УДК: 391(470.22+474.2) ГРНТИ: 03.61.91 DOI: 10.15643^аеп^а.2017.8.005
САКРАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА ПРИБАЛТИЙСКО-ФИНСКОЙ ГРУППЫ НАРОДОВ НА ПРИМЕРЕ КАРЕЛ И ЭСТОНЦЕВ
Т. А. Абрамова, Ю. Н. Спиридонова
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва Россия, 430005 г. Саранск, ул. Большевистская, 68
Е1 Абрамова Татьяна Анатольевна - [email protected]
В статье исследуется традиционный костюм народов прибалтийско-финской группы (на примере карел и эстонцев). Автор указывает на актуальность изучения традиционной одежды по сравнению с остальными элементами вещественной культуры, поскольку именно она наиболее ярко сохраняет этнические особенности и народные традиции, характерные для того или иного этноса.
Ключевые слова: карелы, эстонцы, народный костюм, этнос, народ, одежда, традиция, орнамент, вышивка, обряды.
SACRED FUNCTIONS OF THE MATERIAL COMPONENTS OF THE TRADITIONAL COSTUME OF THE BALTIC-FINNISH GROUP OF PEOPLES ON THE EXAMPLE OF THE KARELIANS AND ESTONIANS
T. A. Abramova, Y. N. Spiridonova
Ogarev Mordovia State University 68 Bolshevistskaya St., 430005 Saransk, Russia
El Abramova Tatiana - [email protected]
The article examines the traditional costume of the peoples of the Baltic-Finnish group (for example, Karelians and Estonians). The author points out the relevance of studying of traditional clothes in comparison with other elements of material culture, as it most clearly preserves the ethnic features and folk traditions peculiar to one or another ethnic group.
Keywords: Karelians, Estonians, folk costume, ethnic group, people, clothes, tradition, ornament, embroidery, rituals.
Изучение народного костюма является актуальной задачей, и в первую очередь, это связано с национальными традициями, структурой общества, его иерархией, системой ценностей и т.д. Одежда - это отражение человека, его принадлежности к полу, возрасту, месту в социальной структуре. Особое место в одежде принадлежит народному костюму, поскольку он аккумулирует в себе традиции, обряды, эстетические нормы и многие другие аспекты образа жизни народа.
В языке национального орнамента находит отражение закодированный фрагмент картины мира, общественных ценностей, идеалов, необходимых для сохранения семьи, рода и потому копируемых столетиями без изменений. Искусство народной вышивки обладает даром долговечности, что обеспечивается не прочностью природных материалов, а постоянством воспроизведения [10, с. 99].
Карелы - финно-угорский народ, проживающий на территории Российской Федерации (Республика Карелия, Ленинградская область, Тверская область), а также за её пределами (восточная часть Финляндии). Карелы подразделяются на 3 субэтноста: ливвики, людики и тверские карелы.
Традиционный карельский костюм не отличается чрезмерной сложностью. У женщин он состоит из рубахи, сарафана и передника, важной частью является платок. У мужчин в основном рубаха, штаны и жилет. Предметы текстиля для карел носят важное не только бытовое, но и сакральное значение. Как правило, сакральное значение связано с основными вехами жизни человека. Особенно важным это значение является для женщины, так как она является пра-
родительницей рода [3, 5].
С рождения девочку готовят к роли жены и матери не только в моральном, но и в материальном плане. Если в семье родилась девочка, приданое её начинали готовить сразу. Еще до крещения новорожденной, мать должна была положить в отдельный сундучок свадебное полотенце. Её собственное свадебное полотенце доставалось старшей дочери, когда та выходила замуж. При достижении школьного возраста девочку обучали рукоделию, и она уже сама готовила приданое. Так же невеста готовила подарочные рубахи для свекрови и крестной матери, кисеты для свекра и крестного отца.
Парень и девушка иногда договаривались о сватовстве заранее, и в залог девушка давала свой сарафан или платок. Если же сватовство оказывалось неудачным, залог оставался у жениха, а в некоторых случаях привязывался к дуге лошади и так сваты проезжали по деревне. Система залога работала и в случае, когда девушка обращалась к авторитетному свату с просьбой просватать её за понравившегося ей парня, она так же оставляла свой платок или сарафан.
Во время девичьей бани девушка надевала рубаху и штаны, приготовленные для жениха, и приговаривала: «Чтоб также не отстал от меня (имя), как тело без рубахи не может, так и он не может жить без меня...». После того как супруги впервые вмести пошли в баню, заговоренную одежду отдавали мужу. В Вологодской губернии невеста надевала в баню рубаху, чтобы пропитать её своим потом. Потом она дарила рубаху свекру или свекрови, чтобы её больше любили в новой семье. После бани невесту накрывали платком до момента венчания. Платок укрывал девушку от
Histoгy and Aгcheology | Juvenis scientia 2017 № 8
23
вредоносных сил.
Из дома на венчание жениха и невесту выводил крестный отец жениха, обвязав их руки платком или полотенцем. Это символизировало, что брак заключали их умершие предки.
Во время венчания невесте отводилась особая роль, влиявшая на благосостояние семьи. Под платьем на груди невесты находились хлеб, шерсть и лен, положенные дома. После венчания лен нужно было положить на полку прибитую выше человеческого роста (чтобы лен рос выше головы), шерсть - в хлев (чтобы овцы лучше велись), а хлебом кормили домашних животных (чтобы веселее жили).
После венчания молодых встречали родители жениха в одетых наизнанку шубах. По обычаю, невеста спрашивала: «Батюшка, матушка, отчего вы мохнаты?» Те отвечали: «Оттого мохнаты, чтоб вы жили богато». В некоторых случаях молодых встречала мать жениха в шубе и шапке мехом наружу с целью напугать невестку, чтобы та боялась и почитала её. Подобные обычаи объясняют появление медведя на свадебных рубахах и полотенцах. По приезду домой молодые снимали верхнюю одежду и крутили её над головой со словами приговора для лучшей жизни [2, 4].
После торжества невеста мыла лицо водой и вытирала подстаньем (нагрудная часть сорочки свекрови), после чего свекровь заплетала невестке косу. После брачной ночи свекровь давала вытереться невестке подолом своей рубахи.
Женские вышитые рубахи широко использовались в обрядах святочного цикла, наряду с орнаментированными закрайками (концы простыней) и полотенцами. Ряженые хухляки, маскированные, чудинки, окрутники изображали медведей, цыган, быков и т. п. Для костюмов широко использовались вышитые станушки, одетые одна на другую, полотенца и закрайки, повязывавшиеся на голову, чтобы закрыть лицо. Хухляками ходила молодежь, чтоб узнавали. В Кривые святки хухляки ходили по деревням - молодежь да женщины молодые - одевали станушки да полотенца, закрайки подвязывали, чтоб узоры были видны. Лицо закрывали. Главное, чтоб трудно было узнать. Неузнавание ряженого пророчило ему женитьбу (или ей замужество). Если же ряженый был узнан, то это пророчило свадьбу в том доме, где произошло разоблачение. Сотворенные руками женщины в девичестве и полученные в дар от матери и других родственников вышитые изделия играли важную роль в обрядовой жизни семьи и в ритуалах календарного цикла. Изготовленным в девичестве текстилем молодая расплачивалась после родов с повивальной бабкой (в карельской традиции «боабо»), относила в церковь «чтоб Бог здоровья ребенку дал» (Заонежье). К детской колыбели в целях оберега вешали полог из материнской юбки (рубахи) или сарафана (край женской рубахи обычно был вышит). В традиции колыбель уподоблялась материнской утробе, символизируя своеобразную конечную точку на пути, по которому ребенок попадает в мир живых.
Текстильные предметы, использовавшиеся на свадьбе, выполняли лечебные функции. Если ребенок болел, его накрывали и клали под голову скатерть со свадебного или пасхального стола. Так же мать вырезала нагрудную часть своей сорочки, мочила её в воде, а после этой водой брызгала ребенка. Еще использовали крестильную рубашку. Некоторые женщины тайком хранили рубашки, в которых родили ребенка. Таким образом родильные обряды имели особое значение [1, с. 54].
В поминально-погребальной семейной обрядности ор-
наментированный текстиль использовался только в виде полотенец. Только умершую девушку брачного возраста одевали в рубаху с богатой вышивкой, чтобы на том свете она смогла выйти замуж. Пока тело усопшей находилось в доме, везде развешивали вещи из её приданого [8].
Эстонцы - финно-угорский народ, относящийся к финно-пермской группе. Проживают в основном в Эстонии. В данный момент большинство эстонцев считают себя атеистами, другие относятся к лютеранам или православным [11].
Традиционная женская одежда - рубаха туникообразно-го покроя, полосатая юбка, тканый пояс, верхняя суконная короткая кофта в талию или безрукавка. На севере распространена короткая блуза с пышными рукавами. Замужние женщины носили передник, полотенчатый головной убор, позднее - полотняный чепец, на севере и западе - убор типа кокошника. Головной убор девушек - венец на твёрдой основе или лента. Характерно льняное или шерстяное покрывало. Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами - коническими цепочками с монетами и бусами; особенно обильны нагрудные украшения сету. Женскую одежду сету отличали русские элементы: рубаха-долгору-кавка с широкими рукавами и глухой косоклинный сарафан. Головным убором у женщины служил полотенчатый линик, у девушек - венец.
Мужская одежда - туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота, штаны, жилет, куртка, войлочная шляпа. У сету была распространена русская косоворотка. Верхняя мужская и женская одежда - кафтан, зимой шуба. Обувь -кожаные постолы, по праздникам - туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки, чулки, носки.
В эстонской вышивке, очень пестрой и многообразной, встречаются геометрические и растительные орнаменты, а также их смешение. При углубленном изучении можно заметить, что вид вышивки отражает влияние религии и культуры соседних народов. В ней можно выделить ясно прослеживающиеся мотивы четырехугольника, треугольника, ромба, круга, креста, восьмиугольника, розы и древа жизни [7].
Определить значение орнаментов у эстонцев очень сложно, так как эти мотивы встречаются у разных этносов и нет конкретных данных о значениях того или иного орнамента у эстонцев [6].
Среди распространенных древних символов известны различные узлы. У эстонцев с узлами связывается четырехугольник, образуя замкнутый круг, обозначающий бесконечность, имеет смысл охранительной силы. Часто встречается мотив треугольника, который есть и на археологических находках. Треугольник обозначает стремление к высшему единству и уверенность в себе.
Древо жизни в эстонской вышивке чаще всего встречается в виде трезубца как древо смерти и познания, а также символ христианского триединства. Очень часто в эстонских орнаментах встречается крест разных видов. Двойной восьмиконечный крест символизирует Христа или же Вифлеемскую звезду. В народе же его просто считали символом счастья. Эстонцы изображали такой крест на шерстяных изделиях, поясах и покрывалах. В орнаментах встречается изображение розы с разным количеством лепестков. Чаще всего роза символизировала деву Марию. Пятилепестко-вая роза является символом молчания, шестилепестковая - символ единства, восьмилепестковая роза означала возрождение. Распространение мотивов розы у эстонцев свя-
зано с позднеготическим культом девы Марии. Эти мотивы эстонцы перенесли на свои украшения, в одних случаях как символ счастья, в других с охранительной целью.
Отдельным смыслом обладает круг на вышивке. У эстонцев встречаются греческий и андреевский кресты. Используются они в качестве охранительного символа. Встречаются не только на одежде, а также в виде украшений, что подтверждают археологические находки. Круг означает бесконечность. Круг с крестом символизирует весь сакральный мир. Обычно такие знаки обозначают свет и жизнь, а круги со звездчатой серединой символизируют святость и счастье [9].
Наиболее распространенным элементом эстонской вышивки является квадрат, который является знаком космоса. Вообще четырехугольник имел разные значения в зависимости от расположения на одежде. Квадрат на боку обозначал землю, на вершине угла - солнце, ромб олицетворял небо. В эстонских орнаментах квадрат на боку создает своеобразные фигурные группы. Квадрат на вершине угла встречается с добавлениями различных орнаментальных элементов.
Традиционная одежда по сравнению с остальными элементами вещественной культуры наиболее ярко сохраняет этнические особенности и народные традиции, характерные для того или иного этноса.
Традиционная одежда народов, в том числе и финно-угорских, являлась обязательной составной частью материального обеспечения различных обычаев и обрядов. Национальная одежда отражала происходящие изменения в жизни их отдельных представителей и может «рассказать» нам о своем сакральном значении.
Таким образом, изучение сакральных функций отдельных элементов финно-угорских народов не утрачивает
своей актуальности, особенно в свете временных проблем
культуры повседневности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Т.А., Спиридонова Ю.Н. Роль родового коллектива в обрядности финно-угорских народов // Juvenis scientia. 2017. № 6. С. 52-56.
2. Едемский М.Б. Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда URL: http://www.booksite.rU/fulltext/edem/sky/sva/dba/1.htm
3. Косменко А.П. Об историко-культурных компонентах в орнаменте восточных прибалтийско-финских народов // Традиционная культура. Общечеловеческое и этническое. Проблемы комплексного изучения этносов Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1993. С. 40-49.
4. Логинов К.К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья (конец XIX- начало ХХ века). СПб.: Наука, 1993. 150 с.
5. Певин П. Очерк Горского прихода Петрозаводского уезда Олонецкой губернии URL: https://refdb.ru/look/1744393.html
6. Плетнёва Е.В. Метафора повседневности в русской и французской языковых картинах мира: дис. ... канд. филол. наук: Волгоград, 2006. 280 с.
7. Сакральные мотивы в орнаментах эстонского костюма. URL: http://www.liveinternet.ru/users/bahera/post317433710/
8. Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел, конец XIX-начало XX в. URL: http://www.vottovaara.ru/doxristianskie-verovaniya-karel.html
9. Шангина И.И. Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX-XXвв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1975. 16 с.
10. Шигурова Т.А. Изучение мордовской вышивки в контексте этно-культуры// Интеграция образования. 2011. № 3. C. 98-103.
11. Эстонцы URL: http://etnolog.ru/people.php?id=ESTO.
Поступила в редакцию 13.08.2017