочной прозе. Анализ наиболее востребованных программ по литературе показал, что эти жанры русского фольклора представлены незначительным количеством произведений, изучаются бессистемно или не изучается вовсе.

В программе под редакцией Г.И.Белень-кого и Ю.И.Лыссого в тесной связи с мифами предлагаются к изучению легенды русского народа1. В пятом классе школьники изучают легенды: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Никитушка Ломов». Внимание учащихся обращается «на своеобразное сочетание в легенде

1 Литература: программа по литературе для общеобразо-ват. учрежд. 5 - 11 кл. / Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Под ред. Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Мнемозина, 2006. - С.9.

рассказов о реальных и фантастических событиях, которое придаёт ей особую поэтичность и занимательность, на то, что в легенде более явственно, чем в мифе и сказке, слышится голос безвестного автора, его оценка событий и поступков героев»2. В программах под редакцией В.Г.Маранцмана, А.Г.Кутузова, Т.Ф.Курдю-мовой вовсе не предполагается знакомство с ними.

Системность в изучении жанров русского фольклора отличает программу под редакцией В.Я.Коровиной. Знакомство с русской несказочной прозой начинается в седьмом классе. Предание рассматривается как «поэтическая автобиография народа». Особое внимание уделяется историческим событиям и историческими лицам в таких преданиях, как «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы» и «Пётр и плотник»3. Тема истории российского государства и народа объединяет жанры предания и былины. Авторы программы считают необходимым на уроках литературы в восьмом классе развивать у школьников представления о предании как «историческом жанре русской народной прозы», изучать особенности содержания и формы жанра. Основные герои преданий - Пугачёв и Ермак. Учащиеся рассматривают предания через призму уже изученных жанров народной песни и частушки. Данные жанры впоследствии могут стать основой для изуче-

2 Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя / Под ред. М.А.Снежневской. - М.: Мнемозина, 2000. -С.63.

3 Литература: программа по литературе для общеобра-

зоват. учрежд. 5-11 кл., 10 - 11 кл. / Под ред. В.Я.Коровиной. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - С. 28.

ния думы «Смерть Ермака» К.Ф.Рылеева, «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, поэмы С.А.Есенина «Пугачёв»4.

Между тем, устные народные рассказы -легенды, предания, былички и сказы составляют широкий и в высшей степени интересный пласт народной словесной культуры. Неизменной популярностью пользовались они и у многих русских писателей. Великие писатели -Тургенев и Толстой, Лесков и Платонов отдавали должное устным рассказам. Так в рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенев со всей полнотой передал поэзию быличек и бывальщин. Н.С.Лесков создавал свои произведения в духе жанра рабочего сказа, широко использовал жанры легенды и предания и в «Запечатленном ангеле», и в своих рассказах о праведниках («Несмертельный Голован», «Левша» и др.). Уральские рабочие сказы и предания легли в основу сюжетов и стилистики сказов П.П.Бажова.

Несказочные жанры русского фольклора -предание, легенда, быличка, сказ - различаются по тематике, композиции и образно-стилевой структуре. Попытки разграничения отдельных видов были сделаны Н.Е.Ончуковым, Б.М. и Ю.М.Соколовыми, а в настоящее время С.Н.Азбелевым, В.К.Соколовой, Л.С.Шепта-евым. Исследованием жанровых особенностей быличек и бывальщин, мифологических персонажей, сопоставлением сказки и былички занимались учёные: С.В.Максимов, В.П.Зиновьев, Э.В.Померанцева, И.А.Разумов. Значительный вклад в изучение легенд сделали: А.Н.Веселовский, В.Л.Комарович, С.НАзбе-лев, К.В.Чистов.

Среди жанров русской несказочной прозы выделяются предания и легенды. Они всегда привлекали внимание исследователей и широкого круга читателей своим ярким содержанием. Записи преданий появились уже в первых летописных сводах. История их публикаций начинается с конца XVIII века. В дальнейшем материал о значительных событиях и лицах прошлого служил важным источником для воссоздания истории края и характеристики воз-

зрений местного населения5. Об этом свидетельствуют сборники преданий XIX века: «Украинские народные предания» П.Кулиша (1847), «Малорусские народные предания и рассказы» М.Драгоманова (1876), «Русский народ, его обычаи, обряды, предания и суеверия» М.Забылина (1880)6.

Немало преданий печаталось в газетах и журналах того времени: «Беседа», «Нива», «Этнографическое обозрение», «Север», «Живая старина», «Олонецкие губернские ведомости» и др. Например, представляет интерес статья Д. Н. Садовникова о волжских преданиях Жигулей и Усолья в журнале «Беседа» за 1872

год7.

Текстовый материал местных преданий вошел в ряд фольклорных сборников наряду со сказками, легендами, сказами и быличками. Необходимо отметить такие издания двух прошлых столетий, как «Сказки и предания Самарского края» Д.Н.Садовникова8, «Северные сказки» Н.Е.Ончукова9, «Сказки и предания Северного края» И.В.Карнауховой10, «Сказки и предания казаков-некрасовцев»

Ф.В.Тумилевича11 и др. Например в сборнике Д.Н.Садовникова большинство преданий связано с историей Поволжья и это определяет региональную неповторимость собранных материалов.

Большое значение для систематизации записей и изучения жанра преданий имеют публикации Русского географического общества по отделению этнографии.

Немало преданий и комментариев к ним содержится в путевых заметках и описаниях этнографов и путешественников: И.И.Лепёхина, П.И.Якушкина, А.Олеария и др. В их

Литература: программа по литературе для общеобразо-ват. учрежд. 5-11 кл., 10 - 11 кл. / Под ред.

B.Я.Коровиной. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2007. -

C.37.

Соколова В.К. Русские исторические предания. - М.: Наука,1970. - С. 3.

6 Кулиш П. Украинские народные предания. - М.: 1847; Драгоманов М. Малорусские народные предания и рассказы. - Киев: 1876; Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. - М.: 1880.

7 Садовников Д.Н. Жигули и Усолье на Волге // Беседа. -1872. - №11. - Отд. 2. - С.60.

8 Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д.Н.Садовниковым / Вступ. ст., указатели, коммент. Е.А.Костюхина. - СПб.: Тропа Троянова, 2003. (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. - Т. 10).

9 ОнчуковН.Е. Северные сказки. - СПб.: 1908.

10 Карнаухова И.В. Сказки и предания Северного края. -М.: 1934.

11 Тумилевич Ф.В. Сказки и предания казаков-некрасовцев. - Ростов-на-Дону: 1961.

трудах мы найдём немало интересных сведений: этнографических описаний, рассказов очевидцев и участников исторических событий, сохранившихся в поколениях преданий. Приведем примеры. В «Описании путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» Адама Олеария мы можем познакомиться с древними преданиями о змееборчест-ве12. Записанное им в XVII веке на Нижней Волге предание повествует о происхождении Змеевых гор. И.И.Лепёхин писал о возникновении Царёва кургана на левом берегу Волги. Он похож на искусственный курган, созданный человеческими усилиями по приказу Стеньки Разина. Эта «достопамятная громада» служила ему защитой и убежищем13.

Наиболее значительные исследования жанра принадлежат С.Н.Азбелеву14, В.К.Соколо-ой15, Н.А.Криничной16.

С.Н.Азбелев рассматривает предание как «созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов... Предание оценивает и осмысляет передаваемые факты с обществен-

17

ной точки зрения» .

В.К.Соколова указывала на нечёткость критериев для разграничения отдельных видов несказочной прозы, отсутствие единства в терминологии западных и отечественных фольклористов. Например, по-разному употребляются и понимаются такие термины, как «предание» и «легенда». По её мнению, С.Н.Азбелев легендой считает любой устный рассказ фантастического характера, а К.В.Чистов, в свою очередь, отмечая разное применение термина «легенда», сам употребляет его «в приложении

12 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб.: 1906. - С.79.

13 Дневниковые записки путешествия доктора академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. Ч.1. - СПб.: 1795. - С.235

14 Азбелев С.Н. О подразделениях несказочной прозы// Фольклор народов РСФСР. - Уфа: 1978. - С. 28 - 37.

15 Соколова В.К. Русские исторические предания. - М.: Наука,1970; Соколова В.К. Типы восточнославянских топонимических преданий // Славянский фольклор. - М.: Наука, 1972. - С.202 - 233.

16 Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. - Л.: 1987.

17 Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текста и

коммент. С.Н.Азбелева. - М.: Русская книга, 1992. - С.6.

к устным народным рассказам социально-утопического характера» .

В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» даётся следующее определение: «предание - «устная летопись», жанр устной несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Учёные выделяют разные группы преданий: исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культу-рологические»19.

В русском фольклоре наиболее распространены исторические предания. С.Н.Азбелев пишет, что «в широком смысле историческими можно назвать все предания, посвященные жизни общества»20. Устные рассказы, как и данные исторической науки, основывались на рассказах реальных людей и очевидцев событий. В.К.Соколова утверждает: «Эстетическая функция всегда имела для них подчинённое значение. Важнее было, что передать, а не как рассказать; до слушателей надо было, прежде всего, довести самый факт и его смысл»21. С появлением летописей и хроник исторические предания теряют своё общественное значение. В связи с этим меняется и функция жанра: исполнитель стремится к занимательности своего рассказа, старается сделать его красивым, интересным.

С.Н.Азбелев, опираясь на исследования фольклористов современности и прошлых столетий, составил сборник народной прозы, где наряду с суеверными и этиологическими рассказами, баснями и легендами историческим

22

преданиям отведена большая часть книги22. Это одно из немногих изданий прошлого века, которое содержит богатый текстовый материал талантливых собирателей XIX - XX вв.: Н.Я.Аристова, А.Н.Афанасьева, Е.В.Барсова, Н.И.Костомарова, Д.Н.Садовникова, П.И.Яку-

18 Соколова В.К. Русские исторические предания. - М.: Наука,1970; С.4 - 5.

19 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. ИНИОН РАН. - М.: НПК «Интел-вак», 2003. - С.794.

20 Азбелев С.Н. О подразделениях несказочной прозы // Фольклор народов РСФСР. - Уфа: 1978. - С. 28 - 37. -С.30.

21 Соколова В.К. Русские исторические предания. - М.: Наука,1970. - С.260.

22 Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. С.Н.Азбелева. - М.: Русская книга, 1992.

шкина, В.М.Сидельникова, Н.Ю.Крупянской и других.

В фольклоре Самарского края легенды и предания занимают значительное место. В преданиях и легендах нашего региона звучат темы наиболее популярные у местных жителей: о возникновении Жигулевских гор и поселений, о Волге и ее малых реках, о бурлаках, о кладах и разбойниках, о Петре Первом, Ермаке, о предводителях крестьянских восстаний -Стеньке Разине и Емельяне Пугачёве. Предания о Разине и его соратниках составляют большую часть устных рассказов. Они были собраны Д.Н.Садовниковым, М.А.Емельяновым,

23

В.М.Сидельиковым и В.Ю.Крупянской и др. Исключительная популярность Стеньки Разина у жителей Самарскоо края объясняется несколькими причинами: во-первых, он всегда выступал в роли заступника народа, во-вторых, события крестьянского восстания под предводительством Разина действительно разворачивались на территории Самарской Луки, в-третьих, очевидцы событий разинского движения передавали предания о событиях того времени из поколения в поколение.

Ю.М.Соколов отмечал исключительную популярность образа самого Разина и фольклора о нём не только у народа, но и в среде интеллигенции: исследователей, писателей и художников. Учёный ссылается при этом на работу Н.К.Пиксанова «Социально-политические судьбы песен о Степане Разине» и увлечение А.С.Пушкина фольклором о нём. Поэт считал Разина «единственным поэтическим лицом

24

русской истории» . Поэтому фольклор о крестьянских войнах прошлого имеет большое значение для изучения истории мировоззрения народа, социально-политических взглядов и идеалов широких масс в целом.

По мнению составителей сборника «Волжский фольклор», предания Самарского края о Степане Разине распадаются на две группы:

Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д.Н.Садовниковым / Вступ. ст., указатели, коммент. Е.А.Костюхина. - СПб.: Тропа Троянова, 2003. (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. - Т.10); Степан Разин на Волге / Сост. М.А.Емельянов. - Куйбышев: Куйбышевское областное гос.изд-во, 1939; Волжский фольклор / Сост. В.М.Сидельников, В.Ю.Крупянская, предисл., под ред. Ю.М.Соколова. - М.: Сов. писатель, 1937.

24 Соколов Ю.М. Русский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1941. - С.272.

рассказы героического характера и легенды о кладах и урочищах, связанных с именем Разина. Как в тех, так и других отсутствует реальное, историческое содержание - поход Разина, казачья среда с её взаимоотношениями и т.д. Это скорее местные предания с ярким отображением торговой жизни на Волге и бурлачества. Основной сюжет героических устных рассказов - нападение Разина на расшивы богачей и сбор с них пошлины. В большинстве вариантов над образом Разина как защитника бедняков и мстителя превалирует Разин-атаман разбойничьей ватаги, чародей-кудесник. Характерные мотивы: езда на лодке посуху, заговорённые лодка и клады, волшебный камень, кошма-самолёт и т.д.25

Опыт работы в 7 - 8 классах показывает необходимость опоры в организации исследовательской деятельности на тесный личностный контакт учащихся с материалом исследования (совпадение интересов, учёт возрастных особенностей развития учащихся, их потребностей). Это ярче всего проявляется при изучении тем, связанных с литературным и художественным краеведением. Одна из таких тем может быть связана с именем казака Стапана Разина и рассмотрена на материале преданий Самарского края в 7 классе на уроках внеклассного чтения. Литературно-краеведческий материал о Разине позволяет закрепить начальные представления учащихся об изучаемом жанре.

Судьба вольного казака Степана Тимофеевича Разина, оценка его поступков народом будут особенно интересны учащимся 7 классов в ходе чтения и анализа преданий Самарского края. Самое увлекательное и в истории, и в литературе для данного возраста - «человеческое проявление, мотивы поступка героев» (В.Г.Маранцман). В этот период отмечается активность читательского воображения. Всплески воображения обычно связаны со знакомой по жизненному опыту ситуацией26. Особенно привлекают семиклассников такие мотивы ра-зинской прозы, как Разин - благородный разбойник и Разин-волшебник, стряхивающий оковы.

Волжский фольклор / Сост. В.М.Сидельников, В.Ю.Крупянская, предисл., под ред. Ю.М.Соколова. - М.: Сов. писатель, 1937. - С.192.

26 Методика преподавания литературы: Учебник для пед.

Вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - С.100 - 101.

Мы предлагаем нетрадиционные по форме уроки - заочная фольклорно-краеведческая экскурсия с элементами литературно-музыкальной композиции по теме «По следам волжской вольницы Степана Разина» в 7 классе. Планируемое время по теме - два часа. Личностное включение школьника в процесс обучения, установление приоритета творческого начала в процессе обучения, совмещение в учебной деятельности анализа и синтеза, вариативности и интегративности, включение рефлексивного начала - обуславливают потребность в создании таких форм урока, которые предполагают углубленное изучение предмета и способствуют обобщению знаний по изученной те-

27

ме .

Уроки внеклассного чтения «По следам волжской вольницы Степана Разина» (2 часа).

Цель: познакомить учащихся с преданиями Самарского края о Степане Разине.

Учебные и воспитательные задачи: о развивать умения по работе с литературными и художественно-краеведческими материалами;

о формировать творческие умения, связанные с анализом и интерпретацией преданий;

о развивать умения по пересказу художественного текста с использованием репродукций картин, фотографий;

о воспитывать бережное отношение к культурному и природному наследию родного края.

Методические советы. О необычайной популярности донского казака Степана Разина свидетельствует большое количество песен, рассказов, преданий, легенд. В ходе уроков внеклассного чтения перед учителем стоит основная задача: открыть учащимся красоту звучащего слова преданий Самарской Луки, в которых отразились мечты и чаяния русского народа, беспристрастный взгляд на историю и исторических деятелей.

Форма урока - заочная экскурсия - позволит учащимся 7 класса познакомиться не только с историческими преданиями о Разине, бы-

Рогожина И.В. Использование материалов литературного краеведения на уроках внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина // Изучение А.С.Пушкина в школе и вузе (региональный компонент: Пушкин и Самара): Учебно-метод. пособие для преподавателей и студентов. - Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007. -С.66 - 67.

товавшими на территории Самарского края, но и проследить по карте, где они записаны. Расширяют представления о географии местности наглядные материалы путеводителя по Самарской Луке, комплекты фотографий издательства «Агни», а также фотографии самих учащихся. Для реализации задач уроков необходимо и привлечение художественно-краеведческих материалов смежных видов искусства. Более глубокому постижению образа предводителя крестьянского восстания и его соратников способствуют картины В.И.Сурикова «Степан Разин» (1906 г., Русский музей), «Голова гребца. Этюд

для картины «Степан Разин» (1905, Красно-

28

ярск) , «Казак в лодке», этюд «Гребец» (1904,

29

Самарский художественный музей)29. Использование записей народных песен «Из-за горной сторонушки.» и песен на стихи Д.Н.Садовникова «Свадьба» и А.А.Навроцкого «Утес Стеньки Разина» («Есть на Волге утес.») в исполнении Волжского народного хора, фольклорного ансамбля «Древо» или самих учащихся поможет им проникнуть в мир лирических переживаний о судьбе атамана и его сподвижников.

Основу уроков составляет литературно-краеведческий материал из книг: «Сказки и предания Самарского края», собранные Д.Н.Садовниковым, «Жемчужины Жигулей. Легенды, сказы, предания», «Волжский фольклор», «Степан Разин на Волге», путеводитель по Самарской Луке, карта Самарской Луки, комплекты открыток по Самарскому краю.

Учащиеся, объединенные в группы по 2 - 3 человека, получают задания, которые выполняют под руководством учителя и самостоятельно. Распределяя задания, учитель использует индивидуально-дифференцированный подход. Сложный материал готовят сильные учащиеся, например, анализ преданий, сравнительный анализ стихотворений. Можно использовать и другой вариант: в группы объединяются как сильные, так и слабые учащиеся.

Материалы к уроку:

1-я группа. Дать историко-краеведческую справку (сообщение) на тему: «Степан Тимофеевич Разин на Волге». Знакомство с картой Самарской Луки: общий обзор.

Машковцев Н.Г., В.И.Суриков. - М.: Искусство, 1994. -С.127 - 132.

29 Володин В. Суриков в Самарском крае // Самара, музей,

художники. - Самара: 1997. - С. 185 - 206. - С. 185 - 206.

2-я группа. Сделать сообщение о собирателях преданий о Степане Разине в Самарском крае: И.И.Лепехин, Д.Н.Садовников, В.М.Си-дельников, В.Ю.Крупянская, М.А.Емельянов. Ответить на вопрос: В чём видят притягательность образа атамана Степана Разина собиратели волжского фольклора? Исследование маршрутов собирателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-я группа. Чтение и анализ преданий

30

Д.Н.Садовникова «Про Стеньку Разина» . Прочитайте сводный текст преданий и выделите их сюжеты, определите отношение народа к Разину. Объясните наличие сказочных мотивов волшебной сказки в преданиях: герой сражается с чудовищем, получает способность понимать язык животных и птиц.

4-я группа. Дать характеристику образа Степана Разина в преданиях Д.Н.Садовникова. Ответить на вопрос: Почему Степан Разин наделяется магическими способностями? Допустимы ли подобные мотивы в предании как жанре фольклора? Аргументируйте ответ. Подготовить выразительное чтение преданий.

5-я группа. Познакомиться с картой и путеводителем Низкого Заволжья. Просмотр достопримечательностей этого района Самарской Луки: Змеиный затон, скала Вислый Камень, село Аскулы, Аскульский овраг, пещера Опкан. По народным преданиям в недрах этой пещеры хранятся сокровища Стеньки Разина. Подготовить выразительное чтение предания «Платочек Стеньки Разина». Предание записано в волжском селе Аскулы со слов охотника П.И.Соскова31.

6-я группа. Познакомиться с картинами В.И.Сурикова «Степан Разин» (1906) (Русский музей), «Казак в лодке», этюд «Гребец» (1904) - Самарский художественный музей.

Внимательно рассмотрите картины. Каким изображён Степан Разин у Сурикова? Таким ли вы его себе представляли? Подробно опишите фигуру Разина: лицо, выражение глаз, поза, одежда. Соответствует ли описание атамана в картине Сурикова народным представлениям о

30 Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д.Н.Садовниковым / Вступ. ст., указатели, коммент. Е.А.Костюхина. - СПб.: Тропа Троянова, 2003. (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. - Т. 10). -С.321 - 339.

31 Степан Разин на Волге / Сост. М.А.Емельянов. - Куйбышев: Куйбышевское областное гос.изд-во, 1939. - С.30

- 32.

Разине в преданиях? Рассмотрите картины «Гребец» и «Казак в лодке». Опишите соратников Разина в данных этюдах и картине «Степан Разин». Найдите сходства и отличия.

7-я и 8-я группы. Познакомиться с картой и достопримечательностями Южной окраины Луки: гора Лбище, остров Мордово, с. Мордо-во, с. Брусяны (основано в 1650 году, бывшее Козьмодемьянское), Большая Рязань, Переволоки.

В двух километрах ниже села Брусяны в Волгу впадает Попов овраг. В его устье находится вход в пещеру Степана Разина, скрытый густыми зарослями боярышника, неподалеку от утеса Степана Разина. В XVII веке, по преданию, эта пещера вмещала всадников на лошадях. Заметив торговые челны в верхнем течении Луки, волжские разбойники спешили по короткому пути к ее нижнему изгибу, успевая устроить засаду огибающим Жигули купцам. По Брусянскому оврагу будто бы проходила

32

даже «Дорога Степана Разина»32.

Село Большая Рязань основано около 1670 г. Одна из достопримечальностей - Этнографический музей. В 2,5 км к востоку от села в Большерязанском лесу на стрелке сохранились остатки укрепленного городища, известного как «Городок Разина («Разин-Городок», «Стенькин Городок», Большерязанское городище) По преданию, здесь скрывались казаки легендарного разбойника33. Познакомиться с картой окрестностей села Переволоки. С незапамятных времён это место служило для сухопутной переправы судов, позволяющей сократить путь на двести километров. В старину челны переправлялись волоком, с использованием тяглового скота. Отсюда и название Телячий перекат самого узкого места перешейка и села Переволоки на нем. Возникло оно в 1614 году как укреплённая монастырская слобода Переволоцкая (Переваловка). Позже село именовалось Покровское по престолу местной церкви, руины которой сохранились и по сей день. Известно, что разинцы переволакивали здесь суда34. Исполнить или прослушать народную песню на слова Д.Н.Садовникова «Свадьба» (Из-за острова на стрежень...»). Как характеризует Разина его поступок?

32 Самарская Лука: путеводитель / Ред. А.Шепелев. - Самара: Издательский дом «Агни», 2007. - С.34 - 35.

33 Там же. - С.35.

34 Там же. - С.36, 38.

2 урок: «По следам волжской вольницы Степана Разина» (продолжение темы).

9-я группа. Сделать сравнительный анализ предания Д.Н.Садовникова «Стенькина трубка» и поэмы самарского поэта Н.Жоголева «Трубка Разина». Образ Жигулей в произведениях. Какое значение имеет поэтический образ дымящейся трубки Стеньки Разина?

10-я группа. Работа с путеводителем по Самарской Луке и фотографиями видов ее окрестностей. Западные Жигули. Познакомиться с достопримечательностями данного района Самарской Луки: Жигулёвские горы, село Жигули, Молодецкий курган (242 м), село Мор-кваши, Лысая гора (203 м), утес Сокол, посёлок Бахилова Поляна, Малая и Большая Бахиловы горы, утёс Шелудяк, посёлок Зольное, Стрель-ная гора (371 м.).

Территория Западных Жигулей является одной из самых живописнейших мест Самарской Луки. В этом месте Волга делает резкий поворот на восток, огибая семидесяти пятиметровую гряду Жигулёвских гор.

С востока над Заливом Жигули возвышается легендарный Молодецкий курган, рядом с ним находится меньшая Девья гора (Девичий курган, Девичья гора). С вершины горы открывается великолепная панорама Самарского водохранилища и города Тольятти на противоположном берегу.

Исторически установлено, что на кургане стоял лагерь Степана Разина, с именем которого связаны легенды и предания о бездонном колодце в теле горы, о пещере с сокровища-ми35. Неудивительно, что жители этой местности сохраняли и сохраняют предания о казацкой вольнице.

Под своим современным названием Жигулёвские горы впервые описаны на страницах знаменитого труда академика П.С.Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи». Из хронологии событий следует, что название гор является производным от села Жигули, основанного в шестидесятых годах XVII века. Село получило название от имени первопоселенца Семёна Григорьевича -Сёмка Григорьев сын Жегуль». По другой версии, слово это происходит от тюркского «дже-гуле (джигули)», означающего «запряжённый» и подразумевающего бурлаков или место их

35 Там же. - С.40 - 41.

массового обитания36. «Название Жигули местное население производило и от пытки, применявшейся многочисленными в этих местах разбойниками, - тех, кто не говорил им, куда спрятал деньги, они «жги на вениках». «В прежнее время, слышь, в этих местах людей жгли, с той поры вот нас и дразнят этим: жегу-лёвцы да жегулёвцы», - говорил

37

Д.Н.Садовникову семидесятилетний старик» .

Недалеко от посёлка Бахилова Поляна, в районе Морквашей, выступает утёс Шелудяк, названный в честь соратника Степана Разина атамана Фёдора Шелудяка. По преданию, легендарный атаман устроил на этом утёсе наблюдательный пункт. Известно, что после разгрома в 1670 году под Симбирском остатки ра-зинцев отступали вниз по Волге, и один из от-

38

рядов был разбит вблизи Морквашей . Одно из преданий гласит о том, что отважный атаман Шелудяк, спасаясь от погони царских стрельцов, бросился вниз с утёса. Беззвучно раскрылись каменные горы, бережно приняла его в прохладные недра Хозяйка Каменных гор. Без солнца, без своей вольницы, без певучих ветров над Волгой стал он скоро чахнуть. Так и погиб Фёдор Шелудяк за толщей гранитных глыб в смертной тоске по горячему солнцу. С той поры неутешна Хозяйка гор. И по сей день стекают в Каменную Чашу её прозрачные слёзы. Помрачнел и утёс, названный в честь атамана. В безлунные осенние ночи вздыхает он, потому что и камню тяжка память о жестокой судьбине героя.

Подготовить анализ предания самарского

39

писателя В.Балашова «Утёс Шелудяк» .

11-я и12-я группа. Исполнить или прослушать запись народной песни «Из-за горной сторонушки.. ,»40. Песня записана М.А.Емельяновым в селе Мордово со слов крестьянина В.Д.Ерузаева.

36 Самарская Лука: путеводитель / Ред. А.Шепелев. - Самара: Издательский дом «Агни», 2007. - С.54.

37 Соколова В.К. Типы восточнославянских топонимических преданий // Славянский фольклор. - М.: Наука, 1972. - С.202 - 233. - С.226.

38 Самарская Лука: путеводитель / Ред. А.Шепелев. - Самара: Издательский дом «Агни», 2007. - С.54.

39 Жемчужины Жигулей. Легенды, сказы, предания / Сост. С.Кузьменко. - 3-е изд., доп. - Куйбышев: Куйбышевское книж. изд-во, 1982. - С.35 - 36.

40 Степан Разин на Волге / Сост. М.А.Емельянов. - Куйбышев: Куйбышевское областное гос.изд-во, 1939. - С.23.

Из-за горной сторонушки

Протекала Волга-матушка.

Как по этой Волге-матушке

Плыла лодочка изукрашена,

Молодцами изусажена.

На корме-то атаман с ружьём,

На носу-то есаул с копьём.

Посреди-то лёгкой лодочки

Тут лежала-то золота казна.

Как на этой золотой казне

Тут сидела красна девица.

Сделать сравнительный анализ преданий, записанных в с. Жигули: «Зимовье атамана»41 и «Зимовье Степана Разина»42.

13-я группа. Исполнить или прослушать запись известной в народе песни «Утес Стеньки Разина» («Есть на Волге утёс.»)43. Автор слов и музыки А.А.Навроцкий. Подготовить анализ текста.

14-я группа. Художественный пересказ предания самарского писателя Н.Степного «Мирный город»44.

15-я группа. Сделать сравнительный анализ стихотворений: А.С.Пушкина «Песни о Стеньке Разине» («Как по Волге-реке, по широкой.») и Д.Н.Садовникова «Свадьба45.

Творческое задание для всех учащихся: записать со слов родных и знакомых одну из известных им историй об историческом событии

или о происхождении географических названий (Волги, Жигулей и др.).

«Разбудить сферу чувств только словом, невозможно, помочь слову должны зрительные впечатления». Поэтому в ходе урока - заочной экскурсии «необходимо использовать показ, руководствуясь следующими правилами: строить его, обращаясь от известного к неизвестному, от общего к частному»46. С помощью ИКТ (интерактивной доски, проектора) мы показываем панораму города Самара, Самарской Луки, а затем обращаем внимание семиклассников на отдельные объекты, связанные с именем Степана Разина.

Таким образом, использование заочной фольклорно-краеведческой экскурсии способствует углубленному изучению жанра преданий и истории родного края.

41 Жемчужины Жигулей. Легенды, сказы, предания / Сост. С.Кузьменко. - 3-е изд., доп. - Куйбышев: Куйбышевское книж. изд-во, 1982. - С.117 - 118.

42 Степан Разин на Волге / Сост. М.А.Емельянов. - Куйбышев: Куйбышевское областное гос.изд-во, 1939. - С.34.

43 Жемчужины Жигулей. Легенды, сказы, предания / Сост. С.Кузьменко. - 3-е изд., доп. - Куйбышев: Куйбышевское книж. изд-во, 1982. - С.135 - 136.

44 Таж же. - С.130 - 133.

45Там же. - С.100, 120.

46 Стародуб К.В. Литературное краеведение в школе. -М.: Дрофа, 2003. - С. 14.

USE OF LITERARY AND REGIONAL STUDIES MATERIALS TEACHING GENRE OF LEGENDS IN THE SEVENTH GRADE

©2008 M.E.Starostina

Samara State Pedagogical University

The article considers one of the urgent problem in present method of teaching Literature: the use of literary and regional studies materials teaching of genres of Russian nonfairy prose. The author proposes lessons of out-of-class reading in an extra-mural excursion form with using legends materials. Analyzing school schemes on studying nonfairy prose, defining legends as a genre of folklore, their characteristics and main collections of legends is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.