Научная статья на тему 'Сахалинская миссия русской Православной Церкви
середины XIX столетия'

Сахалинская миссия русской Православной Церкви середины XIX столетия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сахалинская миссия / остров Сахалин / каторга / миссионерское служение / история Православия на Сахалине / Дальний Восток / коренные народы Севера / Mission on Sakhalin / Sakhalin Island / hard labor / missionary work / history of Orthodoxy on Sakhalin / Far East / native peoples of the Russian North

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пряшников Сергей Владимирович

В статье рассказывается о той высокой и ответственной миссии, которая возлагалась на православное духовенство в процессе освоения терри- тории острова Сахалин. Именно вторая половина XIX столетия стала временем активного освоения островного пространства духовенством Российской Право- славной Церкви. Особенная черта жизни на острове заключалась в том статусе, который был присвоен ему в 1869 г. — быть каторгой и местом отбывания на- казания для тысяч заключенных. Будучи тюремными священнослужителями, сахалинское духовенство осуществляло церковное окормление как ссыльных, так и вольных жителей: крестьян-переселенцев, военных и их семей, сахалинской интеллигенции и коренных жителей острова. Исторические документы, впер- вые вводимые в научный оборот, позволили реконструировать многоплановость пастырской работы, отношение духовенства к выполнению своих обязанностей в границах открытых приходов. Выполняя непростые послушания, сахалинские священники сочетали в себе различные таланты как пастырей, так и мисси- онеров, и учителей. Статья написана на основании доклада, представленно- го на Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» (12–13 марта 2020 г.), организованной Историческим обществом Санкт-Петербург- ской Духовной Академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mission of the Russian Orthodox Church on Sakhalin in the Middle of the 19th Century

The author describes the lofty and responsible mission that was entrusted to the Orthodox clergy in the process of developing the territory of Sakhalin Island. It was the second half of the 19th century that became the time of active development of the island by the clergy of the Russian Orthodox Church. A special feature of life on the island was the status that was assigned to it in 1869 as a hard labor penal colony for thousands of prisoners serving their sentence. As prison clergy, the Sakhalin clergy carried out religious care for both imprisoned and free residents: migrant peasants, military men and their families, Sakhalin intelligentsia and indigenous inhabitants of the island. Historical documents, first introduced into scientific circulation, made it possible to reconstruct the diversity of pastoral work and the attitude of the clergy to fulfilling their duties within the boundaries of open parishes. Fulfilling difficult obediences, the Sakhalin priests combined the various talents of both shepherds and missionaries as well as teachers. The article was written on the basis of a report presented at the All-Russian Scientific and Practical Conference “Empire and Church” (March 12–13, 2020), organized by the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy.

Текст научной работы на тему «Сахалинская миссия русской Православной Церкви середины XIX столетия»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 2 (5) 2020

Игумен Филарет (Пряшников)

Сахалинская миссия русской Православной Церкви середины XIX столетия

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10033

Аннотация: В статье рассказывается о той высокой и ответственной миссии, которая возлагалась на православное духовенство в процессе освоения территории острова Сахалин. Именно вторая половина XIX столетия стала временем активного освоения островного пространства духовенством Российской Православной Церкви. Особенная черта жизни на острове заключалась в том статусе, который был присвоен ему в 1869 г. — быть каторгой и местом отбывания наказания для тысяч заключенных. Будучи тюремными священнослужителями, сахалинское духовенство осуществляло церковное окормление как ссыльных, так и вольных жителей: крестьян-переселенцев, военных и их семей, сахалинской интеллигенции и коренных жителей острова. Исторические документы, впервые вводимые в научный оборот, позволили реконструировать многоплановость пастырской работы, отношение духовенства к выполнению своих обязанностей в границах открытых приходов. Выполняя непростые послушания, сахалинские священники сочетали в себе различные таланты как пастырей, так и миссионеров, и учителей. Статья написана на основании доклада, представленного на Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» (12-13 марта 2020 г.), организованной Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Ключевые слова: Сахалинская миссия, остров Сахалин, каторга, миссионерское служение, история Православия на Сахалине, Дальний Восток, коренные народы Севера.

Об авторе: игумен Филарет (Пряшников Сергей владимирович)

кандидат теологии, руководитель Духовно-просветительского центра «Святодуховский» Свято-

Троицкой Александро-Невской Лавры.

E-mail: tigra1978@list.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7281-5178

Ссылка на статью: Филарет (Пряшников), иг. Сахалинская миссия Русской Православной Церкви середины XIX столетия // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. №2 (5). С. 118-126.

* Фотографии предоставлены автором. 118

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 2 (5) 2020

Abbot Philret (Pryashnikov)

The Mission of the Russian Orthodox Church on Sakhalin in the Middle of the 19th Century

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10033

Abstract: The author describes the lofty and responsible mission that was entrusted to the Orthodox clergy in the process of developing the territory of Sakhalin Island. It was the second half of the 19th century that became the time of active development of the island by the clergy of the Russian Orthodox Church. A special feature of life on the island was the status that was assigned to it in 1869 as a hard labor penal colony for thousands of prisoners serving their sentence. As prison clergy, the Sakhalin clergy carried out religious care for both imprisoned and free residents: migrant peasants, military men and their families, Sakhalin intelligentsia and indigenous inhabitants of the island. Historical documents, first introduced into scientific circulation, made it possible to reconstruct the diversity of pastoral work and the attitude of the clergy to fulfilling their duties within the boundaries of open parishes. Fulfilling difficult obediences, the Sakhalin priests combined the various talents of both shepherds and missionaries as well as teachers. The article was written on the basis of a report presented at the All-Russian Scientific and Practical Conference "Empire and Church" (March 12-13, 2020), organized by the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy.

Keywords: Mission on Sakhalin, Sakhalin Island, hard labor, missionary work, history of Orthodoxy on Sakhalin, Far East, native peoples of the Russian North.

About the author: Abbot Philret (Sergey Vladimirovich Pryashnikov)

Candidate of Theology, Director of the Svyatodukhovsky Educational Center at the Holy Trinity St.

Alexander Nevsky Laura.

E-mail: tigra1978@list.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7281-5178

Article link: Philret (Pryashnikov), abbot. The Mission of the Russian Orthodox Church on Sakhalin in the Middle of the 19th Century. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 2 (5), pp. 118-126.

Остров Сахалин второй половины XIX в. становится не только местом постоянного проживания русского населения, но и полем деятельности православного духовенства. В тот период Дальневосточные территории, в том числе и Сахалин, постепенно становились частью Российской империи. Вслед за первооткрывателями и поселенцами на отдаленные местности приезжали священнослужители Русской Православной Церкви. Координация действий церковных причтов на обширной территории, куда входил остров, тогда осуществлялась Камчатской духовной кон-систорией1. Благодаря неустанным трудам священноначалия, а также миссионеров-священников в регионе в целом были открыты десятки православный миссий. Их работа сводилась к церковному окормлению как русского населения, так и коренных жителей Севера.

Следует отметить тот факт, что в работах современных исследователей, изучающих историю Русской Православной Церкви синодального периода, не встречается подробного описания служения островного духовенства. Более того, само понятие Сахалинская миссия вовсе отсутствует. Вместе с тем, священники острова Сахалин во второй половине XIX в. были особыми тружениками, заслуживающими пристального внимания со стороны современных ученых. Это было обусловлено тем, что само пребывание на острове в указанный исторический период являлось испытанием на прочность как физических, так и духовных сил человека.

В ходе проведенной работы в государственных архивах удалось найти уникальный документ, благодаря которому в научный оборот можно ввести такое понятие как Сахалинская миссия. Речь идет о письме епископа Владивостокского и Камчатского Евсевия (Никольского) в Святейший Синод от 27 января 1900 г. В своем обращении владыка просит о выделении благочинному Сахалинских церквей священнику Александру Унинско-му прогонных денег за переезд семьи указанного священнослужителя (в 1892 г.) от поста Камень-Рыбалова Южно-Уссурийского края Приморской области до поста Александровского на острове Сахалин. В своем письме епископ Евсевий призывает обратить особое внимание на свою просьбу. Это было связано с тем, что сахалинский благочинный чрезвычайно нуждался в финансовой помощи «в виду его многосемейности и многолетней полезной службы на окраине в должности благочинного, приходского священника и члена Сахалинской миссии (выделено нами. — игум. Ф.)»2. На наш взгляд, Сахалинская миссия включает в себя совокупность всей многогранной деятельности православного духовенства острова Сахалин, осуществлявшего свое служение в непростых условиях островной действительности. В целом охарактеризовать миссию служения сахалинских священников второй половины XIX в. нам помогут слова святителя Николая, архиепископа Японского: «Миссия — есть соучастие в главном деле Самого Спасителя, ради которого Он и воплотился, — деле спасения рода человеческого. Если миссионер искренне служит Богу, тогда через него Сам Христос совершает дело, ради которого осуществилось боговоплощение. Миссионер проповедует Евангелие даже под угрозой смерти, потому что возвещает людям единственный путь к спасению

1 Центры Камчатской епархии: Тобольск (с 1620 г.), Иркутск (с 1721г.), Новоархангельск (с 1840 г.), Якутск (с 1853 г.), Благовещенск (с 1858 г.), Владивосток (с 1899 г.).

2 РГИА. Ф. 799. Оп. 17. Д. 251. Л. 2.

Епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский Гурий (Буртасовский)

Церковь села Дербинского, о. Сахалин

от вечной погибели. Это естественное проявление христианской любви к тем, кто еще не знает об этом пути»3.

Ярким свидетельством миссионерского и пастырского служения на острове Сахалин в конце XIX в. можно считать следующий документ: «Сведения о состоянии прихода Дербинской Ильинской тюремной церкви за 1895 год». Он был составлен священником прихода Николаем Поповым-Кокоулиным 28 января 1896 г. Хотя документ не содержит исчерпывающих сведений о жизни Православной Церкви острова Сахалин, в нем имеется краткая характеристика всей совокупности пастырского, миссионерского и просветительского служения, которые можно соотнести любому пастырю сахалинского прихода.

В своем отчете настоятель Ильинской церкви писал о невозможности вести плодотворную работу из-за «многочисленности прихода», который включал 2.549 человек. При этом Дербинской приход составляли населенные пункты, расположенные в радиусе 100 вёрст (т. е. 107 км), причем их народонаселение «с каждым годом естественно увеличивалось»4. Сравнительный анализ количества православных острова и православных верующих сопредельных территорий показал, что из-за большого количества прихожан нагрузка для духовенства острова Сахалин возрастала в несколько раз. Так, если один священник Амурского прихода мог окормлять 430 прихожан, а в одном приходе Приморской области могло числиться до 540 человек, то сахалинский приход зачастую объединял несколько населенных пунктов. Русских православного исповедания в одном приходе могло числиться от 1 тыс. 600 до 1 тыс. 900 человек5.

Многочисленная сахалинская паства, о которой должны были заботиться священники, состояла из людей совершенно разного положения, а также различных

3 РГИА. Ф. 799. Оп. 15. Д. 1178. Л. 8 об.

4 РГИА ДВ. Ф. 1137. Оп. 1. Д. 1. Л. 34.

5 Филарет (Пряшников), игум. Деятельность православного духовенства острова Сахалин во второй половине XIX — начале ХХ века. Казань: Бук, 2019. С. 39.

Сведения о деятельности Дербинского прихода. Из личного архива иг. Филарета

ус*

Л,

л? ¿Л? ¿Г

('Л Щ аС- -

Подпись настоятеля Дербинского прихода священника Николая Попова-Кокоулина. Из личного архива иг. Филарета

сословных и социальных групп. Это — каторжане, ссыльнопоселенцы и их семьи, вольные поселенцы — крестьяне из центральных губерний Российской империи (Малороссии и Великороссии), сахалинская интеллигенция и военные, коренные жители островного региона — народы Севера.

В первую очередь объектом пастырского окормления становились ссыльные каторжане, которых ежегодно в большом количестве доставляли на остров. Это была самая многочисленная и наиболее сложная часть островных прихожан. Как свидетельствуют архивные документы, ежегодно на Сахалин привозили на судах Добровольного флота свыше 1 тыс. 600 человек6. В процентном соотношении каторжное население составляли более 60% от общего количества проживающих на острове. Этот контингент сахалинского населения требовал пристального внимания со стороны священнослужителей Православной Церкви. Тот же священник Николай Попов-Кокоулин давал характеристику нравственного уровня ссыльных. По его словам, ссыльное население было «нравственно испорчено еще на Родине, здесь же (на Сахалине. — игум. Ф.) от нас (духовенства. — игум. Ф.) оно требует особых трудов и забот о себе»7. Чтобы достучаться до сердец этих людей, отвергнутых обществом, островному духовенству приходилось через слова поучений и проповедей доносить Христовы истины до каждого заключенного. Более того, в первой половине года настоятелем Ильинского прихода предпринимались попытки проведения христианских чтений по истории Православной Церкви в казармах местной тюрьмы. Однако, как пишет священник в отчете о своей деятельности, тюремные власти безразлично отнеслись к этому полезному начинанию. Они — надсмотрщики

6 РГИА. Ф. 797. Оп. 64. Отд. III. Ст. 4. Д. 22. Л. 10.

7 Архивные материалы по истории Русской Православной Церкви о. Сахалин (вторая половина XIX — начало ХХ века). Сборник архивных документов / Сост. С. В. Пряшников (игум. Филарет). Казань: Бук, 2017. С. 137.

Церковь села Рыковского, о. Сахалин

и охрана заключенных, и, возможно, специально оставляли священника без сопровождения, которое обеспечивало бы должную дисциплину среди каторжан. Из-за этого ему, отцу Николаю, пришлось на продолжительное время прекратить встречи в тюремных помещениях.

Эта часть островного населения чрезвычайно нуждалась в общении с духовенством, т. к. наличие ссыльного контингента в значительной мере определяло негативную специфику Сахалина. Печально осознавать, что предпринимаемые попытки по церковному окормлению заключенных оставались не реализованными: сахалинские церкви располагались за оградой тюрем, имеющиеся здания были неспособны вместить большое количество людей, священнослужители были полностью лишены возможности свободно посещать ссыльных, а общение с каторжанами было довольно кратковременным.

Помимо тюремного служения необходимо было уделять время тем, кто добровольно приезжал на островную территорию. Речь идет о крестьянах-переселенцах. Для них островное духовенство в домах и храмах проводило различного рода духовно-просветительные беседы в доступной форме: «Отцам и матерям преподаются, между прочим, правила воспитания детей, последним (детям) сообщаются элементарные понятия о Богу, Его законе, краткие молитвы»8. Будучи катехизатором сахалинского благочиния, священник Николай Попов-Кокоулин не упускал возможность проповедовать Слово Божие своим прихожанам, причем использовал для этого любой удобный случай. Как отмечается в отчете, им при этом использовались сборники известных проповедников: Русанова, Макарова, Архангельского, Городцева, Некрасова, а также проповеди собственного сочинения. Предпринимаемые священниками усилия были вызваны острой необходимостью. Переселенческая часть островной паствы различалась по степени отношения к Церкви. Если выходцы из Малороссии почитали церковные праздники, участвовали в богослужения и таинствах, то выходцы

8 Там же.

Иконостас церкви села Рыковского острова Сахалин

из Сибири не отличались религиозной горячностью, редко посещали храмы, легко нарушали христианские заповеди. В связи с этим духовенству приходилось прилагать значительные усилия для поддержания религиозных чувств своих пасомых.

Совершенно справедливо думать, что в своем непростом служении духовенство острова Сахалин должно было получать поддержку от островной интеллигенции — служащих различных ведомств и их семей. Однако в соответствии с общероссийскими тенденциями нейтрального отношения к религии со стороны интеллигенции наблюдалась демонстрация равнодушия к интересам Церкви, а также к духовным потребностям народа. В целом островная интеллигенция содействовала развитию общекультурного уровня населения Сахалина, но при этом она не являлась активной участницей богослужебной жизни.

Неотъемлемой частью пастырского окормления являлись коренные жители острова — народы нивхи, айны, уильта, эвенки и другие. В Дербинском приходе, о котором шла речь выше, это были некрещеные гиляки (нивхи — совр.). В целях христианского просвещения священнослужители предпринимали многодневные путешествия для ознакомления с жизнью коренных этносов, а также для проповеди Евангелия9. Крещенные прежде люди, во время встреч с духовенством, приступали к таинствам — исповедовались, приобщались святых Христовых Таин, венчались или совершали поминовения своих близких усопших. Более того, благодаря подобным встречам удавалось изменить негативное отношение инородцев к русскому населению Сахалина, которое не отличалось высотой нравственных устоев. Так как за все время православной миссии на острове не было открыто ни одного специального миссионерского причта для работы с коренными жителями острова, то служащее духовенство в одиночку совершало эту важную и неотъемлемую часть церковной деятельности.

Сахалинское духовенство принимало активное участие в создании и функционировании культурной и образовательной систем (школы, библиотеки). Будучи

9 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 406. Л. 188-190.

носителями православной культуры, священнослужители своим присутствием ослабляли пагубное влияние островной действительности. Духовенство острова, имея соответствующее образование, вело преподавательскую деятельность в сахалинских школах, привлекало к музыкальному искусству как взрослых, так и детей (посредством участия в церковных хорах). Также священнослужители острова проявляли заботу о пополнении библиотечных фондов, доставляли на остров книги и периодические издания.

Рассмотрев основные направления деятельности православного духовенства острова Сахалин во второй половине XIX столетия, можно сделать следующие выводы. Во-первых, несмотря на значительные препятствия, а также на малочисленность постоянно проживающего на острове духовенства, испытывающего при этом постоянную нужду и лишения, окормление православной паствы не прекращалось. Во-вторых, безусловно, священнослужителям принадлежала значительная роль в процессе освоения Дальневосточных территорий, в том числе и острова Сахалин. Их миссия сталкивалась с различными негативными факторами: оторванностью от материка, суровостью климата, тяжелыми условиями жизни, многообразием паствы. Наличие значительного количества ссыльных и каторжан, как основной части населения, обеспечивала острову не только статус «страшного Сахалина», но и места особого служения. В-третьих, нести свой пастырский крест в таких условиях могли люди, которые обладали незаурядным мужеством, крепкой верой, терпением и состраданием к другим. Они примером своей личной жизни и проповедью Евангелия способствовали облегчению жизни островного населения, смягчали жестокость и несправедливость, пытались исправлять преступные навыки и нравы.

Важно отметить, что усиливающаяся тенденция падения религиозности, свойственная в данный период населению всех регионов Российской империи, дух расцерковления и нигилизма, имела на Сахалине гораздо более выраженный характер. Сама жизнь на острове Сахалин в изучаемый нами период требовала подвижничества и высокой степени соответствия пастырским идеалам. Окормление паствы требовало от духовенства наличия высоких христианских качеств, прежде всего любви

к страдающим людям прощения Послужной список священника

и бескорыстия, а также незауряд- Александра Унинского.

ного мужества. Принадлежность Из личного архива иг. Филарета

к Сахалинской миссии не мыслилась без крепкой веры в Бога, без осознания своей немощи в решении повседневных проблем. Поэтому на Сахалин приезжали служить священнослужители высокого призвания быть пастырями для различных сословных групп и национальностей, для тех, кто в силу различных жизненных обстоятельств оказывался на острове.

источники и литература

1. РГИА.Ф.799. Оп.17. Д.251. По ходатайству преосвященного Владивостокского по удовлетворению прогонных денег священнику Александру Унинскому.

2. РГИА. Ф. 797. Оп. 64. Отд. III. Ст. 4. Д. 22. О командировании духовных лиц для сопровождения на пароходах Добровольного флота.

3. РГИА.Ф. 799. Оп. 15. Д. 1178. Об учреждении причта для удовлетворения религ. потребностей жителей Юга Сахалина.

4. РГИА ДВ.Ф.1137. Оп.1. Д.1. Ведомость Казанской церкви села Дербинского, что на острове Сахалин за 1895 год.

5. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 406. Рапорт причта Рыковской Никольской церкви на острове Сахалин священника Алексия Кукольщикова от 17 января 1917 года.

6. Архивные материалы по истории Русской Православной Церкви о. Сахалин (вторая половина XIX — начало ХХ века). Сборник архивных документов / Сост. С. В. Пряшников (игум. Филарет). Казань: Бук, 2017. 166 с.

7. Филарет (Пряшников), игум. Деятельность православного духовенства острова Сахалин во второй половине XIX — начале ХХ века. Казань: Бук, 2019. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.