Научная статья на тему 'С именем Ижевска на борту'

С именем Ижевска на борту Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митюков Николай Витальевич

Автор приводит малоизвестные широкой читательской публике факты о службе и конструктивных параметрах морских и речных судов, которые были названы именем столицы Удмуртской республики. Статья посвящена 250-летию со дня основания Ижевска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITH THE NAME OF IZHEVSK ON THE BOARD

The author reveals unknown facts on histories and constructional characteristics of vessels being named in honor of Izhevsk – the capital of the Udmurt Republic. This material is dedicated to 250-years anniversary of the foundation of Izhevsk city which is going to be celebrated.

Текст научной работы на тему «С именем Ижевска на борту»

УДК 908

Митюков Николай Витальевич, Доц. ИжГТУ, к.т.н., Чл. -корр Королевской Морской Академии Испании

С ИМЕНЕМ ИЖЕВСКА НА БОРТУ

Автор приводит малоизвестные широкой читательской публике факты о службе и конструктивных параметрах морских и речных судов, которые были названы именем столицы Удмуртской республики. Статья посвящена 250-летию со дня основания Ижевска.

WITH the NAME of IZHEVSK on the BOARD Nikollai Mitukov

The author reveals unknown facts on histories and constructional characteristics of vessels being named in honor of Izhevsk - the capital of the Udmurt Republic. This material is dedicated to 250-years anniversary of the foundation of Izhevsk city which is going to be celebrated.

В наши дни достаточно стал широко известен факт существования в российском и советском военном флоте канонерской лодки «Вотяк», которая входила в состав Амурской флотилии и была удостоена в 1945 г. гвардейского звания. Если литература про ее подвиги включает в себя тысячи публикаций (особенно много их в интернете), то флотская служба других кораблей и судов, с «удмуртскими» названиями до сих пор не получила широкой огласки. Предметом предлагаемой статьи являются корабли, имена которых так или иначе связанными с Ижевском.

Вероятно, старшее поколение наших земляков без труда вспомнит телевизионные встречи, которые проводились некогда популярной передачей «Ижевск Вечерний» с командой теплохода «Ижевск». Причем, кроме интервью с капитаном и членами команды демонстрировались и съемка упомянутого теплохода. Потом началась перестройка, и судьба судна затерялась. Как ни странно, но в последние несколько лет у наших земляков снова проснулись чувства патриотизма и гордости за свою маленькую родину. Может быть, это явление возникает в связи с тем, что широкую известность приобретают множество кораблей и подводных лодок, названных в честь других российских городов. Дело дошло до того, что один уважаемый сайт даже опубликовал частное объявление, в котором один молодой человек просил поделиться сведениями о теплоходе «Ижевск». Так что вероятно наступила пора вспомнить о судах гордо

носивших названия удмуртской столицы.

Судьба морских судов достаточно легко прослеживается через известный электронный сборник наиболее известных регистров «Mirmar Ship Index».

Первая запись под номером 5158448 там посвящена большому морозильному рыболовному траулеру (сокращенно БМРТ) «Ижевск», спущенному на воду 22 декабря 1955 г. в г.Киле формой «Kieler Howaldt», и вступившего в строй на следующий год. При дедвейте (общем весе) 1539 т. и вместимости 3019 брт, судно имело максимальную длину 84,5 м, длину по ватерлинии 75 м, и ширину 13,4 м. Один дизель давал возможность теплоходу развить скорость до 12, 5 узлов. Первым в серии был траулер "Пушкин”. 25 однотипных траулеров этого проекта, к которым и принадлежал «Ижевск», буквально произвели революцию в отечественном рыболовецком промысле. Проект оказался настолько удачным, что его впоследствии растиражировали уже на советских верфях (см. разрез судна на рис.).

БМРТ типа "ПУШКИН"

г чертежа м3000104 Общее расположение

Карьера судна закончилась в 1983 г, когда его после выработки ресурса банально списали на слом. А пожалуй, наиболее значительной вехой биографии первого «Ижевска» стал его «дебют» в литературе. Он фигурирует в повести Н.П. Бажажина «Помор из Унежмы», изданной Мурманским книжным издательством в 1963 г. Кстати, повесть начинается словами: «В моем кармане -направление на корабль. Я подхожу к белоснежному красавцу, морозильному траулеру «Ижевск», который скоро уйдет в очередной рейс в далекую Атлантику. На судне идут последние приготовления: грузят тару, продовольствие,

промысловое вооружение. То и дело подходят грузовые машины, и стальные руки портальных кранов доставляют груз в трюмы корабля...»

И только вторая запись указывает на героя репортажа «Ижевска вечернего». Под номером 5166122 «Mirmar Ship Index» указывает грузовое судно «Ижевск», построенное в г.Турку фирмой «Wartsila C-V». 25 октября 1957 г. его спустили на воду, и уже в феврале следующего года советская сторона расписалась в приемном акте. В регистр он вошел с дедвейтом 8580 т, вместимостью 5513 брт, максимальной длиной 139,4 м, длиной по ватерлинии 130,3 м, и шириной 17,7 м. Одна дизельная установка сообщала максимальный ход до 14,5 узлов.

Судно принадлежало к шестнадцати теплоходам типа «Архангельск», любовно прозванных моряками «рысаками». Все они совершали регулярные рейсы в Южную Америку. «Ижевск» довольно интенсивно эксплуатировался на линиях, до 1988 г., после чего его обратили в блокшив.

Следующая группа судов относится к классу речных. И «Ижевском» номер три стал речной сухогруз. Справедливости ради следует отметить, что речникам известен еще и сухогрузный теплоход «Удмуртия», принадлежащий проекту 11. Эта большая серия судов, строившаяся с 1948 г. называлась в основном в честь советских городов. В качестве исключения, в списке фигурировали и несколько республик: «Аджария», «Эстония», «Бурят-Монголия», «Латвия», «Литва», «Осетия», «Татария», «Чувашия» и, разумеется, «Удмуртия». Все суда строились на предприятии «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и имели грузоподъемность около двух тысяч тонн. Длина их была 93,9 м, ширина 13,4 м, осадка 2,9 м. Дизель мощностью около тысячи лошадиных сил, позволял развить скорость до 19 км/ч. Относительно «Удмуртии»: с распадом Советского Союза, она числилась на балансе ОАО «СК Волжское пароходство» с портом приписки г.Балаково. Ввиду ветхости машин и конструкций в начале 2000-х гг. сухогруз был списан.

Дальнейшим развитием проекта 11 стал проект 576, получивший наименование «Большая Волга». Большая серия однотипных судов, построенная с 1956 по 1967 гг. также называлась названиями советских городов. Строились они уже не только на Сормовском заводе, но и с привлечением судостроителей Румынии. При практически прежних размерах и водоизмещении за счет более удачных обводов суда имели скорость на два с половиной километров в час выше. А кроме того, они были приспособлены для выхода в море.

В 1957 г. по этому проекту был построен четвёртый «Ижевск». После приватизации он остался за ООО «Камская судоходная компания», а в настоящее время - ООО «Транслес» с портом приписки г.Пермь (см. рис.). Кстати, теплоходы этой серии удостоились ряда других удмуртских топонимов: «Вот-кинск», «Гольяны» и «Сарапул».

Но вероятно наибольшей гордости ижевчан достоин пятый «Ижевск»: речной танкер проекта 14891 получили по имени головного судна название «типа Ижевск». Это однопалубные двухвинтовые теплоходы с грузовой цистерной объемом около тысячи кубометров в виде горизонтального цилиндра, разделенного на пять отсеков, расположенного вдоль судна и частично утопленного в корпусе, с амортизированной жилой частью надстройки. Водоизмещение 1170 т (в порожнем - 505 т.), размеры: длина 72 м, ширина 10,6 м, высота борта 2,6 м, осадка 2,0 м. При вместимости 1097 рег. т. судно имеет скорость 17,5 км/ч. Команда в составе 8 человек может вести автономное плавание до 10 суток. Производство судов «типа Ижевск» началось в начале 1990-х гг. и сейчас ведется на Ярославском и Тюменском судостроительных заводах. К настоящему времени разработан модернизированный вариант проекта. Кстати, танкер «Ижевск» известен специалистам еще и тем, что несмотря на свое речное происхождение, он с помощью буксира «Садко» совершил морской переход из Беломорска в порт Новый, что в Обской губе, через три моря - Белое, Баренцево, Карское.

Следующей страницей, связанной с Ижевском на флоте может стать названия, послужившие именами для судов, которые также в свою очередь названы в честь Ижевска. В первую очередь следует упомянуть лесовозы типа «Игаркалес», построенные в Финляндии в 1962. Среди двенадцати однотипных судов под номером 5166134 в регистре «Mirmar Ship Index» числится «Ижевсклес». Судно спустили на воду в Турку на предприятии «Valmet» 12 октября 1962 г. и на следующий год оно отправилось в свой первый рейс. При дедвейте 3606 и вместимости 2845 брт, судно имело максимальную длину 102 м, по ватерлинии - 93 м, ширину - 14,1 м. Единственный дизель сообщал ему скорость в 13 узлов.

28 апреля 1990 г. «Ижевсклес» попал в колонку новостей тем, что таранил архангельский мост на Северной Двине. Ночью теплоход шел от лесозавода № 3 на городской рейд. По вешней высокой воде судно плохо слушалось руля, и, проходя под железнодорожным мостом, «зацепило» корпусом одну из бетонных опор, вспоровшую борт. Спасли «Ижевсклес» два обстоятельства. Во-первых, не потерял самообладания капитан, который сразу же направил аварийное судно на прибрежную отмель. А во-вторых, судно было загружено лесом, который сыграл роль «спасательного круга». В противном случае, последствия аварии виделись весьма пессимистичными: из-за огромной пробоины судно могло продержаться на воде лишь несколько секунд.

Ну а дальше, следует ли упоминать то время? Хотя «Ижевсклес» довольно оперативно сняли с мели, он несколько лет простоял у архангельского завода «Красная кузница», пока его в 1993 г. не продали за рубеж, и оно сменило название на «Blaze». В 1995 г в связи со сменой хозяев оно получило новое наименование «Shaher M.», а на следующий год - «Furkan». Лишь в 1999 г. старый теплоход отправился на слом.

Но не только этим прославился «Ижевсклес». Весьма примечательно, что на судне начинал свою рабочую биографию А.А. Вешняков, впоследствии председатель Центризбиркома. Весьма показателен факт, что теплоход чуть было не сделался героем фильма телекомпании «Первый канал». Но увы, когда телевизионщики из передачи «Возвращение в детство» попытались найти «Ижевсклес», выяснилось, что к моменту съемок его уже списали. Поэтому когда в кадре Вишняков «ностальгирует» по былому, с трепетом спускается в машинное отделение, поднимается на мостик, встречается с друзьями и коллегами по работе в судоходной компании, внимательный зритель без труда заметит, что роль судна сыграл «Пионер Эстонии».

И, заканчивая рассказ, следует упомянуть об еще одном траулере «Ижевское», построенном в Петрозаводске на заводе «Авангард» в 1977 г. Несмотря на свои скромные размеры, всего 180 т., судно до сих пор находится в строю. Впрочем, в число названий посвященных Ижевску его следует отнести лишь весьма условно. Ведь назван он в честь рыбацкого поселка в Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.