УДК 72(47) В.И. Царёв, ВЛ. Чобанян
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены этапы формирования Центрального парка в городе Красноярске, охватывающие период с 1820-х годов до настоящего времени. Выявлены результаты архитектурно-планировочных преобразований городского сада в дореволюционные годы и проектные идеи формирования Центрального парка культуры и отдыха в ХХ - начале XXI века. Показаны основные принципы, определяющие современную концепцию развития Центрального парка как главного элемента экологического каркаса Красноярска.
Ключевые слова: городской сад, Центральный парк, город Красноярск, проектный план, система озеленения города.
V. I. Tsarev, V.L. Chobanyan THE CENTRAL PARK IN KRASNOYARSK CITY: FORMATION HISTORY AND ARCHITECTURAL AND PLANNING TRANSFORMATIONS
The Central park formation stages in Krasnoyarsk city, covering the period from 1820 till the present days are considered. The results of architectural and planning transformations of the urban garden in pre-revolutionary years and design formation ideas of the Central recreation park in the XX - the beginning of the XXI century - are revealed. The basic principles defining the modern concept of the Central park development as the main element of the Krasnoyarsk ecological framework are shown.
Key words: urban gardens, the Central park, Krasnoyarsk city, master plan, urban landscape gardening system.
Центральный парк Красноярска, основанный почти 200 лет назад, является важным элементом городской структуры, отражающим принципы преемственности в формировании культурно-исторической среды, ярким примером садово-паркового искусства Сибири. Современное состояние парка настоятельно требует реализации новой концепции его развития, для разработки которой весьма актуальным является изучение исторических предпосылок, послуживших факторами предшествовавших преобразований.
В 1822 году Красноярск стал административным центром Енисейской губернии. Первый енисейский губернатор А.П. Степанов активно занялся благоустройством города. Он предпринял меры по составлению проектного плана Красноярска, который был завершен и получил высочайшее утверждение в 1828 году [1]. На плане определился новый общегородской центр - Соборная площадь, которая с южной стороны примыкала к участку лесного массива, сохраненному по предложению Степанова для устройства публичного сада. Губернатор, поясняя истоки своего замысла, писал, что «на западной стороне Красноярска была некогда хвойная роща над крутым берегом Енисея; но самоуправство граждан подрубило ее и теперь на самом этом месте воздвиглись песчаные горы, с которых песок не только засыпал домы, но до половины улицы, лежащие на южной стороне и даже, мчась через Енисей на восток, завалил село Ладейское, состоящее в 7 верстах на противоположном берегу» [2].
Следует отметить, что первоначальные границы участка, отведенного под сад, имели несколько иные размеры, как показано на плане, «снятого с Красноярска в настоящем его виде» (1827 год) [3]. Они определялись с северной стороны Воскресенской улицей (ныне проспект Мира), а с южной - берегом Енисея. Восточная граница участка проходила по направлению современной улицы Диктатуры Пролетариата, а западная - вдоль нынешней улицы Декабристов. Прямоугольник лесного массива, размеры которого составляли примерно 660x430 м, в меридиональном и широтном направлении пересекали по центру две прямые аллеи (рис. 1).
Рис. 1. Фиксационный план Красноярска 1827г. Фрагмент [3]
В 1825 году петербургский архитектор В.И. Гесте, занимавшийся совместно с губернским архитектором П.Ф. Воцким составлением плана Красноярска, в своем рапорте в министерство внутренних дел сообщал, что «публичный сад, ими назначенный в средине к проливу, сохранен и сделан в правильном виде» [4]. В соответствии с проектным замыслом В.И. Гесте уменьшил на плане площадь сада, который приобрел новые границы: с северной стороны - вдоль Гостинской улицы (ныне улица К. Маркса), а с восточной от участка лесного массива отсекалась территория для трех новых городских кварталов. По плану размеры участка для сада составили около 440x270 м. Планировочную структуру сада на чертеже столичный архитектор выполнил по регулярным принципам, господствовавшим в российском градостроительстве того времени, в виде центричной, радиально-лучевой схемы. Главный луч структуры -центральная (меридиональная) аллея сада, должна была стать основной осью общегородского центра, на которую предполагалось ориентировать здание будущего собора, а также она обеспечивала связь между Соборной площадью и берегом Енисея (рис. 2). Однако проектная планировка городского сада с мелкоячеистой структурой, рассчитанной в большей степени на низкорастущие насаждения, в условиях существовавших высоких древесных пород не была реализована.
Рис. 2. Проектный план губернского города Красноярска, утвержденный в 1828 году. Фрагмент [5]
Губернатор А.П. Степанов, характеризуя первые мероприятия красноярской администрации по осуществлению проектного плана, писал: «Площадь новая, очерченная, так сказать, легкими постройками, что б сообщить ей надлежащую форму, будет одною из лучших площадей, ежели окружится каменными зданиями, по плану предназначенными; в настоящее время с южного фаса закладывается каменный гостиный двор, легкой архитектуры; он будет обращен одною стороною на площадь, а противоположною к саду, в который должна измениться роща, сохраненная от назойливого стада граждан (на том месте, где ныне существуют новые кварталы, был до 1822 года выгон скота)» [2, с. 178].
Следующий этап преобразований городского сада в Красноярске связан с деятельностью губернатора В.К. Падалки, охватывающей 1845-1861 годы. В описаниях города XIX века отмечалось, что стараниями губернатора «сад был отлично распланирован, по главной и некоторым боковым аллеям были разбиты цветочные клумбы, выстроено было летнее помещение для благородного собрания, дачный домик для губернатора, красивая крытая веранда для танцев, помещение для игры в кегли и роскошная, в строго китайском стиле беседка, с разноцветными расписными стеклами, причудливым китайским фонарем, стеклянными разноцветными колокольчиками на крыше и флюгером в виде дракона» [6].
Результаты преобразований городского сада, осуществленные в середине девятнадцатого века, получили графическое отражение на проектном плане Красноярска, составленном губернским землемером А.И. Бутаковым и утвержденном в 1855 году [7]. В соответствии с предшествующим проектным планом города северная граница сада прошла вдоль Гостинской улицы, формируя ансамбль Соборной площади. Вместо предлагавшихся прежде с восточной стороны сада трех городских кварталов на новом плане показаны три сложившиеся полуквартала, отделявшиеся от садового участка переулком, получившим название Садовый (ныне улица Дзержинского). С западной стороны значительный участок сада вновь был отсечен пробивкой нового переулка (ныне улица Горького). Первоначально на этом участке, находившемся между современными улицами Горького и Декабристов, был разбит сквер, который к концу столетия исчез. Планировка сада, новые размеры которого составили примерно 420x260 м, имела центральную аллею, проложенную с севера на юг от Соборной площади до берега Енисея. На ней находились две площадки: первая - в форме круга была устроена недалеко от главного входа. Она пересекалась второй аллеей, пролегавшей в широтном направлении. В центре площадки находилась, вероятно, постройка округлых очертаний. К юго-западу от нее, судя по плану, в окружении деревьев стояли несколько строений. Вторая площадка, эллипсовидной формы, размещалась в центральной части сада. На ней находилась, вероятно, веранда для танцев. По территории сада были проложены криволинейные тропинки, на пересечениях которых имелось несколько небольших круглых площадок (рис. 3).
Рис. 3. Проектный план Красноярска. 1855 г. Фрагмент [7]
К концу XIX века состояние городского сада значительно ухудшилось, о чем с сожалением высказывались горожане. «Ранее за исправным содержанием сада был строгий надзор. Но после губернатора Падалки все это пришло в упадок: от китайской беседки остался только жалкий остов, дачный домик сгорел, остальные сооружения также предоставлены разрушительному действию времени. Только ко времени проезда наследника цесаревича, в 1891 году, вместо обветшавшего старого, было выстроено новое здание для летнего помещения благородного собрания и беседка в русско-византийском стиле для встречи высокого гостя. Но, несмотря на такое плохое содержание сада, последний все-таки привлекает летом со всех концов города массу разнообразной публики, приходящей сюда подышать чистым, здоровым воздухом после удушливой пыли, столбом стоящей на городских улицах» [6, с. 112] (рис. 4).
Рис. 4. Красноярск. Городской сад: китайская беседка (открытка начала ХХ века. Красноярский
краеведческий музей)
В начале 1890-х годов прибрежный участок, примыкавший к саду, так называемый «тир», был уступлен обществу попечения о начальном образовании, организовавшему здесь площадку для игр и физических занятий детей. Однако в 1896 году эту территорию отвели под здание мужской духовной семинарии, которое возвели в 1900-1903 годах. Каменная ограда, окружившая участок семинарии, и жилая застройка, появившаяся на южной границе сада, преградили его выход к реке, что нарушило градостроительную идею раскрытия общегородского центра к Енисею.
План Красноярска, составленный в 1906 году [8], показывает, что в начале двадцатого века по южной границе сада пролегла Садовая улица (ныне улица Бограда), отделившая его от Енисея. Планировка участка, размеры которого не изменились, сохраняла основные элементы, унаследованные со средины девятнадцатого столетия. Из объектов в саду размещались деревянные постройки летнего общественного собрания и веранды, поставленной на центральной аллее (рис. 5).
Рис. 5. Фиксационный план Красноярска. 1906 г. Фрагмент [8]
В описаниях Красноярска начала ХХ века указывалось, что «в юго-западном углу сада устроен детский сад с приспособлениями для разных игр и гимнастических упражнений, территория которого была отведена взамен отданного для духовной семинарии участка «тира»; вход в сад с Архиерейского переулка, так как детский сад отделен от городского высоким досчатым забором для изолирования детской публики от взрослой и разнородной массы посетителей сада» [9]. На участке этого детского сада, по воспоминаниям горожан, «деревьев было мало; почти в центре была большая горка, похожая на курган; наверху стояла скамейка; с горки зимой катались на санках, а летом просто забегали, состязаясь на скорость забега; кроме площадки для игры в городки и крокет, требующие большого поля, здесь же были «исполинские шаги»; детвора, да и подростки усиленно посещали этот сад, а в некоторые периоды играми пользовались и взрослые, особенно это касалось городков» [9, л. 17\ (рис. 6).
Рис. 6. Красноярск. Участок «детского сада» в городском саду (фотография 1903 г. Красноярский
краеведческий музей)
В 1908 году техник В.А. Поляков построил в северо-восточной части городского сада деревянное здание для кинематографа. Оно прослужило городу до 1960-х годов, когда на его месте был выстроен кинотеатр «Луч».
Одним из первых мероприятий, осуществленных советской властью в Красноярске, явилась подготовка в 1917 году воззвания к горожанам, призывавшего сохранить городской сад «как учреждение, служащее для бедноты средством иметь возможность пользоваться бесплатно свежим воздухом» [10].
С 1935 года городской сад стал называться Центральным парком культуры и отдыха имени М. Горького. В 1936 году в ЦПКиО оборудовали первую в республике детскую железную дорогу. В том же году был разрушен Богородице-Рождественский собор, формировавший вместе с городским садом ансамбль главной площади Красноярска.
В послевоенный период в Центральном парке была осуществлена частичная замена древесных насаждений, в результате которой в 1952 году удалили 300 погибших деревьев, а взамен их высадили более 1800 молодых сосен, лиственниц, лип и других ценных растений [11].
Во второй половине 1950-х годов в Центральном парке стал культивироваться американский клен, а также другие лиственные деревья. Очень хорошо было развито цветоводство, представленное клумбами и дорожкам с цветами, среди которых выделялись розы, гладиолусы, канны. Некоторые горожане высказывали мнение о том, что в дальнейшем следовало бы разнообразить древесную растительность, «взяв курс на развитие здесь ботанического сада в условиях паркового его использования» [9, с. 12].
В генеральном плане Красноярска, утвержденном в 1951 году (Ленгипрогор), архитекторы обратили внимание на необходимость расширения парка в связи с ростом населения центральной части левобережного города. Сложившаяся система улиц, ценность окружающей застройки, а также наличие реки в непосредственной близости продиктовали целесообразность дальнейшего развития парка в южном направлении. По замыслу главного архитектора генплана Ю. И. Киловатова, из центра верхней береговой полосы парка предполагалось построить широкую каменную лестницу к водной и лодочной станциям. По обе стороны от лестницы намечалось строительство трибун для зрителей, которые имели бы возможность наблюдать за соревнованиями по гребле, плаванию, прыжкам с вышки и другим видам водного спорта. Береговые границы города от парка планировалось очертить широкой лентой бульвара [11].
С северной стороны парка культуры и отдыха в проекте предлагалось реконструировать центральный вход, который должен был находиться на одной оси с главным подъездом Дома Советов, возведенного на противоположной стороне площади Революции. В описаниях архитектурных идей 1950-х годов указывалось, что «центральная площадь в Красноярске характерна своими большими размерами; условия уже сложившейся капитальной застройки по ее периметру еще до утверждения генерального плана не позволили архитекторам обычным путем сократить эти размеры; это будет сделано разбивкой двух больших скверов у зданий управления железной дороги и краевой библиотеки; цветники, кустарниковая зелень, переходящая постепенно в полосу высокорастущих деревьев, значительно сократят излишние размеры площади и одновременно превратят ее в место отдыха трудящихся; в скверах будут сооружены красивые фонтаны, стенды, цветочные вазы, скульптурные украшения; многочисленные светильники и прожекторы зальют площадь ярким электрическим светом» [11, с. 68].
1960-е годы стали очередным этапом преобразований Центрального парка Красноярска, связанным с разработкой нового генерального плана города (Ленгипрогор, 1960 г.). Исследователи архитектуры города указывали в те годы, что «особого внимания заслуживает опыт использования озеленения в организации общегородского центра, раскрываемого в сторону главной водной артерии города - Енисея; этот принцип, заложенный еще в прошлом, по генеральному плану и проекту детальной планировки центральной части должен получить дальнейшее развитие» [12].
Проектная концепция формирования общегородского центра предусматривала реконструкцию исторически сложившейся системы озеленения, на основе которой предлагалось создать «зеленую анфиладу», включавшую ЦПКиО имени М. Горького и сквер на площади Революции с выходом на север от Дома Советов к скверу имени В. И. Сурикова и далее к реке Каче [12] (рис. 7).
Рис. 7. Красноярск. Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького (открытка 1960-х годов.
Красноярский краеведческий музей)
Центральный парк культуры и отдыха как главное ядро этой анфилады предлагалось реконструировать с максимальным сохранением существовавших деревьев и планировки. Проектом реконструкции предусматривался вынос зоны шумного отдыха за пределы основной части парка, в сторону Енисея. Парадный, открытый характер придавался лишь главной аллее парка, которая должна раскрыть перспективу от площади Революции и здания Дома Советов к реке, что требовало сноса застройки на прибрежной территории. При дальнейшей реконструкции парка предлагалось учесть необходимость всемерной изоляции его от транспортных направлений, с устройством свободной и безопасной связи с прибрежной зоной отдыха и пляжем. Другим, не менее важным условием организации Центрального парка культуры и отдыха Красноярска являлся вынос аттракционов и спорта за пределы существовавшей территории, с использованием для этого островов Отдыха и Татышев [12].
В 1972 году начались практические мероприятия по реконструкции Центрального парка, в результате которых он снова получил выход на берег Енисея. Однако очередные планировочные преобразования привели к значительному сокращению зеленых насаждений. Осталась нереализованной проектная идея создания системы озеленения, охватывающей весь полуостров центральной части города, которая должна была связать ее планировку и застройку с естественным ландшафтом. В центральную парковую зону общегородского значения не получили достаточного включения енисейские острова.
В основных положениях действующего генерального плана Красноярска (РосНИИПИурбанистики, СПб.), утвержденного в 2001 году, вновь зазвучали предложения о создании единой системы озеленения города с включением островов и новых набережных Енисея, лесопарков и пригородных лесных массивов. Однако по прошествии более десяти лет после утверждения генплана эти проектные идеи остаются нереализованными.
Рассмотренные особенности исторических этапов формирования Центрального парка Красноярска свидетельствуют о необходимости использования в новой концепции его развития принципа преемственности, основанного на изучении и применении в современных условиях прежних проектных идей (взаимосвязь с речной акваторией и природными ландшафтами, создание «зеленой анфилады»). Воссоздание Центрального парка как главного ядра системы озеленения Красноярска потребует пересмотра его роли в культурно-исторической среде города, которая может быть направлена на реализацию идеи формирования ботанического сада. В целом, ближайшие преобразования центрального парка должны быть
связаны с усилением его значения как важнейшего элемента общегородского центра и экологического
каркаса Красноярска.
Литература
1. Царев В.И., Крушлинский В.И. Красноярск. История и развитие градостроительства. - Красноярск: Кларетианум, 2001. - С. 36-39.
2. Степанов А. П. Енисейская губерния. - СПб., 1835. - Ч. 1. - С. 176.
3. Российский государственный исторический архив. - СПб. Ф. 1293. Оп. 168. Д. 16. План города
Красноярска. 1827.
4. Российский государственный исторический архив. СПб. Ф. 1286. Оп. 3. Д. 312. По отношению
Иркутского и Енисейского генерал-губернатора об утверждении вновь составленного плана города Красноярска. 1824-1829.
5. Российский государственный исторический архив. СПб. Ф. 1293. Оп. 166. Д. 21. План города
Красноярска. 1828.
6. «Великий путь». Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги. - Красноярск: Изд. М. Б. Аксельрод и К°, 1899. - Вып. 1. - С. 111.
7. Российский государственный исторический архив. СПб. Ф. 1293. Оп. 168. Д. 13. План Енисейской губернии губернского города Красноярска, сочиненный в 1852 году.
8. План губернского города Красноярска Енисейской губернии, составленный и дополненный в 1906 году. Красноярский краеведческий музей.
9. Государственный архив Красноярского края. Ф. Р-2120. Оп. 1. Д. 15. Яворский А. Материалы к истории Центрального парка культуры и отдыха им. А.М. Горького в Красноярске. 1960. Л. 16.
10. Бердников Л.П. Вся красноярская власть: очерки истории местного советского управления и
самоуправления (1917-1993). Факты, события, люди. - Красноярск: Кн. изд-во, 1996. - С. 17.
11. Нифантьев Е.С. Город на Енисее. - Красноярск: Кн. изд-во, 1954. - С. 62.
12. Ружже В.Л. Красноярск. Вопросы формирования и развития. - Красноярск: Кн. из-во, 1966. - С. 135.