Научная статья на тему 'Сахарная промышленность на Алтае: новый локомотив развития аграрного региона'

Сахарная промышленность на Алтае: новый локомотив развития аграрного региона Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
187
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САХАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / SUGAR INDUSTRY / УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / NARROW-GAUGE RAILWAYS / РЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ / RAIL TRANSPORT / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / TERRITORIAL AND PRODUCTION AGGLOMERATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Фарков А.Г.

В статье рассматриваются вопросы развития сахарной промышленности в Алтайском крае. Предлагаются новые подходы к обеспечению сырьем предприятий сахарной промышленности. Делается вывод о том, что основной проблемой развития этой отрасли на Алтае является снабжение предприятий сырьем. Для решения проблемы высокой стоимости транспортировки сырья предлагается внедрение узкоколейных железных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sugar Industry in the Altai: the New Locomotive of Development of Agricultural Region

The article examines the development of sugar industry in the Altai region. We propose new approaches to development sugar industry. It is concluded that the main problem of the sugar industry in the Altai is to provide enterprises with raw materials. The reason for this is the high cost of transporting raw materials. To solve this problem, we propose the introduction as the primary means of transportation of raw materials of narrow-gauge railways. This type of transportation can significantly reduce the cost of delivering raw materials to the sites of processing by providing a dynamic development of the sugar industry, as one of the most efficient agricultural industries of the Altai region.

Текст научной работы на тему «Сахарная промышленность на Алтае: новый локомотив развития аграрного региона»

ЭКО. - 2013. - №8

ФАРКОВ А.Г.

Сахарная промышленность на Алтае: новый локомотив развития аграрного региона

А.Г. ФАРКОВ, кандидат экономических наук, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова - Бийский технологический институт (филиал). E-mail: af19@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы развития сахарной промышленности в Алтайском крае. Предлагаются новые подходы к обеспечению сырьем предприятий сахарной промышленности. Делается вывод о том, что основной проблемой развития этой отрасли на Алтае является снабжение предприятий сырьем. Для решения проблемы высокой стоимости транспортировки сырья предлагается внедрение узкоколейных железных дорог.

Ключевые слова: сахарная промышленность, узкоколейные железные дороги, рельсовый транспорт, территориально-производственная агломерация

Алтайский край традиционно является единственным производителем сахара в Западной Сибири с начала 1930-х гг. Эта отрасль достаточно динамично развивалась в крае во второй половине ХХ века на основе переработки местного сырья и была одной из самых рентабельных в отечественном агропромышленном комплексе. Но даже в лучшие годы производство сахара в Алтайском крае находилось на уровне 102-105 тыс. т в год, а в 2011 г. составило около 80 тыс. т (25% от совокупного потребления сахара в Сибирском федеральном округе).

Складывается парадоксальная ситуация - продукт, который мог бы весьма успешно производиться в регионе, завозится в Сибирь за тысячи километров, с сахарных заводов европейской части России (Краснодарский и Ставропольский края, Воронежская область), а также с Украины и стран дальнего зарубежья.

Между тем, при высокой доходности сахарной промышленности, именно эта отрасль могла бы стать в перспективе одной из ведущих в аграрном комплексе Алтайского края, поскольку его природно-климатические условия благоприятны для выращивания сахарной свеклы.

В настоящее время общая площадь угодий под сахарной свеклой составляет около 27 тыс. га, валовой сбор в 2010 г. — около 420 тыс. т. Продуктивность производства этой культуры

в крае сопоставима с такими свеклосеющими регионами, как Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Белгородская области, Краснодарский и Ставропольский края. При использовании современных аграрных технологий в условиях Алтайского края может быть обеспечена практически такая же урожайность, как в Центрально-Черноземной зоне и на Северном Кавказе (до 250-300 ц/га). В крае существует ГУП «Бийская опытно-селекционная станция» (до 2003 г. - НИИ свекловодства) (с. Зональное), занимающаяся районированием, селекцией и адаптацией сортов сахарной свеклы к условиям края.

Наиболее благоприятны для развития промышленного свекловодства условия в Павловском, Первомайском, Смоленском, Целинном, Алейском, Быстроистокском, Петропавловском, Зональном муниципальных сельских районах. Достаточная увлажненность почв делает их благоприятными для выращивания этой влаголюбивой культуры. На территории перечисленных районов в течение 1930-1990-х гг. сахарная свекла возделывалась в промышленных масштабах. В настоящее время объемы производства в них различны, что связано, прежде всего, с удаленностью от сахарных заводов. Тем не менее производство этой культуры сохраняется во всех перечисленных выше территориях, в некоторых случаях - как кормовой, что является вынужденной мерой со стороны сельхозпроизводителей, включающих сахарную свеклу в севообороты, но не имеющих возможности поставлять её на перерабатывающие предприятия.

В перечисленных восьми районах Алтайского края для возделывания сахарной свеклы пригодны 240-270 тыс. га посевных площадей, т.е. возможно увеличение в 9-10 раз. Это может обеспечить производство до 2,5-4 млн т сахарной свеклы ежегодно, при этом Алтайский край вышел бы практически на один уровень с такими регионами, как Воронежская (5,5-6 млн т в год), Липецкая (2,5-3 млн), Белгородская области (3,5-4 млн т в год). Наращивание производства сахарной свеклы до 4 млн т в год, при условии её полной промышленной переработки на сахарных заводах, позволило бы полностью обеспечить потребности регионов Сибири и Дальнего Востока в сахаре, существенно сократив зависимость нашей страны от импорта.

Сахарная промышленность в Алтайском крае на начало 2012 г. представлена четырьмя перерабатывающими предприятиями:

Черемновским, Бийским, Алейским и Быстроистокским сахарными заводами, построенными еще в начале 1930-х гг. Их совокупная проектная мощность - до 1 млн т сахарной свеклы ежегодно.

В связи с тем, что сезон сахароварения на заводах Алтайского края не превышает 55-70 дней большую часть года работники находятся в неоплачиваемых отпусках (в советские времена недостаток местного сырья компенсировался завозом кубинского сырца (примерно 1/3 мощности), что, конечно, далеко от принципов экономической целесообразности). Это обстоятельство никак не способствует стабильной работе предприятий сахарной промышленности. При этом предприятия имеют все условия для полной загрузки производственных мощностей за счет местного сырья. Существующие при каждом предприятии кагатные поля (площадки для долговременного хранения сахарной свеклы) рассчитаны именно на проектные объемы хранения. К тому же в Сибири для консервации свеклы на кагатных полях используется только известь, в отличие от южных заводов, где широко применяют формалин (из-за относительно высоких зимних температур).

В условиях Алтайского края хранение сахарной свеклы в течение длительного периода не встречает каких-либо технологических затруднений и практически не требует дополнительных затрат для обеспечения сезона сахароварения нормальной продолжительности, т.е. 150-220 дней (с сентября по апрель-май следующего года). Однако в настоящее время перерабатывается чуть более 200 тыс. т сырья на двух заводах (Бийс-ком и Черемновском), что составляет около 55-60% от существующего производства сахарной свеклы в Алтайском крае и обеспечивает загрузку лишь около 1/3 проектной мощности этих заводов.

Причина - сложность и низкая рентабельность транспортировки сырья. Именно поэтому почти половина производимой в крае сахарной свеклы так и не попадает на сахарные заводы. В настоящее время рентабельна только транспортировка сахарной свеклы промышленным железнодорожным транспортом на расстояние не более 150 км или автомобильным -не более 40-45 км. Таким образом, основные посевные площади сахарной свеклы локализованы вдоль железнодорожных линий. При низкой плотности железных дорог общего пользо-

вания в Алтайском крае практически невозможно обеспечить полную загрузку сахарной отрасли, в чем Алтайский край существенно проигрывает ведущим свеклосеющим регионам страны.

Чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятий сахарной промышленности, необходимо увеличить посевы сахарной свеклы как минимум вдвое. Ключевое условие -создание новых транспортных систем, обеспечивающих транспортировку сырья с приемлемыми издержками, не превышающими 10-15% от той цены, по которой оно закупается непосредственно в местах его производства. При этом в сырьевой комплекс предприятий сахарной промышленности должны вовлекаться достаточно большие территории - по меньшей мере, 80-90 тыс. га посевных площадей для каждого из существующих сахарных заводов.

Эта задача может быть решена за счет использования рельсовых систем узкой колеи. Узкоколейные железные дороги (колеи 750 мм) обеспечивают наиболее дешевую перевозку сырья на перерабатывающие предприятия, и именно они рассматривались как основное средство доставки сырья на предприятия сахарной промышленности в европейской части России и в Украине.

В качестве примера можно привести Гайворонскую систему промышленных подъездных путей, существующую с конца XIX в. на территории Винницкой, Николаевской, Хмельницкой, Житомирской, Кировоградской и Черкасской областей Украины и обеспечивавшей сырьем четыре, а впоследствии - до 11 сахарных заводов. Ее протяженность - более 570 км, она охватывает значительную территорию, обеспечивая заготовку достаточных объемов сырья для круглогодичной работы сахарных заводов. В Центрально-Черноземном регионе с помощью узкоколейных дорог сырье поступает на Рамонский сахарный завод (Воронежская область), Тимашевский (Краснодарский край) и др. Наленчувская система подъездных путей, закрытая в начале 1990-х гг. (вместе с заводом, который она снабжала) и восстановленная в начале 2000-х, после прихода новых собственников, обеспечивает сырьем Наленчувский сахарный завод (Польша). Правда, есть и обратные примеры: в 1997 г. узкоколейка, снабжавшая Бутурлиновский сахарный завод (Воронежская область), и сам завод оказались в руках

разных собственников, не сумевших найти общий язык, в результате дорога была ликвидирована, а завод так и не смог нормально существовать при вывозе сырья автомобилями.

Узкоколейные железные дороги как нельзя лучше подходят в качестве основного средства доставки сырья на предприятия сахарной промышленности - в первую очередь, потому, что мощности среднего сахарного завода по переработке сырья (150-180 тыс. т в год) примерно соответствуют минимально необходимому объему перевозок по такой дороге, при которых она может функционировать рентабельно.

Сооружение линии колеи 750 мм сопоставимой протяженности стоит в 25-30 раз дешевле, чем железнодорожной линии колеи 1520 мм, и в 1,7-2 раза - чем асфальтированной автодороги с двумя полосами движения. Кроме того, такие дороги узкой колеи имеют меньшие осевые нагрузки (до 6 т), что позволяет сооружать их на грунтах со слабой несущей способностью без дополнительных затрат - что особенно ценно в болотистой местности, на переувлажненных почвах, характерных для свекловодческих районов (не случайно такие узкоколейки выжили в 1970-1980-е гг., во время всеобщего увлечения автотранспортом, как транспорт торфопредприятий - ни один вид наземных перевозок не в состоянии соревноваться с ними по возможностям перевозок относительно больших объемов грузов в болотистой местности; к тому же величины предельных уклонов при колее 750 мм втрое выше, чем при колее 1520 мм, и составляют до 0,6 м подъема по вертикали на каждые 10 м пути). Поэтому узкоколейки можно с относительно небольшими затратами строить в горной или холмистой местности.

В России в настоящее время производится весь технологический комплекс систем рельсового транспорта для колеи 750 мм - локомотивы выпускаются Камбарским машиностроительным заводом (Республика Удмуртия), причем в их конструкции широко применяются узлы и агрегаты автотракторной техники, что упрощает и удешевляет эксплуатацию. У ряда российских машиностроительных предприятий существует также возможность производить вагоны различных типов, путевые машины и т.д., на основе серийных узлов. Основные элементы верхнего строения пути - рельсы марок Р24 и Р18 -выпускаются Новокузнецким металлургическим комбинатом и используются еще и для шахтных, рудничных поездов,

стрелочные переводы стандарта Р24 производит Новосибирский стрелочный завод.

По эксплуатационным и экономическим характеристикам (пропускной способности, рентабельности перевозок) узкоколейки сопоставимы с автомобильным транспортом, потребляя при этом в восемь раз меньше топлива на единицу транспортной работы, при меньшей налогооблагаемой базе по транспортному налогу, что может обеспечить существенное снижение затрат хозяйствующих субъектов, осуществляющих транспортировку. Максимальная пропускная способность узкоколеек может быть доведена, при необходимости, до 22,5 млн т в год.

Рельсовые транспортные системы стандарта колеи 750 мм наиболее отработаны в техническом плане и удовлетворяют по своим технико-эксплуатационным характеристикам потребностям большинства аграрных регионов России.

На Алтае приоритетным является развитие производства Бийского сахарного завода, где наиболее велик дефицит сырья (собственная сырьевая база обеспечивает загрузку не более чем 90 тыс. т в год при проектной мощности в 290 тыс. т). У этого предприятия наибольший потенциал расширения сырьевой базы при наименьших затратах. Таковой в перспективе может стать Целинный район, имеющий хорошие условия для выращивания сахарной свеклы и непосредственно граничащий с г. Бийском и Бийским районом. Развитие свекловодства в этом районе сдерживается лишь большим транспортным плечом доставки (около 80-85 км). Безусловным достоинством этой территории в качестве пилотного объекта внедрения узкоколейного рельсового транспорта в свеклосахарную промышленность края является то обстоятельство, что на всем протяжении пути, от г.Бийс-ка до с. Целинное, нет крупных рек, а значит, не надо возводить мосты, что существенно удешевит создание такой линии.

Потенциал Целинного района по выращиванию сахарной свеклы - около 180-200 тыс. т в год (при условии использования до 45% пахотных угодий района для производства сахарной свеклы, т.е. порядка 55-60 тыс. га). Это обеспечило бы круглогодичную работу Бийского сахарного завода на местном сырье, увеличив годовой выпуск продукции (в пересчете на сахар-песок) с нынешних 14,0-14,5 тыс. т до 45-50 тыс. т в год, обеспечив продолжительность сезона сахароварения в соответствии с проектными показателями.

При оценочной стоимости проекта около 90-100 млн руб. (в ценах 2011 г.), есть основания предполагать, что он способен окупиться в течение одного-двух сезонов сахароварения, после выхода производителей района на ожидаемые объемы поставок сырья.

Реализация подобного проекта открывает широкие возможности для формирования территориально-производственной агломерации, объединяющей производителей сельскохозяйственного сырья, его переработчиков и сопутствующие предприятия аграрной отрасли. Сейчас для аграрного производства характерна значительная территориальная распыленность основных производительных сил, а объединяющие отрасли, способные стать центрами агломерационных процессов, отсутствуют.

Рельсовые транспортные системы узкой колеи идеально вписываются в концепцию агломерации производительных сил территории на основе горизонтальных связей, выступая в качестве цементирующего звена. Вокруг транспортной системы будет концентрироваться хозяйственная деятельность территории аграрной специализации. Доступ к дешевому виду транспорта позволит повысить рентабельность и интегрировать сельхозпроизводителей в единую хозяйственную структуру.

Пионерной отраслью агропромышленного комплекса, с которой начнутся процессы горизонтальной интеграции в аграрных территориях, должно быть производство, обеспечивающее потребление достаточно больших объемов сырья и, вместе с тем, имеющее достаточный уровень прибыльности. Сахарная промышленность в полной мере отвечает этим критериям. При этом возможно существенное увеличение рентабельности хозяйствования на всех территориях, формирующих сырьевую базу сахарных заводов.

Таким образом, ключевым условием для дальнейшего развития сахарной промышленности как одной из наиболее эффективных и высокодоходных отраслей агропромышленного комплекса Алтайского края является создание эффективной системы транспорта с низким удельным уровнем издержек, что может быть достигнуто только за счет использования узкоколейных железных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.