Научная статья на тему 'С Думой о будущем'

С Думой о будущем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С Думой о будущем»

С ДУМОЙ О БУДУЩЕМ

Профессор В. М. МАКУШКИН

Доминантность гуманитарного блока специальностей в структуре ^йиверсй-тетского образования — давняя, веками складывавшаяся традиция. Она настолько пронизывала научно-педагогическую, общественную деятельность учебных заведений этого типа, что многие крупнейшие ученые естественных и инженерных, наук вошли в историю человечества как выдающиеся личности благодаря ¡дзред.мвнутренней до-

требности в гуманитарном образовании, которое никогда не нейтрально, всегда требует выраженной гражданской позивди, близко общественным потребностям, особенно в переломные эпохи.

Гуманитарные науки наиболее активно участвуют в формировании, оценке, переоценке общественных ценностей. Поэтому тяга к ним молодежи естественна и объяснима. Именно этим, а не примитивным, иногда еще бытующим мнением, что гуманитариям легко учиться, объясняются традиционно высокие конкурсы на гуманитарные факультеты (в последние годы не менее трех человек на место).

Гуманитарный блок факультетов складывался десятилетиями. Исторический и филологический достались «по наследству» от пединститута имени А. И. Полежаева, на базе-которого был организован университет.

По своему самообновляющемуся потенциалу выделяется филологический факультет. На нем готовятся специалисты по русской, мордовской, романо-германской (английской, немецкой, французской) филологии, по журналистике.1 Традиции факультета развивались ц.,р0ргащадись. на протяжении долгих леттакими учеными,- как М. М. Бахтин, проработавший в ^Саранске три десятка лет, профессора

A. И. Маскаев, Н. И. Черапкин,

B. В. Горбунов, И. Д. Воронин, Н. Ф. Цыганов, Ф. И. Петербургский, П. С. Шишканов. Научные интересы и

(*

достижения этих людей не равнозначны. Но объединяет их одна черта: они были подлинными педагогами-воспитателями.

Не одно поколение выпускников университета с благодарностью вспоминает имена С. С. Конкина, Д. В. Цыган-кина, Т. В. Михалевой, В. М. Зафави-ной, Л. К. Чикиной, Л. Г. Васильева, Е. И. Чернова, Ю. П. Зотова, В. П. Фурмановой, Ф. Г. Расстегаевой, Р В. Се-менковой. Преемственность поколений, сочетание в коллективе опытных и перспективных молодых педагогов по-зБЬййют с оптимизмом смотреть в будущее.

Филологический и исторический факультеты. играют большую роль в подготовке национальных кадров в области народного образования и духовной культуры. Эти коллективы проводят большую научно-исследовательскую работу в области археологии, этнографии, изучения мордовских языков, литературы, фольклора. Только по проблемам мордовских языков защищено 1-5' кандидатских диссертациям Успешно проводится исследование вопросов морфологии, лексикологии и фонетики финнотугорских языков.,- Ученые этих факультетов постоянно выступают с научными докладами на международных конгрессах финноугроведов (Венг-фйя, 1975 г. - Финляндия, 1980 г.; СССР,

1985 г.) всесоюзных научных конференциях (Петрозаводск, 1974 г.; Ужгород, 1977 г.; Сыктывкар, 1979 г.; Ижевск, 1987 г.).

На гуманитарных факультетах работают специализированные советы по защите кадидатских диссертаций по экономическим наукам, литературе народов СССР, которые готовят кадры высшей квалификации не только для МАССР, но и всего региона.

Учеными-филологами и историками подготовлены и изданы монографии, а также учебники и учебные пособия но

специальным дисциплинам, читаемым на специальностях «История», «Мордовский язык и литература». Коллективами авторов изданы «История Мордовской АССР», «Грамматика мордовских языков», «Лексикология мордовских языков», «История Мордовской литературы», «Мордовское устное народное творчество». На кафедре русского языка ведется успешная работа по составлению словаря русских говоров на территории Мордовии. Несколько томов уже вышло.

Большая работа проводится по обеспечению учебниками, учебными пособиями по родному языку и литературе учащихся школ республики (авторы профессора Д. В. Цыганкин, В. М. Ма-кушкин, М. В. Мосин, доценты М. Г. Имяреков, Е. И. Чернов, Т. М, Тихонова, В. Е. Соколова, М. Д. Имайки-

на).

Учеными исторического факультета ведется большая работа по совершенст-пояяпню межнациональных отношений ч Мордовии. Как отмечено в резолюции 1 XIX Всесоюзной конференции КПСС о межнациональных отношениях, в этой сфере жизнедеятельности нашего общества накопилось немало проблем. Недостаточно уделялось внимания развитию национальной культуры, охране природы, исторических памятников, всему тому, что определяет самобытность любого народа.

В своих трудах ученые факультета стремятся раскрывать истоки дружбы наших народов, активно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать уважение к традициям, языку, искусству, истории мордовского и всех других народов страны,; мира, привить молодежи чувство принадлежности к единой братской семье народов СССР.

Ученые факультета тесно сотрудничают с коллективом Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров МАССР. В спорах, дискуссиям рождаются новые идеи, реализуемые; в совместных статьях, сборниках, монографиях, имеющих определенное практическое значение в решении на-

ционального вопроса в Мордовии и подготовке ученый-историков, учителей общеобразовательной и профессиональной школы.

На трех кафедрах факультета творчески работают профессора Н. Г. Кука-нова, В. Д. Мозеров, Н. Ф. Мокшин, М. Ф. Жиганов, доценты В. И, Захаров, И. Е. Автайкин, И. А. Ефимов,

В. А. Балашов, Н. Д. Зайцев, В. Ф. Ку-тергин и др.

20-летие со дня рождения в начале 1989 года спра&йл экономический факультет. Ныне он готовиг спецрЖлйЬтов по трем специальностям: «Экономика и управление производством», «Экономическое и социальное планирование», «Бухгалтерский учет, анализ и контроль хозяйственной деятельности». Характерными особенностями деятельности экономического факультета являются усиление практической подготовки выпускников, тееные связи с производством (ПО «Электровыпрямитель», «Светотехника» и др.), организация учебного процесса на современном научно-методическом уровне, с применением ЭВМ новейших поколений, контакты с ведущими научными центрами страны, успешная подготовка докторов й кандидатов♦ наук, налаженная работа отраслевых лабораторий.;

На кафедрах ведется успешная работа по изучению и прогнозированию эффективности хозяйственных! мероприятий (профессор Н. П. Ма&аркйн), разрабатываются проблемы регионального хозрасчета (профессор П. В. Ши# кин).

Пожалуй,у едва ли еще каГкой-либо факультет имеет такой резерв преподавательских кадров.. Щедро делятся своими знаниями со студентами и молодыми педагогами ветераны фал-суль-тета доценты М. А. Валюгин, В. В. Давыдова^ В. А. Лычагин, Л. С. Ларин.

Видимо, нет в республике колхоза, совхоза или сельхозпредприятия, где бы ни работали выпускники факудегег та экономики сельского хозяйства. В последнее время требования к качеств ву подготовки специалистов этощ;про%

филя резко возросли. Деканат, кафедр

ры, общественные организации факультета предпринимают меры по усилению фундаментальной подготовки специалистов, т. е. медленно стареющей части знаний, созданию современной материальной базы, по внедрению в учебный процесс ЭВМ новых поколений. Пересматривается методика проведения и организации практик.

На факультете трудятся опытные педагоги: профессор Н. В. Рыскин, доценты Н. Е. Пухлова, Ф. Н. Волков и др. Однако резерв молодежи с современным багажом знаний растет медленно. Факультету нужны прочные связи и совместная работа с ведущими центрами страны по подготовке кадров, организации научно-исследовательских лабораторий.

Самый молодой из гуманитарных факультетов — юридический. Первый выпуск специалистов на дневном отделении был сделан в 1981 году, на заочном — в 1982. За истекший период на факультете подготовлено 876 специалистов, в том числе 431 человек по дневной форме обучения и 445 — по заочной. Преобладающее большинство из них работает в правоохранительных и хозяйственных органах Мордовской

АССР Прокуратура, Министерство юстиции и МВД МАССР (следственный отдел) пополняются в последние годы в основном за счет выпускников юридического факультета Мордовского университета.

На юридическом факультете проводится определенная работа по совершенствованию обучения и воспитания специалистов, сделаны первые шаги по перестройке учебно-воспитательного процесса, научной и методической работы. Достигнуты некоторые положительные результаты по укреплению -связей факультета с советскими и правоохранительными органами Мордовской АССР, а именно: подготовлен и принят совместно с прокуратурой, МВД и Минюстом МАССР приказ об

улучшении подготовки юридических кадров в Мордовском университете, заключены договоры о творческом сотрудничестве факультета с прокуратурой, МВД, Верховным судом, Мин-

ло

юстом МАССР и исполкомом Саранского городского Совета народных депутатов, о целевой подготовке кадров — со всеми правоохранительными органами Мордовской АССР При прокуратуре МАССР создан филиал кафедры уголовного права и процесса.

Профессорско-преподавательский состав юридического факультета принимает участие в разработке концепции социалистического правового государства. Доклады, лекции, семинары, дискуссии, связанные с выявлением характерных черт правового социалистического государства, проводятся на кафедрах теории и истории государства и права, административного права и теории государственного управления,, гражданского права и процесса. Проблемы завершения создания социалистического правового государства в процессе дальнейшей демократизации советского общества и углубления самоуправления народа регулярно обсуждаются на теоретическом семинаре. По этим же вопросам преподаватели факультета систематически выступают с лекциями перед населением г. Саранска и республики, ведут дискуссии в ходе заседаний за круглым столом, которые регулярно проводятся в Доме политического просвещения при Мордовском обкоме КПСС.

Студенты факультета являются активными членами оперативного отряда, народной дружины, работают общественными помощниками следователей, прокуроров, сочетая помощь правоохранительным органам с приобретением практических навыков в борьбе с преступностью. Однако недостаточно ведется индивидуальная работа с правонарушителями, профилактическая работа среди молодежи в подростковых клубах.

Немалый вклад в формирование факультета внесли ветераны юридической службы республики фронтовики профессор М. С. Букин, доцент Н. И. Каткин. Учебный процесс ведут опытные преподаватели профессор

П. К. Ферцев, доценты А. Н. Чирикина, Н. П. Подольная, М. П. Солдаткин, Н. Н. Белокобыльский, М. Ф. Наумов,

3. А. Кардакова, Л. Д. Калишагна, В. И. Самороков, Ю. А. Калинкин, А. Ф. Малый.

На факультете готовятся кадры для Ульяновской, Пензенской, Горьковской, Рязанской областей, Чувашской и Марийской АССР. Это сотрудничество необходимо поставить на договорные основы.

Есть общая тенденция, объединяющая гуманитариев на современном этапе: они стали общественно актив-

нее, большее число их представителей, Избирается-в общественные организации, Делегатами всевозможных форумов. Однако на страницах Печати, на радио и телевидении, в городских залах и трудовых коллективах немало еще вакантных мест.

Идеи перестройки, развитие демократии и гласности придают гуманитариям новое дыхание. Они с верой смотрят в будущее, в утверждении идеалов которого активно участвуют сами.

ОРИЕНТИРУЯСЬ НА ПРАКТИКУ

л

Профессор В. А. КОКОРЕВ

Естественнонаучные знания в университете будущие специалисты получают на семи факультетах: математическом, физическом, химическом, географическом, биологическом, медицинском и сельскохозяйственном. Наряду с этим естественный блок объединяет учебно-опытное хозяйство, ботанический сад и биостанцию на реке Суре.

Основной своей задачей преподаватели естественных факультетов считают подготовку высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Для этого осуществляется переход на целевую планомерную подготовку специалистов по прямым договорам на основе интеграции образования, науки и производства. Первоочередными задачами в реализации перестройки учебного процесса были и остаются индивидуализация и интенсификация процесса обучения, сближение его с практикой, развитие творческих качеств студентов.

С октября 1986 года учебный процесс организован по новым учебным планам, которые содержат развернутую характеристику системы знаний, умений и навыков, формирующих^ современного специалиста. Согласно новым планам количество обязательных аудиторных занятий на младших курсах составляет от 28 до 30 часов в не-

.делю, на старших — До 24 чатсов, изменено соотношение меЖду различными видами учебных зайятий по дисциплинам в пользу практических форм обучения.

Коренным образом перестраиваются лекционные и семинарские занятия, возросла роль лабораторных практикумов, обеспечивается использование активных форм и методов обучения и применение вычислительной техники. Принимаются меры к более полному обеспечению студентов всеми необходимыми учебно-методическими материалами. Успешное осуществление перестройки учебного процесса во многом зависит от уровня йкучйо-методи-ческой работы, поэтому вопросы ее организации заинтересованно обсуждаются на секции естественных факультетов научно-методического совета университета.

В целях интеграции образования с производством на ряде промышленных предприятий созданы филиалы выпускающих кафедр. Тем самым часть лабораторных работ, курсовое и дипломное проектирование выносятся непосредственно на йроизводство. Привлекая заводских специалистов к учебному процессу, факультеты имеют возможность использовать производственные площади и лабораторное оборудование предприятия. Неплохо в этом

31

t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.