Научная статья на тему 'С. С. ПРОКОФЬЕВ И С. А. КУСЕВИЦКИЙ: ШТРИХИ К ДВОЙНОМУ ПОРТРЕТУ'

С. С. ПРОКОФЬЕВ И С. А. КУСЕВИЦКИЙ: ШТРИХИ К ДВОЙНОМУ ПОРТРЕТУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.С. ПРОКОФЬЕВ / С.А. КУСЕВИЦКИЙ / КОМПОЗИТОР / ДИРИЖЁР / ИЗДАТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хуснутдинова Э.А.

В статье рассматриваются биографические параллели Сергея Прокофьева и Сергея Кусевицкого, делается акцент на важном для них периоде с 1909 до 1921 года - времени знакомства двух крупных музыкантов, зарождения совместной творческой деятельности и многолетней дружбы. В задачу данной работы входит рассмотрение взаимоотношений Прокофьева и Кусевицкого и выявление их биографических и творческих пересечений на основе изучения эпистолярного наследия музыкантов и других материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.S. PROKOFIEV AND S.A. KOUSSEVITSKY: STROKES FOR A DOUBLE PORTRAIT

The article examines the biographical parallels of Sergei Prokofiev and Sergei Koussevitzky, focuses on the important period for them from 1909 to 1921 - the time of the acquaintance of two major musicians, the emergence of joint creative activity and long-term friendship. The purpose of this work is to consider the relationship between Prokofiev and Koussevitzky and to identify their biographical and creative intersections based on the study of the epistolary heritage of musicians and other materials.

Текст научной работы на тему «С. С. ПРОКОФЬЕВ И С. А. КУСЕВИЦКИЙ: ШТРИХИ К ДВОЙНОМУ ПОРТРЕТУ»

УДК 78.071

Эльвира Артуровна Хуснутдинова

Аспирант кафедры истории музыки Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова (Уфа, Россия). E-mail: husnutdinovae48@mail.ru

С. С. ПРОКОФЬЕВ И С. А. КУСЕВИЦКИЙ: ШТРИХИ К ДВОЙНОМУ ПОРТРЕТУ

В статье рассматриваются биографические параллели Сергея Прокофьева и Сергея Кусевицкого, делается акцент на важном для них периоде с 1909 до 1921 года - времени знакомства двух крупных музыкантов, зарождения совместной творческой деятельности и многолетней дружбы. В задачу данной работы входит рассмотрение взаимоотношений Прокофьева и Кусевицкого и выявление их биографических и творческих пересечений на основе изучения эпистолярного наследия музыкантов и других материалов.

Ключевые слова: С. С. Прокофьев, С. А. Кусевицкий, композитор, дирижёр, издатель, деятельность

Для цитирования: Хуснутдинова Э. А. С. С. Прокофьев и С. А. Кусевицкий: штрихи к двойному портрету // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. - 2022. -Вып. 30. - С. 60-66.

Два крупных музыканта - Сергей Сергеевич Прокофьев и Сергей Александрович Кусевицкий - великие личности, принадлежащие не только своей эпохе, но и, безусловно, являются весомыми фигурами в истории всего мирового искусства. Несмотря на принадлежность к разным поколениям, их объединяли схожие творческие интересы, благодаря чему родилось долгое и результативное общение. Более сорока лет композитор и дирижёр были связаны крепкой дружбой и творческими отношениями. Оба поддерживали друг друга на протяжении всей жизни как в духовном, так и материальном плане.

Кусевицкий заметил одарённость Прокофьева уже на начальном этапе формирования композитора, предвосхитил его будущую известность и признание у публики. Прокофьев, в свою очередь, ценил авторитет Кусевицкого в музыкальных кругах. Композитор нуждался в нём как в неустанном пропагандисте своего творчества, а именно дирижёре - уникальном интер-

претаторе своих сочинений. Важна была для Прокофьева и издательская деятельность Кусевицкого. Кроме того, оба оказались близки друг другу по духу, их мнения по различным вопросам часто совпадали, что способствовало их взаимовыгодному сотрудничеству.

Творчество Сергея Кусевицкого и Сергея Прокофьева складывалось под влиянием одних и тех же исторических событий, несмотря на то, что Кусевицкий был старше Прокофьева на семнадцать лет.

В 1909 году С. Кусевицкий, уже заявив о себе как о дирижёре, планировал поднять русскую музыкальную жизнь не ниже уровня западноевропейских стран. Он желал изменить существовавшую в России систему организации концертов, структуру высшего музыкального образования, а также устройство музыкально-издательского дела. Грандиозной можно назвать его мысль о построении в центре Москвы «Хра-

ма искусств», где проходили бы концерты, выставки картин и, кроме того, обучали бы музыке [1, 89-90]. Известно, что не всё из задуманного им осуществилось. Однако, в конце концов, в результате женитьбы на Наталье Константиновне Ушаковой он стал обладателем собственного оркестра и печатного издательства. Вместе с женой Кусевицкий становится основателем и совладельцем «Русского музыкального издательства» (РМИ), зарегистрированного в Берлине 25 марта 1909 года1. Позже, в 1914 году, у Кусевицких добавится ещё одно издательство - «А. Гутхейль»2 [см.: 4].

Во главе РМИ стоял художественный совет. В него кроме самого Кусевицкого входили С. Рахманинов, А. Гедике, Н. Мет-нер, А. Оссовский, А. Скрябин, Н. Струве (в качестве секретаря)3.

В то время, когда Кусевицкий уже приобрёл славу и авторитет музыканта, молодой и малоизвестный композитор Прокофьев только начинал свой творческий путь. В 1910-м, то есть спустя год после появления у Кусевицкого своего издательства, Прокофьев предпринимал попытки, пока безуспешные, увидеть свои сочинения напечатанными. Кроме того, он желал услышать их на концертной сцене. Но известные музыкальные деятели того времени, А. Зилоти и Э. Купер, отказали ему, в том числе и в исполнении симфонической картины для оркестра «Сны». После чего композитор Н. Мясковский, со студенческой скамьи близкий друг Прокофьева, посоветовал ему обратиться со «Снами» к С. Кусевицкому: «С Кусевиц-ким Вы, пожалуйста, сцепитесь; он нужен не только как игратель, но и как издатель» [5, 8]. Мясковский имел в виду «Концерты С. Кусевицкого» и Российское музыкальное издательство. Несмотря на то, что «Сны» так и не прозвучали под управлением Кусевицкого, творческий союз возник, и многолетняя дружба между двумя титаническими личностями XX века зародилась.

Свои первые сочинения Прокофьев прислал именно в РМИ, но получил в результате голосования отказ от большинства членов совета. Композитор послал в издательство рукописи своей Первой фортепианной сонаты ор. 1 и Четырёх этюдов ор. 2, после чего получил от одного из членов совета РМИ Николая Струве ответ: «Милостивый Государь! Мы отправляем Вам через наше Московское] отд[еление] почтой Ваши манускрипты: Соната ор. 1 и два этюда ор. 2 и доводим до сведения Вашего, что Совет не нашёл возможным издать эти произведения» [5, 9].

В феврале 1913 года Прокофьев предпринимает вторую попытку издания своих сочинений. Он пишет Кусевицкому первое письмо, являющее собой образец обращения к дирижёру с чётко выраженной целью собственной выгоды: «Глубокоуважаемый Сергей Александрович, разрешите обратиться к Вам с покорнейшей просьбой выслушать от меня мои сочинения. В воскресенье я буду в Москве в Вашем концерте и беру на себя смелость представиться Вам. Приношу моё извинение за причиняемое беспокойство и позволю себе приложить письмо от Александра Вячеславовича Ос-совского. Примите уверения в совершеннейшем уважении к Вам» [5, 11].

Итогом описанных усилий, предпринятых Прокофьевым, стало долгожданное знакомство начинающего композитора с уже опытным дирижёром. Оно состоялось 24 февраля 1913 года на последнем симфоническом утреннике Кусевицкого сезона 1912/13 года. Музыковед А. Астров в своей монографии о Кусевицком даёт следующее описание этой встречи: «Дирижёр пригласил Прокофьева к себе, внимательно выслушал и заверил, что обязательно включит его сочинения в программу своих концертов» [1, 152].

Сам Кусевицкий считал: для того, чтобы лучше оценить талант молодого композитора, следует ближе познакомиться с его творчеством. Поэтому прежде, чем

печатать сочинения Прокофьева, он решил удостовериться в их потенциальном успехе среди публики. В 1914 году Прокофьев был приглашён принять участие в седьмом Общедоступном симфоническом концерте Кусевицкого. Это стало большим событием в жизни начинающего свою карьеру композитора и пианиста. В авторском исполнении прозвучал Первый фортепианный концерт, а также четыре пьесы на бис - Прелюдия До мажор (соч. 12), Этюды № 3 и 4 (соч. 2) и «Наваждение» (соч. 4). Можно констатировать, что «Концерты С. Кусевицкого» определили возможность дальнейшего участия Прокофьева в «Концертах А. Зилоти», впервые представляя свои сочинения слушателям. И хотя, как формулирует музыковед В. А. Юзефович, Зилоти относился к музыке молодого композитора «с отвращением», он всё же давал ему место в программах, так как предчувствовал интерес, который могли вызвать прокофьевские сочинения у публики [5, 23].

В 1915 году Кусевицкий загорелся желанием не только издать, но и исполнить сделанную композитором на основе балета «Ала и Лоллий» партитуру «Скифской сюиты». Однако совет РМИ не одобрил это произведение для издания, против публикации выступили Рахманинов и Мет-нер. Позже, чтобы не портить отношения с членами РМИ, Кусевицкий опубликовал сюиту Прокофьева в недавно приобретённом им издательстве «А. Гутхейль».

Решение Кусевицкого издавать произведения Прокофьева и исполнять их стало долгожданным событием для композитора. Об этом он узнал лишь в 1916 году. Встреча с дирижёром произошла на вечере у Петра Сувчинского4. Кусевицкий сообщил о намерении дирижировать «Скифскую сюиту» в следующем, 1917 году. Однако задуманному не суждено было сбыться, мероприятие не состоялось5.

Возможность знакомства столичной публики с произведениями молодого композитора возникла вскоре. 8 февраля 1917 года

в Москве Прокофьев дал авторский концерт, на котором присутствовали известные музыканты - Рахманинов, Метнер (напомним, члены совета РМИ), Асафьев, а также писатели Бальмонт и Маяковский. В числе слушателей был и Кусевицкий6. Очевидно, что «встреча» с сочинениями Прокофьева укрепила убеждённость дирижёра в большом таланте молодого композитора.

Первые годы после революции оказались сложными для российской интеллигенции, в том числе для Прокофьева и Кусе-вицкого. Несмотря на события, связанные с тяжёлой для искусства общественно-исторической обстановкой, Кусевицкий напечатал произведения Прокофьева вместе с сочинениями других композиторов. В 1917 году в фирме «А. Гутхейль» были опубликованы вокальная сказка «Гадкий утёнок», «Мимолётности» для фортепиано, Пять стихотворений А. Ахматовой для голоса с фортепиано, Два романса (соч. 9), Третья и Четвёртая сонаты. Позже, в 1918 году, Кусевицкий договорился с молодым композитором об издании «Скифской сюиты», балета «Про Шута» и оперы «Игрок», выдав ему аванс в счёт гонорара на солидную сумму 6000 рублей. В своих статьях и материалах И. Стравинский пишет о том, что Кусевицкий «был чрезвычайно щедрым человеком и, как ни один другой дирижёр, помогал композиторам в материальном отношении» [1, 154]. В этом же году Прокофьев играл в особняке Кусе-вицких отрывки из только что написанной им кантаты «Семеро их». Дирижёр был в полном восторге и заявил, что «свет не видел такой партитуры» [5, 34].

В апреле 1918 года, за месяц до своей эмиграции, Прокофьев выступает в Петрограде с Первой («Классической») симфонией. Его решение об отъезде из России было уже принято, и даже долгожданная готовившаяся постановка оперы «Игрок» на сцене Мариинского театра, не смогла удержать композитора на родине. Кусевицкий

снабдил Прокофьева рекомендательным письмом к М. И. Альтшулеру, возглавлявшему в Америке «Русский симфонический оркестр» [5, 35].

К этому времени оркестр Кусевицкого уже перестал существовать. Концерт 30 апреля 1917 года был последним, на котором он дирижировал своим симфоническим оркестром. Однако Кусевицкий не расстался с дирижёрской деятельностью. Весной 1917 года он получил должность главного дирижёра и управляющего Государственного оркестра (ранее Придворного).

В мае 1918 года Прокофьев отправился за границу. Кусевицкий, в отличие от него, дольше оставался в России, эмигрируя лишь спустя два года после отъезда композитора. В своих мемуарах дирижёр Р. Бар-шай вспоминает, что Кусевицкий отправил свою семью в Европу, при этом оставаясь с оркестром: «Это желание приобщить массы к искусству им двигало и казалось ему созвучным новой эпохе. <...> Кусевицкий на протяжении ещё нескольких лет стремился оставаться на родине, пытаясь быть нужным советскому правительству» [2, 48].

До эмиграции дирижёра из России отношения между ним и Прокофьевым только начинались, после его прибытия за границу их судьбы тесно переплелись.

Узнав об эмиграции Кусевицкого из России и о его приезде в Париж, Прокофьев тут же написал ему письмо с приветственными словами и намерением встретиться в скором времени. Музыковед В. А. Юзе-фович в своих комментариях к переписке Прокофьева с Кусевицким отмечает, что появление дирижёра за границей много значило для композитора. Он надеялся на помощь в исполнении и издательстве своих произведений, так как для иностранной публики на тот момент ещё не был известен.

Кусевицкий пригласил Прокофьева к себе в Экс-ле-Бен, где жил некоторое время. Однако в связи с личными обстоя-

тельствами гость приезжать не торопился. Долгожданная встреча дирижёра с композитором произошла в Париже, в октябре 1920-го, и стала первым шагом в возобновлении сотрудничества двух музыкантов. Её итогом стало обещание Кусевицкого публиковать сочинения композитора, ранее отвергнутые американскими издательствами: «Сказки старой бабушки» (op. 31), «Четыре пьесы для фортепиано» (op. 32). Прокофьев получил за них денежный аванс.

Вторая встреча состоялась в феврале 1921 года в Лондоне. Кусевицкий сообщил Прокофьеву, что намерен печатать его произведения, однако гонораров платить не сможет. Зато дирижёр предлагал 50 процентов от выручки с продажной цены. Композитор вынужден был согласиться, - для того, чтобы издать ноты [5, 43].

Кусевицкий, несмотря на то, что ему самому было трудно адаптироваться к жизни за границей, по мере сил старался оказывать помощь Прокофьеву. Дирижёр стремился вписаться в концертную жизнь Парижа. В частности, он возглавлял сборные оркестры «Концертов Колонна» и «Концертов Ламурё». В его планах было возобновить активную исполнительскую деятельность, выступая во главе постоянного оркестра или собственной антрепризы.

Как говорилось выше, ещё в 1915 году Кусевицкий готовил премьеру «Скифской сюиты» Прокофьева в России7. Ныне он выбрал данное сочинение для того, чтобы первым познакомить зарубежную публику с музыкой неизвестного ей на тот момент композитора. За честь «представить Прокофьева первым» разгорелась борьба между дирижёром и организатором «Русских сезонов» в Париже Сергеем Дягилевым, который ставил балет «Про Шута». Прокофьев вёл себя весьма дипломатично в «войне двух Сергеев», боялся испортить отношения с каждым. Исполнение Кусе-вицким «Скифской сюиты» всё же состоялось двумя неделями раньше премьеры балета8. Впоследствии «Скифская сюита»

стала одним из любимых сочинений Ку-севицкого. Доказательством тому может служить следующий факт: всего за период с 1924 по 1949 год он исполнил её 34 раза. По сравнению с другими сюитами она занимает в его репертуаре лидирующее место. Однако обе премьеры музыки Прокофьева критики встретили разноречиво. Например, В. Юзефович в вышеназванных комментариях к переписке Прокофьева с Кусе-вицким приводит фразу одного из рецензентов об услышанной им «Скифской сюите»: «Партитура Прокофьева воспламенила энтузиазм, и, вместе с тем, гнев» [5, 50].

Доброжелательное отношение Кусевиц-кого к музыке Прокофьева, сложившееся в России, за рубежом не оставалось только лишь таковым. Его интерес к исполнению сочинений молодого композитора возрастал с каждым разом. Так, ещё во время первой их встречи за границей, в Париже, Прокофьев поделился с Кусевицким мыслями о происходящей в то время работе над Третьим фортепианным концертом, мировая премьера которого была обещана Чикагскому оркестру. Дирижёр сразу ответил, что желает провести европейскую премьеру концерта и издать его. Этот факт наводит на мысль о том, что Кусевицкий на тот момент полностью доверял таланту композитора и заранее предвидел будущий успех его сочинений.

Постепенно отношения Прокофьева с Кусевицким выходили за рамки чисто деловых и творческих. Они приобретали всё более дружеский характер, распространяясь и на их семьи. Так, например, в одном из писем к жене дирижёра Наталье Константиновне Кусевицкой композитор поделился чувствами, связанными с недавно произошедшим с ним случаем. Он весьма откровенно и одновременно с юмором описал своё падение с велосипеда: «„.у меня произошла неприятность: я, между нами, получил пощёчину от земного шара, упав на него щекою с велосипеда. Земной шар был сердитый и сделал мне „чёрный глаз",

окровавил щёку, разорвал губу и даже выбил зуб. <...> Теперь я несколько оправился и уже несколько раз проткнул его шпагой» [5,51].

Тот факт, что особая роль в дружбе композитора и дирижёра принадлежит женщинам, представляется важным и интересным. Так, Прокофьев часто адресовал письма именно Кусевицкой, а не самому маэстро. В своих эпистолярных беседах они обсуждали композиторскую и исполнительскую деятельность, дирижёрские выступления маэстро. Они общались и на темы, не имеющие отношения к музыке: «методика» выведения кур, разложение карточного пасьянса и др.

Причиной написания писем жене, а не самому Кусевицкому, В. Юзефович считает стремление композитора не беспокоить дирижёра без особого повода. Очевидно, что Наталья Константиновна имела возможность повлиять на мужа в вопросах исполнения и издательства сочинений Прокофьева. Имеется пример, когда благодаря влиятельному слову Натальи Кусевицкой в 1921 году издательство «А. Гут-хейль» готовило к выходу в свет солидный список произведений Прокофьева: партитуру симфонической сюиты из оперы «Любовь к трём апельсинам» в шести частях; Увертюру на еврейские темы для кларнета, двух скрипок, виолончели и фортепиано; авторские переложения для фортепиано балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» и оперы «Любовь к трём апельсинам»; концертную обработку автора для фортепиано Марша и Скерцо из оперы; а также «Сказки старой бабушки», «Четыре пьесы для фортепиано» (Танец, Менуэт, Гавот, Вальс) и «Пять песен без слов» для голоса с фортепиано.

Кроме Натальи Кусевицкой была ещё одна женщина, которая способствовала дружбе Прокофьева и Кусевицкого. Это мать композитора Мария Григорьевна Прокофьева. Побывав в Grand Opera на вторичном исполнении «Скифской сюи-

ты», она написала письмо Кусевицкому, в котором выразила своё восхищение его дирижёрским талантом. Таким образом, отношения между двумя семьями становились всё более тёплыми, приобретая ещё больший дружеский тон.

На протяжении долгих лет общения (около сорока) отношения между Прокофьевым и Кусевицким не всегда оставались самыми лучшими. Но, несмотря на встречавшиеся расхождения в личных музыкальных вкусах и интересах, они сохраняли не

ПРИМЕЧАНИЯ

только рабочий, но и близкий дружеский тон. Очевидно главное - обоих привлекало новое в искусстве. Прокофьев вошёл в историю музыки как новатор в области композиции, Кусевицкий - в сфере дирижирования. Имело значение и умение извлекать взаимную пользу от общения, и некоторое сходство характеров. Прокофьев и Кусевицкий обменивались мнениями в ходе творческой работы, давали друг другу ценные советы. Продолжая творческие параллели, нельзя не подчеркнуть, что и композитор, и дирижёр до конца своих дней были преданы искусству.

1 Музыковед Е. Левашёв ставит РМИ Кусевицких в один ряд с известным издательством М. Беляева. Он находит схожесть в том, что оба печатали в основном инструментальную музыку, романсы, хоры, и мало выпускали оперы [3, 746-749]. Однако, при всём этом издательство Кусевицкого являлось уникальным в своём роде: оно подразумевало самоорганизацию композиторов. Об этом пишет другой музыковед, А. Оссовский: «Предполагалось, что Кусевицкий внесёт в фонд общества [«Самоиздательство композиторов»] оборотный капитал на определённых условиях, хозяевами же дела будут сами композиторы - члены общества, в пользу которых и будет идти весь чистый доход» [цит. по: 3, 746]. Кроме того, преследовалась ещё одна цель: охрана авторских и издательских прав композиторов, поэтому издательство было зарегистрировано в Германии, а не России [3, 747]. Таким образом, Кусевицкий заботился не только о собственной материальной стороне, но и о доходах композиторов.

2 Вышеназванное издательство Кусевицкий приобрёл у К. Гутхейля, бывшего австрийского подданного. Данная московская фирма имела авторитет, так как обладала правами на «Русалку» А. Даргомыжского, три оперы А. Серова и некоторые произведения С. Рахманинова. Владение ещё одним издательством дало возможность Кусевицкому печатать сочинения композиторов, опираясь на собственный вкус и чутьё независимо от мнений совета РМИ [3, 751].

3 Е. Левашёв добавляет в данный список совета Л. Сабанеева [3, 749].

4 Пётр Петрович Сувчинский (1892-1985) - русский музыкант, музыкальный писатель и организатор, публицист.

5 Причиной явилось то, что с началом войны и революций многие музыканты ушли на фронт.

6 Об этом пишет В. Юзефович в комментариях к переписке Прокофьева c Кусевицким [см.: 5].

7 На премьере в Петрограде 16(29) января 1916 года дирижировал С. Прокофьев.

8 Юзефович свидетельствует о том, что дирижёр внёс по просьбе автора некоторые исправления [5,51].

ЛИТЕРАТУРА

1. Астров А. В. Деятель русской музыкальной культуры С. А Кусевицкий. Ленинград : Музыка, 1981. 192 с. : ил.

2. Дорман О. В. Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана. Москва : ACT : CORPUS, 2013. 352 с.

3. Левашёв Е. М. Издательство С. Кусевицкого // История русской музыки : в 10 т. / под ред. Л. З. Ко-рабельниковой и Е. М. Левашёва. Москва : Музыка, 2004. Т. 10-Б: 1890-1917. С. 746-753.

4. Нехамкин Э. Три ипостаси Сержа Кусевицкого. URL: https://www.peoples.ru/art/music/conductor/ kusevickiy/history.html (дата обращения: 17.10.2021).

5. Прокофьев С., Кусевицкий С. Переписка, 1910-1953 / подгот. текста и коммент. В. А. Юзефович. Москва : Дека-ВС, 2011. 534 с.

6. Nice D. Prokofiev : From Russia to the West, 1891-1935. New Haven ; London : Yale Univ. Press, 2003. 390 p.

Elvira A. Khusnutdinova

Zagir Ismagilov Ufa State Institute ofArts, Ufa, Russia. E-mail: husnutdinovae48@mail.ru

S. S. PROKOFIEV AND S. A. KOUSSEVITSKY: STROKES FOR A DOUBLE PORTRAIT

Abstract. The article examines the biographical parallels of Sergei Prokofiev and Sergei Koussevitzky, focuses on the important period for them from 1909 to 1921 - the time of the acquaintance of two major musicians, the emergence of joint creative activity and long-term friendship. The purpose of this work is to consider the relationship between Prokofiev and Koussevitzky and to identify their biographical and creative intersections based on the study of the epistolary heritage of musicians and other materials.

Keywords: S. S. Prokofiev; S. A. Koussevitsky; composer; conductor; publisher; activity

For citation: Khusnutdinova E. A. S. S. Prokof'evi S. A. Kusevitskiy: shtrikhi k dvoynomuportretu [S. S. Prokofiev and S. A. Koussevitsky: strokes for a double portrait], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 30, pp. 60-66. (in Russ.).

REFERENCES

1. Astrov A. V. Deyatel' russkoy muzykal'noy kul'tury S. A Kusevitskiy [A figure of Russian musical culture S. And Koussevitzky], Leningrad, Muzyka, 1981, 192 p. (in Russ.).

2. Dorman O. V. Nota. Zhizn' Rudol'fa Barshaya, rasskazannaya im v fil'me Olega Dormana [Note. The life of Rudolf Barshay, told by him in the film by Oleg Dorman], Moscow, ACT, CORPUS, 2013, 352 p. (in Russ.).

3. Levashev E. M. Izdatel'stvo S. Kusevitskogo [S. Koussevitsky Publishing House], L. Z. Korabelnikova, E. M. Levashev (eds.) Istoriya russkoy muzyki: v 101., Moscow, Muzyka, 2004, vol. 10-B, pp. 746-753. (in Russ.).

4. Nekhamkin E. TriipostasiSerzhaKusevitskogo [The Three hypostases of Serge Koussevitzky], available at: https://www.peoples.ru/art/music/conductor/kusevickiy/history.html (accessed October 17, 2021). (in Russ.).

5. Prokofiev S., Koussevitsky S. Perepiska, 1910-1953 [Correspondence, 1910-1953], Moscow, Deka-VS, 2011, 534 p. (in Russ.).

6. Nice D. Prokofiev: From Russia to the West, 1891-1935, New Haven, London, Yale Univ. Press, 2003, 390 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.