Георгий Степанов,
журналист
САЛМАН РУШДИ ПРИЗВАЛ РЕФОРМИРОВАТЬ ИСЛАМ
Знаменитый индийский писатель Салман Рушди опубликовал в британской газете «Тайме» статью о «несоответствии ислама современной действительности». «Необходима мусульманская реформация для борьбы не только с идеологами джихада, но и с удушающей атмосферой традиционных семинарий. Нужно распахнуть окна закрытых общин и впустить столь нужный там свежий воздух», -заявляет он. Изложенный в статье взгляд на Коран и Пророка Мухаммеда не имеет ничего общего с утвердившимися в исламском мире канонами и догматами. Взгляд этот светский, исторический, просветительский, научный. Какой угодно - но не религиозный. Рушди рискует очень сильно, вероятно, не меньше, чем со своими скандальными «Сатанинскими стихами».
В феврале 1989 г., напомним, лидер Исламской Республики Иран аятолла Хомейни издал фетву, призывавшую казнить писателя за это «богохульное» сочинение. «Салман Рушди, враг ислама, приговорен к смерти. Я прошу всех мусульман привести в исполнение этот приговор -в любом месте, где они найдут отступника», - возвестил суровый старец. Рушди получил политическое убежище в Англии, где живет в особняке под круглосуточной охраной полиции. Однако сейчас, когда Лондон столкнулся с «бомбистами», когда число британских мусульман достигло 2 млн. (третья в Западной Европе община после Франции и Германии), Рушди едва ли может чувствовать себя в безопасности - даже под защитой британских спецслужб. Приговор имама Хомейни остается в силе.
В своей статье Рушди критикует премьер-министра Тони Блэра за непростительную политкорректность. «Нет такого понятия, как исламский террорист. Оно глубоко оскорбительно», - заявил Блэр в январе. Сейчас, после июльских терактов в британской столице, Рушди напоминает об этих словах. Писатель говорит, что «классический ислам объединяет огромную массу цивилизованных мужчин и женщин, однако находятся и исламофашисты». Рушди призывает изучать Коран как документ, как свидетельство грандиозных изменений в арабском мире в VII веке - перехода от кочевого, матриархального уклада к городской, патриархальной системе. На Пророка Мухаммеда, «успешного торговца»,
Рушди смотрит прежде всего как на человека. «Все идеи, даже священные, должны приспосабливаться к изменившейся реальности. Взгляд на Коран как на непогрешимое слово Божье сводит на нет
возможность аналитического ученого подхода», - говорит он.
* * *
Рушди редко появляется на публике. Хотя ему приходится бывать в Америке - в частности, в Нью-Йорке - по издательским делам. Не выдержав напряжения затворнической жизни, от Рушди ушла жена. В 1991 г. был убит переводчик «Сатанинских стихов» на японский язык. В 1993 г. норвежский издатель Рушди был ранен на пороге своего дома. На охрану писателя британское правительство тратит до 2 млн. долл. в год. Рушди считается незаурядным литератором, пишущим в стиле магического реализма, к которому относят Маркеса, Фаулза и даже Булгакова. В 1981 г. за роман «Дети полуночи» Рушди получил Букеровскую премию.
«Известия», М., 12 августа 2005 г.
Александр Галкин, доктор исторических наук ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ XXI ВЕКА
Эйфория, порожденная глобализацией, мало-помалу сходит на нет. Ее место занимает более взвешенное, реалистическое понимание того, что глобализация, как всякий глубинный процесс, происходящий в общественном организме, чревата не только позитивными, но и негативными результатами. Мало того, при определенных обстоятельствах отрицательные последствия изменений могут оказаться более заметными, чем положительные. И такая ситуация способна длиться достаточно долго. Не исключено, что нечто подобное имеет место сегодня. Во всяком случае - в том, что касается политической сферы. Ход событий конца прошлого - начала нынешнего столетия свидетельствует, что во многих странах, находящихся на различных ступенях экономического и политического развития, накапливается общественное недовольство. И этот процесс все очевиднее набирает темпы. Разумеется, он вызван не только глобализацией. На него работает