Научная статья на тему 'С. И. Мамонтов - реформатор оперного искусства в России'

С. И. Мамонтов - реформатор оперного искусства в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1064
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРНО-СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / РЕФОРМА / REFORM / МЕЦЕНАТ / РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК / ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / HISTORICAL JUSTICE / OPERA THEATRICAL ART / PATRON OF ART / STAGE DIRECTOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Николай Иванович

Статья посвящена обоснованию роли С. И. Мамонтова как реформатора оперно-сценического искусства в России конца ХIХ начала ХХ вв., а также восстановлению исторической справедливости по отношению к С. И. Мамонтову не только как к одному из первых реформаторов оперного искусства, но и первому профессиональному режиссеру-постановщику музыкальных спектаклей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.I. MAMONTOV IS A REFORMER OF OPERA THEATRICAL ART IN RUSSIA

The article contains substantiation of the succession of the reform of the opera theatrical art in Russia late XIX early XX centuries. It also restores historical justice concerning to S. I. Mamontov who was one of the earliest reformers of the opera theatrical art in Russia and the first Russian professional stage director of musical performances.

Текст научной работы на тему «С. И. Мамонтов - реформатор оперного искусства в России»

искусство, образование,

наука

удк 782.1

ББК 85.335.41

с.и. мамонтов—реформатор оперного искусства в россии

Кузнецов Николай Иванович,

доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, профессор кафедры театрально-зрелищных искусств, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, ул. 5-я Магистральная, д. 5, г. Москва, Россия, 123007,

e-mail: vosenzuk@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена обоснованию роли С. И. Мамонтова как реформатора оперно-сцениче-ского искусства в России конца XIX—начала ХХ вв., а также восстановлению исторической справедливости по отношению к С. И. Мамонтову не только как к одному из первых реформаторов оперного искусства, но и первому профессиональному режиссеру-постановщику музыкальных спектаклей в России.

Ключевые слова

Оперно-сценическое искусство, реформа, меценат, режиссер-постановщик, историческая справедливость.

В развитии русского музыкального театра одним из важнейших событий конца XIX в. стала реформа оперного сценического искусства, выдвинувшая отечественную оперу на первое место, как самый общественно-значимый жанр, наиболее полно представляющий национальную музыкально-театральную культуру.

16 Ключевые моменты реформаторских пере-

ломов обычно ярко бывают связаны с той или иной исторической фигурой. Поэтому в настоящей статье будет идти речь о Савве Ивановиче Мамонтове (1841-1918) — реформаторе оперного искусства в России на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Давно настало время заново оценить, а во многом и переосмыслить значение этой фигуры

в истории русского музыкального театра, уточнить его роль в ходе реформы русского оперного искусства. Принципиальное уточнение и кардинальное переосмысление необходимо как в силу творческой величины этой личности, так и потому, что в оценке деятельности этого человека слишком многие акценты были расставлены неверно.

Имя С. И. Мамонтова в истории русской культуры и по сей день употребляется как имя мецената и антрепренёра. Однако совершенно игнорируется тот факт, что Мамонтов был одним из инициаторов реформы русского оперного сценического искусства, выдающимся режиссером-постановщиком и театральным педагогом.

Говоря о талантливой и очень продуктивной режиссёрской деятельности С. И. Мамонтова, необходимо упомянуть и то, что им было поставлено самостоятельно и совместно с другими режиссёрами более 60 спектаклей, многие из которых вошли в историю как шедевры оперных постановок: «Снегурочка» и «Псковитянка» Н. А. Рим-ского-Корсакова, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Юдифь» А. Н. Серова.

Что касается педагогической деятельности С. И. Мамонтова, то его следовало бы назвать великим театральным педагогом хотя бы за то, что им были воспитаны два гениальных театральных деятеля — К. С. Станиславский и Ф. И. Шаляпин.

Широко известно, какую могучую творческую группу художников собрал вокруг себя С. И. Мамонтов и сколь умело он направлял их внимание на реформаторские задачи постановки оперных спектаклей. Достаточно хорошо изучены и по достоинству оценены замечательные эскизы декораций и костюмов работы

B. Д. Поленова, К. А. Коровина, В. И. Васнецова, И. И. Левитана, В. А. Серова, М. А. Врубеля и других. Мамонтов к тому же был и сам талантливым скульптором, удостоившимся похвальных слов М. М. Антокольского. Профессионализм Мамонтова в области изобразительного искусства позволял ему говорить с замечательными художниками его эпохи на равных.

Проследим, почему личность и деятельность

C. И. Мамонтова, его участие в реформе оперного искусства остались за рамками научных исследований. На одну из причин такого положения дел указывает музыковед М. О. Янковский: «Надо помнить, что для "всей Москвы" Мамонтов — богатый купец и промышленник, строитель дорог — словом, кто угодно, только не профессионал на театре. Его участие в создании Частной оперы расценивалось современниками главным образом как участие чисто меценатского плана»1.

Да и сам Савва Иванович невольно содействовал такому мнению, не выставляя своё имя на афишах в качестве художественного руководителя театра и режиссера-постановщика. Даже созданную им Московскую частную русскую оперу он называл не своим именем, а именами директоров, поочерёдно возглавлявших административную часть дела: «Театр Кроткова», «Театр Винтер». Иллюстрируя вышесказанное, приве-

1 Янковский М. О. Шаляпин и русская оперная культура. Л. — М., 1947. С. 64.

дём выписку из «Словаря сценических деятелей», изданного в 1903 г., в котором ученик С. И. Мамонтова — оперный артист, а впоследствии и режиссёр Владимир Аполлонович Лосский представлен любителям оперного искусства следующим образом: «Начал артистическую карьеру в Московской частной опере г-жи Винтер»2.

Ещё один пример. В газете «Новости сезона» сообщается: «Артист Императорской оперы в Петербурге г. Шаляпин вступил в состав труппы Солодовниковского театра. Дирекция в лице г-жи Винтер платит неустойку за г. Шаляпина»3.

Обыватель, читая словарь или газету, ничего не узнает о Мамонтове как о хозяине и художественном руководителе Московской русской частной оперы. Непонятно, почему Шаляпин поступает в труппу Солодовникова, а не Мамонтова? Да потому, что в это время Мамонтов арендовал помещение Солодовниковского театра. В то время бытовала традиция называть театры именами владельцев частных театральных помещений.

Другая причина того, что личность С. И. Мамонтова оказалась в тени, относится к сфере постреволюционной идеологии. Его фигура была не вполне идеологически удобна новой — Советской власти (система тоталитаризма диктовала необходимость «подчищения» истории). Сама социальная принадлежность Мамонтова к семье крупного капиталиста вызывала негативное отношение властей и смущало исследователей. Однако дело не только в этом, но и в некоей установке вульгарно-социологического характера, принятой новым правительством: принцип единовластия, правящий в тоталитарном государстве, должен был распространиться и на среду оперно-сценического искусства. Для этого подходила фигура К. С. Станиславского, которому и стали приписывать единоличную заслугу в реформе русского оперного театра. Я солидарен с мнением Бориса Владимирского, высказанного на международном симпозиуме 1989 г. «Станиславский в меняющемся мире»: «...Стоит вспомнить, как охотно сталинская система ас- 17 симилировала "систему" Станиславского и как широко, хотя и недобросовестно, использовала её в собственных интересах»4. Понятно, что сам

2 Словарь сценических деятелей. Вып. 5. СПб., 1903.

С. 6.

3 Новости сезона. 1896. № 51.

4 Владимирский Б. «Система»: эстетика и политика // Станиславский в меняющемся мире: сб. матер. междуна-

18

К. С. Станиславский ни в коей степени не может быть обвинён в подобной подтасовке.

Ещё одна причина недооцененности Мамонтова-режиссёра и педагога заключается в элементарной инерции искусствоведческого мышления. В 1954 г. выходит в свет 26-й том «Большой советской энциклопедии», где сказано: «Мамонтов Савва Иванович (1841-1919) — видный деятель в области русского искусства, меценат. Крупный промышленник»5. Заметим, что видными деятелями искусства в этой энциклопедии называли всех антрепренёров, всех меценатов, всех чиновных лиц, критиков и др. Отметим также, что авторы энциклопедической статьи отнеслись к памяти С. И. Мамонтова так невнимательно, что неправильно указали дату его смерти. В действительности Савва Иванович скончался 6 апреля 1918 г.

В 1964 г. выходит «Театральная энциклопедия» со статьёй о Мамонтове: «Мамонтов, Савва Иванович (1841-1918) — русский театральный деятель. М. был крупным промышленником. В 1885 М. открыл Московскую частную оперу»6. В статье нет указания на то, что С. И. Мамонтов был реформатором оперно-сценического искусства, хотя от специального издания ожидается полнота творческой биографии, по крайней мере, ключевых фигур в истории театра.

В 1965 г. Академия наук СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР издают труд Ю. С. Калашникова «Эстетический идеал К. С. Станиславского». Вот точка зрения автора этого капитального исследования: «Станиславский был очень близок с С. И. Мамонтовым, между ними велась оживлённая переписка. Нет никакого сомнения в том, что реформа декорационного дела, осуществлённая в Частной опере, оказала глубокое влияние на К. С. Станиславского, готовящегося к самостоятельной профессиональной актёрской и режиссёрской работе»7.

С точки зрения Ю. С. Калашникова, реформа в Московской опере произошла только в декорационном деле. Не сказано ни слова о самом главном — о реформе русского оперно-сцениче-ского искусства на рубеже Х1Х-ХХ вв. Эта ре-

родного симпозиума 27 февраля— 10 марта 1989 г. М., 1994. С. 68.

5 Большая советская энциклопедия. М., 1954. Т. 26. С. 193.

6 Театральная энциклопедия. М., 1964. Т. 3. С. 668.

7 Калашников Ю. С. Эстетический идеал К. С. Стани-

славского. М., 1965. С. 26.

форма состоялась, в первую очередь, благодаря усилиям С. И. Мамонтова не только как мецената, но главным образом как идейного вдохновителя, художественного руководителя и режиссера-постановщика созданной им Частной оперы, известной всему миру, в связи с гениальными работами в этом театре Ф. И. Шаляпина.

По прочтении научного изыскания Ю. С. Калашникова создаётся впечатление, что ни С. И. Мамонтов, ни Ф. И. Шаляпин не оказали никакого влияния ни на эстетическую позицию К. С. Станиславского, ни на формирование его эстетического идеала.

Не думаю, что Ю. С. Калашников не знал о роли Мамонтова и Шаляпина в реформе опер-но-сценического искусства. Видимо, подобное умалчивание диктовалось всё теми же цензурными, идеологическими соображениями: Мамонтов—капиталист, Шаляпин—эмигрант-диссидент.

В 1974 г. издаётся интересная и содержательная книга А. А. Гозенпуда «Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Шаляпин», в которой автор, к сожалению, только косвенно указывает на истинное значение личности С. И. Мамонтова в реформе русского оперно-сценического искусства. Он утверждает, что «деятельность Частной оперы и возникновение в 1898 г. Московского Xудожественного театра— явления до известной степени параллельные. Для оперного театра антреприза С. И. Мамонтова была тем же, что МXТ для драмы»8.

В 1976 г. выходит в свет третий том «Музыкальной энциклопедии». И в этом издании имя С. И. Мамонтова как реформатора тоже не упоминается.

В предисловии ко второму изданию книги «Станиславский — реформатор оперного искусства» (первое издание: М., 1977) исследователь О. С. Соболевская, говоря о С. И. Мамонтове, осторожно использует обтекаемые формулировки: «Опера, как драма тех лет, настоятельно требовала коренных реформ и, прежде всего, ждала целенаправленного руководства—режиссёра. Совершенно закономерно в эти годы рождается театр С. И. Мамонтова — Московская частная русская опера (1885-1904). Здесь впервые, собственно говоря, и появляется режиссёр — организатор спектакля, воспитатель, пропагандист

8 Цит. по: Боровский В. Е. Московская опера С. И. Зимина. М., 1977. С. 13.

определённых идей, а не "разводящий господ актёров". Впервые у Мамонтова утверждается и подлинный художник спектакля, а не декоратор-ремесленник "дворцового" или "пейзанского" интерьера»9. Однако из вышеприведённой цитаты не следует, что именно С. И. Мамонтов является одним из первых реформаторов оперного сценического искусства.

В 1985 г. публикуется книга В. П. Россихи-ной «Оперный театр С. Мамонтова», восполнившая заметный пробел в истории русской музыкально-театральной культуры. К неоспоримым достоинствам этой работы следует отнести правдивую передачу автором исторических сведений. Однако стремление увязать исторические факты с общепринятым мнением, приписывающим проведение оперной сценической реформы одному только К. С. Станиславскому, привело к возникновению ряда досадных противоречий.

Более того, впервые так подробно представляя читателю личность С. И. Мамонтова как создателя и художественного руководителя, как режиссера-постановщика и театрального педагога, В. П. Россихина, тем не менее, утверждает: «Московская частная опера реформы театра осуществить не смогла. И всё же огромной исторической заслугой Частной оперы несомненно является не только выдвижение, но и частичное решение ни кем ещё не решавшихся вопросов оперно-сценического мастерства. Приступая к практической разработке системы воспитания певца-актера, Станиславский нередко приводил примеры из опыта Мамонтова. И система Станиславского с её методом научного исследования актёрского творчества легла в основу реформы оперной сцены»10.

Подобные противоречивые высказывания ещё раз подчёркивают определённую тенденциозность в приписывании проведения реформы только К. С. Станиславскому, тогда как из контекста книги ясно, что практически до Станиславского оперно-сценическую реформу осуществляли С. И. Мамонтов, художники Абрамцева, Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов.

Доказательством того, что реформа началась ещё при С. И. Мамонтове, являются триум-

9 Кристи Г. В., Соболевская О. С. Станиславский — реформатор оперного искусства. М., 1983. С. 4.

10 Россихина В. П. Оперный театр С. Мамонтова. М., 1985. С. 56-57.

фальные гастроли Московской частной оперы в Санкт-Петербурге и необычная реакция прессы, отмечавшей принципиально новое явление в жизни русской оперы.

Следует добавить, что именно В. П. Росси-хина является автором статей о С. И. Мамонтове и в театральной, и в музыкальной энциклопедиях.

В том же 1985 г. издательство «Просвещение» выпускает книгу «Очерки истории русской культуры начала ХХ века» известного советского историка культуры, профессора исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Сергея Сергеевича Дмитриева. Он пишет: «Душой московской частной оперы был крупный промышленник, меценат и театральный деятель Савва Иванович Мамонтов... После закрытия частной оперы Мамонтова (одолели денежные трудности) её дело продолжил Оперный театр С. И. Зимина—театрального деятеля» (здесь и далее курсив мой.— Н.К.)11.

С. С. Дмитриев неправильным указанием причины закрытия Московской частной оперы — «одолели денежные трудности»—продемонстрировал своё непонимание самой сути реальных исторических событий. Кроме того, С. С. Дмитриев дал нам пример терминологического штампа, уравняв С. И. Мамонтова и С. И. Зимина одним и тем же званием «театрального деятеля». С. И. Мамонтов, безусловно, отличался своим меценатством даже от таких фигур, как Третьяков и Бахрушин, поскольку Третьяков только собирал картины, но не писал их, а С. И. Мамонтов занимался театральным творчеством на высочайшем для того времени уровне.

Растянувшийся во времени процесс восстановления исторической справедливости в эстетической науке по отношению к С. И. Мамонтову подтверждается и публикацией в журнале «Музыкальная жизнь» за 1995 г., в котором под специальной рубрикой «Русские меценаты» появилась статья С. Воскобойниковой «Савва Великолепный». Автор отмечает, что С. И. Мамонтова называли Саввой Великолепным «по аналогии со знаменитым покровителем искусства Лорен-цо Медичи (Великолепным)»12.

11 Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М., 1985. С. 210.

12 Воскобойникова С. Савва Великолепный // Музыкальная жизнь. М., 1995. № 1. С. 29.

19

20

Вновь перед нами односторонний взгляд на одну из ключевых фигур оперной культуры конца XIX—начла XX в.

Даже если автор ставил перед собой чрезвычайно узкую задачу — показать Мамонтова лишь как «просвещённого жертвователя», нельзя было не упомянуть о его огромных заслугах перед русской культурой в качестве реформатора оперно-сценического искусства. Вновь произошло смещение акцентов, и имя Саввы Ивановича оказалось лишённым его истинного значения.

В противовес указанным выше исследованиям и статьям, в которых творческая деятельность С. И. Мамонтова либо недооценена, либо оценена неверно, особенно важно выделить высказывания и обобщения авторов, которые уже много десятилетий тому назад поняли историческое значение С. И. Мамонтова именно как реформатора и нередко говорили о нём как об одном из первых профессиональных режиссеров-постановщиков русских опер.

Основание С. И. Мамонтовым в 1885 г. Московской частной оперы фактически стало началом реформы оперного сценического искусства. Подчеркнём, что это произошло за добрые двенадцать лет до открытия К. С. Станиславским и Вл.И.Немировичем-Данченко Московского художественного театра и за десятилетия до того, как Станиславский вплотную занялся вопросами подготовки оперных артистов и оперной режиссуры.

Ещё в 1899 г., когда С. И. Мамонтов находился в состоянии психологического шока из-за несправедливого ареста и напряжённо ожидал суда, группа «абрамцевских художников» написала ему следующее письмо с целью выразить своё отношение к его деятельности в Московской частной опере: «Сколько намечено и выполнено в нашем кружке художественных задач и какое разнообразие: поэзия, музыка, живопись, скульптура, архитектура и сценическое искусство чередовались... Ты как прирождённый артист сцены начал на ней создавать новый мир истинно прекрасного. Все интересующие и живущие действительным искусством приветствовали твой чудесный почин. После "Снегурочки", "Садко", "Царя Грозного", "Орфея" и других всем эстетически чутким людям уже трудно стало переносить шаблонные чудеса бутафорского искусства. Мир художествен-

ного театра и есть мир твоего действительного творчества. В этой сфере искусства у нас твоими усилиями сделано то, что делают признанные реформаторы в других сферах, и роль твоя для нашей русской сцены является неоспоримо общественной и должна быть закреплена за тобой исторически»13.

К сожалению, призыв художников не услышан до сих пор. Сложившаяся и в официальных академических, и в театральных кругах ложная традиция относиться к С. И. Мамонтову только как к меценату, заставляет нас теперь, по прошествии более сотни лет после призыва «художников Абрамцева» (1899), настаивать на восстановлении исторической справедливости и на восполнении настоящей историко-эстетической потери.

«Быть может,—как справедливо пишет профессор В. А. Разумный,—эти эстетические потери предопределяются всем ходом развития искусства, которое раз "забыв" о прошлом, затем в иной исторический период "вспоминает" его и пытается воскресить»14. Xотелось бы надеяться, что так оно и произойдёт.

Оценка, данная Мамонтову «абрамцевскими художниками», может быть дополнена кратким, но очень веским словом С. В. Рахманинова: «Мамонтов был рождён режиссёром. Да, Мамонтов был большой человек и оказал большое влияние на русское оперное искусство. В некотором отношении влияние Мамонтова было подобно влиянию Станиславского на драму»15.

Поскольку в высказывании Рахманинова содержится сравнение Мамонтова со Станиславским, мне представляется целесообразным привести далее обобщающую оценку Станиславским творческой деятельности Мамонтова: «Мамонтов, давая артистам ценные указания по вопросам грима, жеста, даже пения, вообще по вопросам создания сценического образа, дал могучий толчок культуре русского оперного дела: выдвинул Шаляпина, сделал при его посредстве популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками, создал в своём театре огромный успех опере Римского-Корсакова "Садко"

13 Цит. по: Мамонтов В. С. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок. М., 1951. С. 109-111.

14 Разумный В. А. О природе художественного обобщения. М., 1960. С. 124.

15 Рахманинов С. В. Литературное наследие. М., 1978.

Т. 1. С. 55.

и содействовал этим пробуждению его творческой энергии и созданию "Царской невесты" и "Салтана", написанных для мамонтовской оперы и впервые здесь исполнявшихся. Здесь же, в его театре, где он показал нам ряд прекрасных оперных постановок своей режиссёрской работы, мы впервые увидели вместо прежних ремесленных декораций ряд замечательных созданий кисти Васнецова, Поленова, Серова, Коровина, которые вместе с Репиным, Антокольским и другими лучшими художниками того времени почти выросли и, можно сказать, прожили жизнь в доме и семье Мамонтова»16.

В приведённом обобщающем высказывании К. С. Станиславского мне представляется важным особо выделить следующие моменты, которые ясно проглядывают в словах Станиславского и характеризуют реформаторские концепции творчества С. И. Мамонтова:

1) подход к режиссуре с точки зрения художественной постановочной концепции (в противовес старому—чисто ремесленному взгляду на режиссуру);

2) работа с актёром над созданием сценического образа как основа оперной постановки нового типа;

3) взгляд на задачи пения, пластики (жеста), театрально-декорационной живописи, грима как на взаимодействующие составные части сценического образа.

Одно место в характеристике, которую Станиславский дал деятельности Мамонтова для её правильного понимания, необходимо разъяснить особо. Слова «указания по вопросам. даже пения» разумеется, нельзя понимать в пренебрежительном значении по отношению к вокальному искусству. Совсем наоборот! Станиславский констатирует тот известный ему факт, что Мамонтов, в отличие от большинства режиссёров той эпохи, не просто владел основами вокальной техники, а был великолепным профессиональным певцом: он в своё время учился пению в Италии, его даже приглашали в один из престижных миланских оперных театров для исполнения ведущих ролей.

После Октябрьской революции 1917 г. о Мамонтове в советской России почти перестали говорить, и такое положение сохранялось ровно 30 лет. Лишь после окончания Великой Отече-

16 Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч. М., 1954. Т. 1. С. 83-84.

ственной войны, в 1947 г. вышла книга М. О. Янковского «Шаляпин и русская оперная культура», где автор справедливо и смело для того времени отмечал: «Интересно, что мамонтовско-шаля-пинский театр развивается независимо от возникающего в 1898 году Художественного театра и, хотя принято считать, что реформа музыкального театра—дело рук именно К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, но по существу — это дело рук Мамонтова, Шаляпина и художников Абрамцева. И нужно выразить сожаление, что наша молодая наука о театре до сих пор не вскрыла того факта, что, идя путями, близкими к драматическому,— музыкальный театр России встал на путь реформы независимо от Художественного театра. Это не умаляет великих заслуг МХТ, это лишь свидетельствует о том, что созрело время для воплощения новых эстетических идей, и что идеи эти уже носились в воздухе»17.

В 1952 г. ученик и ассистент К. С. Станиславского профессор Г. М. Кристи практически поддержал это заявление в книге «Работа Станиславского в оперном театре», не ссылаясь, однако, на М. О. Янковского: «Мамонтова по праву считают зачинателем оперной сценической ре-формы»18.

Лучше всего об историческом наследии и размахе творческой деятельности С. И. Мамонтова в опере говорит тот факт, что Савва Иванович оставил после себя целых три очень значительных Школы:

1) школу театральных художников;

2) школу оперных артистов (многие из которых перенесли потом мамонтовские традиции на сцены императорских театров и частных театров многих городов Российской империи);

3) школу оперных режиссеров-постановщиков.

С. И. Мамонтов все ещё ждёт признания как один из первых реформаторов русской оперной сцены не только в среде профессионалов, но и среди широкой публики, среди всех, кому небезразлична судьба русского оперного искусства.

17 Янковский М. О. Шаляпин и русская оперная культура. С. 170.

18 Кристи Г. В. Работа Станиславского в оперном театре. М., 1952. С. 51.

21

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Большая советская энциклопедия. М., 1954. Т. 26. С. 193.

2. Боровский В. Е. Московская опера С. И. Зимина. М., 1977. С. 13.

3. Владимирский Б. «Система»: эстетика и политика // Станиславский в меняющемся мире: сб. матер. международного симпозиума 27 февраля— 10 марта 1989 г. М., 1994. С. 68.

4. Воскобойникова С. Савва Великолепный // Музыкальная жизнь. М., 1995. № 1. С. 29.

5. Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М., 1985. С. 210.

6. Калашников Ю. С. Эстетический идеал К. С. Станиславского. М., 1965. С. 26.

7. Кристи Г. В. Работа Станиславского в оперном театре. М., 1952. С. 51.

8. Кристи Г. В., Соболевская О. С. Станиславский — реформатор оперного искусства. М., 1983. С. 4.

9. Мамонтов В. С. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок. М., 1951. С. 109-111.

10. Новости сезона. 1896. № 51.

11. Разумный В. А. О природе художественного обобщения. М., 1960. С. 124.

12. Рахманинов С. В. Литературное наследие. М., 1978. Т. 1. С. 55.

13. Россихина В. П. Оперный театр С. Мамонтова. М.,1985. С. 56-57.

14. Словарь сценических деятелей. Вып. 5. СПб., 1903. С. 6.

15. Театральная энциклопедия. М., 1964. Т. 3. С. 668.

16. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч. М., 1954. Т. 1. С. 83-84.

17. Янковский М. О. Шаляпин и русская оперная культура. Л.—М., 1947. С. 64, 170.

S.I. MAMONTOV IS A REFORMER OF OPERA THEATRICAL ART IN RuSSIA

Kuznetsov Nicolay Ivanovich,

DSc in Arts, Honored Art Worker of Russia, full professor, Professor of the Department of Theatrical and Pageant Arts, Academy of Retraining in Arts, Culture and Tourism, 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia, e-mail: vosenzuk@yandex.ru

Abstract

The article contains substantiation of the succession of the reform of the opera theatrical art in Russia late XIX—early XX centuries. It also restores historical justice concerning to S. I. Mamontov who was one of the earliest reformers of the opera theatrical art in Russia and the first Russian professional stage director of musical performances. Keywords

Opera theatrical art, reform, patron of art, stage director, historical justice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.