Научная статья на тему 'С кого нашим детям "делать жизнь"? у них нет любимого героя. . . '

С кого нашим детям "делать жизнь"? у них нет любимого героя. . . Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ ПРИМЕР / MORAL EXAMPLE / ОТСУТСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ / IDEOLOGY ABSENCE / ГЕРОИ И МИФЫ / HEROES AND MYTHS / "ГЕРОИ" НАШЕГО ВРЕМЕНИ / "HEROES" OF OUR TIME / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / MORAL IDEAL / ГЕРОИ ОЛИМПИАДЫ / ТРУДОВОЙ ПОДВИГ / LABOR DEED / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПОРЫВ / PATRIOTIC IMPULSES / ДЕФИЦИТ ГЕРОЕВ / SHORTAGE OF HEROES / OLYMPIADS HEROES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Созонов Валерий Петрович

Учительство страны испытывает острую потребность в героях, на образах которых воспитывалось бы подрастающее поколение. Но пока таких героев в нашей литературе нет. А в жизни они есть, но о них не говорят, общество их не знает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С кого нашим детям "делать жизнь"? у них нет любимого героя. . . »

С КОГО НАШИМ ДЕТЯМ «делать жизнь»? У них нет любимого героя.

Валерий Петрович Созонов,

доцент кафедры воспитания Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, кандидат педагогических наук, г. Ижевск

• духовный пример • отсутствие идеологии • герои и мифы • «герои» нашего времени • нравственный идеал • герои олимпиады • трудовой подвиг

• патриотический порыв • дефицит героев

Не буду убеждать читателей в том, сколь необходимы делу воспитания положительные герои, яркие, увлекательные человеческие образы, как духовный пример, как образец для подражания. Как говаривал Оноре де Бальзак, «успех одного отважного человека побуждает к рвению и мужеству целое поколение...». А Ян Амос Коменский утверждал, что «дети учатся раньше подражать, чем познавать». Особенно тем образцам, которые из жизни, которые рядом: отец, мать, дедушка, учитель. И не в меньшей степени дети стремятся подражать героям художественных книг, кинофильмов, которые обсуждались в классе, любовь к которым, восхищение ими отстаивались в диспутах, в спорах с товарищами. Суждения героев, их мысли становились девизами пионерских отрядов, принимались общественным мнением класса, оставались в памяти подростка и сопровождали его всю жизнь. Оттуда и живут в нас до конца дней не всегда осознаваемые жизненные установки:

«один за всех и все за одного», «сам погибай, а товарища выручай», «бороться и искать, найти и не сдаваться», «если не для людей, то зачем?», «кто, если не я?» и многие, многие другие. А если эти установки живут во мне, значит, они меня вдохновляют, поддерживают, направляют. И это ценности и принципы жизни, — уверен! — не одного поколения. Они помогали побеждать в жесточайших сражениях Великой Отечественной войны, восстанавливать разрушенную страну, да просто обладали смысло-жизненой ценностью.

Все мы в своё время росли с именами Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана Сусанина и Александра Матросова, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Палва Корчагина и сотен, сотен других, положивших жизнь свою «за други своя» и Отечество. Все мы вдохнули, восприняли трудовой энтузиазм челюскинцев, стахановцев, ткачих Виноградовых. Специально перечисляю имена классической советской

героической историографии, величие которых не поколебали «разоблачения» духовных «взрывотехников» эпохи постсоветской псевдодемократии. Но сегодня этих героев в учебниках нет. Вместо них — зияющий провал, пустота, отражающая отсутствие идеологии в стране и молодёжной политики, в частности. Общество находится в состоянии некоего духовного паралича, кризиса культуры, пожиная плоды последовательного разрушения советской идеологии и лежащей в её основе тщательно разработанной героической мифологии. Но в основании мифов лежали сотни и тысячи горячих голов и пылких сердец, поэтому в них и в мифы верили. А они нужны людям. Кто знает, сколько в нашей истории сказок, мифов, преданий, легенд, а сколько реальных событий и фактов, лежащих в их основе? Кто они — Сергий Радонежский, Владимир Красное Солнышко, да и сам Иисус Христос, наконец? Но миллионы людей в искупительный подвиг спасителя верят тысячелетиями, и эта вера помогает нам жить. Особенно в наше время, когда подрыв духовных устоев нации происходит со всех сторон. Из школьной воспитательной практики изъяты детские организации, и дети остались один на один на жизненном ветру, прекращена простая и так необходимая работа с детским коллективом, идут постоянные разоблачения достижений великой эпохи, «снятие покровов» с биографий героев — Котовского, Чапаева, Жукова (вспомним бездарные, примитивные поделки современных «кинолетописцев»). Духовное и художественное бессилие проявляется даже в темах святых и потому, кажется, беспроигрышных для новых «кинопортных», поднаторевших в кройке фанерных боевиков. Как это произошло, например, с ложнопридуман-ной и широко разрекламированной сагой о великом городе-герое — Сталинграде. Русская девушка в перерывах между кровопролитными боями влюбилась... в фашиста. Да этого просто не могло быть — так велика была ненависть и презрение у любого советского человека, даже подростка, к фашистским выродкам. Вспомним щемящий фильм Андрея Тарковского «Иваново детст-

во», вспомним гневный призыв великого советского поэта Константина Симонова времён Великой Отечественной войны:

«Так убей же его скорей, —

Сколько раз увидишь его,

Столько раз и убей!..»

Разрушение идеалов, подрыв духовных устоев идут со стороны литературных ниспровергателей: оказывается, литература никогда и никого не воспитывала, занималась только сама собой, упражняясь в художественных стилях, слоге, звуке. А как же иначе? Иначе это не искусство слова, а то, что мы видим сегодня на книжных развалах — макулатура, конъюктурные поделки с преобладанием ненормативной лексики при полном отсутствии мыслей и художественности. Но, и это главное, настоящая литература всегда была беспристрастным зеркалом человека, общества. И каждый из нас смотрелся в это зеркало и видел себя. Видел, сравнивал, примерял, заимствовал, даже не подозревая этого. И ещё: художественная литература всегда искала образ Героя своего времени. В классической русской литературе, как известно, было немало и тоски: по идеалу (эталону), раздумий «делать жизнь с кого?». Но были и чёткие ответы, соответствующие времени. А какие выводы читатели делали, глядя на эти портреты, дело личное, интимное. Но литература и власть целенаправленно отбирали героев, формируя идеологию, вкладывая её в сердца и в головы молодых. А что, разве власть не должна этого делать? Считаю: если не делает, это ещё хуже, на заброшенной ниве вырастает самый буйный смертельный бурьян. Это мы видим сегодня на примере бандитской власти в братской Украине.

А что касается идеологии и «официальных» героев, то об этом очень хорошо говорил как-то народный артист СССР Василий Лановой: по его словам, многие его друзья в юности очень увлекались романом «Как закалялась сталь». И среди них нет никого, кто стал бы потом подонком.

А после выхода в свет романа В. Каверина «Два капитана» чуть ли не все подростки подобно Сане Григорьеву шли в лётное училище. Таково влияние личости героя, её социальная ценность.

Есть ценности вечные, базовые — добро, истина, красота и нормы морали, из этих базовых ценностей — проистекающие: отзывчивость, милосердие, совесть, справедливость. В нашей стране есть ещё одна вечная, базовая ценность — патриотизм, любовь к своему Отечеству.

Каждое время рождает свою литературу и своих героев. И очень плохо, если нет ни литературы, ни героев. Плохое это время. Хотя виновато не время, виноваты общество, власть, отсутствие великих идей, высоких целей. А, коли их нет, значит, нет и великих дел. Я не готов оценивать современный литературный процесс в целом. Он идёт, очевидно, так, как ему положено двигаться по законам жизни. И герои, может быть, есть, мелкие или крупные, убедительные и не очень. Но опросы школьников и студентов — той аудитории, которая в силу возраста нуждается в эталонах и потому сегодня должна особенно много читать, показывают, что их представления о кумирах (нынешняя бледная замена слову «герой») черпаются из других источников. Не из большой литературы, не из злободневной публицистики, даже не из новостных программ телевидения, а из Интернета. По опросам ВЦИОМ, более половины россиян своими кумирами считают олигархов, представителей «золотой молодёжи», поп-звёзд. Эта новая система ценностей выбрана не подростками, а людьми в возрасте от 18 до 45 лет со средним и высшим образованием. А ведь это вчерашние школьники. Те качества, на которые общество должно ориентировать свою молодёжь и которые новый образовательный стандарт провозглащает как базовые национальные ценности: трудолюбие, патриотизм, гражданственность, верность товарищам, образование, семья, — сегодня в шкале ценностей набирают от 3 до 8 баллов. А истинно русское, национальное духовное достояние — совесть (центр шедевров русской классики) — всего лишь 2 балла. Потому что совесть осложняет жизнь и мешает подниматься вверх по социальной

лестнице. В почёте цинизм и агрессивность — 40 и 50 баллов1.

Герой современной литературы, как в зеркале отражает нашу реальность и сложившуюся систему ценностей. Персонажи современной литературы — герои переходного периода, кризисного общества. Следовательно, положительного героя как оформленного идеала, выражающего устойчивые передовые тенденции своего времени в ней, очевидно, и быть не может. Точно так же, как нет и отчётливо выраженного и сформулированного самого идеала, являющегося ядром национальной идеи. Но литература без героя (или антигероя) существовать не может. Поэтому вопрос о положительном герое может быть представлен в таком плане:

• какой герой нужен обществу (и какому именно обществу?);

• какого героя избирает себе нынешний писатель?

на какого героя (кумира) ориентируется, «западает» молодёжь?

Формулу национального духовно-нравственного идеала попытались сегодня сформулировать академики РАО, представив её в «Концепции развития и воспитания личности гражданина РФ» как желаемую, «планируемую» модель гражданина страны, к образу которого должен тянуться каждый выпускник школы. Инициатива похвальная, почему бы её не подхватить лидерам страны и газетной братии? Только у педагогов есть подозрение, что этот «идеал» никому не нужен: эта «модель» воспринимается общественностью (впрочем, слышала ли она о ней?) как досужая забава сугубо педагогического сообщества, о которой не слыхали ни председатель правительства, ни Президент, многократно провозглашающий с экрана политическую, гражданскую потребность в «национальной идее».

1 Аргументы и факты. 2004. № 32. С. 4.

Большинство героев современной литературы, выражающих авторскую позицию, не может быть оценено однозначно. Они представляют собой лишь систему ориентиров, которых следует придерживаться, когда пытаешься разобраться в том, кто ты есть и кем собираешься стать. Примерную (и очень приблизительную) типологию героев современной литературы предлагает литературовед М.В. Ивашина:

• рефлексирующая личность, отказавшаяся от общепринятого набора социальных ролей, «выпавшая» из времени, потерявшаяся

в нём, выбравшая внешнюю или внутреннюю эмиграцию (В. Аксёнов «Новый сладостный стиль», В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»;

• борец, живущий в обществе беспредела

и отстаивающий справедливость, честь и достоинство в условиях беспредела (В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана», С. Говорухин, фильм «Ворошиловский стрелок);

• конформист, обыватель с позитивной устремлённостью (менеджер, бизнесмен, пиарщик), сделавший карьеру, имеющий достаточно гибкую совесть и принципы, вдруг пытающийся понять, что с ним происходит, а иногда и задумывающийся о душе (В. Пелевин «Generation П», Е. Гришковец «Рубашка», А. Кабаков «Всё поправимо»).

Ну, и кого из них может предложить подросткам учитель в качестве примера: диссидента, не помнящего родства? Современного бритоголового Робин Гуда, вооружённого бейсбольной битой и готового вершить самосуд на большой дороге? Или обывателя, «мордой, упирающегося в своё корыто» и не замечающего никого вокруг?

Вероятно, новые герои XXI века ещё не созрели и потому не смогли дойти до страниц школьных учебников. Хотя прежде писатели с активной гражданской позицией всегда стремились заглянуть вперёд, предостеречь, предупредить. Они обладали удивительным

провидчеством (Достоевский, Замятин, Платонов). И потому сегодня в школьных учебниках живут преимущественно герои XIX века. Но взглянем на них глазами молодого человека нашего времени: бездельник Онегин, убийца Печорин, демагог Чацкий, лентяй Обломов, непонятно зачем шатающийся на полях Бородинского сражения Пьер Безухов. Таков же малопонятный современным тинейджерам красавец Болконский-Тихонов, которому надо бы поменьше рефлексировать, а больше думать о вверенных ему солдатах, и тогда бы его самого не убили так глупо и бесполезно. Каждая эпоха не только рождает своих героев, но и по-своему их интерпретирует. Названная мною литература — это классика, и поэтому в её героях и образах, на самом деле, много всего: общечеловеческого и национального, сиюминутного и вечного. Но официальное литературоведение отбирало только те идеи, которые нужны политике, и именно их добросовестно усваивали дети в советской школе. И главная из них: эти чудаки XIX века жили и вели себя так потому, что не знали, что есть на свете такая великая освободительная сила, как октябрьская революция, которую они, эти герои, не подозревая, очень сильно ждали.

Поэтому я за новый, единый учебник великой русской литературы (так же, как и за единый учебник истории). Только сегодня в классической литературе нужно открывать другие, созвучные времени духовные пласты: пушкинское благородство в любви, тургеневскую проблему отцов и детей, толстовскую жажду поиска душевного «мира», чеховскую тоску по человеку, который не поддаётся окружающей его пошлости, власти замусоленной денежной купюры. Вместе с единым учебником литературы сегодня нужна единая история страстных духовных поисков писателями если не идеального, то хотя бы порядочного человека, заразительного для подростка и юноши внутренней чистотой и бескорыстием (вспомним аристотелевское: «людей много,

а человека нет»). В этой литературе не будет единого ответа для всех и на все времена. Но молодой человек должен знать: истинно духовная и героическая личность, как по религиозным, так и светским канонам, — это личность, способная отдавать себя другим, не требуя за это платы и благодарности, способная в себе самой находить силы и волю для «самостояния».

По исследованию, проведённому компанией «РОМИР мониторинг»? у современной чита-тельско-зрительской аудитории уже появилась тоска по новому герою, своим трудом добившемуся успеха, преодолевшему жизненные трудности. Эта аудитория хочет, чтобы «было интересно и похоже на настоящую жизнь», которая начинает пробивать себе дорогу. Да, в нашей жизни много проблем — сложнейших, требующих невероятного напряжения сил. Но есть и люди, которые готовы решать их, брать ответственность на себя, строить свою жизнь и добиваться успеха. Пример — наши герои Паралимпиады. Но Олимпиада случается раз в четыре года, а для большого негасимого дела воспитания такие «дрова» должны согревать душу постоянно.

Так где же искать этих героев и новые образы достойной жизни наперекор «чернухе» ежедневных сериалов? Не тоску, но профессиональную потребность в новых героях испытывают современные педагоги, каждый день читающие в испытующих взглядах своих учеников вопрос: как жить и что делать в этой жизни? Мы, педагоги, здесь «крайние», то есть виновные в том, что не способны дать подросткам убедительный ответ. Я воспринимаю эту ситуацию, как трагическую, ведь каждый учитель каждый день смотрит в глаза не школьнику, а новому поколению, завтрашнему народу, с которым он будет встречать свою старость, а его дети и внуки жить. Плохо, если педагог отводит глаза или невнятно толкует про какое-то «доброе и вечное», не умея привести достойные для веры образы из жизни или хотя бы из литературы. Эти герои должны быть по-человечески красивы, убедительны, а сам педагог — светиться верой.. Но вот, пожалуйста: в учителей уже стреляют. Кто виноват в этой перестрелке: честный учитель, которому совесть не позволяла поставить школьнику незаслуженную

оценку? Ученик, насмотревшийся боевиков и в компьютерных боях уже неоднократно нажимавший спусковой курок. Или родители, плохо хранившие оружие?.. Или кто то ещё, не озабоченный тем, чтобы дать простор молодой энергии и направить её в нужное русло? Молодая энергия всегда требует выхода.

Недавно в связи с юбилеем актёра Василия Ланового был показан фильм

Как закалялась сталь». Никто сегодня не скажет, сколько в этой великой книге правды, а сколько мифотворчества (исследователи сегодня не могут найти никаких следов якобы построенной близ Киева узкоколейки). Но следы и не нужны. Правда в другом: молодые люди, вдохновлённые великой идеей добра и спасения, могут делать великие дела. И молодые люди, а это моё поколение, безгранично верили в эту правду. Сомнения просто не приходили нам в голову. Да и как не верить, если в результате возникали Комсомольск-на-Амуре, Братская ГЭС, БАМ, целина, а вместе с ними мы узнавали о сотнях и тысячах новых героев — строителей, целинников, покорителей Космоса. Люди, живые люди — вот кто интересовал писателей, газетчиков, композиторов, поэтов. Вот кого поднимала на щит официальная пропаганда. Создавались поэмы («Братская ГЭС», песни «А знаете, каким он парнем был?», «Вьётся дорога длинная, здравствуй, земля целинная». и сотни других, ставших народными). Для этого Евгений Евтушенко поехал на строительство этой самой ГЭС и получил за свою поэму Государственную премию. Замечу, поехал сам, по собственной воле, а государство этот порыв оценило и отметило государственной благодарностью.

Сегодня, не побоюсь этого слова, завершена великая стройка: строительство, по существу, нового города и нового спортивного центра России — Сочи. Это, конечно, народная стройка: на народные деньги и, по словам власти, —

для народа. На кон международного мнения поставлен престиж страны и авторитет Президента. Но что народ знает об этой стройке? Кто проектировал эти великолепные и супердорогие комплексы, кто на их строительстве работал? Россияне, которые ещё не разучились трудиться? Гастарбайтеры из Средней Азии в скотских услових быта? Или иностранцы в комфортных вагончиках, где есть газ, полноценная еда, горячая вода и душ? Контролёры из МОК восторгаются скоростью строительства, техническим совершенством сооружений, а министр Жуков устал отвечать на один и тот же «национальный» вопрос: сколько денег разворовано на Олимпиаде? И всё потому, что всё закрыто, всё в тайне. А наш народ привык: где тайна, там воровство. Обо всём, конечно, расскажут, но уже потом. Воров посадят, а героев, может быть, наградят. Но всё уже будет поздно. Герои красивы в момент героизма! А героизм заразителен в действии, для подростка — сегодня, сейчас! Не знаешь, кому удивляться: власти, которая отважилась на эту стройку века, но не умеет извлечь из неё так необходимые ей патриотические дивиденды, или нелюбознательности современных журналюг, которым просто не интересен нормальный человек, хороший семьянин, честно и добросовестно работающий. А такие понятия, как красота трудового подвига, высокая ценность патриотического порыва, заразительный пример преодоления человеком своей лени и слабостей — российским папарацци просто недоступны. Им подавай «жареное» — мерзавцев, воров в законе, казнокрадов и «оборотней в погонах». Если их нет, они их придумают.

Почему-то уроки большевиков (а они были большие мастера в области агитации и пропаганды своих идей) не восприняты нашей властью. Что ни говорите, а 80 лет народ верил этой пропаганде и самозабвенно трудился. Кажется: читай Ленина, следуй его совету: «идея, овладевшая массами, становится материальной силой». Массы, живые люди, — вот к кому нужно апеллировать и кого возвышать. Нет, массой овладел

один вопрос: сколько потрачено денег, что будет с сочинским новостроем и окупится ли он хотя бы частично? Или появятся на народных налогах новые миллиардеры и олигархи? Скучно, уважаемые господа.

И что делать несчастному, но ответственному педагогу, оставленному властью, интеллигенцией, учёными Российской академии образования с её пустыми учебниками один на один с пытливым и недоверчивым взглядом современного ученика? Остаётся одно — искать героев самому в окружающей его пёстрой и неоднозначной действительности. Раньше государство помогало педагогу: уроженка удмуртского города Глазова, бортпроводница Надежда Курченко, погибла, встав на пути бандитов, вознамерившихся угнать самолёт за границу. Об этом писала советская пресса, о героине рассказали телевидение, радио. Создавались фильмы, писались книги. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру и астероиду. В её день рождения во всех школах проводились открытые уроки. Такие поступки были нужны власти, народу, государству, подросткам, хотя я помню выражение Б. Брехта: «Несчастна страна, которая нуждается в героях». Не знаю: несчастье это или специфическое свойство русского менталитета, вечно ищущего рай или город Солнца и потому нуждающегося в поводырях и святых.

В Удмуртии немало героев как Великой Отечественной войны, так и героев современных «горячих точек»: это Сергей Николаевич Борин, Ильфат Индулисо-вич Закиров, Антон Борисович Ушаков, Михаил Ксенофонтович Чуркин, Валерий Николаевич Чухванцев, Юрий Герасимович Курягин и другие, погибшие в боях с душманами или на грузинской границе. Им присвоены высокие звания Героев Российской Федерации. Имя Ильфата Закирова носит улица в Ижевске. Истории их подвигов изучают школьники, но только в формате проектной деятельности при поддержке

и участии неравнодушных педагогов. Очень редко слышим о героях и нашего, мирного времени: майор Солнечников, закрывший своей грудью осколки боевой гранаты, неудачно брошенной молодым солдатом. По удмуртскому телевидению недавно показан сюжет: из горящей избы сельский паренёк вынес пять человек, а старшеклассник вытащил из полыньи тонущую девочку. Герои есть, они рядом, но не о каждом из них спешат сообщить наши «независимые» СМИ. И потому поиск прекрасных примеров, образцов для подражания сегодня — удел и инициатива только самого учителя, классного руководителя. Больше, похоже, ничей. Для этого нужно время, нужны усилия, энергия и желание. А ведь можно и не делать, если не требуют свыше. Есть закон физики: «любое тело стремится к покою». Как это «тело» вывести из состояния безнадёги, неверия и покинутости? Ведь многие из педагогов сегодня чувствуют себя, как солдат в окопе, который не знает: сосед ещё сражается или уже сдался, дезертировал.

К сожалению, педагогическая профессия сегодня утратила ореол особой миссии, высокого гражданского признания. И это печально. Потому что в руках педагога находятся не только судьбы конкретных Пети и Васи, но, без преувеличения, судьбы поколений, следовательно, страны. Перечитывая книгу В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», я особенно утверждаюсь в этой истине. Когда выдающийся педагог рассказывает маленьким воспитанникам десятки историй, судеб замечательных людей прошлого или героев Великой Отечественной войны, вызывая на их глазах слёзы, а в душах стойкое неприятие зла и несправедливости, я верю, что имена этих людей, их жизнь и подвиги становятся, по его

выражению, «яркими путеводными звёздами жизни, светом, навсегда озаряющим жизнь ребёнка». Василий Александрович утверждает: «Нравственный идеал рождается в сердце тогда, когда человек как бы всматривается в самого себя, сравнивает себя с тем, кто является в его представлении образцом моральной красоты — верности убеждениям, мужества, стойкости, непоколебимости перед трудностями». Но, может быть, тогда педагогу следует искать не героев, а просто достойных людей? «Всё, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и обоснованная гордость и самоуважение» (Д. Юм)?

И ещё: если у наших детей нет своего отечественного героя, они будут искать героев чужих, что мы и видим на примере популярности «Гарри Поттера», всяких «черепашек». А теперь ещё и по проекту первого телеканала «Голос. Дети», где все наши дети поют русскими голосами английские песни на английском языке.

РS Прочитал недавно в «Литературной газете» статью о том, что в отсутствии героя виновата не эпоха, а писатели. В чём-то автор прав: от Владимира Сорокина вряд ли мы дождёмся романа, равного по влиянию на общество книгам Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», Николая Островского, Вениамина Каверина. Но ведь героев рождает время. Писатели только чутко слушают жизнь. Значит, не родились те, кто умеет это делать. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.