Научная статья на тему 'Сага о вагантах - средневековых певцах-сказителях'

Сага о вагантах - средневековых певцах-сказителях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сага о вагантах - средневековых певцах-сказителях»

КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ,

СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

САГА О ВАГАНТАХ -

_ *

СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПЕВЦАХ-СКАЗИТЕЛЯХ

Свое повествование автор начинает с описания предполагаемого жизненного пути школяра, покидающего родную Швабию с котомкой за плечами. Возможно, ему придется пройти много дорог, преодолеть массу испытаний, прочитать уйму книг, подружиться с такими же школярами и написать самые прекрасные на свете стихи.

Неспокойными были Х1-Х11 вв. Европу вдруг захватила идея освободить христианские святыни Палестины от власти «неверных». Впрочем, не только святыни. «Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе», - призывал папа Урбан II, обещая тем, кто ринется в бой, рай на земле и отпущение грехов. Началась эпоха Крестовых походов.

Тысячи людей шли воевать в Палестину. Ремесленники покидали свои мастерские, крестьяне оставляли поля, подростки убегали от родителей. «Так хочет Бог!» - восклицали они и сбивались в отряды, стремясь присоединиться к рыцарским войскам. Европу словно охватил дух бродяжничества.

В начале XX в. советский ученый А. Л. Чижевский (18971964) предположил, что этот «массовый психоз» был спровоцирован необычной солнечной активностью. Другие исследователи по-

* Князева Е. Прощание со Швабией. Сага о вагантах - средневековых певцах-сказителях // Человек без границ. - М., 2009. - № 11. - С. 54-58.

лагают, что людей вдохновила речь папы римского, обещавшего реки из «молока и меда» в палестинской земле. Но каковы бы ни были причины безумного похода, на самом деле происходило страшное. Многие в пути погибали от голода и болезней, многие не выдержав трудностей, возвращались обратно, многим просто не нашлось места в рыцарских отрядах. Европа была заполнена бродячим народом: отрядами солдат, труппами артистов, нищенствующими монахами. Среди этого люда были и те, кого позже стали называть вагантами.

В переводе с латинского языка vagary означает «бродяжничать». И значит, вагантом можно называть всякого бродягу, однако это название закрепилось за особым подвижным сословием средневековых Франции, Англии, Германии и отчасти Италии. Своеобразное «ядро» этого сословия составляли бродячие школяры (ученики монастырских или городских школ) и студенты (школяры, поступившие в высшее учебное заведение).

Средневековые студенты отлично знали, что в итальянской Болонье лучше всего изучать юриспруденцию, в Салерно - медицину, а в Париже, т.е. в Сорбонне, блестяще преподавали богословские науки. Студенты искали лучшее, потому и перемещались из города в город, не страшась неудобств пути, не жалея истраченного на дорогу времени.

Средневековые университеты, в отличие от современных, не давали никакой конкретной профессии. Студенты рвались туда, чтобы просто стать учеными людьми. Бродячие школяры, как и студенты, были жизнерадостны и свободолюбивы, и жажда удовольствий не уступала в них жажде знаний. Помимо студентов и школяров, вагантами также называли бродячих клириков - монахов и молодых священнослужителей. Отказываясь давать взятки, чтобы получить место в приходе, они странствовали по городам и весям в надежде найти хоть какой-то заработок.

Ваганты - и студенты, и школяры, и клирики - были образованными людьми, интеллигентами-гуманитариями, как назвали бы их сейчас. И у них не было постоянной работы и постоянного жилья. Однако несмотря на такое незавидное, в общем-то, положение ваганты имели ряд привилегий, дарованных папой университетам и духовенству. Например, они были неподсудны общему суду, что, конечно же, не могло нравиться остальному народу. Впрочем, не

нравилось не только это. Люди не одобряли их разгульно-кабацкую жизнь. А католическая церковь не любила и преследовала их прежде всего за их убеждения. Ведь ваганты были поэтами. Будучи еще и образованными людьми, они имели более широкие и глубокие взгляды на мир, нежели простые жители городов и сел. Ваганты понимали всё, что происходило в католической церкви и в кулуарах светской власти.

Школяры не могли смириться с тем, как вели себя церковники, угнетавшие народ; они не могли видеть, как грабят своих крестьян феодалы. Поэтому большое место в творчестве вагантов занимали шутки и гневные инвективы, сатиры на священнослужителей. Они даже посягнули на Священное Писание, создав знаменитое Евангелие от Марки серебром - сатирическое произведение, обличающее служителей церкви в страсти к деньгам.

Церковь не желала терпеть подобного. Вагантов обвинили в сектантстве и ереси, лишили привилегий. Но это мало помогло - их стихи и песни стали популярны в народе.

Жизнь на свете хороша, Коль душа свободна. А свободная душа Господу угодна1-так отвечали они на все обвинения, особенно на обвинение в том, что ваганты не чтут Господа. Но они как раз были верующими людьми и выступали не против Бога, а против духовенства, которое погрязло в грехах.

Правда, ваганты верили в Бога по-своему...

Наша вера - не в псалмах! Господа мы славим Тем, что в горе и слезах Брата не оставим.

Даже о самых, казалось бы, трагических событиях ваганты писали с большой долей самоиронии. Да, судьба беспощадна, но это еще не повод для уныния. «Горько постное житье!» - уверяли веселые бродяги.

Особыми настроениями проникнута иная лирика вагантов -та, что была посвящена университетам. Студенты испытывали на-

1 Здесь и далее стихи в переводах Льва Гинзбурга.

слаждение от познания мира, они с трепетом шли за знаниями - в Болонью или в Салерно. И на благородном латинском слагали удивительной красоты стихи о своих университетах.

Пожалуй, самым известным произведением вагантов до сих пор является студенческий гимн «Gaudeamus», часто исполняемый на торжественных мероприятиях в современных университетах.

История не оставила нам имен многих поэтов-вагантов. Большинство их стихов и песен в Средние века бытовало как фольклор, зачастую даже подвергались народной обработке (правда, уже не на латыни, а на местных языках). Но и среди вагантов были свои классики. Один из них - Примас Гуго Орлеанский, проживший тяжелую жизнь и не нашедший себе места ни в одном европейском городе. Другой - Архипинт Кёльнский, бывший некогда придворным поэтом императора Фридриха Барбароссы. Из стихов Архипинта следует, что он был рыцарского сословия, но мечу предпочел науки и стал студентом. Третий известный поэт-вагант Вальтер Шатильонский сочинял не только острые сатиры, но и стихи на научные темы.

Дошедших до нас сборников школярской лирики не так много, это «Кембриджская рукопись» и «Carmina Burana». Оба они, по всей видимости, имели немецкое происхождение, хотя их сюжеты и мотивы были общеевропейскими.

В конце XII в. завершились Крестовые походы, исчерпалось стремление людей к бродяжничеству (а может быть, закончился цикл солнечной активности, о котором говорил Чижевский). Многие ваганты нашли себе место на службе. Творчество их медленно, но неотвратимо угасало. Латынь, бывшую основным языком преподавания и культуры, начали вытеснять национальные языки. Последний поэт-вагант XV в. Франсуа Вийон писал исключительно на французском. Это позволило его балладам стать неотъемлемой частью французской национальной литературы.

Поэзия вагантов, завершив свое развитие, не прекратила существования. Она вышла за пределы Средневековья и, пройдя сквозь эпохи, дошла до наших дней.

Э.Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.