Научная статья на тему 'С юбилеем, Учитель!'

С юбилеем, Учитель! Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С юбилеем, Учитель!»

С ЮБИЛЕЕМ, УЧИТЕЛЬ!

Л.Н. Бондаренко

Вот странность: я могу говорить о нем часами, а когда нужно написать - начинаешь раз, другой... и все, кажется, не то. Возможно, потому, что привыкла упоминать имя Николая Дмитриевича Колесова только в научных работах. Или во фразах, обращенных к моим студентам или сотрудникам: «Читайте Колесова. Лучше него об этом никто не написал».

Я сама перечитываю его постоянно. С годами каждая работа Николая Дмитриевича открывается по-новому. И теперь, после четырнадцати лет работы на страховом и финансовом рынках, начинаешь понимать, какие неоценимые знания дал нам, тогдашним студентам, Учитель. В период, когда термин «экономика» не употреблялся без определения «социалистическая», Колесов вместе с коллегами - В. А. Пешехоновым, Л.С. Бляхманом, А.А. Маркиным и многими другими блестящими учеными - развил теорию товарно-денежных отношений именно в рыночной ее ипостаси. Эта плеяда достойно продолжила изыскания выдающихся отечественных экономистов - нобелевского лауреата Л.В. Канторовича, профессоров Н.Д. Кондратьева и В.В. Новожилова.

Тогда, готовясь стать докторами наук, мы уже знали, как сложатся наши судьбы. Вместо традиционной карьеры советского экономиста, к которой мы когда-то готовились (предприятие, а впоследствии, возможно, трест, главк, а кому повезет, и министерство), нам пришлось осваивать азы реальной рыночной экономики. Пусть, дикой, «пещерной», какой она была в конце 80-х - начале 90-х, но - рыночной. И именно те, кто учился у Колесова, сумели удержаться на плаву, создать и развернуть свое дело. Многие из его учеников

сегодня имеют предприятия с миллиардными оборотами, и я уверена, что каждый из них с благодарностью и безмерным уважением вспоминает Учителя.

Ни для кого не секрет, что конкуренция между «москвичами» и «ленинградцами» существовала практически во всех отраслях высшей школы. Это касалось истории, филологии и, разумеется, экономики. Так сложилось, что Ленинград с точки зрения науки был (да и сегодня остается) более академичным и, в то же время, «вольнодумным». Не так скованные социалистической традицией, как московские коллеги, ленинградские ученые стали первооткрывателями многих дисциплин, которые исподволь готовили студентов к прорыву. Экономический факультет университета, где работает Николай Дмитриевич Колесов, первым в стране стал готовить специалистов по экономико-математическим методам. Здесь же в начале 70х появилась экзотическая по тем временам «экономика исследований и разработок», а впоследствии - прикладная социология. Первый факультет международных экономических отношений также появился в нынешнем СПбГУ.

Николай Дмитриевич «приложил руку» к самым передовым экономическим исследованиям и новациям того времени. Возможно, как и каждый блестящий мыслитель-экономист, он понимал иллюзорность того явления, которое именовалось «социалистической экономикой». Конечно, он никогда не говорил об этом своим студентам: это было небезопасно, в первую очередь для них самих. Да и не это было главным для Учителя. Наука остается наукой, вне зависимости от того, кто и как реализует ее тезисы на практике.

Он учил нас думать. Не зубрить, не прикрываться авторитетами - думать. Сопоставлять факты, делать выводы, «примерять» теорию к практике, рассматривать явления в исторической перспективе. Наука Колесова помогла его ученикам не только отринуть догмы, но и, со временем, пересмотреть последующие взгляды. В моей практике так случилось в отношении страхового бизнеса. В начале 90-х годов, на волне рыночного прорыва, многим, в том числе и мне, казалось, что всяческая «обязательность» должна уйти в прошлое и законы будет диктовать только свободный рынок. Тогда мне редко вспоминались предупреждения Учителя о том, что ни одна теория не может быть единственно верной. Тем более, по прошествии времени...

Так и случилось. Занявшись страховым бизнесом, мы столкнулись с вопиющим отсутствием методологии, нормативной базы, самой культуры страхования. Это - в России, где традиции страхового дела уходят даже не в эпоху самодержавия, а в дохристианские времена. И в самые тяжелые годы, когда систему сельскохозяйственного страхования на Юге России нужно было даже не реанимировать, а создавать заново, советы Николая Дмитриевича были поистине бесценными. Благодаря его опыту, глубочайшим познаниям и умению совместить теорию с практикой страховое дело шагнуло вперед, что называется, «через ступеньку».

В течение тридцати пяти лет Николай Дмитриевич Колесов возглавлял кафедру экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета. Он воспитал тысячи студентов, многие из которых, став крупными учеными, развили и дополнили идеи Учителя, наполнили их новым звучанием. Работы Колесова по теории собственности ценны в первую очередь тем, что он одним из первых четко разграничил понятия «собственность», «владе-

ние», «распоряжение» и «пользование». Это разграничение было проведено в аспекте совершенно определенных экономических отношений, с точки зрения субъектов права собственности.

Эти работы актуальны сегодня как никогда. В условиях лихорадочного раздела собственности, соперничества олигархических структур между собой и с государством чрезвычайно важно установить паритет между всеми субъектами этих сложнейших процессов. Такой паритет жизненно необходим для существования государства, общественнополитического строя в целом. Игнорирование субъекта, эффективного и самостоятельного собственника, в угоду «обобществлен-ности» привело к падению советской плановой экономики, а затем и строя. Игнорирование интересов общества в угоду олигархическим группам чуть было не привело к экономическому коллапсу и социальному взрыву в середине 90-х годов.

Идея о необходимости баланса интересов личного и общественного как раз стала идеологической, если хотите, философской составляющей трудов Николая Дмитриевича. Для многих его учеников она явилась отправной точкой в построении моделей социально ответственного бизнеса. Вряд ли стоит говорить о том, насколько трудно это было сделать в атмосфере распродаж всего и вся, тотальной коррупции и изменений политического курса. Но у многих получилось. Без ложной скромности скажу: полученная нашей компанией «Царица» национальная премия «Олимпия» в номинации «социально ответственный бизнес» - во многом следствие того, чему учил меня и моих коллег Николай Дмитриевич.

Учителя очень многое связывает с нашим городом. Для тех, кто прошел войну, имя Сталинграда всегда священно. Николай Дмитриевич, уйдя на фронт в 1943-м, воевал на 4-м Украинском. Вернувшись в университет, одну из самых глубоких своих работ посвятил Сталинграду. Статья

«Экономический фактор победы в битве под Сталинградом» многих заставила отойти от идеологических стереотипов и по-новому взглянуть на экономическую составляющую войны. В этой работе Колесов дал достойные ответы и тем, кто на волне политической конъюнктуры стремился приуменьшить значение индустриализации в СССР, и тем, кто в порыве ура-патриотизма занижал экономическую мощь Германии. Со свойственной ему уравновешенностью и глубиной видения Николай Дмитриевич расставил все по своим местам, прекратив идеологические баталии по этому вопросу.

...Он всегда немного отстранен. Даже в самых жарких спорах он иногда смотрит на собеседника - и тому кажется, что Учитель смотрит куда-то вдаль, видя то, что незаметно, недоступно для других. Вспоминается кантовское «Бт§ ап бісИ» - «вещь в себе». Но в то же время нет более внимательного и мудрого педагога, чем Николай Дмитриевич. Для меня и многих других он и сейчас остается Учителем. Когда трудно, когда непонятно, когда не знаешь, куда дальше двигаться, - позвони Колесову. Он скажет несколько слов - и тебе вдруг станет все ясно.

Здоровья Вам, Учитель, и долголетия! Вы нам очень нужны.

90

Л.Н. Бондаренко. С юбилеем, Учитель!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.