Научная статья на тему 'С благодарностью к учителю'

С благодарностью к учителю Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С благодарностью к учителю»

Перейдем теперь к рассмотрению стратегий функционирования национального мифа в литературе рубежа XX —XXI вв. Именно в это время, по мнению авторов монографии, происходит переконструирование национального мифа, и этот процесс приобретает все более воображаемый характер. В современной литературе особое место отводится альтернативной истории. Отмечаются две основные жанровые стратегии (историческое и антиутопическое повествование), позволяющие реализовывать игру с национальным мифом. Кроме того, Т. Н. Бреева и Л. Ф. Хабибуллина сочли необходимым выделить черты английскости. На примере произведений Дж. Свифта и П. Акройда они демонстрируют разные формы ремифо-логизации национальной истории. Что касается доминирующих тенденций демифологизации национального мифа, то авторы посчитали необходимым отметить возвращение к проблемам внутреннего национального бытия, феминизацию национального мифа, стремление к созданию персональной модели национального бытия.

Из вышесказанного можно заключить, что национальный миф — одна из форм

Вряд ли скупые официальные строки: «Родился... поступил... окончил... является...» — могут раскрыть глубину человеческой сути. Гораздо важнее, насколько необходимо незримое присутствие человека в твоей жизни, как долго хранится о нем память. Людей, не заботящихся ни о ком, она

культурного воображаемого, которая сопровождает процесс формирования национальной идентичности, становясь вариантом ее репрезентации и активно участвуя в ее конструировании. Функционирование мифа при наличии социокультурных факторов позволяет выделить его этапы: 1) мифологизация собственного исторического прошлого на классическом образце; 2) построение системы автостереотипов.

На наш взгляд, Т. Н. Бреевой и Л. Ф. Хабибуллиной особенно удалось построение структуры национального мифа, которая предполагает вычленение гиперисторической миссии нации. В результате сфера его репрезентации перемещается с национальной характерологии на формы, способные создавать проективную модель национального мира и формировать мифологему единого национального тела, центрирующего общемировую картину.

Книга раскрывает новые перспективы в изучении взаимодействия русской и английской литературы, проблем литературного мифа и будет, вне всякого сомнения, полезна преподавателям вузов, студентам и аспирантам филологических специальностей.

С. Ю. Кадомцева

стирает, оставляя в душе досаду, обиды, но не имена. А люди, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. И тогда строки их биографии превращаются, как писал Д. С. Лихачев, в «пути доброты».

Такими путями доброты и служения другим людям идет по жизни Клара Лей-

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ К УЧИТЕЛЮ...

«Финно-угроведение. Филологические науки»

зеровна Цыганова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

Ее дорога берет начало в Днепропетровске. Похоже, изучение украинского языка в школе, окружавшая в детстве украинская речь были знаками судьбы, навсегда связавшими жизнь Клары Лёйзеровны с миром славян. А пока по приезде в Саранск выбор был сделан в пользу филологии. Она — студентка историко-филологического факультета Мордовского государственного педагогического института, впоследствии — университета. Т. В. Михалева (человек, сыгравший в жизни Клары Лейзеровны значительную роль), будучи заведующим кафедрой русского языка, не могла не оценить способностей дипломницы, ее усердия, увлеченности наукой. После окончания вуза К. Л. Цыганова, проработав пять лет в детской республиканской библиотеке им. А. С. Пушкина (куда ее, несомненно, завели пути доброты и любви к книгам и детям), вернулась на кафедру русского языка, но уже в качестве преподавателя.

С этого момента начался новый жизненный виток — путь в науку. Судьба распорядилась так, что «врата учености» перед молодым ученым распахнулась кафедра славянской филологии Ленинградского государственного университета. Трудные аспирантские годы (вдали от семьи, маленького сына) были одновременно счастливыми, позволившими приобщиться к миру академической науки, познать радость первых научных достижений. В ЛГУ Клара Лейзе-ровна успешно защитила кандидатскую диссертацию в области синтаксиса сербохорватского языка под руководством профессора П. А. Дмитриева. Ее общительность, целеустремленность, трудолюбие на долгие годы остались в памяти и сердцах коллег кафедры славянской филологии, которая определила круг научных интересов кандидата филологических наук К. Л. Цыгановой как исследователя-слависта.

В родном университете Клара Лейзеров-на по сей день является ведущим специалистом, доцентом кафедры русского языка филологического факультета. Ее жизнь — это служение любимому делу. Коллега, преподаватель, педагог, Учитель, преданная жена, заботливая и любящая мать, бабушка, а теперь и прабабушка — во всех ипостасях она всегда остается верна выбранному пути «целеустремленной доброты».

Для студентов нет понятия «первый преподаватель» в отличие от «первого учи-

теля» для школьника. Но в моей жизни Клара Лейзеровна Цыганова — «первая» во всех смыслах этого многозначного слова. Она была первым преподавателем, которая читала первую лекцию на нашем первом курсе. Курс «Введение в славянскую филологию» по стечению обстоятельств стал «введением» и в мою научную жизнь. Вспоминаю, как мы, неискушенные студенты, не загадывая на будущее, познавали азы науки в первом семестре, повторяя за Кларой Лей-зеровной фразы, похожие на заклинание: «...дифтонги монофтонгизировались...». Почему-то запомнились навсегда ее простые истины: «Ученый — это не тот, кто знает все, а тот, кто знает, где найти, прочитать и что изучить».

Потом она была моим первым преподавателем, открывшим мир славянских языков, первым руководителем первой научной (дипломной) работы. А потом... первой, кто поддержал желание и стремление учиться в аспирантуре. С радостью, с чувством глубокого уважения и признательности я замечаю, для скольких студентов, как и для меня, она стала первым наставником, учителем, воспитателем в их новой филологической жизни.

Ученики К. Л. Цыгановой преподают в разных вузах страны, становятся кандидатами и докторами наук и все, с благодарностью вспоминая Учителя, несут уже своим ученикам частицу ее доброты, сердца, увлечения любимым делом.

Именно увлеченность, пытливость ума, высокая ответственность за все, что бы она ни делала, помогли сформироваться этому человеку как специалисту и исследователю высокого класса. Круг научных интересов Клары Лейзеровны широк: синтаксис, словообразование, фразеология. Хорошее владение сербохорватским языком позволяет выполнять интересные работы в сопоставительном аспекте. Будучи опытным исследователем и идя в ногу со временем, она не устает осваивать новые научные направления, пишет статьи в области когнитивной лингвистики, использует тендерный подход в исследованиях. Ею опубликовано около 90 работ.

К. Л. Цыганова умеет совмещать дар исследователя с даром методиста, педагога, что удается не каждому. На ее занятиях учатся не только студенты, но и коллеги. Ведь только став преподавателем и заняв место за кафедрой, начинаешь замечать то многое, что не можешь оценить на студенческой скамье. Разнообразная система заданий, плавные переходы между этапами занятия, богатый дополнительный материал и всегда — терпение и такт, готовность к содействию и со-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М? 1

трудничеству. Так мы вырастаем на ее глазах, переходя с курса на курс, из года в год... Мы, ее ученики, которых она неустанно пытается вести за собой путями доброты.

Издавна известна непреложная истина: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе». Значит, Клара Лейзеровна Цыганова должна

стать очень счастливым человеком! Этого мы желаем ей от всего сердца. Ведь с уверенностью можно сказать, что смысл жизни этого человека сконцентрирован в пастерна-ковских строках:

Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.'

А. Ю. Маслова

4

« Ф ин но-у гро ведение. Филологические науки»

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.