Научная статья на тему 'Садр ад-дин Коньяви и его современники'

Садр ад-дин Коньяви и его современники Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИИ 13 ВЕКА / САДР АД-ДИН КОНЬЯВИ / НАДЖМ АД-ДИН КУБРА / АТТАР НИШАПУРИ / ШИХАБ АД-ДИН СУХРАВАРДИ / ИБН АРАБИ / CАД АД-ДИН ХАММУЙА / НАДЖМ АД-ДИН АР-РАЗИ / ДЖАЛАЛ АД-ДИН РУМИ / XIII CENTURY SUFIS / SADR AD-DIN QUNAWI / IBN ARABI / NADJM AD-DIN KUBRA / ATTAR NISHABURI / SHIHAB AD-DIN SUHRAWARDI / SAD AD-DIN HAMMUYA / NAJM AD-DIN RAZI / JALAL AD-DIN RUMI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сеййид Д. Г.

13 век считается самым важным периодом исламского мистицизма. Почти самые знаменитые суфии в исламском мире жили и творили в этот период. В статье дается краткая информация о жизни и творчестве известных суфиев того времени, в окружении которых Садр ад-Дин Коньяви вырос и сформировался как ученый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Садр ад-дин Коньяви и его современники»

Сеййид Д.Г. ©

Институт Рукописей НАН Азербайджана

САДР АД-ДИН КОНЬЯВИ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

Аннотация

13 век считается самым важным периодом исламского мистицизма. Почти самые знаменитые суфии в исламском мире жили и творили в этот период. В статье дается краткая информация о жизни и творчестве известных суфиев того времени, в окружении которых Садр ад-Дин Коньяви вырос и сформировался как ученый.

Summary

The 13 th century considered as the highest point and most important period of islamic Mysticizm. Thus, the popular, even sufis lived and wrote their works during this period. The short information about the life and works of famous Sufis of that period - the main representatives of the environment Sadr ad-Din Qunawi grew up in is given in this article.

Ключевые слова: Суфии 13 века, Садр ад-дин Коньяви, Наджм ад-дин Кубра, Аттар Нишапури, Шихаб ад-дин Сухраварди, Ибн Араби, Сад ад-дин Хаммуйа, Наджм ад-дин ар-Рази, Джалал ад-дин Руми

Keywords: XIII century Sufis, Sadr ad-Din Qunawi, Ibn Arabi, Nadjm ad-Din Kubra, Attar Nishaburi, Shihab ad-Din Suhrawardi, Sad ad-Din Hammuya, Najm ad-Din Razi, Jalal ad-Din Rumi

Садр ад-дин Коньяви, ученик «великого шейха» Ибн Араби при жизни является одним из великих философов мира. Его полное имя Абу аль-Маали Садр ад-дин Мухаммад ибн Исхак ибн Юсуф ибн Али Коньяви. Он был известным ученым Коньи, одним из великих мудрецов и шейхов своего времени. Садр ад-дин Коньяви потерял отца в детстве, и его мать вышла замуж за выдающегося суфия, исламского богослова Мухйидддина Ибн Араби (ум. 638/1240), который занялся воспитанием и учебой Садр ад-дина и он все свое детство провел среди ученых и факихов. И получив отличное образование, Садр ад-Дина Коньяви, стал известен не только как приемный сын Ибн Араби, но и его философским наследником. Но нужно отметить, что в трудах Коньяви наряду с влиянием Ибн Араби, заметно также и влияние Насира Туси, великого ученого, астронома, математика. Необходимо отметить и то что почти самые знаменитые суфии в исламском мире жили в 13 веке, и Садр ад-дину Коньяви посчастливилось беседовать, дискуссировать и дружить со многими из них или же с их последователями и учениками.

1. Наджм ад-дин Кубра

Наджм ад-дин Кубра - выдающийся суфийский шейх, автор многочисленных философских и богословских трактатов родился в 540/1145 г. в городе Хива Хорезма. Получив в Хиве начальное образование, он начал путешествовать, и это путешествие заняло у него многие года. Наджм ад-дин Кубра учился у великих шейхов, изучал хадисы и калам у Абуль Ала Хасан ибн Ахмада Аттара Хамадани (488-569/1095-1173) и у Абуль Маали Нишапури (ум. 587/1191) [2, 422; 3, 79].

В Египте он женился на дочери своего учителя Рузбехана Мисри. По некоторым источникам Наджм ад-дин Кубра вернулся в Хорезм в 575/1179 г. [2, 423, 424; 3, 479; 7, 21, 22; 8, 235; 12, 10-13]. Тут он начал заниматься воспитанием суфиев и основал свой хангах и братство Кубравиййа. Из многочисленных учеников ал-Кубра можно назвать Маджд ад-дина Багдади, Сад ад-дина Хаммуйа, Сайф ад-дина Бахарзи, Баба Камала Джунди, Баха ад-дина Закариййа и других [2, 427; 8, 334-336].

Свои философские взгляды Наджм ад-дин Кубра изложил в ряде трактатов на арабском языке, среди которых самые знаменитые - «Адаб ал-муридин», «Аб-усулб алб-ашара», «Рисала фи-сулук», «Рисала ат-тарик» и др. [9, 104; 12, 2]

Наджм ад-дин Кубра умер в 518/1221 г. в Хорезме во время нашествия моголов.

2. Аттар Нишапури

Одним из духовных наставников и блистательных персидский поэтов XII в. является Фарид ад-дин Аттар Нишапури.

Аттар родился в пос. Кадкан в Нишапуре в 1150 году. Эта дата считается спорной, и некоторые его биографы считают годом его рождения 1119 или 1136. Он был сыном аптекаря, и в

© Сеййид Д.Г., 2013 г.

молодости, пока был жив его отец, он много странствовал, бывал даже в Египте и Индии. После этих странствий он возвратился в Нишапур и, получив в наследство от отца аптеку, продолжил его дело (само имя его - Аттар, означает «аптекарь» или «химик»). Дальнейшие его странствия в течение многих лет были исключительно духовными, и он не только сам прошёл весь суфийский Путь, но и указал другим его главные этапы - об этом его знаменитое учение о «семи долинах» в знаменитом произведении «Мантик ат-тайр» («Язык птиц»).

Аттару Нишапури приписывают 114 произведений (по количеству сур Корана), но до наших дней дошло около 40 произведений. Но они настолько отличаются по языку и стилю друг от друга, что трудно предположить, что все эти произведения принадлежат перу одного автора. Литературное наследие Аттара, авторство которого не вызывает сомнений у исследователей его творчества, включает в себя дидактические поэмы: «Илахи-намэ» (Книга о Боге), «Асрар-нама» (Книга тайн), «Мантик ат-тайр» (Язык птиц), «Мусибат-намэ» (Книга о /мистической/ цели), поэтический сборник «Диван», сборник четверостиший «Мухтар-намэ» и «Тазкират ал-аулийа» (Перечень святых).

Дата его смерти тоже спорная, по мнению многих он умер в 1220, 1221, 1229 или 1241 г. Но последние исследования показывают, что Аттар погиб в 1230 г. во время монгольского нашествия от руки одного из завоевателей. Его гробница находится в Нишапуре [7, 6, 7; 9, 859-861].

3. Шихаб ад-дин Абухафс Омар Сухраварди

Выдающийся суфийский мыслитель Шихаб ад-дин Абухафс Омар Сухраварди был основателем одного из авторитетнейших до сих пор во всем мусульманском мире суфийских братств «сухравардийа». Он родился в 1155 году в городе Сухравард, близ Занджана, расположенного в Иранском Азербайджане. Первой школой, которую посещал Шихабаддин, был рибат его дяди, Дийааддина Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (1097-1168), а высшее образование получил в одном из самых знаменитых университетов Востока «Низамийа», где в свое время преподавал его дядя. Закончив «Низамийа», Сухраварди очень быстро завоевывает широкую известность ученого-философа суфия на всем Востоке.

Сухраварди, также занимал должность советника халифа ан-Насир ли-Диниллаха (1180-1225) и вел ответственную дипломатическую службу. От имени халифа он вел дипломатические переговоры в Сирии и Египте, в городе Халебе, столице Эйюбидов. В 1217-1218 годах Сухраварди вел дипломатические переговоры с Хорезмшахом Мухаммедом. Через год с дипломатической миссией он уже ехал в Анатолию к Сельджукскому правителю Коньи Алааддину Кайкубаду I.

Он был наставником таких известных суфиев, как Абу Мухаммед Рузбихан Ширази (ум. в 1209), Исмаил ал-Касри (ум. в 1193) и Аммар аль-Бидлиси (ум. ~ 1200). Его ученики были наставниками великого хорезмийского суфия Наджмаддина Кубра, основателя суфийского братства «кубравийа».

Сухраварди встречался с такими великими людьми, как Баха ад-дин, Саади Ширази, Камал ад-дин Исмаиль Исфахани, Мухйиддин Ибн аль-Араби, Ибн Фариз.

Сухраверди умер в 1192 году в Багдаде и был похоронен там же [2, 474; 3, 193, 194; 10, 22].

Сухраварди является автором более 50 философских трудов на персидском и арабском языках. Самыми знаменитыми из них представляются книги «Китаб хикмат аль-ишрак», «Адаби-хальват», «Адл аль-айяан ила аль-бурхан», «Иршад аль-мюридин ва иттихад ат-тадибин», «Рисала фи аль-сулук», «Авареф аль-маареф» [6, 13-26].

4. Ибн Араби

Один их самых великих исламский богословов, крупнейших представителей и теоретиков суфизма является Ибн Араби.

Полное его имя Абу Абдаллах Мухйиддин Мухаммад ибн Али ибн Мухаммад ибн ал-Араби ал-Хатими. Родился он, по некоторым источникам 17 рамадана 1164 г., по другим 27 рамадана того же года в городе Мурсия (Андалузия) в знатной арабской семье. Отец Ибн Араби был близким другом великого ученого Андалузии Ибн Рушда.

В те времена в Андалузии часто случались столкновения между мусульманами и христианами. Семья Ибн Араби в 1172 г. переехала в город Ишбилиййа. В Ишбилиййе Ибн Араби учился у знаменитых ученых того времени, таких как Абу Бакр Мухаммад ибн Халаф ибн Сафи Лахми, Абулькасим Абд ар-Рахман ибн Галиб Шарат, Кази Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамза, Кази Абу Абдуллах Мухаммад ибн Саид ибн Заргун Ансари, Абу Мухаммад Абдульхакк ибн Мухаммад ибн Абд ар-Рахман ибн Абдуллах Азди. Кроме этих ученых, Ибн Араби также брал уроки у Ибн Асаку, знаменитого историка, автора «Истории Дамашка».

Ибн Араби называют «Шейхи-Кабир» (Великий шейх) и «Ибн Афлатун» (Сын Платона).

Ибн Араби прожив некоторое время в Каире, Александрие, Конье, Халебе и в Мекк, наконец, вернувшись в Дамаск, умер там, в 78 лет в 1242 году.

Этот великий ученый написал более, чем 500 произведений. Только лишь в письме Ибн Араби Кейкавусу I, написанной в 1234 г. он говорит о 270 своих произведений, и заявляет, что некоторые их них состоят из 100 томов [1, 202-209].

Их его произведений можно назвать следующие: «Инша ад-давайир», «Аль-ахадис аль-кудсиййа», «Аль-таджлиййат аль-илахиййа», «Тохфат ас-саликин», «Тарджуман аль-ашвал», «Диван аль-Шейх аль-акбар», «Футухати-Маккиййа», «Фусус аль-хикам».

Ибн ал-Араби разработал учение о единстве бытия (вахдат ал-вуджуд), отрицающее различия Бога и мира. Критики (Ибн Таймийя и др.) видели в этом учении пантеизм.

5. Cад ад-дин Хаммуйа

Полное имя Сад ад-дина Хаммуйа Сад ад-дин Абу аль-Мафахир (Абу аль-Саадат) Мухаммад ибн Садр ад-дин Моаййад Аби Бакр Абдуллах ибн Али ибн Мухаммад ибн Хаммуйа.

Хаммуйа, один из великих ученых своего времени, родился в Бахрабаде в 1180 г.

Он встречался и дружил с такими учеными и суфиями, как Ибн Араби, Садр ад-дин Коньяви, Шихаб ад-дин Абухафс Омар Сухраварди, Сейф ад-дин Бахарзи и Джалал ад-дин Мухаммад Балхи [4, 21, 22]. Но учителем и муршидом его являлся Наджм ад-дин Кубра и Сад ад-дина Хаммуйа считают одним из его халифов.

Сад ад-дин Хаммуйа автор многих произведений. Большая часть этих произведений были написаны на арабском, а некоторые на персидском языках. Он также писал стихи на этих двух языках. Самые важные его книги: «Саджанждол аль-арвах ва ногуш аль-альвах», «Аль-мисбах фи ат-тасаввоф», «Бахр алб-маани», «Шарх ас-сад», «Ильхах аль-гасид», «Зухур ат-тахрир фи нур ат-товхид», «Сафинат аль-абрар фи ладжадж аль-асрар», «Аль-ищара фи аль-ишара» [2, 431-433; 3, 251, 252; 5, 113-118].

6. Наджм ад-дин ар-Рази

Видный суфийский богослов Аюдуллах ибн Мухаммад ибн Шахавар ибн Анушираван ибн Абу Наджип Асади Рази, известный как Наджм ад-дин Дайа ар-Рази родился в 573/1177 г. в городе Рей, который в те времена был полон раздоров и конфликтов, происходящих между разными тарикатами, а в стране царило нестабильность и хаос [13, 10-14].

До нашествия моголов Наджм ад-дин Рази начинает свое путешествие в Хорасан, Ирак, Хорезм. А после вторжения монголов в Ирак перебирается в Конийский султанат.

Наджм ад-дин Рази умер в 654/1256 г. в Багдаде, где провел последние годы своей жизни и был похоронен там же, в кладбище Шуниз [13, 24-27].

Знаменитые его произведения: «Мирсад аль-ибад», «Тафсири-Коран», «Минарат аль-сайерин», «Мармизат-и Асади», «Рисалат-и агл ва ишк», «Хастар аль-мулук ва тохфат аль-хабиб» [13, 46-53].

7. Джалал ад-дин Мухаммад Балхи

Джалал ад-дин Мохаммад, позже получивший известность как Мевлана Джалал ад-дин Руми, родился в городе Балх в семье знаменитого ученого-богослова Мухаммада ибн Хусейна ал-Хатиби ал-Балхи (1148-1231), более известного как Бахауддин Велед.

В 628/1230 г. Бахауддин Велед скончался, и все проблемы семьи упали на плечи юного Джалал ад-дина. После смерти отца он занял его пост в медресе, построенном Эмиром Бедреддином Гевхертасом. В630/1232 в Конью приезжает друг Бахауддина Веледа Сеид Бурханаддин Мухаккик Тирмизи. Именно он посвятил Джалал ад-дина в сокровенные тайны мистического пути, раскрыл перед ним сущность концепций суфизма, основанных на идее постижения скрытого от непосвященных "знания" через собственный психологический опыт. Немного спустья Джалал ад-дин отправился в Халеб и Дамасск для того, чтобы проверить себя и свои познания в беседах с мудрецами века. Прожив 7 лет в этих городах он снова возвращается в Конью. В течение 4-х лет -638-642/1240-1244 гг. Джалал ад-дин занимается преподаванием фикха, и число его учеников-мюридов растет с каждым днем [11, 36-46].

В 642/1244 г. В Конье появляется Шамс ад-дин Мухаммад ибн Али ибн Маликдад Табризи, бродячий суфийский проповедник, который в свое время встречался и участвовал в научно-религиозных беседах таких ученых, как Шейх Абу Бакр Силлебаф Табризи, Шейх Рукн ад-дин Саджаси, Баба Кямал Джунди. Он также встречался с Ибн Араби в Дамаске, но в поисках «себя» этот бродячий суфий прибывает в Конью, встречается с Мавлана Руми и своим появлением переворачивает всю его жизнь. Руми признает Шамса Табризи своим духовным наставником, становится его учеником. Именно дружба и общение с этим человеком, а затем его гибель будят в

нем дремавшего гения. Большая часть его стихотворений, вошедших в его сборники, подписана именем Шамс и посвящены этому великому учителю [11, 55].

Начиная с 647/1240 г. до 672/1273 г. считается самым плодотворным периодом жизни Джалал ад-дина Руми. В этот период он занимался воспитанием мюридов.

Произведения Руми знамениты во всем мире и переводились на многие языки мира. Эти произведения: «Диван-и Кябир», «Маснави-и Манави», «Фихи ма фих», «Макатиб», «Маджалис-и саба» и самым знаменитым из них считается «Маснави-и Манави», состоящий из шести «давтаров». В «Диван-и Кябир» собраны стихи, посвященные Шамсаддину Табризи. Этот сборник стихов также известен как «Диван-и Шамс». «Макатиб», «Фихи ма фих» и «Маджалис-и саба» были написаны прозой.

Джалаладдин Руми умер 672/1273 г. 17 декабря, позже названный как «Ночью Единения», так как за его гробом шли представители самых разных религий [11, 67-76].

Литература

.û 1414 'jï^-JIjIj ;cjjjjj .^^jc ûj^c fjAIjjI eljJjVI cjliij£ .jjcla"i jj ^"jj .1

422 . 1370 '^-c^-LI ^Ijl^ùI .^jjic jja^^ .^JaJI ■ "j- jx ^JVI ^l^iù .j^jJIjjc '^ла. .2

. 1362 .^jjA '. U^ù .^j^aj ^â ^tj^^tI .jjjJIj*" AjJ^ .4

.1369 jj^I ;ùIjé" .fj" .ùijj.i ^j^j" jJ ajljj .jj^^JI^jç '^ij^ ôjjj .5 ' .^Jj-j aj jj^x ji^a. jJjJI jJ*x a^^jj" .AjjujjJI ^m-iJI ¡-à ^ j AjjlsjVI t>0l''j .jac j^jjI jjjJI ^^^ " ^JjjJ6" .6

.1365 'jj-j ;jI.<^jja ^J^ù ^j^jj" j .1353 'ij^aj ;oIjé"" .fjJ .^jjj-Ajj jl^c jjjJIûjjà ^^ jiji jj^"" j j jij^i ^j" .7

^tî" CjIjlwùI ;jI j$j . t ji*^ Лл^л ^J^^J .jjli^JI ^ùIjL .fj^a*^ Лл^л '^jijj" .8

1371 '^JJJ ;0Ijé"" .2 '^AJjIjJ ^iIA, .¿jIj.I ^IJJJI ¿¿jt"" .1 'li^ .9

.1374 '^X-AJ ^¡JC ^lIjl^JùI ;jIJ6"" .^jl^ùI f"li fLuAI AJ ùl^i^I jjJIjjc jj JJ^OA JJI A^JJ" ^JIJC .10

.1366 'jIjJ ;ùIjé" .f^-ri ^^ .^jJj^ AJ JJ^ птл Лл^л jjjJI J^A. UJIJA .jbsjJI j'jiùIjjjà .11

.1364 'jIjJ ;ùIjé" .^"li Jj* шл fLuAI Aj .Ajâj^JI i—lIji .j^c jj Лл^ jj^I f^j . 12

t^l^ j^jù j a-aa.jj ûl^jj .^л-Ljj j-J^I л ^^ л f\-jAI aj .jlxasi ^jI iajaji jx jljxJI Jl^jx .1jjc ^jIj f^J . 13

.1353

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.