Научная статья на тему 'САД В ЦЕНТРЕ ОМСКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ'

САД В ЦЕНТРЕ ОМСКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САД / GARDEN / ПЛАН / PLAN / ГОРОД / CITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлова Лариса Николаевна

История большинства садов и парков формируется десятилетиями. Благоустройство и озеленение является компонентом среды, который подвержен более быстрым изменениям, чем архитектура. В статье рассмотрена история возникновения и развития сада в центре Омска, дана его планировочная характеристика, сделаны выводы о необходимости сохранения зеленых территорий города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GARDEN IN THE CENTER OF OMSK: ORIGIN AND DEVELOPMENT

The history of most gardens and parks forms for decades. Landscaping and gardening is a component of the environment, which is prone to more rapid changes than architecture. The article describes the history of the emergence and development of the garden in the center of Omsk, there are given its planning characteristics, conclusions about the need to preserve the green areas of the city.

Текст научной работы на тему «САД В ЦЕНТРЕ ОМСКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

www.sibac.info

В силу развития химии современные масляные краски имеют широкую палитру. Основное красящее вещество - пигмент, связующее - льняное или хлопковое масло. Для растворения красок используются специальные растворители: пинен (очищенный скипидар), вайт-спирит и др. Они также влияют на скорость высыхания красочного слоя.

Огромный выбор современных художественных материалов позволяет художнику сделать точный выбор, а соблюдение технологии живописного процесса добиться желаемого результата.

Список литературы:

1. Как выбрать холст для масляной живописи - [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://masterkrasok.ru/posts/drawmg/oil/kak-vybrat-holst-dlya-maslyanoy-zhivopisi (Дата обращения 19.03.2016).

2. Масляная_живопись - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения 12.02.2016).

3. Татьяна Бугаенко. Живопись альбом-каталог / Богомолова Л.К., ред.. Омск, 2012.

САД В ЦЕНТРЕ ОМСКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Козлова Лариса Николаевна

доц., Омский государственный институт сервиса,

РФ, г. Омск Е-mail: su27ko@mail.ru

GARDEN IN THE CENTER OF OMSK: ORIGIN AND DEVELOPMENT

Larisa Kozlova

аssociate Professor of Omsk State Institute of Service,

Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

История большинства садов и парков формируется десятилетиями. Благоустройство и озеленение является компонентом

среды, который подвержен более быстрым изменениям, чем архитектура. В статье рассмотрена история возникновения и развития сада в центре Омска, дана его планировочная характеристика, сделаны выводы о необходимости сохранения зеленых территорий города.

ABSTRACT

The history of most gardens and parks forms for decades. Landscaping and gardening is a component of the environment, which is prone to more rapid changes than architecture. The article describes the history of the emergence and development of the garden in the center of Omsk, there are given its planning characteristics, conclusions about the need to preserve the green areas of the city.

Ключевые слова: сад; план; город.

Keywords: garden; plan; city.

Расцвет в развитии садово-парковой культуры российских провинций, пришелся на первую половину XIX века. В условиях крайне невысокого темпа распространения информации оно было подобно концентрическим кругам, медленно расходившимся по России. Столичные новшества доходили до провинции с опозданием в несколько лет или даже десятков лет. Поэтому развитие садовой культуры, начавшиеся в столичных городах в XVIII веке, охватило среднюю полосу России к началу XIX века, а для сибирских городов, в том числе Омска, это произошло лишь к середине - второй половине XIX века.

Некоторые представления о существовавших ранее садах и парках можно составить по скупым летописям, планам, описям, свидетельствам путешественников, архивным материалам. История большинства садов и парков насчитывает зачастую целые десятилетия. Причем одни и те же озелененные территории, неоднократно меняя и облик, и содержание, тем не менее, всегда остаются звеном в планировочной структуре города.

Первоначально возникнув как крепость, Омск постепенно разрастался. Системообразующим ядром города являлась новая крепость, сооруженная на правом берегу реки Омь в 1768-1771 годах.

«Планировочные основы, заложенные первым регулярным планом Омска 70-х годов XVIII века, сыграли существенную роль в его дальнейшем развитии: расширение городской территории шло путем механического прибавления новых кварталов по уже заданным направлениям» [9, с. 18].

www.sibac.info

В трехстах метрах от крепости разбиты кварталы новой застройки. От Иртыша проложены две улицы, а прилегавшие к ним кварталы упираются в пятигранную площадь. На плане Омской крепости 1780 года эта площадь обозначена как кладбище (рис. 1).

Рисунок 1. План Омской крепости 1780 года [9, с. 19]

Более поздние планы свидетельствуют о дальнейшем росте города, северная часть которого развивается по радиально-кольцевой схеме, южная часть города характеризуется дальнейшим развитием регулярных прямоугольных схем. Кладбище постепенно зарастает, переносится за пределы района, но в плане остается все та же пятигранная площадь, стороны которой определили направления современных улиц - Красный Путь и Орджоникидзе.

Автором плана города Омска, утвержденного в 1829 году, был петербургский инженер и архитектор В.И. Гесте. Существующей регулярной планировке города он придал более выразительный художественный вид. План Омска 1829 предусматривал создание городских садов. Они менее связаны друг с другом и долинами рек, чем в других сибирских городах [1, с. 403], поэтому озеленение представлено фрагментарно, и долгое время оно оставалось таким.

По предложенному плану 1829 года на территории бывшего кладбища разбит сквер, имеющий лучевую планировку с высаженными по периметру деревьями, создающими аллеи, в центре размещена круглая площадка с таким же круглым цветником,

обсаженным кустарниками и деревьями. Возможно, предполагалось размещение скульптуры или памятного знака в центре. План В.И. Гесте обеспечил развитие города на много лет вперед, но исполнение его затягивалось. В 1896 году с предложением в Думу обратилась Елена Николаевна Санникова, жена военного губернатора Акмолинской области Н. Санникова, с просьбой разрешить на месте заброшенного кладбища обустройство городского сада [12, с. 35]. На плане города 1898 года планировочное решение рассматриваемой территории выглядит более продумано (рис. 3).

Создаваемый сад соответствовал специфике проектируемых и разбиваемых садов и парков дореволюционного периода, как в планировочном отношении, так и в функциональном. Это был городской общественный сад с регулярной планировкой. Границы участка оставались прежними - пятигранная форма. На пересечении аллей, соединяющих противоположные углы сада, организована круглая по форме площадка, через которую проходит прямая центральная аллея, расположенная по лучевой линии. Также на этой условной оси обустроены еще две площадки различные по площади и форме. Прямые линии аллей соединяются полукруглыми в плане дорожками, симметрично расположенными относительно центральной оси (главной аллеи).

Рисунок 2. Фрагмент плана 1829, арх. В.И. Гесте [11]

www.sibac.info

Рисунок 3. Фрагмент плана 1898 г. [10]

Сад требовал постоянного ухода. После отъезда Н.И. Санникова, его продолжателем стал А.Н. Уфимцев, который в 1905 году превратил сад в детский [6]. Из заявления отставного Коллежского Советника Андрея Николаевича Уфинцева: «Въ 1905 году, по настоятельной просьбе многих изъ жителей города и с согласия Председателя Омской Городской Садовой Комиссии Константина Евдонмовича Тартышева, я принял участие в устройстве Санни-ковскаго садика. Заручившись сочувствием и обещанием многих семейных горожан оказать мне материальную поддержку, я приступил къ приведению садика въ порядокъ» [4].

Архивные документы раскрывают ряд мероприятий, выполненных А.Н. Уфинцевым по обустройству детского садика: -исправление и постановка скамеек; - устройство двух уборных, чайной [5]; - переноска и постановка арки из бывшего пожарного садика [3]; - устройство большого открытого павильона и «несколько горок, гимнастику, гигантки и проч.» [4]; - постройка двухэтажного деревянного здания в виде павильона, на втором этаже которого располагалась детская читальня. «Здаше имеет въ длинну 12 арш. въ глубину 9 арш. съ 2-мя боковыми отделешями длинной 3 х 6 арш. И верхнш этажъ съ 4-мя балконами во всю длину и ширину здашя, с которых открывалась вся панорама сада с живописными группами детей. Вышина обоихъ этажей до 8 арш. Нижнш этажъ соединен съ

верхнимъ внутренной лестницей. Все балконы и веранда окружены резною решеткой. В обоих этажах 12 окон и 3 стеклянныхъ и три глухихъ столярныхъ двери ...» [2]. Павильон во всех отношениях оправдал свое назначение, он являлся украшением сада, придающим ему вид благоустроенного (рис. 4). Также в садике были произведены дополнительные посадки деревьев, расширение аллей, устройство площадок, прибавлено скамеек для сиденья и гимнастических сооружений. Одновременно в этом же году были перенесены к саду триумфальные ворота, сооруженные «въ память проезда Наследника ЦЕСАРЕВИЧА, ныне царствующего Государя ИМПЕРАТОРА. Мысль о переносе воротъ возникла съ целью сохранения их как памятника въ честь означенного события для украшения детского сада ценным памятником».

Все это делалось на средства пожертвованные «сочувствующими устройству детскаго сада и собранныя съ устраиваемыхъ въ нем гулянш» [6]. Согласно расписке «гулянье в Санниковском саду стоило: взрослый билет = 10, детский = 5 копеек. Также оставляли пожертвования 4-15 копеек + принимались и расклеивались объявления» [7].

Дальнейшая судьба сада связана с переименованием его в советское время в сад ВЦСПС, а затем в сад имени Куйбышева. Планировочная структура сада сохранялась. При постройке в нем кинотеатра им. Маяковского в 1954 году, была организована площадь перед главным фасадом здания. Центральным элементом является

www.sibac.info

круглая клумба (возможно восстановленная по планам начала XX века), сегодня она также украшает территорию перед кинотеатром, на ней высаживают цветочные композиции. Здание кинотеатра выполнено по типовому проекту в стиле сталинского ампира, характерными чертами которого являются комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон. Монументальность подчеркивалась парадным фасадом, широкой входной зоной со стороны улицы Интернациональной. Большой партерный газон прямоугольной формы с цветником посередине, две широкие дорожки, ведущие к главному входу, боковые газоны с продольными линиями цветущих растений, огромные фонари на чугунном основании - все отвечало духу советского периода (рис. 5).

Рисунок 5. Кинотеатр им. Маяковского. 1955 (открытка)

На сегодняшний день на данной территории вокруг кинотеатра утрачены практически все деревья. Сад превратился в проходную зону между двумя городскими магистралями. Расширение дороги привело к уменьшению территории. На основе исследования архивных данных и этапов формирования сквера в центре Омска можно констатировать тот факт, что проблема озеленения и сохранения исторической ценности данного места актуальна. Площадь сада изменилась незначительно, но разные периоды в истории города оставили свой отпечаток. Споры о функциях сада не сделают его лучше. Необходимо найти компромисс между исторической памятью, культурно -

досуговой сферой и природной составляющей центра города. Реконструкция сохранившихся городских садов является основным направлением для практической деятельности дизайнеров и архитекторов.

Список литературы:

1. Вергунов А.П. Вертоград: садово-парковое искусство России: (от истоков до начала XX века) / А.П. Вергунов, В.Д. Горохов. - М.: Культура, 1996. -431 с.

2. ГАОО Ф. 172, о. 1, д. 109, л. 4.

3. ГАОО Ф. 172, о. 1, д. 109, л. 9.

4. ГАОО Ф. 172, о. 1, д. 109, л. 24.

5. ГАОО Ф. 172, о. 1, д. 109, л. 27.

6. ГАОО Ф. 172, о. 1, д. 109, л. 67.

7. ГАОО Ф. 172, о. 1, д. 109, л. 81б.

8. ГАОО Ф. 198, о. 1, д. 567 (13).

9. Кочедамов В.И. Омск. Как рос и строился город / В.И. Кочедамов. -Омск: Омское книжное издательство, 1960. - 112 с.

10. РГИА Ф 1293, оп. 166, д. 2, л. 1.

11. РГИА Ф 1293, оп. 166, д. 2, л. 2.

12. Шихатов И. «Снился мне сад ...» // Третья столица. 1.03.2006. - № 10 (342) - С. 35.

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ В ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИИ

Удалова Надежда Николаевна

член Союза дизайнеров России, ассистент кафедры дизайна, рисунка и живописи Омского государственного института сервиса,

РФ, г. Омск E-mail: n_udalova@inbox.ru

PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE CONCEPT IN DESIGN

Nadezhda Udalova

member of the Union of designers of Russia, assistant to department of design, drawing and painting Omsk state institute of service,

Russia, Omsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.