Научная статья на тему 'С. И. Гессен: в защиту философии педагогики'

С. И. Гессен: в защиту философии педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГИКИ / ОБРАЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ С.И. ГЕССЕНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С. И. Гессен: в защиту философии педагогики»

--ПЕДАГОГИКА

УДК 37:1(430)

Л.Г. Абрамова*

С.И. ГЕССЕН: В ЗАЩИТУ ФИЛОСОФИИ ПЕДАГОГИКИ

Введя в научный оборот российской педагогики философски обоснованную целостную педагогическую концепцию С.И. Гессена, рассматривая педагогику как прикладную философию, то есть философию как науку о смысле культуры и целях образования, автор защищает позицию С.И. Гессена о принадлежности педагогики к числу философских наук на базе сложившихся в XX веке философской рефлексии и педагогического дискурса.

Ключевые слова: педагогика, философия педагогики, образы образования, концепция С.И. Гессена.

Изучив философские и педагогические сочинения известного русского философа, педагога, деятеля общественно-педагогического движения русской эмиграции «первой волны» Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950), большинство из которых публиковалось в 20-50 гг. XX века в русской эмигрантской и зарубежной педагогической литературе, проявив настойчивый интерес к культуре и образованию в этих рамках, будем с уверенностью считать, что философию педагогики можно и нужно рассматривать как самостоятельную науку, имеющую свои цели и задачи, структуру и функции, отличные от других областей научного знания и в то же время тесно взаимосвязанную с ними.

Так исследователь Э.Б. Кайнова в работе «Философия педагогики» [2] для утверждения подобного тезиса рассмотрела определение образования, исходя из представления о нем, как основе общественных отношений и важнейшем показателе уровня развития в данном историческом периоде, что позволило ей изложить закономерности связей философии образования и педагогики.

Исследователи А.П. Огурцов и В.В. Платонов попытались представить образы образования, сложившиеся в философии XX века, дали панораму философских концепций образования в различных направлениях и течениях мысли XX века - от аналитической философии до критического рационализма, от гуманистической педагогики до постмодернизма и педагогической антрополо-

* © Абрамова Л.Г., 2008

Абрамова Лидия Георгиевна ([email protected]), кафедра высшей математики Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, 236029, Россия, г. Калининград, ул. Молодежная, 6.

гии. Они показали, что образование во всех его аспектах и функциях стало в XX веке объектом интеллектуальных исканий и споров со своими пристрастиями, исследовательскими проектами и программами, впервые осветив различные и нередко альтернативные подходы, оценки и интерпретации процесса образования и его институций, образовательных идеалов и норм. Авторы пришли к важнейшему выводу: «Две формы дискурсивной практики - философия и педагогика, две формы стратегии исследования ... оказались взаимодополнительными, и постепенно начала складываться общая установка и общая стратегия... С одной стороны, философская рефлексия, направленная на осмысление процессов и актов образования, была восполнена теоретическим и эмпирическим опытом педагогики... С другой стороны, педагогический дискурс, переставший замыкаться в своей области и вышедший на «большой простор» философской рефлексии, сделал предметом своего исследования не только конкретные проблемы образовательной действительности, но и важнейшие социокультурные проблемы времени» [3. С.21-22].

Фундаментальное исследование «образов образования» в западной философии образования XX века А.П. Огурцова и В.В. Платонова показывает, что основной проблематикой этой области знания в XXI веке становятся обособление образования в автономную сферу гражданского общества, дифференциация и усложнение структуры и форм образования, полипарадигмалъностъ педагогического знания, изменение параметров образования в структуре информационного общества, появление цикла наук, изучающих образование. Поэтому в философском и педагогическом сообществах не может не наметиться тенденция совместного поиска базовых идеалов и принципов объяснения как сложившейся, так и формирующейся «образовательной действительности», ее концептуальной базы и методологической программы исследования. С созданием философии образования существенно изменяется стратегия его исследования. С учетом опыта педагогики обогащается предмет и методы философского исследования и, как результат, на основе общефилософских, эпистемологических и социально-философских положений об обществе, человеке и познании происходит изменение стратегии самой педагогики.

В своем исследовании «Философско-педагогическая концепция С.И. Гес-сена» мы показали, что С.И.Гессен пытался построить систему философии, в которой органически сочетался бы присущий русской философской традиции онтологизм с немецким гносеологизмом, но по причине «боязни метафизики» не сумел полностью осуществить свой замысел. Однако научный вклад в область философии педагогики, понимаемой им, вслед за учителями Г. Рикертом и П. Наторпом, как «прикладная философия», важен и значим.

Рассуждая о педагогике как прикладной философии, С.И. Гессен задавался вопросом - какие науки изучают духовную жизнь, если речь идет о структуре и типологии личности, или о сущности и роде духовных ценностей, или о структуре культурного наследия? В своем ответе он полагал, что не нужно быть ни приверженцем философии Г.В. Гегеля, ни философии В. Вундта, что-

бы признать, что духовная жизнь как в ее субъективном виде (личность), так и в объективном (культурные ценности и духовные общности), составляла и составляет объект философской науки, органической частью которой является и наука о культуре, то есть об образовании как духовном процессе.

Считая, что даже в его время точка зрения о том, что педагогика принадлежит к числу философских наук, несмотря на постоянные попытки «дефилофи-зировать» педагогику, была достаточно распространена,

С.И. Гессен, изучив течения гуманистической педагогики, к которым отнес труды Б. Наврочиньского и Б. Суходольского (Польша), Г. Кершенштейнера и Э. Шпрангера (Германия), Дж. Джантиле и Дж. Ломбардо-Радиче (Италия), Дж. Дьюи (Америка), Джеймса С. Росса (Англия), П. Хаберлина и Н. Майлака (Швейцария), свое педагогическое произведение «Основы педагогики» (1923 г.) полагал принадлежащим к этому же течению. Первое издание этого труда имело подзаголовок «теория культуры»; точно такой же заголовок дал своему главному произведению Г. Кершенштейнер (1925 г.), в котором педагогика логично рассматривалась как прикладная философия. Сам С.И. Гессен подчеркивал, что в «Основах педагогики» он показал, что структура духовных ценностей и их реализация в так называемом культурном достоянии является объектом частных наук - этики (как теории морали), эстетики (как теории искусства), философии права, философии религии и т.д. [1]. Поскольку конечные цели образования согласуются с целями культуры, исследование культурных ценностей одновременно порождает науку о конечных целях культуры.

Педагогика отличается от философии тем, что изучает цели культуры в процессе их постепенной реализации личностью и образованным обществом. Задачи образования растут одновременно с ростом учащихся, и в различные периоды развития принимают различные формы, чтобы суметь соединиться, как можно ближе, на более высоком уровне развития человека, с конечными формами различных культурных ценностей, структуры которых изучаются философскими дисциплинами. Каждой из этих дисциплин соответствовал, по С.И. Гессену, определенный раздел педагогики как прикладной философии: логика соотносится с теорией научного образования; этика - с теорией нравственного образования; эстетика - с теорией художественного образования и т.д. Именно такое деление системы педагогики как единой общей теории образования и как прикладной культуры описано С.И. Гессеном в его главном педагогическом труде «Основы педагогики», в котором представлены только два раздела: теория научного образования и теория нравственного образования.

Другое деление педагогической системы согласно периодам развития учащегося использовано С.И. Гессеном в его последнем педагогическом труде «Структура и содержание современной школы: очерк общей дидактики» (1947г.). Автор писал, что в каждый период происходит анализ внутренней гаммы воспитательных задач нравственного, научного, художественного, политического, экономического, религиозного и других видов образования. По мнению С.И. Гессена этот способ деления педагогической системы имел свои

преимущества, поскольку был связан с более конкретной и многосторонней характеристикой различных образовательных учреждений.

С.И. Гессен понимал, что в современной ему педагогике существуют два течения, отражающие тенденции «дефилофизировать» педагогику: биологический натурализм, утверждающий педагогическую технику исключительно на биологических науках (в частности, на физиологии и психологии), и социологизм, стремящийся основать педагогику на социологии, которой как эмпирической науке отводится место философии, отождествляемую социологизмом с метафизикой.

С.И. Гессен попытался показать, вслед за З. Мыслаковским (Польша), невозможность «дефилофизировать» педагогику констатируя, что даже в программе Академии педагогических наук СССР и статьях ее журнала «Советская педагогика» философия образования занимает все более важное место вплоть до того, что признается фундаментом педагогики, в то время как всестороннее развитие личности считается конечной целью воспитания.

Зависимость педагогики от философии в немалой степени подтверждается всеми современными теориями воспитания в истории педагогических учений. Изучение же педагогических учений в немалой степени основано на изучении истории философии. Речь идет здесь не только об индивидуальном союзе философии с педагогикой, образец которого оставили нам Платон, Аристотель, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие мыслители, а о том фундаментальном значении, которое имеет философская проблематика в истории педагогики.

В заключение подчеркнем, что анализ феномена образования позволил С.И. Гессену определить территорию педагогических исследований. Каждый из выделенных им слоев образования, составлял объект частных наук. Биологический слой образования (то есть образование как забота и взращивание) являлся объектом физиологии и педагогической психологии (исследования которых основываются, естественно, на познании общей биологии, на физиологии и общей психологии). Социальный слой образования (то есть формирование личности - второй потребности социальной группы) составлял объект социальной педагогики (исследования которой основаны на познании общей социологии). Третий слой - образование как духовный процесс (то есть как культура) являлся объектом педагогики как прикладной философии (исследования которой базируются на познании фундаментальных основ философии). К педагогическим дисциплинам и наукам, составлявшим теоретическую базу третьего слоя образования - прикладной философии, С.И. Гессен считал непременным условием добавить историю педагогики и теорию организации образовательных учреждений.

Таким образом, если история образовательных институтов необходима при изучении истории педагогических теорий и должна быть тесно с ними связана, то изучение педагогики как прикладной философии требует наравне с этим изучения организации образовательных институтов.

С.И. Гессен - один из первых российских компаративистов, то есть специалистов по сравнительному анализу различных педагогических систем и способов организации образования в разные эпохи и в различных странах. Призыв С.И. Гессена использовать сравнительный анализ педагогических и организационных систем до сей поры не нашел поддержки в отечественной педагогике, не смотря на то, что его предложения сочетали в педагогике широту и глубину охвата проблем со знанием конкретных деталей, без учета которых не «заработает» никакая педагогическая система.

При таком взгляде на суть педагогики восстанавливается «порвавшаяся» связь времен, возникает непреходящий интерес к различным педагогическим воззрениям, философия педагогики определяется как фундамент общей теории образования, и философско-педагогическая концепция С.И. Гессена подтверждает это.

Библиографический список

1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

2. Кайнова, Э.Б. Философия педагогики / Э.Б. Кайнова. - М.: Изд-во АПК и ПРО, 2004. - 315 с.

3. Огурцов, А.П.Образы образования. Западная философия образования. XX век / А.П. Огурцов, В .В. Платонов. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 520 с.

L.G. Abramova

PHILOSOPHICAL PEDAGOGICAL APOLOGY BY GUESSEN

By introducing in the Russian pedagogy the Guessen pedagogical concept which accords to a philosophical point of view, i.e. considering the pedagogy as an applied philosophy that being a science of meaning of the human culture and education, the apologies on the basis of the formatted in the XX th century philosophical reflection and pedagogy discourse the Gessen argument on belonging pedagogy to philosophical sciences are given.

Key words: Pedagogics, philosophy of pedagogics, character of education, Guessen's conception.

Статья принята в печать в окончательном варианте 26.12.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.