Научная статья на тему '«С ГЛУБОЧАЙШИМ ПОЧТЕНИЕМ И СОВЕРШЕННЕЙШЕЮ ПРЕДАННОСТИЮ»: ИЗ ПЕРЕПИСКИ КУПЦА М. К. СИДОРОВА С ПЕРВЫМ ЕПИСКОПОМ ЕНИСЕЙСКИМ И КРАСНОЯРСКИМ НИКОДИМОМ (КАЗАНЦЕВЫМ) (1860-Е ГГ.)'

«С ГЛУБОЧАЙШИМ ПОЧТЕНИЕМ И СОВЕРШЕННЕЙШЕЮ ПРЕДАННОСТИЮ»: ИЗ ПЕРЕПИСКИ КУПЦА М. К. СИДОРОВА С ПЕРВЫМ ЕПИСКОПОМ ЕНИСЕЙСКИМ И КРАСНОЯРСКИМ НИКОДИМОМ (КАЗАНЦЕВЫМ) (1860-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российское купечество / эпистолярное наследие / Михаил Константинович Сидоров / Русская Православная Церковь / епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев) / круг интересов / Красноярское духовное училище / освоение Севера / Туруханский край / Северный морской путь / Russian merchants / epistolary heritage / Mikhail Konstantinovich Sidorov / Russian Orthodox Church / Yeniseysk and Krasnoyarsk Bishop Nikodim (Kazantsev) / circle of interests / Krasnoyarsk Theological School / development of the North / Turukhansk Region / Northern Sea Route

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комлева Евгения Владиславовна

Представлена публикация двух черновых писем известного купца, открывателя Северного морского пути Михаила Константиновича Сидорова первому епископу Енисейскому и Красноярскому Никодиму (Казанцеву). Сохранившиеся тексты, датируемые 1860-ми гг., свидетельствуют о доверительных отношениях между двумя выдающимися современниками, их мировоззрении и круге интересов. Среди упоминаемых в письмах сюжетов пожертвования М.К. Сидорова в пользу духовных учебных заведений Енисейской епархии, его служба почетным блюстителем Красноярского духовного училища, связанные с этим поручения архипастыря, конфликт вокруг Енисейского женского монастыря. При этом их общение не ограничивалось исключительно вопросами церковной жизни. Владыка был в курсе планов М.К. Сидорова по поиску прохода по северным морям, поддерживал его инициативу. Как Енисейского архипастыря его особенно интересовало состояние территории вверенной ему епархии в низовьях Енисея — Туруханском крае. Многосторонность личности епископа Никодима подчеркивается упоминанием о его трудах по публикации жизнеописания сибирского первомученика Василия Мангазейского, а также об отправленной ему М.К. Сидоровым подзорной трубе — необходимого атрибута в длительных путешествиях по незнакомым местам. Помимо прочего, в письмах фигурируют имена ряда высокопоставленных чиновников, церковных иерархов, крупных предпринимателей, что характеризует знакомства и связи корреспондентов, занимаемую ими социальную позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Комлева Евгения Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“WITH THE DEEPEST RESPECT AND THE MOST PERFECT DEVOTION”: FROM THE CORRESPONDENCE OF MERCHANT M. K. SIDOROV WITH NIKODIM (KAZANTSEV), FIRST BISHOP OF YENISEYSK AND KRASNOYARSK (1860S)

This article represents publication of two letters of the prominent merchant, discoverer of the Northern Sea Route Mikhail Konstantinovich Sidorov to Nikodim (Kazantsev), the first bishop of Yeniseysk and Krasnoyarsk. The extant texts date back to the 1860s and show the trust that existed in their relationship, contribute to the understanding of their worldview and their interests. Among the issues discussed in the letter exchange are M. K. Sidorov’s donations to theological educational institutions of Yeniseysk diocese, his service as an honorary benefactor of Krasnoyarsk Theological School, instructions of Bishop Nikodim related to this service, the conflict around Yeniseysk Convent. Their communication was not limited to issues of church life. The bishop was aware of Sidorov’s plans to find the passage in the northern seas and supported this initiative. As a member of church hierarchy, he was particularly interested in the current affairs in the territory that he was in charge of in the lower part of Yenisey region, namely Turukha Region. The range of interests of Bishop Nikodim is demonstrated by the mention of his work on the publication of the biography of Vasily Mangazeisky, the first Siberian martyr as well as by the mention of a spotting scope that Sidorov sent to him; this was a necessary thing in long travels across little-known lands. The letters also contain information about a number of high-ranking officials, church hierarchs, prominent entrepreneurs, which characterises social contacts and links as well as the social status of the authors of the letters.

Текст научной работы на тему ««С ГЛУБОЧАЙШИМ ПОЧТЕНИЕМ И СОВЕРШЕННЕЙШЕЮ ПРЕДАННОСТИЮ»: ИЗ ПЕРЕПИСКИ КУПЦА М. К. СИДОРОВА С ПЕРВЫМ ЕПИСКОПОМ ЕНИСЕЙСКИМ И КРАСНОЯРСКИМ НИКОДИМОМ (КАЗАНЦЕВЫМ) (1860-Е ГГ.)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Комлева Евгения Владиславовна, д-р ист. наук, ст. науч. сотрудник Института истории Сибирского отделения РАН Россия, г. Новосибирск; науч. сотрудник Российской национальной библиотеки Россия, г. Санкт-Петербург feodal@history.nsc.ru https://orcid.org/0000-0002-6975-3516

2023. Вып. 114. С. 156-174

Б01: 10.15382Миг112023114.156-174

«С ГЛУБОЧАЙШИМ ПОЧТЕНИЕМ И СОВЕРШЕННЕЙШЕЮ ПРЕДАННОСТИЮ»: ИЗ ПЕРЕПИСКИ КУПЦА М. К. СИДОРОВА

с первым епископом Енисейским и Красноярским Никодимом (Казанцевым) (1860-е гг.)*

Аннотация: Представлена публикация двух черновых писем известного купца, открывателя Северного морского пути Михаила Константиновича Сидорова первому епископу Енисейскому и Красноярскому Никодиму (Казанцеву). Сохранившиеся тексты, датируемые 1860-ми гг., свидетельствуют о доверительных отношениях между двумя выдающимися современниками, их мировоззрении и круге интересов. Среди упоминаемых в письмах сюжетов пожертвования М. К. Сидорова в пользу духовных учебных заведений Енисейской епархии, его служба почетным блюстителем Красноярского духовного училища, связанные с этим поручения архипастыря, конфликт вокруг Енисейского женского монастыря. При этом их общение не ограничивалось исключительно вопросами церковной жизни. Владыка был в курсе планов М. К. Сидорова по поиску прохода по северным морям, поддерживал его инициативу. Как Енисейского архипастыря его особенно интересовало состояние территории вверенной ему епархии в низовьях Енисея — Туруханском крае. Многосторонность личности епископа Никодима подчеркивается упоминанием о его трудах по публикации жизнеописания сибирского первомученика Василия Мангазейского, а также об отправленной ему М. К. Сидоровым подзорной трубе — необходимого атрибута в длительных путешествиях по незнакомым местам. Помимо прочего, в письмах фигурируют имена ряда высокопоставленных чиновников, церковных иерархов, крупных предпринимателей, что характеризует знакомства и связи корреспондентов, занимаемую ими социальную позицию.

© Комлева Е. В., 2023.

* Исследование выполнено при поддержке РНФ в рамках проекта «Возникновение и развитие автобиографической традиции в русской письменной культуре конца XVI — начала XX в. в контексте изучения изменений в сознании человека эпохи Нового времени». Проект № 22-78-10135, https://rscf.ru/project/22-78-10135/.

Е. В. Комлева

Ключевые слова: российское купечество, эпистолярное наследие, Михаил Константинович Сидоров, Русская Православная Церковь, епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев), круг интересов, Красноярское духовное училище, освоение Севера, Туруханский край, Северный морской путь.

Среди российского купечества XIX в. были люди разных национальностей и вероисповедания, но в основе мировоззрения подавляющего большинства из них лежали впитывавшиеся с раннего детства религиозные ценности, для русских, украинцев и белорусов — православное вероучение и соответствующий взгляд на мир. Несмотря на нарастающую со временем, особенно в пореформенный период, секуляризацию сознания, многие купцы по-прежнему оставались людьми глубоко верующими и воцерковленными. Об этом свидетельствуют и их щедрые пожертвования на нужды Русской Православной Церкви, и тесное общение со священнослужителями и архипастырями, и, наконец, вышедшие из-под их пера автобиографические и эпистолярные тексты. В центре внимания данной статьи отношения одного из выдающихся представителей делового мира России второй половины XIX в., настоящего патриота, ярко проявившего себя в области изучения и хозяйственного развития Русского Севера, открытия и освоения Северного морского пути, чье 200-летие со дня рождения приходится на 2023 г. — архангельского и красноярского купца Михаила Константиновича Сидорова (1823—1887) с первым епископом Енисейским и Красноярским Никодимом (Казанцевым) (1803—1874) — авторитетным церковным иерархом, пользовавшимся уважением паствы и оставившим после себя обширное рукописное наследие1.

В ряде публикаций уже отмечалось взаимодействие М. К. Сидорова с владыкой Никодимом, упоминалось и о переписке между ними2. Однако подробных сведений о том, что именно их связывало, какие темы они обсуждали при встречах и в своей корреспонденции, до сих пор не приводилось. Между тем все это, свидетельствуя о мировоззрении известного купца, представляет не меньший интерес, чем его предпринимательская, исследовательская и благотворительная деятельность. В личном фонде М. К. Сидорова в Российском государственном историческом архиве отложилось два черновых письма, адресованные енисейскому архипастырю и датируемые 1860-ми гг.3 Сохранившиеся тексты очерчивают и характеризуют круг интересов как автора, так и адресата. Надо сказать, что Сидоров переписывался и с красноярским протоиереем о. Василием (Касьяновым), которому мать Михаила Константиновича — Елена Николаевна — приходилась духовной дочерью (после смерти сына она приня-

1 См.: Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861—2011 гг. Красноярск, 2011. С. 97; Д. Б. К. Никодим (Казанцев) // Православная энциклопедия. Т. 49. М., 2018. С. 740—744; Матханова Н. П. Записки Никодима (Казанцева), епископа Енисейского и Красноярского // Традиция и современность. 2007. № 7. С. 84—96.

2 См.: Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия... С. 98—99; Бердников Л. П. Вся красноярская власть: Очерки истории местного управления и самоуправления (1822— 1916). Факты, события, люди. Красноярск, 1995. С. 234.

3 РГИА. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 11. Л. 1-2; Д. 22. Л. 27-30.

ла схиму в Шенкурском Свято-Троицком женском монастыре в Архангельской губернии)4.

По всей видимости, М. К. Сидоров и преосвященный Никодим познакомились уже в Красноярске, куда последний прибыл в январе 1862 г. Неудивительно, что все сколько-нибудь заметные горожане поспешили ему представиться, а он, в свою очередь, стал обращаться к некоторым из них за помощью: нужны были средства для поддержки образовательной деятельности в епархии, возведения новых храмов и пр. Сблизить М. К. Сидорова с владыкой могла и склонность обоих к путешествиям, обозрению и изучению новых территорий, а также несомненно присущая им обоим заинтересованность в развитии Енисейского Севера, обеспокоенность его состоянием. Уже в первый год по приезде на берега Енисея Никодим «посетил Енисейск и плавал на лодке в Туруханск»5. Сам он впоследствии отмечал, что «дважды объехал всю... неизмеримую епархию» и знал ее «лучше всякого другого места»6. Возможно, взаимная симпатия этих двух выдающихся современников в какой-то мере обусловливалась и в чем-то сходным отношением к ним власть предержащих. Непокорный нрав М. К. Сидорова досаждал многим чиновникам. В частности, Никодим стал свидетелем его конфликта с енисейским гражданским губернатором М. Н. Замятниным, который, несмотря на единодушное желание красноярцев, отказался утвердить Сидорова в должности городского головы7. Что касается Преосвященного, то он писал: «Граждане были ко мне холодны, особенно власти и чины, хотя я не хотел им зла и намеренно не делал»8.

Общие интересы и переживания, включая вышеозначенные моменты, нашли отражение в сохранившихся черновых письмах М. К. Сидорова, адресованных владыке Никодиму. Прежде всего обращает на себя внимание деятельное участие Михаила Константиновича в епархиальных делах. Испытывая глубокое уважение к архипастырю, что подчеркивается тоном посланий, используемыми в них выражениями, М. К. Сидоров выполнял его поручения, связанные с возникавшими в церковной жизни проблемами, встречался с нужными людьми, которые могли помочь в решении того или иного вопроса. Без сомнения, одной из наиболее болевых точек стал конфликт вокруг енисейской Христорож-дественской церкви, разгоревшийся во второй половине 1860-х гг. Прихожане этого храма, при котором «с давних времен находится женский монастырь, в 1865 году вышли в Святейший Синод с просьбою об упразднении означенного монастыря или выводе его от их церкви»9, епископ Никодим был настроен про-

4 См.: Касьянов Василий Дмитриевич, протоиерей. Из дневников 1870—1897 гг.: в 2 кн. / авт.-сост. А. В. Броднева. Красноярск, 2012. Кн. 2. С. 292, 330.

5 Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594—1893 гг. / вступ. ст. Л. П. Бердникова. Красноярск, 2016. С. 396.

6 Цит. по: Бердников Л. П., Лонина С. Л. Два века красноярского самоуправления. История и современность (1822—1917). Красноярск, 2003. С. 110.

7 См.: Воспоминания Парфентьева Ивана Федоровича (1777—1898): рукопись из фондов Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ о/ф 7886/231) / под ред. Т. С. Комаровой. Красноярск, 2016. С. 193.

8 Цит. по: Бердников Л. П., Лонина С. Л. Два века... С. 110.

9 РГИА. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 27. Л. 1.

тивоположным образом10. М. К. Сидоров отслеживал эту ситуацию, хлопотал о ее благополучном исходе в высших инстанциях.

Среди обсуждаемых тем важное место занимали организация и развитие духовных образовательных учреждений на территории Енисейской епархии. Особое внимание уделено практически совершенно забытому сейчас учебному заведению — Красноярскому духовному училищу (в одном месте оно названо Красноярским уездным духовным училищем11). Возникнув в 1820 г. в Енисейске при Спасском монастыре, оно находилось сначала в ведении Тобольской, затем Иркутской семинарий, а в 1856 г. было переведено в Красноярск, разместившись в двух каменных домах, пожертвованных купцом П. И. Кузнецовым12. В сентябре 1859 г. почетным блюстителем училища был назначен М. К. Сидоров13. В одной из бумаг из личного архива Михаила Константиновича, датируемой 1867 г., сообщалось, что он, «видя особенные заботы по образованию бедного юношества местного епископа Красноярского и Енисейского Никодима и желая по возможности помочь достопочтеннейшему и любимому всем населением края пастырю в его благих стремлениях, взнес в разное время в распоряжение училища до 2000 рублей серебром»14. Основное содержание первого письма сводится к описанию поисков наследников умершей А. В. Мясниковой, которая завещала духовной школе принадлежавший ей деревянный дом — вероятно, помещения, переданные Кузнецовым, все же оказались недостаточно вместительны. Тон М. К. Сидорова оптимистичный и обнадеживающий, однако неизвестно, увенчались ли успехом его старания. В литературе упоминается, что после смерти мужа, богатейшего золотопромышленника, коммерции советника, Анна Васильевна в конце 1850-х гг. продала все «мясниковские дома и прочее имущество», находившееся в губернском центре. Самый роскошный из особняков — каменный двухэтажный, прекрасно обставленный — в конце концов перешел в ведение Приказа общественного призрения и превратился «в целый больничный комплекс». Сообщается также, что в 1864 г. здание «якобы намеревался купить М. К. Сидоров»15. Не для передачи ли под нужды училища собирался он это сделать, после того как не оправдалась затея с деревянным домом Мясниковой?

Во втором письме говорится об отказе Сидорова от обязанностей блюстителя из-за частых разъездов. В тот же день, 12 декабря 1867 г., Михаил Константинович набрасывает и текст официального прошения на имя владыки: «Состоя почетным блюстителем Красноярского духовного училища и находясь по делам моим в С.-Петербурге, я не могу лично отправлять моей обязанности, почему осмеливаюсь ходатайствовать пред Вашим Преосвященством об увольнении

10 См.: Кытманов А. И. Краткая летопись. С. 425-426, 444-445.

11 РГИА. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 19. Л. 5.

12 См.: Касьянов Василий Дмитриевич, протоиерей. Из дневников. Кн. 2. С. 431; Аксёнова А. В., Гонина Н. В., Дворецкая А. П., Терскова А. А. Мир культуры г. Енисейска второй половины XIX — начала XX века: словарь основных характеристик, понятий и персоналий (400-летию Енисейска). Красноярск, 2019. С. 430-432.

13 РГИА. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 об.

14 Там же. Д. 19. Л. 5.

15 Чагин В. В. «Минувшее проходит предо мною.»: Путешествие в 1863 год. Красноярск, 2017. С. 75.

меня от занимаемой должности...»16 На самом деле причиной такого решения послужило и еще одно обстоятельство: последовавший в 1867 г. перевод учебного заведения в ведение Томского духовного начальства. Обращаясь к обер-прокурору Святейшего Синода Д. А. Толстому, Михаил Константинович писал: «Так как все пожертвования для духовного юношества Сидоров производил в полной уверенности, что образование духовного юношества Енисейской губернии будет находиться в полном подчинении местного Преосвященного, как ближайшего Пастыря, который энергическими действиями и своим влиянием на юношество при настоящем внесенном в край молодыми ссыльными людьми за политические дела вольнодумстве не допустил бы, чтоб православие в детях пастырей Русской Церкви бледнело и дух благочестия в народе быстро сокращался, то почему он, Сидоров, осмеливается покорно просить. не будет ли признано возможным Красноярское духовное уездное училище снова обратить в подчинение местного Преосвященного ради польз самого края и ради жертвователей, которые, при ближайшем надзоре Архипастыря, были бы вполне уверены, что пожертвования их будут употреблены согласно назначения сделанного ими по личному соглашению с Его Преосвященством»17. Эти строки не только подчеркивают в высшей степени уважительное отношение М. К. Сидорова к владыке Никодиму, но и свидетельствуют об их близком, доверительном общении и единстве взглядов на то, как следует реагировать на вызовы времени.

Из прочих учебных заведений фигурирует открытая 11 июля 1863 г. М. К. Сидоровым «школа для обучения грамоте инородческих и туземных детей» при туруханском Свято-Троицком мужском монастыре18, призванная выполнять важные функции по вовлечению аборигенного населения Енисейского Севера в единое экономическое и социокультурное пространство страны. «Значущее вспоможение» для монастыря — так оценил устройство училища епископ Никодим в 1864 г.19 Сам же М. К. Сидоров в краткой автобиографии об этой странице своей жизни скупо писал: «Устраивал школы и между полудикими кочующими племенами, вручая на то средства духовенству»20. Причем «вместо словесного предложения получить от меня список для поминовения моих родственников, я желал бы, чтоб по открытии училища, детям. было внушаемо, чтобы они вспоминали в праздничные дни на молитвах своих лиц, содействовавших мне в развитии в Туруханск[ом] крае промышленности и помогав[ших] мне просвещенным своим содействием, имена коих в особом списке при сем прилагаются»21. Без сомнения, в число этих лиц входил и енисейский архипастырь.

Считается, что это учебное заведение не сумело подняться на ноги и, просуществовав всего лишь три года, в 1866 г. было упразднено из-за отсутствия

16 РГИА. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

17 Там же. Д. 19. Л. 6 об. — 7.

18 Там же. Д. 5. Л. 1.

19 См.: Туруханский монастырь // Иркутские епархиальные ведомости. 1864. № 29. С. 479.

20 Семевский М. И. Михаил Константинович Сидоров // Русская старина. 1887. Т. 55. № 9. С. 705.

21 РГИА. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 5. Л. 6-6 об.

учителей и необходимого финансирования, вновь открывшись только в 1897 г.22 Однако из письма М. К. Сидорова, относящегося к декабрю 1867 г., можно заключить, что школа продолжала свою деятельность по крайне мере еще год, а из Петербургского комитета грамотности по ходатайству Михаила Константиновича на ее поддержку были направлены соответствующие учебные пособия. По мысли Сидорова, содержать учеников предполагалось за счет введения однопроцентной пошлины от стоимости иностранных товаров, которые могли бы доставляться к устью Енисея по Северному морскому пути. Этих сумм с лихвой хватило бы как «для учреждения при Монастыре бесплатной школы с готовыми квартирами, пищею, одеждой и книгами для всех инородческих и туземных детей Туруханского края, так и для постройки новых монашеских келий и увеличения числа иноков, которые бы занимались тщательно обучением этих детей»23.

И М. К. Сидоров, и его корреспондент понимали важность изучения Севера, его хозяйственного освоения. Преосвященный Никодим, дважды объехавший территорию вверенной ему епархии, побывав, в том числе, и в самых северных приходах, горячо поддерживал идеи М. К. Сидорова о перспективах развития Туруханского края, связанных с установлением регулярного торгового сообщения по Северному морскому пути. (Любознательность владыки, его связанный с разъездами образ жизни подчеркиваются сообщением о покупке для него Михаилом Константиновичем подзорной трубы.) Об увлеченности енисейского архипастыря северной тематикой свидетельствуют и его труды по истории Русской Православной Церкви в арктических широтах. Один из них упоминается во втором письме — случайно приобретенное и опубликованное им жизнеописание сибирского первомученика Василия Мангазейского, увидевшее свет (с добавлением текста об истории Туруханского монастыря) в 1864 г. сначала на страницах «Иркутских епархиальных ведомостей», а затем и отдельным изданием24. Уже находясь на покое в Николо-Перервинском монастыре под Москвой, в письме М. К. Сидорову от 30 июня 1871 г. он выражал обеспокоенность: «.скоро сделается совсем без людей Туруханский край. Лишаются возможности существовать»25.

22 См.: Агафангел (Дайнеко), игумен. Свято-Троицкий Туруханский монастырь. 350 лет служения. М., 2010. С. 76-86; Федоров И. Г. Духовно-просветительская и образовательная деятельность монастырей Енисейской епархии в XIX—XX вв. // Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию образования БГПИ-БГУ. Улан-Удэ, 2022. С. 127-128.

23 РГИА. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-1 об.

24 См.: Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого монастыря // Иркутские епархиальные ведомости. 1864. № 7. С. 115-121; № 8. С. 134-140; № 10. С. 166-171; № 11. С. 182-184; № 12. С. 205-208; № 14. С. 242-247; № 17/18. С. 297-309; № 19. С. 323-328; № 21. С. 357-359; № 23. С. 383-385; № 27. С. 438-443; № 29. С. 477-484; Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого монастыря / изд. [и предисл.] преосвящен. Никодима, епископа Енисейского. Иркутск, 1864; Об основании обители Святыя Живоначальныя Троицы в Туруханских пределах и о строителе оныя иеромонахе Тихоне / [изд. Никодима, епископа енисейского и красноярского]. Иркутск, 1864.

25 Цит. по: Бердников Л. П. Вся красноярская власть. С. 234.

Общность взглядов купца и архиерея подчеркивается и упоминанием выдающегося государственного деятеля времен Александра I графа Н. П. Румянцева, занимавшего сразу несколько важных государственных должностей, включая посты министра иностранных дел и министра коммерции. М. К. Сидоров дает высокую оценку деятельности графа, которая, очевидно, разделялась и владыкой Никодимом. С именем Н. П. Румянцева связаны многие удачные начинания. Думается, что, исходя из контекста письма и направления усилий самого Сидорова, особое значение для него имел вклад графа в географические исследования: участие в организации и финансировании целого ряда крупных, в том числе кругосветных, экспедиций первой четверти XIX в.26

Наконец, встречающиеся в текстах имена высокопоставленных чиновников, церковных иерархов, богатых предпринимателей позволяют получить представление о социальных связях М. К. Сидорова и епископа Никодима, их общих влиятельных знакомых. Среди последних: обер-прокурор Святейшего Синода А. П. Ахматов, товарищ обер-прокурора князь С. Н. Урусов, начальник отделения канцелярии Синода М. А. Воскресенский, его брат профессор Петербургского университета А. А. Воскресенский, член Совета Императорского человеколюбивого общества Н. И. Олферьев, тобольский губернатор А. И. Деспот-Зенович. Из предпринимательской среды фигурируют сибирские золотопромышленники Латкины, Л. А. Родственная, П. И. Кузнецов, Жмаев, Базилевские, петербургский купец О. Б. Рихтер (у него М. К. Сидоров приобрел подзорную трубу для владыки).

Зная интерес преосвященного Никодима к тому, что касалось устроения внутрицерковной жизни, М. К. Сидоров кратко сообщал ему последние новости из столицы о новых назначениях, о знакомых церковных иерархах: митрополите Санкт-Петербургском Исидоре (Никольском), митрополите Московском Филарете (Дроздове), его предполагаемых преемниках — архиепископе Тверском и Кашинском Филофее (Успенском) и архиепископе Рижском Платоне (Городецком). Вопрос о том, кто наследует кафедру скончавшегося в ноябре 1867 г. святителя Филарета Московского, широко обсуждался в обществе, однако до сих пор не было известно указаний на архиепископа Платона как на возможного кандидата от Москвы27. Осведомленность Михаила Константиновича объяснялась тем, что он был вхож в круг Варвары Петровны Базилевской — супруги владельца огромного состояния, золотопромышленника И. Ф. Базилевского, щедрой благотворительницы, поддерживавшей дружеские отношения с видными церковными деятелями. С Иваном Федоровичем Базилевским М. К. Сидоров познакомился в Красноярске, где находилась контора его золотопромышленной компании28, на его брата — золотопромышленника Виктора Федоровича Базилевского — Михаил Константинович работал еще во второй половине 1840-х гг.

26 См.: Молчанов Н. П. Государственный канцлер России, граф Н. П. Румянцев // Вестник РУДН. Сер. «Международные отношения». 2001. № 1. С. 170-186.

27 См.: Бежанидзе Г. В. К вопросу о преемнике святителя Филарета Московского // Фила-ретовский альманах. Вып. 11. М., 2015. С. 10-15.

28 См.: Быконя Г. Ф., Федорова В. И., Бердников Л. П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVП-XIX века). Красноярск, 1990. С. 187.

Общение с Базилевскими со временем переросло в дружеские отношения29. Навещая Варвару Петровну в Петербурге, М. К. Сидоров черпал информацию, которую затем передавал своему сибирскому корреспонденту.

Все вышеизложенное делает рассматриваемые письма ценным источником, содержащим информацию о мировоззрении, кругозоре и образе жизни двух выдающихся современников — представителя отечественного бизнеса второй половины XIX в. и авторитетного церковного иерарха. Точки соприкосновения интересов этих людей свидетельствуют не только об их личных настроениях, но и о тесном сотрудничестве патриотически настроенной части деловых кругов Российской империи с православным духовенством в деле изучения и хозяйственного освоения отдаленных и труднодоступных территорий, в том числе Крайнего Севера.

Ниже приводятся полные тексты сохранившихся писем. В обоих случаях это черновики: в конце них не проставлена подпись, на втором нет следов сгибов. Первый текст датирован мартом 1864 г., написан на больших листах серой плотной бумаги черными чернилами аккуратным почерком с наклоном вправо (возможно, переписчика), последний абзац — рукой М. К. Сидорова присущим ему мелким, немного пляшущим почерком, встречаются исправления и вставки уточняющего характера, видны следы сгиба. Второе письмо принадлежит перу М. К. Сидорова, написано на больших листах желтой тонкой бумаги темно-коричневыми чернилами без исправлений, в ряде абзацев не выделена красная строка. В качестве даты написания в конце указан март 1867 г., в сделанной же на первом листе карандашной пометке значится 1869 г. — описка, поскольку все упомянутые события произошли не позднее 1867 г. При публикации орфография и пунктуация приведены в соответствии с нормами современного русского языка. Названия месяцев, должностей, титулов даны со строчной буквы. Пропущенные буквы и сокращенные части слов восстановлены и приведены в квадратных скобках. Верхний регистр сохранен («г«»). Скобки прямыми чертами заменены на полукруглые. Названия текстов даны нами.

29 См.: Жилинский А. А. Россия на Севере (К описанию жизни и деятельности М. К. Сидорова). Архангельск, 1918. С. 18; Студитский Ф. Д. История открытия морского пути из Европы в сибирские реки и до Берингова пролива. СПб., 1883. Ч. 1. С. 70.

№ 1

Черновое письмо М. К. Сидорова епископу Енисейскому Никодиму (Казанцеву) от 31 марта 1864 г. о поиске наследников А. В. Мясниковой

Ваше Преосвященство, Милостивый Государь и Архипастырь!

При отъезде моем из Красноярска в С.-Петербург2 Вашему Преосвященству угодно было поручить мне отыскать наследников умершей Мясниковой1 и убедить их подтвердить ее волю в пожертвовании в Красноярск[е] деревянного дома для Духовного училища2.

А так как из отзыва к Вам князя Урусова3 было видно, что братья Поповой4 проживают — один в Омске, а другой в Екатеринбурге, то 12т января, заехавши в Омск повидаться с Поповым, его там не нашел, так как он, как меня уведомили, живет не в Омске, а в Тобольске, с которым я и предположил вступить в переговоры чрез тамошнего губернатора5, в содействии которого я не имел ни малейшего сомнения, зная его особенное к Вам уважением и любовь к // (л. 27об.) просвещению. Но прежде этого мне хотелось видеть прочих наследников. 15 января, будучи в Екатеринбурге и не отыскавши брата Попова, я поручил уладить с ним [дела] проживавшему тогда в Екатеринбурге золотопромышленнику Жмае-ву6, родственнику Ивана Григорьевича Родюкова7. Будучи 20 января в Казани, я не нашел нужным видеть саму гжу Попову, а все, что до ней встретится, принял на себя уладить известный многим в Красноярске Сергей Петрович Квас-ников8, управляющий в настоящее время винокуренным заводом Мясникова около Свияжска. Прибывши же в С[анкт-]П[етер]бург, я выждалб возвращения® г[осподина] полковника Теплова9, значащегосяг по бумагам находящимся в д[уховном] родстве10, от которого узнал, что проживавшие в Омске и Екатеринбурге — не братья, а родные дети г[оспожи] Поповой, следовательно, они при жизни их матери не наследники, и что один, старший, проживает в Ялутор[ов] ске, а другой, младший, Петр, находясь не в // (л. 28) Екатеринбурге, а в Тобольске, прошлого года умер; да и сам Теплов себя никаким наследником не признает, что подтвердил предо мною и письменно.

А как г[осподин] Теплов выдал мне засвидетельствованную копию с акта Красноярского городового суда 1854 года, по которому одна Попова признана единственною наследницею и введена во владение всем недвижимым имением Мясниковой в Красноярске, — в доказательство, что она вправе имд располагать, то я и представил этот акт г[осподину] обер-прокурору Святейшего Синода Алексею Петровичу Ахматову11 27 числа сего месяца при докладной записке, список с которой, равно и отзыв г[осподина] Теплова, при сем на благоусмотрение Вашего Преосвященства имею честь представить.

Докладную записку я передал лично г[осподину] Ахматову в Духовно-учебное управление12 в присутствии князя Урусова, где был также и Михаил // (л. 28 об.) Абрамович13. Принявши обер-прокурор записку, обещал по ней сде-

лать угодное,е пригласил меня в присутствие и, обласкавши, посадил подле себя и князя Урусова и с особенным вниманием рас [с] прашивал про Енисейскую губернию, про края Туруханский, Обдорский и Печорский, так как он любитель путешествий и уже ранее знаком был с моими планами, которые, как он отзывался, его очень интересуют. Рассказал мне, между прочим, как он был в 1855 году в Красноярске проездом в Иркутск, останавливаясь у П. И. Кузнецо-ва14. Проведя около часу в разговорах, он выразил желание меня видеть еще до отъезда моего около первого мая на Печору.

У Его Высокопреосвященства Митрополита15 и у Архиепископа Филофея16 я не был, но слышал от супруги Ивана Федоровича Базилевского2^ 17, обоих их большой приятельницы, // (л. 29) у которой они бывают, что они Вас очень уважают.

Пришедши к Михаилу Абрамовичу засвидетельствовать от Вас почтение еще ранее подачи моей записки, я застал у него его родного брата Александра (профессора Университета, действительного] ст[атского] советника)18, с которым мы путешествовали в 1862 году за границей и потому очень знакомые. Ранее же этого времени я не знал, что они родные братья. Михаил Абр[амович] сообщил мне, что он недавно был обрадован Вашим к нему письмом.

К Николаю Ивановичу Аферьеву19 хотя и ходил, но не заставалз домаи. Непременно повидаюсь и передам ему Ваше искреннейшее приветствие.

Г[осподин] Теплов сказал мне, что сын Поповой, который в Тобольске, едет в Красноярск принимать каменный дом, от которого отказалось Министерство народного просвещения и который // (л. 29об.) по решению Сената, состоявшегося в январе сего года, возвращен г[оспоже] Поповой, то он, имея полную доверенность от матери, может для вящего подкрепления прав на пожертвование его матери составить дарственную запись на дом для Дух[овного] училища. Хоть представленного мной акта и находят достаточным, однако, если не составит труда предложить г[осподину] Попову исполнить волю его матери, то мнением г[осподина] Теплова, я полагал бы, не мешало воспользоваться для преграждения всяких малейших поводов к спорам на будущее время. Впрочем, на днях ждем сюда Тобольского губернатора, и я буду говорить с ним о содействии, если еще в чем-либо встретится препятствие.

Для инородческой школы в Троицком монастыре20 Комитет грамотности21 выбрал и отправляет на днях нужные книги, список которых вслед за сим буду иметь // (л. 30) честь Вам представить.

В надежде видеться с Вашим Преосвященством в октябре и еще до отъезда моего из С[анкт-]Петербурга писать Вам, с глубочайшим уважением и совершеннейшею преданностию и с покорнейшею просьбою Ваших молитв имею честь пребыть навсегда

Вашего Преосвященства Ваш

С.-Петербург

1864 года марта 31 дня

РГИА. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 22. Л. 27-30. Черновик.

Пометы: на первом листе с левого края сверху написано карандашом 18 Ш/31 64; по вертикали видны следы сгиба на две части.

а Испр., в ркп. СПетербургъ; б далее зачеркнуто прибытия; в написано над строкой; г испр., в ркп. значащагося; д написано над строкой; е далее зачеркнуто и; ж написано над строкой; 3 слог ва вписан над строкой; и далее зачеркнуто оставя свою визитную карточку и запятая исправлена на точку.

Примечания

1 Мясникова Анна Васильевна (урожд. Белкина; ок. 1799 — ок. 1854) — вторая жена ростовского, затем красноярского купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина, коммерции советника, одного из крупнейших сибирских золотопромышленников Никиты Федоровича Мясникова (1781—1847).

2 Духовное училище — открыто в 1820 г. при енисейском Спасском монастыре, находилось сначала в ведении Тобольской, затем Иркутской семинарий, в 1856 г. переведено в Красноярск.

3 Урусов Сергей Николаевич (1816—1883) — князь, государственный деятель, на момент написания письма состоял директором Духовно-учебного управления при Святейшем Синоде (эту должность он занимал в 1859-1865 гг.) и товарищем обер-прокурора (1864-1865).

4 Попова Екатерина — надворная советница, родственница и наследница А. В. Мясни-ковой.

5 Деспот-Зенович Александр Иванович (1828-1894), действительный статский советник, Тобольский губернатор в 1862-1867 гг.

6 Жмаев — в литературе упоминается Жмаев Егор Иванович, «киргиз», первооткрыватель золота в северной тайге (см.: Немирович-Данченко В. И. Кама и Урал: очерки и впечатления. СПб., 2021. С. 311-312).

7 Родюков Иван Григорьевич (ок. 1802-1870) — действительный статский советник, советник Енисейского губернского суда, затем прокурор, председатель Енисейского Губернского правления, в 1861 г. исполнял должность Енисейского гражданского губернатора (Воспоминания Парфентьева Ивана Федоровича (1777-1898): рукопись из фондов Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ о/ф 7886/231) / под ред. Т. С. Комаровой. Красноярск, 2016. С. 29, 34, 75, 108, 119, 200, 257, 280-284, 288, 345-346, 348).

8 Квасников Сергей Петрович (ок. 1819-1865) — инженер-технолог, похоронен в Казани (Выписки с Казанских некрополей — генеалогический форум. URL: https://forum.vgd. ru/3653/103292/500.htm?a=stdforum_view (дата обращения: 09.12.2022)).

9 Полковник Теплов — лицо не установлено.

10 ...в д[уховном] родстве... — вероятно, Теплов приходился восприемником (крестным отцом) сыновей Е. Поповой.

11 Ахматов Алексей Петрович (1817-1870) — генерал-адъютант, обер-прокурор Святейшего Синода (1862-1865).

12 Духовно-учебное управление — орган управления духовными школами при Святейшем Синоде, существовавший в 1839-1867 гг.

13 Воскресенский Михаил Абрамович (ум. 1875) — выпускник Петербургской духовной академии, с 1839 г. служил в канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, на момент написания письма занимал должность начальника отделения, с 1866 г. стал вице-директором канцелярии.

14 Кузнецов Петр Иванович (1819-1878) — красноярский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, деятель местного городского самоуправления, благотворитель.

15 Исидор (Никольский; 1799-1892) — в 1864 г. был митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским.

16 Филофей (Успенский) (1808-1882) — в 1864 г. архиепископ Тверской и Кашинский, с 1876 г. митрополит Киевский и Галицкий.

17 Супруга Ивана Федоровича Базилевского — Варвара Петровна (урожд. Ознобишина; 1807-1892), сестра писателя Д. П. Ознобишина. Ее муж, Иван Федорович Базилевский (1791— 1878), был действительным статским советником, занимался винными откупами, торговлей пушниной и золотопромышленностью.

18 Воскресенский Александр Абрамович (1809-1880) — профессор Санкт-Петербургского университета, преподавал химию на физико-математическом факультете.

19 Аферьев Николай Иванович — предположительно, речь идет о Николае Ивановиче Олферьеве (ум. 1898), дворянине, сыне Пензенского губернатора Ивана Васильевича Олфе-рьева, действительном статском советнике с 1865 г., члене Совета Императорского человеколюбивого общества, по линии которого у него и могли быть связи с епископом Енисейским и Красноярским Никодимом и М. К. Сидоровым. В 1860-х гг. проживал в С.-Петербурге по адресу: Литейный проспект, д. 31, кв. 1 (см.: Волков С. В. Высшее чиновничество Российской империи: Краткий словарь. М., 2016. С. 105; Всеобщая адресная книга С.-Петербурга. СПб., 1867-1868. С. 351).

20 Инородческая школа в Троицком монастыре — организована по инициативе и на средства М. К. Сидорова в 1863 г. для обучения русскому языку и грамоте детей аборигенного населения низовьев Енисея, однако просуществовала лишь несколько лет; вновь открыта в 1897 г. (см.: Агафангел (Дайнеко), игумен. Свято-Троицкий Туруханский монастырь... С. 76-86).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Комитет грамотности — имеется в виду Санкт-Петербургский комитет грамотности, образованный в 1861 г. при Императорском вольном экономическом обществе для содействия начальному народному образованию на территории Российской империи.

№ 2

Черновое письмо М. К. Сидорова епископу Енисейскому и Красноярскому Никодиму от 12 декабря 1867 г. об отправке подзорной трубы, экспедиции из Шотландии в Архангельск, об условиях внесения денежных сумм на поддержание Красноярского духовного училища и с просьбой об освобождении его от должности блюстителя училища

(л. 1)

Ваше Преосвященство Всечестнейший Владыко!

На два почтеннейшие письма Вашего Прес[в]ящен[ства] я не отвечал до сего времени, выжидая, чем кончится дело об Енисейской женской обители1 между прихожанами.

Получившиа Ваше первое письмо, я отправился к Михайлу Абрамовичу2 и просил это дело принять под непосредственное свое наблюдение. Он, как и всегда, был столько добр и внимателен, что дал слово употребить все свое усердие, чтобы сделать Вам угодное, и попросил кого следует тогда же подготовить к докладу, а мне являт[ь]ся к нему за справками. Между тем впоследствии, встре-тя оп[п]озицию, просил доклад на время приостановить. Третьего дня, когда я зашел к нему, он сказал, что на днях противник выбыл и дело теперь пойдет, и говорит, что обо всем я сам сообщу уважаемому мной Преос[в]ященному, и просил Вам передать его глубокий привет.

Также я замедлил выслать Вам подзорную трубку, и это произошло от желания моего послать Вам такую, которая бы не только бы приближала все земное, но и небесное, как увидите из прилагаемого при сем описания, сделанного одним из первых здесь оптиков г[осподином] Рихтером3, которого прилагаю к сведению и счет, как ручательство его за его трубу, которую, по его отзыву, он уступил мне очень дешево. Труба эта прямолинейно увеличивает [в] 150 раз, а квадратную площадьб 150 х 150 раз. Есть трубы, которые увеличивают [в] 200 и даже доходят до 400 раз прямолинейно, но они очень дороги и для исследования неба; для земли же, г[осподин] Рихтер сказал, что более настоящей трубы не употребляют, ибо видимый горизонтв очень близок. При этом он дал мне и карточку, как подобные трубы собираются к штативу. Оптик сам ее укупоривал и отсылал на почту с порукою, что все дойдет благополучно. Трубу эту я покор-// (л. 1 об.) нейше прошу, Ваше Преосвященство, сделать мне большое удовольствие принять от меня на память, и, если Выг пошлете взамен того книжку Ваших трудов о Василии Мангазейском4, тогда я буду более всего доволен и благодарен. Может быть, Великомученик еще и сподобит Вас узреть в эту трубу первый иностранный корабль, к монастырю его5, 5 приплывающий. А это время все приближается все более и более, и оно уже сбылось бы, если бы у нас наверху был хотя один человек, как бывший министр коммерции граф Румянцев6.

В августе посланный мною пароход из Шотландии и[з] города Единбургае 7 достиг в 7 И сутокж до Карского моря и оттуда приходил в Архангельск и благополучно возвратился в Единбург. Если бы не трехдневный шторм, которого струсил немецз 8, так как я сделал его начальникоми, то бы и в настоящем году пароход сделал более удивительное, но, в уповании и на помощь Св. Василия9 и Ваши молитвы, будем продолжать наши попытки, дабы осуществить мою надежду на сбор пошлин с проходимых чрез устье Енисея товаров для возможного образования инородческих племен и избыточного содержания в оном святых егок церквей10.

Очень сожалею, что я, находясь в отлучках за границей для вышеозначенных целей11, не мог видеть Корнева12 и ему показать все, что был он хотел. Сто руб[лей], о которых Вы извещаете, я просил здесь почтовую контору возвратить Вам, за отъездом Корнева. Если Вы не получили их обратно, то покорнейше прошу почтить меня уведомлением, дабы я мог просить об ускорении высылки Вам оных.

При сем долгом считаю приложить условие, по которому г[осподин] Лат-кин13 за передачу мной ему приисков обязался вносить в Духовное училище14 чрез Консисторию15 в течение" 10 лет по 300 руб. сер[ебром], которого я обязал потому, что он или его Управление находится на месте, между тем как я постоянно путешествую. Очень сожалею, что г[оспожа] Родственная16, несмотря на ее ручательство во всяком случае внести в училище за условленные мною от нее деньги 1500 руб. сер[ебром], от этого почему-то отказалась, зато г[осподин] Лат-кин этого не сделает согласно условию. //

(л. 2) Я сам бы постарался внести, если бы все доходы с моих приисков не были арестуемы на удовлетворение мнимых неустоек, будто бы следующих с меня Григорову17 и, кроме того, в пользу того адвоката, которому Григоров подарил мое участие без моего ведома.

За сим позвольте выразить мою глубочайшую благодарность Вашему Преосвященству за Ваше большое внимание ко мне и мое производство18, о чем я третьего дня от Михаила Абрамовича известился.

Так как мне стыдно состоять у Вас на службе, ничего не делая, и отклонять других от доброго дела, тем более что я могу прибыть в Красноярск только чрез устье Енисея во время весьма неопределенное, то я бы покорнейше просил Вас предложить эту должность19 другому по Вашему избранию, а от меня принять в уважение прилагаемое при сем прошение. Если Бог благословит труды мои, я и без почестей первые дивидендын от морского дела20 употреблю на создание под ведением Вашим даже семинарии или другого подобного училища.

При чем посылаю Вам книжку «Север России»21, изданную от Императорского вольного экономического общества, которое сделало своего рода вступи-тельство за меня, отпечатав все преследования меня, останавливающие развитие Северного края, и упомянуло даже и о благословении Вами меня иконою Василия Мангазейского на все добрые начинания.

Говорят, Митрополит Филарет22 желал оставить вместо себя тверского преосвященного Филофея23, но что-то дело замедлилось в назначении: некоторые москвичи, говорят, хлопотали за Платона24, бывшего недавно в Риге.

За сим покорнейше прошу принять от меня поздравление с наступающим праздником и новым годом и просить Ваших молитв от предстоящей

войны25.

С глубочайшим почтением и преданностию навсегда пребыть честь имею

Вашего Преосвяще[н]ства 1867 года декабря 12 дня С. Петербург

РГИА. Ф. 1050. Оп. 1. Д. 11. Л. 1-2. Черновик.

Пометы: на первом листе сверху слева синим карандашом — 18 XII/12 69

а Испр., в ркп. Получивше; б далее нарисован небольшой квадратик размером с две буквы; в испр., в ркп. горизондъ аз; г испр., в ркп. вы; д испр., в ркп. Его; е здесь и далее оставлено, как в ркп.; ж далее до /Красного моря/; з испр., в ркп. Немецъ; и испр., в ркп. Начальникомъ; к так в ркп. — со строчной буквы; л испр., в ркп. чтобы; м испр., в ркп. въ течении; н испр., в ркп. ди-виденты.

Примечания

1 Дело о Енисейской женской обители — разгоревшийся в 1865—1869 гг. конфликт между прихожанами и насельницами енисейского Христорождественского женского монастыря: первые добивались упразднения монастыря и передачи принадлежавших ему земли и строений в ведение прихода (см.: Кытманов А. И. Краткая летопись. С. 425—426, 444—445).

2 Воскресенский Михаил Абрамович — см. примеч. 12 к первому письму.

3 Рихтер Оскар Бернгард (1823—1905) — выходец из Саксонии, петербургский купец 2-й гильдии, владелец оптико-механической мастерской (основана в С.-Петербурге в 1850 г.).

4 ...Ваших трудов о Василии Мангазейском... — полученная в 1862 г. в качестве дара от жителя села Назимово Енисейского округа рукопись жизнеописания сибирского первомученика была опубликована епископом Никодимом в 1864 г. в Иркутске.

5 ...к монастырю его... — имеется в виду основанный во второй половине XVII в. турухан-ский Свято-Троицкий мужской монастырь, где покоились мощи Василия Мангазейского.

6 Румянцев Николай Петрович (1754-1826) — с августа 1801 г. директор водных коммуникаций империи, министр коммерции, член Государственного совета, с 1808 г. министр иностранных дел с сохранением имевшихся должностей; уволен в 1814 г.

7 ...пароход из Шотландии и[з] города Единбурга... — о каком именно плавании идет речь, выяснить не удалось.

8 ...немец...- лицо не установлено.

9 Св. Василий — имеется в виду Василий Рязанский, покровитель мореплавателей.

10 ...надежду на сбор пошлин... — М. К. Сидоров планировал брать на благоустройство Ту-руханского края один процент от стоимости иностранных товаров, которые доставлялись бы морским путем в устье Енисея.

11...отлучки за границей для вышеозначенных целей... — Д. Ф. Студитский пишет: «Не найдя в своем отечестве ни капитанов кораблей, ни матросов, желающих плыть по Северному океану в устья р.р. Оби и Енисея, и не встретив сочувствия к своей мысли, М. Сидоров опять отправился в 1867 и 1868 годах за границу отыскивать там желающих. Он объехал многие торговые города Германии, Франции, Англии, Шотландии, Дании, Швеции и Норвегии» (см.: Студитский Ф. Д. История открытия морского пути из Европы в сибирские реки и до Берингова пролива. СПб., 1883. Ч. 1. С. 94).

12 Корнев — возможно, Геннадий Иванович Корнев, действительный статский советник, состоявший на государственной службе (см.: Всеобщая адресная книга... С. 244).

13 Латкин — скорее всего речь идет о Николае Васильевиче Латкине (1833-1904), шурине и компаньоне М. К. Сидорова, потомственном почетном гражданине, красноярском купце, золотопромышленнике; в конце 1860-х гг. ему принадлежали золотые прииски в северной системе Енисейского округа.

14 Красноярское духовное училище — см. примеч. 2 к первому письму.

15 Енисейская духовная консистория — коллегиальный орган управления епархией, в состав которого входили лица духовного звания, утверждавшиеся Синодом; открыта в январе 1862 г. Преосвященный Никодим вспоминал об этом так: «Я первый епископ Енисейский. Приехал из Казани, где был викарием, 5 января 1862 года. 8 числа открыл Консисторию. Отселе и началось бытие Енисейской епархии» (цит. по: Бердников Л. П., Лонина С. Л. Два века... С. 109).

16 Родственная Лидия Алексеевна (ок. 1840-1921) — золотопромышленница, уроженка Иркутска. В 1872 г. вышла замуж за генерал-майора Альфонса Леоновича Шанявского. Наряду с мужем занималась поисками месторождений и их разработкой, в частности, инициировала увенчавшиеся успехом разведывательные работы на р. Зее; владела приисками и в Енисейском уезде.

17Григоров Иван Александрович — золотопромышленник из дворян, владел приисками в северо-енисейской тайге.

18 ...мое производство... — не ясно, о чем идет речь.

19 ...эту должность... — должность почетного блюстителя Красноярского духовного училища.

20 ...первые дивиденды от морского дела... — см. примеч. 10.

21 «Север России» — статья М. К. Сидорова, опубликованная в «Русском вестнике» в 1866 г. Написанная на ее основе книга с одноименным названием вышла в свет в 1870 г. (Сидоров М. К. Север России // Русский вестник. 1866. Т. 63. № 5-6. Май-июнь. С. 88-124; Сидоров М. К. Север России. СПб., 1870. [2], XXIV, 557 с.).

22 Филарет (Дроздов; 1782-1867) — с 1826 г. митрополит Московский и Коломенский; скончался 19 ноября 1867 г., поэтому в письме М. К. Сидорова поднята тема о его преемниках. Владыка Никодим упоминал о двух письмах митрополита Филарета, полученных им в 1863 г. (эти письма опубликованы: Бежанидзе Г. В. Письма святителя Филарета, Митрополита Московского, из архива епископа Никодима (Казанцева) // Филаретовский альманах. Вып. 8. М., 2012. С. 13-15); в 1868 г. в Красноярске он пишет воспоминания о Филарете, изданные в

1877 г. (Никодим (Казанцев). О Филарете, митрополите Московском, моя память / c предисл. и коммент. архимандрита Григория // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1877. Кн. вторая. Апрель-июнь. Разд. II: Материалы Отечественные. С. 1—116).

23 Филофей — см. примеч. 14 к первому публикуемому тексту.

24 Платон (Городецкий; 1803—1891) — епископ Русской Православной Церкви, глава Рижской епархии (с 1848 г. епископ, с 1850 г. архиепископ), в 1867 г. переведен в Донскую епархию, впоследствии (с 1882 г.) митрополит Киевский и Галицкий.

25 ...от предстоящей войны — высказанное опасение относилось к напряженной политической ситуации в Европе в связи с восстанием христианского населения Крита против Османского султана в 1866—1869 гг.

Список литературы

Агафангел (Дайнеко), игумен. Свято-Троицкий Туруханский монастырь. 350 лет служения. М., 2010.

Аксёнова А. В., Гонина Н. В., Дворецкая А. П., Терскова А. А. Мир культуры г. Енисейска второй половины XIX — начала XX века: словарь основных характеристик, понятий и персоналий (к 400-летию Енисейска). Красноярск, 2019. Бежанидзе Г. В. К вопросу о преемнике святителя Филарета Московского // Филаретов-

ский альманах. Вып. 11. М., 2015. С. 6—19. Бежанидзе Г. В. Письма святителя Филарета, Митрополита Московского, из архива епископа Никодима (Казанцева) // Филаретовский альманах. Вып. 8. М., 2012. С. 7-17.

Бердников Л. П. Вся красноярская власть: Очерки истории местного управления и самоуправления (1822-1916). Факты, события, люди. Красноярск, 1995. Бердников Л. П., Лонина С. Л. Два века красноярского самоуправления: История и современность (1822-1917). Красноярск, 2003. Быконя Г. Ф., Федорова В. И., Бердников Л. П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII-XIX века). Красноярск, 1990. Волков С. В. Высшее чиновничество Российской империи: Краткий словарь. М., 2016. Воспоминания Парфентьева Ивана Федоровича (1777-1898): рукопись из фондов Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ о/ф 7886/231) / под ред. Т. С. Комаровой. Красноярск, 2016. С. 193. Выписки с Казанских некрополей — генеалогический форум. URL: https://forum.vgd.

ru/3653/103292/500.htm?a=stdforum_view (дата обращения: 09.12.2022). Д. Б. К. Никодим (Казанцев) // Православная энциклопедия. М., 2018. Т. 49. С. 740744.

Касьянов Василий Дмитриевич, протоиерей. Из дневников 1870-1897 гг.: в 2 кн. / авт.-

сост. А. В. Броднева. Красноярск, 2012. Кн. 2. Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской

губернии. 1594-1893 год / вступ. ст. Л. П. Бердникова. Красноярск, 2016. Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. Красноярск, 2011.

Матханова Н. П. Записки Никодима (Казанцева), епископа Енисейского и Красноярского // Традиция и современность. 2007. № 7. С. 84-96. Молчанов Н. П. Государственный канцлер России, граф Н. П. Румянцев // Вестник

РУДН. Сер. «Международные отношения». 2001. № 1. С. 170-186. Немирович-Данченко В. И. Кама и Урал: очерки и впечатления / отв. ред. Е. Г. Власова. СПб., 2021.

Федоров И. Г. Духовно-просветительская и образовательная деятельность монастырей Енисейской епархии в Х1Х-ХХ вв. // Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию образования БГПИ-БГУ. Улан-Удэ, 2022. С. 122-128.

Чагин В. В. «Минувшее проходит предо мною.»: Путешествие в 1863 год. Красноярск, 2017.

"With the Deepest Respect and the Most Perfect Devotion": From the Correspondence of Merchant M. K. Sidorov with Nikodim (Kazantsev), First Bishop of Yeniseysk and Krasnoyarsk (1860s)*

Abstract: This article represents publication of two letters of the prominent merchant, discoverer of the Northern Sea Route Mikhail Konstantinovich Sidorov to Nikodim (Kazantsev), the first bishop of Yeniseysk and Krasnoyarsk. The extant texts date back to the 1860s and show the trust that existed in their relationship, contribute to the understanding of their worldview and their interests. Among the issues discussed in the letter exchange are M. K. Sidorov's donations to theological educational institutions of Yeniseysk diocese, his service as an honorary benefactor of Krasnoyarsk Theological School, instructions of Bishop Nikodim related to this service, the conflict around Yeniseysk Convent. Their communication was not limited to issues of church life. The bishop was aware of Sidorov's plans to find the passage in the northern seas and supported this initiative. As a member of church hierarchy, he was particularly interested in the current affairs in the territory that he was in charge of in the lower part of Yenisey

* This publication was supported by the Russian Science Foundation as part of the project "The Emergence and Development of the Autobiographical Tradition in the Russian Written Culture of the Late 16th — early 20th Centuries in the Context of Studying Changes in the Consciousness of a Person of the New Age"; project no. 22-78-10135, https://rscf.ru/project/22-78-10135/.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 114. P. 156-174 DOI: 10.15382/sturII2023114.156-174

Evgeniya Komleva, Doctor of Sciences in History, Senior Researcher, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences;

Researcher, Russian National Library St. Petersburg, Russia feodal@history.nsc.ru https://orcid.org/0000-0002-6975-3516

E. Komleva

region, namely Turukha Region. The range of interests of Bishop Nikodim is demonstrated by the mention of his work on the publication of the biography of Vasily Mangazeisky, the first Siberian martyr as well as by the mention of a spotting scope that Sidorov sent to him; this was a necessary thing in long travels across little-known lands. The letters also contain information about a number of high-ranking officials, church hierarchs, prominent entrepreneurs, which characterises social contacts and links as well as the social status of the authors of the letters.

Keywords: Russian merchants, epistolary heritage, Mikhail Konstantinovich Sidorov, Russian Orthodox Church, Yeniseysk and Krasnoyarsk Bishop Nikodim (Kazantsev), circle of interests, Krasnoyarsk Theological School, development of the North, Turukhansk Region, Northern Sea Route.

References

Agafangel (Daineko) (2010) Sviato-Troitskii Turukhanskii monastyr'. 350 let sluzheniia. Moscow (in Russian).

Aksyonova A., Gonina N., Dvoretskaia A., Terskova A. (2019) Mir kul'tury g. Eniseiska vtoroi poloviny XIX — nachala XX veka: slovar' osnovnykh kharakteristik, poniatii i personalii (k 400-letiiu Eniseiska). Krasnoyarsk (in Russian).

Berdnikov L. (1995). Vsia krasnoiarskaia vlast': Ocherki istorii mestnogo upravleniia i samoupravleniia (1822—1916). Fakty, sobytiia, liudi. Krasnoyarsk (in Russian).

Berdnikov L., Lonina S. (2003) Dva veka krasnoiarskogo samoupravleniia. Istoriia i sovremennost' (1822—1917). Krasnoyarsk (in Russian).

Bezhanidze G. (2012) "Pis'ma sviatitelia Filareta, Mitropolita Moskovskogo, iz arkhiva episkopa Nikodima (Kazantseva)". Filaretovskii al'manakh, 2012, vol. 8, pp. 7—17 (in Russian).

Bezhanidze G. (2015) "K voprosu o preemnike sviatitelia Filareta Moskovskogo". Filaretovskii al'manakh, 2015, vol. 11, pp. 6—19 (in Russian).

Brodneva A. (ed.) (2012) Kas'ianov Vasilii Dmitrievich, protoierei. Iz dnevnikov 1870—1897gg., vol. 2. Krasnoyarsk (in Russian).

Bykonia G., Fiodorova V., Berdnikov L. (1990) Krasnoyarsk v dorevoliutsionnomproshlom (XVII— XIX veka). Krasnoyarsk (in Russian).

Chagin V. (2017) "Minuvshee prokhoditpredo mnoiu...": Puteshestvie v 1863 god. Krasnoyarsk (in Russian).

D. B. K. (2018) "Nikodim (Kazantsev)", in Pravoslavnaia entsiklopediia, Moscow, vol. 49, pp. 740-744 (in Russian).

Fiodorov I. (2022) "Dukhovno-prosvetitel'skaia i obrazovatel'naia deiatel'nost' monastyrei Eni-seiskoi eparkhii v XIX-XX vv", in Pravoslavie i diplomatiia v stranakh Aziatsko-Tikhookeansko-go regiona, Ulan-Ude, pp. 122-128 (in Russian).

Komarova T. (ed.) (2016) Vospominaniia Parfent'eva Ivana Fiodorovicha (1777—1898): rukopis' iz fondov Krasnoiarskogo kraevogo kraevedcheskogo muzeia. Krasnoyarsk (in Russian).

Kytmanov A. (2016) Kratkaia letopis'Eniseiskogo uezda i Turukhanskogo kraia Eniseiskoigubernii. 1594—1893god. Krasnoyarsk (in Russian).

Malashin G. (2011) Krasnoiarskaia (Eniseiskaya) eparkhiia RPTS: 1861—2011 gg. Krasnoyarsk (in Russian).

Matkhanova N. (2007) "Zapiski Nikodima (Kazantseva), episkopa Eniseiskogo i Krasnoiarskogo". Traditsiia i sovremennost', 2007, vol. 7, pp. 84-96 (in Russian).

Molchanov N. (2001) "Gosudarstvennyi kantsler Rossii, graf N. P. Rumiantsev". Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Mezhdunarodnye otnosheniia, 2001, vol. 1, pp. 170-186 (in Russian).

Nemirovich-Danchenko V. (2021) Kama i Ural: ocherki i vpechatleniia. St. Petersburg (in Russian).

Volkov S. (2016) Vysshee chinovnichestvo Rossiiskoi imperii. Kratkii slovar'. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 23.12.2022 The article was submitted 23.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.