Научная статья на тему 'Десять лет спустя'

Десять лет спустя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Десять лет спустя»

S&UKiiUc, август, 2008 г., № 8

на морфологию и рост кристаллов, на их строение и свойства. Создал теоретические модели роста кристаллов и эволюции кристаллообразующих сред в процессе роста и растворения кристаллов. Проведёнными им исследованиями заложены основы нового эволюционного направления в кристаллографии и кристаллогенезисе, в котором развиваются представления об организующей роли кристалла в ростовом процессе, о детерминированности особенностей роста кристалла не только его структурой и параметрами среды, но и факторами, генерированными самим растущим кристаллом, о возникновении и роли диссипативных структур в процессах кристаллогене-зиса и самоорганизации в системе «кристалл—среда».

Значительный вклад А. М. Асхабов внес в раскрытие закономерностей и условий природного кристаллообразования, в проблему генетической интерпретации характеристик роста кристаллов. Он разработал новые морфологические, анатомические и кристаллофи-зические индикаторы генезиса алмаза, кварца, берилла и других минералов, выявил новые типы геохимических барьеров в виде плотностных градиентных зон в минералообразующих средах.

В технологии выращивания искусственных кристаллов широко применяются установленные А. М. Асхабовым

закономерности роста и формирования кристаллов на стадии регенерации, предложенные им новые методы синтеза кристаллов, регулирования их свойств. Под его руководством создан уникальный голографический комплекс для непрерывного слежения in situ за растущим кристаллом, кинетикой его роста и окружающей средой. В практику кри-сталлогенетических исследований внедрены новейшие методы, включая методы атомно-силовой микроскопии и компьютерного моделирования.

В последние годы A. M. Асхабов разработал новую кватаронную концепцию конденсации минерального вещества, основанную на открытых им закономерностях кластерной самоорганизации вещества на наноуровне. Эта концепция имеет фундаментальное значение для решения ключевых проблем реального кристаллообразования, интерпретации морфологических особенностей наноструктур и наноиндивидов, развития новых перспективных направлений нанотехнологии и наноминера-логии. На ее основе разрабатываются новые методы получения кристаллов, ультрадисперсных материалов, новых видов наноструктурированных веществ.

A. M. Асхабов ведет большую научно-организационную работу. Он является членом Президиума УрО РАН, председателем Сыктывкарского отде-

ления Российского минералогического общества, членом Бюро Отделения наук о Земле РАН, межведомственного Северо-Западного координационного совета РАН по фундаментальным и прикладным исследованиям, входит в состав ряда правительственных комиссий Республики Коми по науке и инновациям. По его инициативе в Сыктывкаре проведен ряд крупных совещаний и семинаров по проблемам минералогии, кристаллографии, экспериментального моделирования минера-лообразующих процессов и синтеза минералов. Установлены и успешно развиваются международные творческие связи с научными организациями и университетами ряда стран. А. М. Асхабов активно участвует в подготовке научных кадров. Им подготовлено восемь кандидатов и два доктора наук. Он читает курсы лекций по актуальным проблемам минералогии в вузах и научных учреждениях страны и за рубежом.

А. М. Асхабов — лауреат премии Коми комсомола (1977 г.) и премии АН СССР и Болгарской АН за лучшие совместные исследования (1986 г.). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 1998 г. ему присвоено звание «Заслуженный работник Республики Коми», а в 2007 г. он удостоен Государственной премии Республики Коми.

ДЕСЯТЬ ПЕТ СПУСТЯ

К пятидесятилетию Асхаба Магомедовича Асхабова я написал очерк «На кристаллографическом пути» (ЗеаъШг, 1998, № 4, с. 1—5) о его вхождении в науку, научных исследованиях и открытиях, широком признании в научном мире. Закончил его утверждением, что пятидесятилетний юбилей —это лишь один из первых верстовых столбов на его исследовательском пути и что самое главное, самое интересное и ма-нящее—впереди.

Прошло десять лет, и вот новая путевая веха—шестидесятилетие. Его Ас-хаб Магомедович встречает существенно возмужавшим, помудревшим, в новом облике — не только широко известного учёного, но и научного руководителя, организатора науки высшего ранга, общественного и государственного деятеля.

Прошедшие десять лет были годами интенсивных научных поисков, открытий, глубоких теоретических анализов и

широких обобщений, престижных публикаций и горячих дискуссий. Главной исследовательской целью А. М. Асха-бова стало развитие уже структурно сформировавшейся к этому времени кватаронной теории конденсации вещества, расширение полей её охвата. На её основе выявлена наноструктурная гетерогенность воды и других слабокон-денсированных систем, разработана оригинальная модель шаровой молнии, предложены новые механизмы формирования и развития главных структурных элементов биосистем и зарождения жизни. В рамках этой теории сформированы новые представления о прото-минеральном веществе, раскрыты механизмы формирования различных кластерных форм, включая фуллерены, предложены новые модели формирования некристаллических фаз, зарождения и роста кристаллов, процессов ми-нералообразования.

Вышли на передовые позиции в кристаллографической и минералогической науке асхабовские ученики, которые весьма успешно разрабатывают актуальные и перспективные научные проблемы. Труды В. Ракина, Д. Кама-шева, Н. Пискуновой и других отмечены различными наградами и престижными премиями. Авторитет асхабовс-кой кристаллографической школы вырос до такого уровня, что её статус как научной школы утверждён официально и она получила государственную президентскую поддержку.

Существенно расширился круг научного общения и сотрудничества, исследовательской кооперации, выходящей за российские пределы. Особенно эффективным было сотрудничество с американскими «ростовиками» по деловым договорам и с европейскими кристаллографами по программе ЮТА8.

SecMHue, август, 2008 г., № 8

п

Член-корр. А. Асхабов и академик Н. Юшкин на 21-м Международном геологическом конгрессе, Осло, Норвегия, 2008 г.

Минувшее десятилетие ознаменовалось головокружительным, но вполне закономерным и подготовленным всей трудовой жизнью карьерным взлётом Асхаба Магомедовича. Он был выдвинут и избран председателем Коми научного центра УрО РАН, а затем директором Института геологии. На него легла тяжёлая ноша персональной ответственности за развитие и эффективность всей науки Республики Коми, да и многих прорывных направлений науки вообще, за создание высокого научно- исследовательского потенциала, за судьбы учёных и научно-технических работников. Для конструктивного руководства большим и сложным научным коллективом, ведения «корабля науки» оптимальным курсом к новым берегам открытий А. М. получил необходимые рычаги. Он стал членом Президиума УрО РАН, членом бюро Отделения наук о Земле, председателем Сыктывкарского отделения Российского минералогического общества, вошёл практически во все обеспечивающие и контролирующие науку советы, комиссии, органы.

Активная научная и общественная деятельность А. М. Асхабова получила высокую признательность. В эти годы он награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, удостоен Государственной премии Республики Коми за разработку новых научных концепций и экспериментальных методов исследования процессов кристаллообразования, ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник Республики Коми», вручены многочис-

ленные почётные грамоты и премии, он избран почётным профессором Ухтинского государственного технического университета.

Наука наукой, работа работой, всё это важно и примечательно, но главное — жизнь. И в личной жизни Асхаба Магомедовича осуществилось восхождение на новый уровень. Хорошая дружная семья разрослась и окрепла. Дети стали крупными специалистами и влиятельными людьми, растёт численность и разнообразие внучьего поколения, можно задумываться уже и о правнуках, обеспечены надёжно семейные перспективы и жизненные условия, юбиляр мудро и целеустремленно руководит своим семейным кланом, в ко-

тором является, безусловно, семейным авторитетом патриаршего или акса-кальского уровня.

Асхаб Магомедович Асхабов начинает отсчитывать годы седьмого десятка. По собственному опыту и по историческим свидетельствам знаю, что эти годы наиболее продуктивны, но и наиболее ответственны, рисковые. Для российской науки они грозят многими неожиданностями, переломами. И руководителю науки надо быть предельно внимательным, держать руку на пульсе жизни и предвидеть перспективы. Я уверен, что у Асхаба Магомедовича всё получится, желаю ему удачи, счастья, новых открытий и достижений.

Академик Н. Юшкин

САГА О НАУКЕ И ЖИЗНИ

Американская журналистка миссис Томпсон брала интервью у Эйнштейна: — Какая, на ваш взгляд, разница между временем и вечностью? —Дитя мое, если бы у меня было время, чтобы объяснить вам эту разницу, то прошла бы вечность, прежде чем вы ее поняли!

— Асхаб Магомедович, помните, как звали Вашу первую учительницу?

Первым учителем был мой дальний родственник. Запомнился тем, что он пришел к нам домой и заявил, что я абсолютно не способен к учебе. Я вынужден был уйти из школы. На следующий год повезло больше. С особой благодарностью вспоминаю русских учителей, которые в те годы приезжали в глухой район Дагестана и подвижнически работали в тяжелых условиях. Прекрасно помню учительницу по русскому языку — Людмилу Сергеевну Крюч-

кову (приехала из Москвы после МГУ), которая со мной самозабвенно занималась как с собственным ребенком. Думаю, она гордилась бы моими достижениями в изучении русского языка.

— Каким Вы были старшеклассником? Почему после окончания школы Вы выбрали именно физфак? Вы хотели стать школьным учителем?

Старшеклассником я был безпроб-лемным, учился я достаточно хорошо. Школу окончил с медалью. Учителя предсказывали мне судьбу писателя или

ученого. В принципе мог стать кем угодно. На физический факультет решил поступать уже во время школьных выпускных экзаменов по физике, когда возникли проблемы, из-за которых чуть не получил четверку. Цели стать учителем у меня не было, но после окончания университета по необходимости пришлось поработать в школе. Было нелегко. Начинал утром в дневной школе, а заканчивал поздно вечером - в вечерней. Часто замещал преподавателей по химии, географии, истории, черчению, английскому языку. Тем не ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.