Научная статья на тему 'Современные мифологемы о героях, или о чём может рассказать ученику учитель истории'

Современные мифологемы о героях, или о чём может рассказать ученику учитель истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / HISTORY OF RUSSIA / ГЕРОИ / HEROES / МИФЫ / НОВЫЙ ГЕРОЙ / NEW HERO / СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА / BECOMING A CITIZEN / FABLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович

Полемика о роли героев в воспитании подрастающего поколения россиян. Реалии российского общества и возможности героизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные мифологемы о героях, или о чём может рассказать ученику учитель истории»

сов

РЕМЕННЫЕ МИФОЛОГЕМЫ о героях, или О чём может рассказать ученику учитель истории

Рустам Нуруллович Касимов,

старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, кандидат исторических наук, e-mail: kasdan@yandex.ru

Прочитал весной этого года статью моего коллеги, Валерия Петровича Созонова, доцента кафедры воспитания Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики. Автор сокрушается, что у современного школьника нет героев как образцов для подражания, ни в литературе, ни в окружающей действительности. Он пишет, что «общество находится в состоянии некоего духовного паралича, кризиса культуры, пожиная плоды последовательного разрушения советской идеологии и лежащей в её основе тщательно разработанной героической мифологии»1, а между тем Россия, как уникальная самостоятельная цивилизация, нуждается и в образцах для подражания, и в героях, как исторического прошлого, так и текущего современного.

• история России • герои • мифы • новый герой • становление гражданина,

Героика современности

Отвечая на вопрос, для чего России мифы о героях, следует говорить о трёх причинах.

1. При изучении истории России исследователь убеждается — за редким исключением, наша страна жила и живёт в режиме «осаждённого бастиона», воины которого одновременно ожидают и внешнего штурма (норманны, монголы, поляки, французы, германцы, американцы и другие), и «смуты» в своих рядах (социали-

1 Созонов В.П. С кого нашим детям «делать

жизнь»? У них нет любимого героя... // Народное образование. — 2014. — № 4.

сты, анархисты, диссиденты, глобалисты, антиглобалисты, несогласные и другие).

2. Ещё одна особенность нашей державы — перманентный мобилизационный режим. В условиях покоя и стабильности страна погружается в «эпоху застоя», не порождающую ни врагов, ни героев. И, наоборот, в эпоху потрясений, таких, например, как войны, порождает сотни героев и тысячи их последователей. В отличие от большинства стран Западной Европы, этапы великих подвигов и достижений, которыми и сегодня гордятся в России, были возможны лишь в периоды сильной социальной и политической напряжённости перед лицом многочисленных угроз. Например, героическая индустриализация началась перед Второй мировой войной. Полёты в космос стали

возможны, в том числе, в условиях «холодной войны» и «гонки вооружений».

3. Третья особенность в географической уязвимости российской цивилизации (в силу масштабов, разнообразного рельефа и климата). Такая широта и кажущаяся незащищённость границ всегда представляла собой основу роста тревожности в сознании населения страны. Вот для примера пара крылатых фраз: «Велика Россия, а отступать некуда...» и «Отступать нам некуда — позади нас море». Первая приписывается легендарному политруку Василию Клочкову, вторая — не менее легендарному адмиралу Владимиру Корнилову.

Эти особенности формируют специфическое информационное поле, наполненное «смысловыми ловушками», «чёрными страницами» и «белыми пятнами». Для тех, кто работает на ниве просвещения, это, прежде всего, факты отечественной истории, точнее их интерпретация. Педагогу следует понимать, что история в школе, кроме прочего, ещё и инструмент воспитания. Именно историк создаёт основу для формирования образов врага и героя в сознании подрастающих поколений. Процесс выбора обществом героев очень сложен и далеко не всегда поддаётся государственному контролю, хотя роль существующего общественно-политического устройства в этом вопросе велика. Можем взять для примера советскую эпоху. Недостатка в идеалах для подрастающего поколения в то время не было2. Сегодняшний герой живёт в глобальной сети или непосредственно рядом с ней, он часть глобальной паутины. Именно она, как часть СМИ, снабжает молодёжь, прежде всего, активными и агрессивными образцами для подражания. Справедливости ради надо отметить, что не вся современная молодёжь восхищается беспринципными ментами, хитрыми банкирами, продажными политиками. Есть те, и их немало, которые, говоря о «героях нашего времени», до сих пор упоминают вполне реального Гагарина, придуманного Штирлица и настоящего хоккеиста Харламова. Ссылаясь на данные, полученные в ходе реализации программ экспериментально-исследовательской деятельности Института

2 Созонов В.П. С кого нашим детям «делать жизнь»? У них нет любимого героя. // Народное образование. —

2014. — № 4. — С. 201-202.

повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, где автор выступал научным руководителем3, можно сказать, что однозначного персонифицированного образа героя у молодёжи — нет. Есть продукт, который формирует система средств массовой информации (активные и агрессивные герои телесериалов). Есть образы (большинство из них — это наше легендарное героическое прошлое), на которых настаивает школьная программа: поэты, писатели, цари и императоры, офицеры императорской русской армии, советские офицеры и солдаты и другие.

Однако, вероятнее всего, молодёжь не готова принимать готовые шаблоны, прежде всего, в силу самостоятельности собственного мнения. Представляется, что вопрос не в писателях, которые, по мнению В.П. Созонова, ещё не родились, а в педагогах. Будущие учителя истории уже родились, и сейчас посещают школу в качестве учеников. А вот работают и общаются с ними учителя и родители, которые были воспитаны на разных идеалах. Речь идёт об извечном конфликте поколений, когда старые герои из советской эпохи, предложенные надёжным «железным занавесом», не соответствуют новым героям, сформировавшимся бессистемным, критическим и трагическим для нашего времени периодом девяностых годов прошлого века.

3 Программа экспериментально-исследовательской деятельности «Формирование гражданской позиции подростка в условиях детской общественной организации» (2006—2011 гг.). Автор программы: Пиминова Юлия Викторовна, директор МОУ ДОД «Районный Центр детского творчества» УНО АМО «Воткинский район».

Программа экспериментально-исследовательской деятельности «Формирование и развитие духовных ценностей на основе духовно-нравственной культуры народов России (с учётом этнокультурных особенностей Удмуртской Республики)». Автор программы: Корепанова Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 100. Эксперимент начат в 2012 году.

Очевидно, что учитель истории должен, прежде чем чему-то учить ребёнка, обучиться сам, научить родителей новому пониманию истории, построенному на пафосе восприятия в позитивном ключе.

Другая причина — безграничное неконтролируемое информационное поле, с которым сталкивается подросток, будь то в школе или попадая под обаяние глобальной паутины дома, в среде друзей. Очевидно, что недавний биполярный мир был более понятен, чем современный поликультурный, ибо в ситуации «железного занавеса» информация подавалась строго дозированно. Например, советскому школьнику было ясно, что «хорошая» просоветская ОВД противостоит «плохому» проамериканскому блоку НАТО. Сегодня ОВД нет, но остался военный блок НАТО, появились БРИКС, ШОС, ОДКБ, СНГ и другие. Какие они для современного школьника — «плохие» или «хорошие»? Советской пропаганде было легко создать образ отважного советского разведчика Александра Белова (фильм «Щит и меч» (1968 г.) и его антипод — коварного иностранного шпиона Келлера (фильм «Один из нас» (1970 г.), ибо биполярный мир порождал ожидаемые бинарные оппозиции, чего нельзя сказать о современном поликультурном пространстве. Интересно, что учитель истории, работающий в современной школе, как раз и воспитывался на вышеописанных фильмах за заботливым «железным занавесом». Когда он пал, то наш учитель радовался плюрализму мнений и ругал советскую пропаганду с идеологией. Видимо, зря. Очевидно, при грамотном построении государственной идеологии учитель, как её агент, мог бы использовать простые и понятные формулы, обращённые к детскому сознанию, для формирования позитивного образа страны. Изучая личность героя, подростки смогут руководствоваться принципами: «делай как я», «мы — хорошие, они — иные». Эти герои могут быть предложены педагогами в школе, журналистами, писателями и общественными деятелями. Это будут намеренно мифологизированные, и всегда позитивные,

образы, эталоны для подражания. Но как же современному учителю истории научить ребёнка любить Родину? Очевидно, что ответ на вопрос напрямую связан с тем состоянием, в котором находится современная Россия. Ещё вчера мы были друзьями ЕС и США, ещё вчера Украина была для нас братской, а уже сегодня «призрак то ли новой холодной войны, то ли «замороженного мира» уже бродит по Европе»4. И вновь приходится вспомнить об одной из особенностей страны, когда в условиях покоя и стабильности Россия погружается в «эпоху застоя», не порождающую ни врагов, ни героев. И, наоборот, в эпоху потрясений, таких, например, как войны (горячие, холодные, информационные), порождает сотни героев и тысячи их подражателей.

Новый герой России — кто он?

Сегодня, когда Россия снова выступает за отстаивание интересов на мировой арене, стране как никогда нужны герои, а значит — она должна их получить. Их породят политтехнологи, учёные, журналисты, деятели культуры, педагоги новой генерации. Это будут и военные, потому что на военном подвиге легче проиллюстрировать героизм; это будут политические и культурные деятели общероссийского масштаба, потому что только такой масштаб способен соответствовать идее общероссийской гражданский идентичности и современной системе образования. И эти позитивные образы будут транслировать педагоги. Но это будет нескорый и непростой процесс, который уже запущен в России в начале XXI века5. Хочется выделить основные сложности этого пути: • персонифицированный образ, удовлетворяющий всем социальным стратам,

4 Попов И. Другая война. Сайт 2004—2014 Сетевое издание Сегодня.ру — URL.: http://www.segodnia.ru/ content/137962 (дата обращения 23.09.2014 г.).

5 Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 кл.:

книга для учителя; под ред. Л.В. Полякова. — М.: Просвещение, 2007. — С. 359-361.

создать, скорее всего, не удастся в силу многообразности глобального мира и включённости в него России;

• если же он возникнет в сознании школьника, то, возможно, он будет нести субъективные черты представления о герое уважаемого учителя (впрочем, здесь ничего плохого, скорее, наоборот);

• при создании героической патетики всегда есть опасность оказаться в смысловой ловушке, когда желаемое будет выдаваться за действительное. В связи с этим следует помнить

о выделении информационных потоков «белых» и «чёрных мифов».

А вот и возможное решение проблемы. При всём их несовершенстве и дискуссионности, в качестве инструмента для работы в школе можно использовать положения основных документов:

• концепции духовно-нравственного воспитания граждан России, как неотъемлемой части

ФГОС;

• проекта обсуждаемого историко-культурного стандарта, который по замыслу разработчиков ляжет в основу единого учебника по истории.

В проекте обсуждаемого сегодня единого учебника истории красной нитью прослеживается мысль: «Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувства гордости за свою страну, за её роль в мировой истории. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти»6. То есть научное и педагогическое сообщество стало говорить о самостоятельной российской цивилизации, не отождествляя её с западной. Закономерно, что подобные изменения в вопросах идеологии начались одновременно с реализацией ФГОС,

вместе с обсуждением историко-культурного стандарта. Первыми учебными книгами, созданными в этом ключе, были книги для учителя по обществозна-нию и новейшей истории России7. С их появлением на авторов обрушился шквал гневных отзывов, сводящихся к одной мысли: «нельзя отбеливать историю», нельзя гордиться монархическим и со-

ветским прошлым

6 Проект рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории «Историко-культурный стандарт. Концептуальные основы историко-культурного стандарта». Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. — URL.: Ьир://минобрнауки.рф/документы/3483 (дата обращения 25.09.2014 г.).

. Но

И

почему нельзя?

кому нельзя?

В 90-е годы прошлого века наши партнёры на Западе были серьёзно озабочены системой образования и воспитания современной России. Европейские партнёры писали для нас рекомендации, как «правильно любить Родину» и оценивать место России в современном мире8. Западные грантодатели готовы были снабжать деньгами тех, кто говорил о России как о «части великой западной цивилизации». К чему это привело? Царское и советское руководство за недальновидность и глупость ругали; гитлеризм и сталинизм отождествляли, словно у них не было разницы; мы позорили наших офицеров и солдат, воевавших на фронтах Первой мировой войны, в Финляндии в 1940 году, на начальном этапе Великой Отечественной войны, в Афганистане и Чечне. Педагог, рассказывая об истории страны, всегда оглядывался на достижения западной цивилизации и как бы извинялся, что суверенная демократия не соответствует европейским или североамериканским эталонам. Но это были времена сговорчивости российских политиков, которая устраивала наших «друзей»

7 Обществознание: глобальный мир в XXI веке:

11 кл.: книга для учителя; под ред. Л.В. Полякова. — М.: Просвещение, 2007. — 367 с.; Новейшая история России, 1945—2006 гг.: кн. для учителя / А.В. Филиппов. — М.: Просвещение, 2007. — 494 с.

8 Рекомендации Совета Европы о преподавании истории в XXI в. Уроки истории XX век. — URL.: http:/ /www.urokiistorii.ru/learning/method/51771 (дата обращения 25.09.2014 г.).

в ЕС и США. Это было, пока на политической арене не появился современный президент с его командой. Сначала он декларировал план развития России до 2020 года9, а потом начались идеологические изменения, в том числе и в системе образования. Сегодня они привели к латентной конфронтации с ЕС и США и породили дискуссию вокруг положений историко-культурного стандарта. А между тем этот документ может послужить действенным механизмом по формированию активной гражданской позиции современного ученика. Именно он, при должном обращении, позволит формировать образы позитивной истории10. Персонифицированный герой сегодня редкость, хотя бы в силу того, что современный подросток получает информацию из бесконечного и многоликого Интернета, который с лёгкостью меняет «личи-ны-аватарки». В связи с этим следует говорить не о персонификациях, а о выделении информационных потоков «белых» и «чёрных мифов». И те, и другие необъективны, по большому счёту, но преследуют разные цели. Первые направлены на «формирование у учащихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, граждан-ственности»11. Вторые — явно интересны манипуляторам сознания с Запада, которые, преследуя свои цели, хотят фальсифицировать факты нашей истории. Пример тому в интерпретациях истории Второй мировой войны. Представители Евросоюза «начали

9 План Путина. Национальная энциклопедическая служба России, 2014. — URL.: http://www.politike.ru/diction-ary/786/word/plan-putina (дата обращения 25.09.2014 г.).

10 Касимов Р.Н. К проблеме интерпретации отечественной истории в современных учебниках // Исследования учёных Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики: Сборник статей / Отв. ред. С.Л. Скопкарева. — Вып. 3. — Ижевск, 2010. — С. 26-29.

11 Проект рабочей группы по подготовке концепции нового

учебно-методического комплекса по отечественной истории «Историко-культурный стандарт. Концептуальные основы

историко-культурного стандарта». Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. — URL.: http://минобрнауки.рф/документы/3483 (дата обращения 25.09.2014 г.).

уравнивать Сталина с Гитлером как виновного в начале мировой бойни. Попутно был услужливо вытащен весь набор чёрных мифов о войне»12.

Между мифологией и идеологией

В 2015 году страна будет отмечать 70-летие завершения Великой Отечественной войны. Очевидно, что интерпретаторов, направляемых разными силами, станет ещё больше, а мифологизация Второй мировой войны и Великой Отечественной войны продолжится. Сегодня память о тех годах уже подверглась серьёзным трансформациям. Об этом говорят и невысокий уровень знаний в школах, и невыразительные исследования о победах прадедов учащихся. Это же справедливо по отношению к сомнительным, с точки зрения исторической справедливости, фильмам, таким как: «Бесславные ублюдки», «Сволочи», «Штрафбат», «Сталинград». О трансформации исторической памяти современной молодёжи пишет Владимир Мединский: «началось беспамятство 90-х и полное безразличие ко всему, что не за «бабки», — наших «нулевых». Старая трактовка истории войны отныне считалась излишне идеологизированной, а новой — нет»13. Впрочем, есть попытки остановить ревизию истории, эффективно противодействовать фальсификациям отечественной истории, в том числе на государственном уровне. Возьмём, к примеру, проект историко-культурного стандарта, который настаивает на том, что «ключевым звеном должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия — крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая

12 Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. 1939-1945. — 2-е ихд. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2012. — С. 14.

13 Там же.

отечественного исторического сознания — мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит педагогу логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объём учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами (это, скорее, совет по составлению рабочих учебных планов и программ педагога, особенно в регионах). Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для её народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения»14.

Собственно, здесь и проходит барьер между именно мифологией и государственной идеологией в хорошем смысле слова. Здесь снова необходимо вернуться к обсуждению историко-культурного стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории: «В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчёркивать, что русский и другие народы находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжёлые испытания»15. Часто учитель истории склонен «заваливаться» в преподавании предмета либо в «белые», либо в «чёрные мифы». Речь идёт о односложных и тенденциозных трактовках фактов и явлений истории, вызванных индивидуальным восприятием педагога. С этим субъективным фактором сложно бороться, а между тем, он способствует увеличению мифологем при трактовках тех или иных событий. На мой взгляд, «белые мифы» отечественной

14 Проект рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории «Историко-культурный стандарт. Концептуальные основы историко-культурного стандарта». Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. — URL.: http://минобрнауки.рф/документы/3483 (дата обращения 25.09.2014 г.).

15 Там же.

истории всё-таки предпочтительнее «чёрных мифов», хотя бы потому, что в них превалируют позитивный настрой и пафос созидания. Вопрос о том, «хорошо это или плохо», — остаётся дискуссионным.

Вклад учителя в становление гражданина

Главными условиями эффективного решения задачи воспитания в поликультурной среде является система государственно-образовательных факторов и дидактических средств.

Это можно проиллюстрировать на опыте работы инновационной площадки, запущенной на базе МБОУ СОШ № 100 г. Ижевска в 2012 году16. Цель инновационной площадки в разработке и реализации педагогической системы формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся в условиях поликультурной среды. В процессе практической реализации программы предполагается получить следующие результаты:

1. Формирование представлений о базовых национальных ценностях учащихся

в поликультурной среде, которое обеспечивается комплексной организацией урочной и внеурочной деятельности на принципах взаимопонимания, взаимоуважения и сотрудничества детей.

2. Приобщение детей, учитывая их возрастное духовное развитие, к различным национальным культурам, развивает социально-культурную среду общения, формирует систему взаимоотношений внутри социальной среды региона

16 Касимов Р.Н., Корепанова Е.Л. Страницы военной истории как потенциал формирования чувств патриотизма и нравственности // Актуальные вопросы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в школе: материалы научно-практической конференции. — Ижевск, 2014. — С. 39-42.

(культурные, образовательные и религиозные учреждения).

3. Вовлечение детей и их родителей в изучение истории и культуры родного края. При этом исследование рассматривается не только с научной точки зрения (цель — создание новых УМК), но и с практической (цель — духовно-нравственное воспитание в системе урочных и внеурочных мероприятий).

4. Объединяя в процессе духовно-нравственного воспитания культуроохранную и просветительскую деятельность, программа будет способствовать развитию нравственных качеств личности, таких, как уважение к истории и культуре страны.

Традиционные источники нравственности — это сама Россия. То есть многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа страны. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: патриотизм; гражданственность; социальная солидарность; ценности духовные: мораль, нравственность, долг, справедливость.

Вероятно, именно сейчас пришло время педагогу (неважно, историк это или педагог дополнительного образования) говорить про историю, культуру и достижения собственной страны искренне, страстно, без оглядки на наветы идеологических оппонентов и корыстолюбивых фальсификаторов. Совершенно ясно, что государство в школе стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному и гражданско-патриотическо-му воспитанию детей, согласовать воспитание в семье и школе. Это значит, что учитель истории мог бы рассказать детям, да и их родителям, что для целостного формирования личности важно понимание культурных основ различных государственных систем. Будь учитель «красный», «белый» или

«зелёный», очевидно, что ему всё равно придётся знакомить детей с различными культурными моделями политического и социального устройства. Зная, что взгляды на трактовки тех или иных исторических событий и явлений бывают разными, дети станут более восприимчивыми к иным точкам зрения. В перспективе это умение поможет им успешнее адаптироваться в жизни, принимать взвешенные решения, продиктованные собственным здравым смыслом, а не истеричной рекламой модных трендов (моды на еду и одежду, моды на врагов и друзей, моды на политиков и шоуменов) на телевидении и в Интернете. Любые объективные представления о мире и о роли человека в этом мире относятся к базовым знаниям, накопленным человечеством за всю его многовековую историю, а значит — присутствуют или должны присутствовать в речи учителя, то есть представления о добре и зле, морали и нравственности, любви к Родине. В ходе изучения новых тем ребята знакомятся с событиями и явлениями истории, образцами классической музыки и литературы, шедеврами изобразительного искусства, которые пропитаны стереотипами восприятия, историческими и культурными символами. Педагог должен дать ключи к шифрам их понимания, так он избежит детского равнодушия, сформирует адекватное видение современного мира, в котором предстоит жить ребёнку. То есть учителю истории просто необходимо вести честный разговор с детьми о том, что дают ему его собственные воззрения на окружающую действительность, на восприятие культуры и истории родной страны и стран мира. Разумеется, что такой диалог с ребячьей аудиторией возможен лишь в духе идей добра, человеколюбия, справедливости, милосердия. Школа (и государство) сможет и сделает лишь то, что сделает каждый отдельно взятый учитель. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.