Научная статья на тему 'Сага о науке и жизни'

Сага о науке и жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сага о науке и жизни»

 Щр- —" ■

v* Щ т\ -y,f ^ '* Md

Л V*T з Y \ Тя 5 И Щ . ■ ■

*' Я 11

Член-корр. А. Асхабов и академик Н. Юшкин на 21-м Международном геологическом конгрессе, Осло, Норвегия, 2008 г.

Минувшее десятилетие ознаменовалось головокружительным, но вполне закономерным и подготовленным всей трудовой жизнью карьерным взлётом Асхаба Магомедовича. Он был выдвинут и избран председателем Коми научного центра УрО РАН, а затем директором Института геологии. На него легла тяжёлая ноша персональной ответственности за развитие и эффективность всей науки Республики Коми, да и многих прорывных направлений науки вообще, за создание высокого научно- исследовательского потенциала, за судьбы учёных и научно-технических работников. Для конструктивного руководства большим и сложным научным коллективом, ведения «корабля науки» оптимальным курсом к новым берегам открытий А. М. получил необходимые рычаги. Он стал членом Президиума УрО РАН, членом бюро Отделения наук о Земле, председателем Сыктывкарского отделения Российского минералогического общества, вошёл практически во все обеспечивающие и контролирующие науку советы, комиссии, органы.

Активная научная и общественная деятельность А. М. Асхабова получила высокую признательность. В эти годы он награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, удостоен Государственной премии Республики Коми за разработку новых научных концепций и экспериментальных методов исследования процессов кристаллообразования, ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник Республики Коми», вручены многочис-

ленные почётные грамоты и премии, он избран почётным профессором Ухтинского государственного технического университета.

Наука наукой, работа работой, всё это важно и примечательно, но главное — жизнь. И в личной жизни Асхаба Магомедовича осуществилось восхождение на новый уровень. Хорошая дружная семья разрослась и окрепла. Дети стали крупными специалистами и влиятельными людьми, растёт численность и разнообразие внучьего поколения, можно задумываться уже и о правнуках, обеспечены надёжно семейные перспективы и жизненные условия, юбиляр мудро и целеустремленно руководит своим семейным кланом, в ко-

тором является, безусловно, семейным авторитетом патриаршего или акса-кальского уровня.

Асхаб Магомедович Асхабов начинает отсчитывать годы седьмого десятка. По собственному опыту и по историческим свидетельствам знаю, что эти годы наиболее продуктивны, но и наиболее ответственны, рисковые. Для российской науки они грозят многими неожиданностями, переломами. И руководителю науки надо быть предельно внимательным, держать руку на пульсе жизни и предвидеть перспективы. Я уверен, что у Асхаба Магомедовича всё получится, желаю ему удачи, счастья, новых открытий и достижений.

Академик Н. Юшкин

САГА О НАУКЕ И ЖИЗНИ

Американская журналистка миссис Томпсон брала интервью у Эйнштейна:

— Какая, на ваш взгляд, разница между временем и вечностью?

—Дитя мое, если бы у меня было время, чтобы объяснить вам эту разницу, то прошла бы вечность, прежде чем вы ее поняли!

— Асхаб Магомедович, помните, как звали Вашу первую учительницу?

Первым учителем был мой дальний родственник. Запомнился тем, что он пришел к нам домой и заявил, что я абсолютно не способен к учебе. Я вынужден был уйти из школы. На следующий год повезло больше. С особой благодарностью вспоминаю русских учителей, которые в те годы приезжали в глухой район Дагестана и подвижнически работали в тяжелых условиях. Прекрасно помню учительницу по русскому языку — Людмилу Сергеевну Крюч-

кову (приехала из Москвы после МГУ), которая со мной самозабвенно занималась как с собственным ребенком. Думаю, она гордилась бы моими достижениями в изучении русского языка.

— Каким Вы были старшеклассником? Почему после окончания школы Вы выбрали именно физфак? Вы хотели стать школьным учителем?

Старшеклассником я был безпроб-лемным, учился я достаточно хорошо. Школу окончил с медалью. Учителя предсказывали мне судьбу писателя или

ученого. В принципе мог стать кем угодно. На физический факультет решил поступать уже во время школьных выпускных экзаменов по физике, когда возникли проблемы, из-за которых чуть не получил четверку. Цели стать учителем у меня не было, но после окончания университета по необходимости пришлось поработать в школе. Было нелегко. Начинал утром в дневной школе, а заканчивал поздно вечером - в вечерней. Часто замещал преподавателей по химии, географии, истории, черчению, английскому языку. Тем не ме-

нее успевал почти еженедельно выпускать рукописную стенгазету под названием «Сага об электронах».

— Кто помог Вам возмужать в профессиональном плане? Кто были Ваши учителя? Вы учились физике, а оказались в геологии. Не жалеете об этом?

В становлении ученого очень важна роль учителя — в широком и узком смысле. Учится можно не только непосредственно у своего руководителя, но и заочно. Примеров для подражания в

Повелителю кватаронов А. М. Асхабову

Всему основа — кеатароны:

Об этом каркают вороныг... Аллах воистину Акбар, послав Асхаба в Сыктывкар.

И скоро в северных районах зарплата будет в кватаронах.

Б. Мальков

науке предостаточно. Что касается меня, то моим прямым и главным учителем является Николай Павлович Юшкин, выдающийся ученый, с которым меня уже давно связывают и дружеские отношения. Я с благодарностью вспоминаю всегда и своего преподавателя в университете Хандулу Ашиковича Магомедова, привившего интерес к кристаллографии.

За неполные 40 лет работы в Институте геологии я достаточно глубоко вник в проблемы геологической науки и практики. Тем не менее не могу считать себя профессиональным геологом в узком смысле этого слова, хотя для многих, кто не знает мою биографию, я — геолог. Геологи, и в особенности

минералоги, как и физики, имеют дело с исследованием вещества. В этом смысле я не очень далеко ушел от своей университетской специальности. Между кристаллографией и минералогией вообще трудно провести границу. Жалеть о том, что произошло, нет оснований.

— Уже давно Вы сами стали Учителем, примером для подражания, подготовили кандидатов и докторов наук. Сейчас Вы возглавляете Институт геологии. Какие видите перспективные направления исследований в институте, изменится ли его профиль?

Институт наш славен своими традициями, сформировавшимися здесь научными школами, новыми направлениями исследований. Мы всегда будем стараться находиться на переднем крае геологической науки. Необходимости изменения профиля не вижу, да и невозможно это в академическом учреждении. У нас существуют утвержденные направления исследований, в рамках которых и будем развиваться. Однако это не значит, что нам не надо думать

над тематикой исследований. Темы, естественно, меняются. Важно, чтобы они были актуальными, перспективными и конкурентоспособными. Как говорит Н. П. Юшкин, наш институт был и останется «геологическим универмагом». Буду стараться делать все, чтобы институт был комфортным местом работы для ученых, особенно для молодых.

— Задача подготовки кадров для науки в последние годы успешно решается чисто российским «изобретением» — созданием ведущих научных школ РФ. Первую ведущую научную школу в Сыктывкаре основал Ваш учитель академик Николай Павлович Юшкин. Не так давно Вы стали руководителем своей школы. Что ждете от этого начинания, и какие надежды Вы возлагаете на своих учеников?

Задачи подготовки кадров у нас, как и везде, решаются через укрепление связей с вузами, откуда мы и «черпаем» своих будущих сотрудников. Конечно, очень важно, чтобы эффективно работала система «вуз—аспирантура—докторантура». В Сыктывкаре эта система действует давно и, с моей точки зрения, достаточно плодотворно. Формирование же научных школ — это конечное звено. Они решают больше задачи сохранения кадров. Признание научного коллектива в качестве ведущей школы — это акт больше формальный, правда, ко многому обязывающий. Конечно, для молодого ученого хорошо, если он попадет в сложившуюся научную школу. Что касается учеников, то я, естественно, желаю, чтобы они пошли дальше своего учителя.

— Ваша школа занимается очень крупной темой — наноминералогия и

наносостояние вещества. Какие научные центры в России еще близки к этой теме? Какими Вы видите перспективы сотрудничества между ними?

Школа сформировалась и получила признание главным образом на базе наших кристаллогенетических исследований, широко известных в стране и в мире. В принципе мы близки к очень модной и популярной сейчас нанотематике. Эта

Асхабову Асхабу - к 60-летию

С годам пусть становимся мы старше, Но это лишь пустая видимость времен — Каприз природы — он Тебе не страшен, Как прежде молод Ты, неотразим, умен.

Ты — мудрый сын кавказского народа Корнями сросся с северной землей.

А дети гор лишь крепнут год от года, Пренебрегая сединой.

И с высоты своих десятилетий Желаю я всем сердцем и душой Придти к Тебе еще на юбилей столетний, И снова встретиться с Тобой!

С сердечным расположением Г. Маркова

междисциплинарная область сейчас находится в центре внимания многих научных коллективов в России и за рубежом. У нас есть хорошие перспективы для сотрудничества со многими из них. Я могу только призвать всех, кто состоит в этой школе, к большой активности и пожелать им успехов как в области фундаментальных исследований, так и в решении прикладных инновационных задач.

— Как Вы думаете, более решаемой становится сейчас задача соединения науки и производства? Считаете ли возможным реализацию всех

этапов — от замысла до получения серьезной коммерческой выгоды на базе академических институтов и такой науки, как геология?

Общепризнано, что для успешного развития научного коллектива важно гармоничное развитие триединства «наука-кадры-производство». В этой триаде я всегда ставил на первое место науку. То, что сейчас называют инновациями, направлено в конечном итоге на укрепление связей с производством и повышение эффективности собственно производства. Проблема эта достаточно сложная и в наших российских условиях трудноразрешимая. Судя по тому, как развиваются события в последнее время и какие заявления делаются на самом верху, я считаю, что сейчас создаются более благоприятные условия для реализации в академических условиях инновационных проектов, когда научные идеи могут быть доведены до коммерчески интересного, инновационного результата. В геологии — это прежде всего проекты в области комплексной оценки и рационального использования минерального сырья, геоматериаловедения и получения новых материалов на минеральной основе.

—Вы много дали своим детям, сейчас они состоявшиеся личности. Может быть, Вы у них теперь консультируетесь по экономическим или другим вопросам?

Я счастлив, что мои дети получили хорошее образование и воспитание. Они, действительно, состоявшиеся люди, профессионалы в своем деле. Тем не менее я продолжаю считать себя умнее их, так же признаю, что мой отец был умнее меня, предполагаю, что и дед

был умнее отца. Так что своими консультантами их признать не могу. Но возможно, что я не прав.

— Вы помните своих деда, отца, сами стали отцом, затем - дедом, то есть Вы наблюдаете смену поколений. Какие значительные отличия бросаются в глаза? Отличается ли Ваша внучка Сати от дочери в этом возрасте?

К сожалению, советская власть, которую я все еще считаю положительным проектом в жизни нашей страны и которая очень много дала мне в личном плане, лишила меня счастья знать своих дедушек. А отца помню как человека, которым я гордился. Он очень хотел, чтоб я стал ученым. Каких-либо резких различий в поколениях я не наблюдаю, хотя сама среда, в которой они растут и воспитываются, изменилась очень сильно. У дочери и внучки очень много общего в характере: коммуникабельность, доброта.

— Север стал Вашей судьбой, и северная женщина Тамара почти 40лет идет с Вами — горцем — по жизни. В чем секрет?

Может, в том, что она частично перестала быть северной женщиной, я — горцем. А также в том, что ни она, ни я никогда не мыслили жизни друг без друга.

— Чего бы Вы сами себе хотели пожелать в этот юбилей?

Здоровья себе и своим близким.

Вопросы задавали Г. Лысюк, Н Пискунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.